A. Развитие средств транспорта и передачи информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

A. Развитие средств транспорта и передачи информации



Технологическая карта урока

Данные об учителе: Тахиров Никита Игоревич, Маршева Виктория Владимировна.

Предмет: Обществознание.

Класс: 11.

УМК: УМК по Обществознанию (11 класс) под ред. Л.Н. Боголюбова.

Тема урока: «Глобализация и глобальные проблемы человечества».

Цель урока: сформировать у учащихся представление о глобализации как о многогранном и неоднозначном явлении, сформировать представление о глобальных проблемах человечества, их факторах и последствиях, научится устанавливать взаимосвязи между ними и искать пути их решения.

Тип урока: комбинированный урок: урок развивающего контроля и урок общеметодологической направленности.

Вид урока: викторина и диспут.

Планируемые результаты:

Личностные

— Готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

— Готовность обучающихся к конструктивному участию в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах общественной самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;

— Развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

— Мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

— Экологическая культура, бережное отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственность за состояние природных ресурсов; умения и навыки разумного природопользования, нетерпимое отношение к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности.


Метапредметные

Познавательные

— Находить в тексте требуемую информацию в соответствии с целями своей деятельности;

— Преобразовывать текст, переводя его в другую модальность, интерпретировать текст;

— Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

— Излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

— Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

— Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.

Регулятивные

— Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

— Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

— Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

— Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

— Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

— Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

— Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства / ресурсы для решения задачи / достижения цели;

— Соотносить реальные и планируемые результаты образовательной деятельности и делать выводы.

Коммуникативные

— Строить позитивные отношения в процессе учебной, познавательной деятельности;

— Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом);

— Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

— Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений;

— При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях;

— Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

— Использовать невербальные средства и наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя.

Предметные

— Характеризовать общество как целостную развивающуюся (динамическую) систему в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

— Выявлять, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, иллюстрирующую многообразие и противоречивость социального развития;

— Приводить примеры прогрессивных и регрессивных общественных изменений, аргументировать свои суждения, выводы;

— Формулировать собственные суждения о сущности, причинах и последствиях глобализации; иллюстрировать проявления различных глобальных проблем.

Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Методы и приемы: решение тестовых заданий, сопоставление, заполнение таблицы, анализ иллюстрации, анализ документа, анализ диаграмм, использование изобразительной наглядности, описание, объяснение, характеристика, поиск информации, выделения главного, выявление позиции автора, эвристическая беседа, подготовка сообщения, кейс-метод, диспут, аргументация своей точки зрения, составления cинквейна.

Используемые технологии: системно-деятельностный подход, компетентностный подход, дифференцированный подход, исследовательская технология обучения, технологии развивающегося и проблемного обучения.

Опорные понятия, термины: глобализация, глобальные проблемы человечества, экологический кризис, унификация, вестернизация, американская мечта, транснациональная компания.

Дидактический материал:

— Учебник по Обществознанию, 11 класс, профильный уровень под ред. Л.Н. Боголюбова;

— Презентация: «Интеллектуальная игра “Своя игра”»;

— Презентация: «Интеллектуальная игра “Квиз-плиз”»;

— Раздаточный материал для капитанов: «Глобализация: за или против?»;

— Раздаточный материал для групп: «Глобальные проблемы человечества: сущность, причины, решения»;

— Бланки оценивания для команд.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.


Список литературы:

а) Методическая:

— Соболева, О. Б. Методика обучения обществознанию: учебник и практикум для академического бакалавриата / под ред. О. Б. Соболевой, Д. В. Кузина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 474 с.

— Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания: учебник и практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. — М.: Издательство Юрайт, 2020. — 274 с.

— Губина, Е.В. Методика преподавания обществознания / Губина Е.В. – Казань: Казан. ун-т., 2015. – 48 с.

— Боголюбов, Л.Н. Методические рекомендации по курсу «Человек и общество». Ч. 2. 11 кл. / Боголюбов Л.Н. и др. – М.: Просвещение, 2000, с.76–80.

— Чернышёва, О.А. Обществознание. ЕГЭ. Работа с текстом. Решение познавательных задач / Чернышёва О.А., Пазин Р.В. – Ростов-на-Дону: Легион, 2017. С. 22-28.

— Урок 15. Урок-проект «Глобальные проблемы человечества» // Российская электронная школа
URL: https://resh.edu.ru/subject/lesson/5841/conspect/289636/ (дата обращения: Октябрь 2020).

б) Учебная:

— Обществознание. 11 класс: профильный уровень / Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, А.В. Белявский и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова [и др.]. – 5-е изд., доп. – М.: Просвещение, 2018. – 350 с.

— Лазебникова, А.Ю., Брандт М.Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу «Человек и общество». - 2-е изл., испр. – М.: Дрофа, 2000. – 288с. – (Библиотека учителя)

— Кравченко, А.И. Обществознание: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений / А.И. Кравченко. – 3-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. – 376с.

— Князев, В.Н.; Лозовский, Л.Ш.; Райзберг, Б.А. Обществознание для абитуриентов Серия: Домашний репетитор. Издательство: М.: Айрис-пресс; Издание 2-е; 2004 г. – 512 с.

— Вартанова, Е.Л. «Глобализация СМИ и масс-медиа России». Вести. Моск. Ун-та. Сер.: Журналистика. 20005. №4. с. 9-24.

— Глобальные проблемы современности и пути их решения // Энциклопедия Экономиста URL: https://www.grandars.ru/college/filosofiya/problemy-sovremennosti.html (дата обращения: Октябрь 2020).

