Анализ рассказа А. П. Чехова «Душечка» с точки зрения хронотопа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ рассказа А. П. Чехова «Душечка» с точки зрения хронотопа



Ведущая рoль в разрабoтке категoрий худoжественнoгo прoстранства и времени принадлежит М. М. Бахтину, предлoжившему «пoследoвательнo хрoнoтoпический пoдхoд» в изучении худoжественнoгo прoизведения. Он понимает хронотоп как «существенную взаимосвязь временных и пространственных отношений».

Хронотоп – универсальная категория, поэтому изучение категории времени-пространства в творчестве А. П. Чехова позволит глубже проникнуть в структуру и содержание его рассказов, раскрыть новые грани созданного им художественного мира. Особое внимание следует уделить «Душечке».

У рассказа особая организация повествования. Основная тема «Душечки» – любовь. Вся жизнь Оленьки Племянниковой — это любовное чувство: «Она постоянно любила кого-нибудь и не могла без этого. Раньше она любила своего папашу, который теперь сидел больной, в темной комнате, в кресле и тяжело дышал; любила свою тетю, которая иногда, раз в два года, приезжала из Брянска; а еще раньше, когда училась в прогимназии, любила своего учителя французского языка». Именно поэтому система событий в рассказе, сконцентрированная вокруг главной героини, представляет собой историю ее любовных увлечений.

Композиция произведения четырехчастная, что соответствует смене привязанностей Оленьки. Для построения повествования Чехов использует прием повторения: в каждой из четырех частей ситуация развивается по одинаковому сценарию. Это и создает образ статичный. Несмотря на то, что в жизни главной героини происходит множество событий, они всё же напоминают «день сурка».

Влюбленная Оленька словно перевоплощается в объект своей любви, перенимает его мнение, испытывает чувство утраты и в конце концов лишается внутреннего содержания, её жизнь превращается в существование. Такое однообразие действий и прогнозируемость дальнейшего развития событий создают комический эффект.

Душечка связывает свою судьбу с Кукиным и живет интересами театра, позже пылко влюбляется в лесоторговца Пустовалова и, наконец, полностью отдается заботам ветеринара Смирнина. И лишь в заключительной части испытывает ту любовь, которой ей так не хватало – материнскую.

Однако жизнь её наполнена смыслом, имеет какое-то движение и развитие только тогда, когда Оленька испытывает к кому-либо глубокую привязанность. Видимо, поэтому А. П. Чехов описывает не всю жизнь Оленьки, а лишь значимые эпизоды её жизни, так как без особой привязанности к другому человеку жизнь её бессобытийна, не наполнена смыслом. По этой причине читатель может лишь догадываться о том, сколько лет занимает повествование, помещенное всего лишь на нескольких книжных страницах.

Писатель не забывает и об окружающем героиню мире: “Город мало-помалу расширялся во все стороны; Цыганскую слободку уже называли улицей, и там, где был сад «Тиволи» и лесные склады, выросли уже дома и образовался ряд переулков. Как быстро бежит время! Дом у Оленьки потемнел, крыша поржавела, сарай покосился, и весь двор порос бурьяном и колючей крапивой”. Только Оленьку это мало заботит, она замкнута как будто сама в себе. Дар самоотверженной любви, которым одарена героиня, переплетается с полным отсутствием духовных интересов, неспособностью к самостоятельному мышлению: «У нее не было никаких мнений». Не случайно героиня лишена собственной речевой характеристики, а повторяет, словно эхо, слова своих мужей.

Пространство Ольги Семёновны очерчено флигельком и церковью. Сама Оленька во время отъезда мужа сидит у окна и сравнивает себя с курами: «И в это время она сравнивала себя с курами, которые тоже всю ночь не спят и испытывают беспокойство, когда в курятнике нет петуха». Мы и не видим мир её глазами, а наблюдаем за ним через взгляды возлюбленных Оли.

Увядающая без любви Душечка вдруг оживает, когда перед ней открывается возможность отдаться воспитанию чужого ребёнка. До его появления образ Душечки представал в двояком освещении: трогательное и милое в ней было неотделимо от смешного и ограниченного. Лирическому началу в повествовании о ней неизменно сопутствовало начало ироническое. Но в последнем эпизоде, когда любовь Душечки приняла совсем новое направление, о ней сказано совершенно иначе: “Ах, как она его любит! Из ее прежних привязанностей ни одна не была такою глубокой, никогда еще раньше ее душа не покорялась так беззаветно, бескорыстно и с такой отрадой, как теперь, когда в ней все более и более разгоралось материнское чувство. За этого чужого ей мальчика, за его ямочки на щеках, за картуз она отдала бы всю свою жизнь, отдала бы с радостью, со слезами умиления. Почему? А кто ж его знает — почему?”

Это глубокое чувство определило в значительной степени изменения в ее духовном мире, в ее образе мыслей и в поведении. Она становится более самостоятельной, позволяет себе высказывать собственные суждения, на что раньше и намека не было. Она уже советует родителям Саши, по существу безразличным к судьбе собственного сына, в какое учебное заведение устроить его учиться, полагает, что «классическое образование лучше реального», говорит о том, как трудно учиться в гимназии, мечтает о будущем Саши. И хотя у нее остаются ещё некоторые привычки старого (копировать других, в том числе и Сашу), во второй части рассказа перед нами предстает уже во многом другой человек, обретающий некую самостоятельность в поступках и суждениях, нашедший в жизни свое главное назначение и призвание — быть матерью.

Именно с этого момента у Душечки начинается истинная, наполненная смыслом жизнь. Героиня будто оживает. На это указывают ряды однородных членов: распоряжалась, засветилась, посвежела, очнулась, проговорила; любит, делает, молится, крестит, шепчет; обедают, разговаривают, готовят (уроки)

Финал рассказа Чехов оставил открытым: повторится ли для Душечки снова ситуация потери? Или она окончательно и бесповоротно обрела материнское счастье?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.189.247 (0.004 с.)