— Море Лаптевых впервые не замерзло в октябре. Это случилось из-за глобального потепления? Замерзнет ли оно вообще? И отразится ли это на погоде? // Meduza URL: https://meduza.io/feature/2020/10/29/more-laptevyh-vpervye-ne-zamerzlo-v-oktyabre-eto-sluchilos-iz-za-globalnogo-potepleniya-zamerznet-li-ono-voobsche-i-otrazitsya-li-eto-na-pogode (дата обращения: Октябрь 2020).


Конспект урока

Этап урока Содержание и деятельность учителя Учебно-познавательная деятельность учащихся Формируемые УУД

Проблемно-мотивационный

Проводит жеребьёвку. Объединяются в три команды.

Принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность (р)

Выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства / ресурсы для решения задачи / достижения цели (р)

Находить в тексте требуемую информацию в соответствии с целями своей деятельности (п)

Проверяет готовность к уроку. Готовятся к уроку.
Спрашивает готовность домашнего задания: I уровень: Прочитать параграфы §37 и §39 учебника Л. Н. Боголюбова и письменно ответить на вопросы. II уровень: Составить сложный план «Глобализация и глобальные проблемы человечества». или Заполнить таблицу «Глобализация в разных сфера жизни общества». III уровень: Создать инфографику «Глобальные проблемы человечества». или Создать интеллект-карту по одной из глобальных проблем человечества. или Написать эссе на основе цитаты: «Глобализация — открытый и противоречивый процесс, последствия которого чрезвычайно сложно предсказывать и контролировать» (Э. Гидденс). Дают обратную связь о выполнении домашнего задания.
Задает вопрос классу: Вам необходимо будет внимательно послушать диалог и определить, какой теме будет посвящен наш урок? Зачитывает отрывок из произведения Джона Дона: «Нет человека, который был бы как Остров, сам по себе, каждый человек есть часть Материка, часть Суши; и если волной снесёт в море береговой Утёс, меньше станет Европа, и так же, если смоет край мыса или разрушит Замок твой или друга твоего; смерть каждого Человека умаляет и меня, ибо я един со всем Человечеством, а потому не спрашивай, по ком звонит колокол: он звонит по Тебе» Слушают отрывок из произведения Джона Дона. Отвечают на вопрос, формулируют тему урока: «Глобализация и глобальные проблемы человечества».
Объясняет порядок проведения урока: Урок пройдёт в формате интеллектуально игры. Работа команд будет оцениваться оценками. Команда, которая займёт I место получит оценку «5», II — «4», III — «3». Игра будет состоять из четырёх раундов: «Своя игра», «Квиз-плиз», «Битва капитанов» и «Выступление команд». За каждый раунд вы получите балы. В конце балы за все раунды суммируются. Победит команда, которая наберёт наибольшее количество балов. Сейчас вам нужно выбрать капитана и название команды. Капитан будет отвечать на вопросы от лица команды и будет участвовать в битве капитанов. Капитан получит дополнительную оценку за урок в соответствии с местом, которое займёт на битве капитанов. Слушаю порядок проведения урока и правила интеллектуальной игры.   Выбирают капитанов команд. Придумывают название. Представляют капитанов команд. Называют название команд.

Информационно-аналитический

Первый раунд — «Своя игра». Объясняет правил раунда: Раунд состоит из 21 вопроса. Каждый вопрос оценивается в 100, 200, 300, 400 или 500 очков. 100 очков = 1 балл. Команды отвечают по очереди. Капитан команды выбирает вопрос. Команда обсуждает вариант ответа 45 секунд. Капитан озвучивает вариант ответа. Ведущий называет правильный ответ. Ход переходит к следующей команде. Начинает «Свою игру» (см. Приложение 1). Слушают правила «Своей игры».   Выбирают вопрос. Обсуждают вариант ответа. Отвечают на вопрос. Слушают правильный ответ. Наблюдают за ответами других команд.

Формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности (р)

Определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения (р)

Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели (р)

 

 

Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели (р)

Выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты (р)

Преобразовывать текст, переводя его в другую модальность, интерпретировать текст (п)

Строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки (п)

Критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках (п)

Находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития (п)

Строить позитивные отношения в процессе учебной, познавательной деятельности (к)

Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять цели, распределять роли, договариваться друг с другом) (к)

Принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником (к)

Распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений (к)

При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (к)

Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств (к)

Использовать невербальные средства и наглядные материалы, подготовленные под руководством учителя (к)

Поздравляю, вы успешно прошли первый раунд. Подводит итоги первого раунда. Вносит баллы в бланк для оценивания (см. Приложение 5). Оглашает результаты первого раунда. Слушают результаты первого раунда интеллектуальной игры.
Второй раунд — «Квиз-плиз». Объясняет правил раунда: Раунд состоит из 15 вопросов разного типа с разной формой ответов. Каждый вопрос оценивается по-разному. Всего за раунд можно заработать 50 баллов. Учитель озвучивает вопрос для всех команд. Участники команд обсуждают вариант ответа 1 минуту. Каждая команда записывает вариант ответа в свой бланк для ответов (см. Приложение 6). Начинает «Квиз-плиз» (см. Приложение 2). Слушают правила «Квиз-плиз».   Слушают вопрос. Обсуждают вариант ответа в команде. Записывают вариант ответа в бланк для ответов.
После 15 вопроса капитаны сдают бланки с ответами от каждой команды. Озвучивает правильные ответы. Поздравляю, вы успешно прошли второй раунд. Подводит итоги второго раунда. Вносит баллы в бланк для оценивания (см. Приложение 5). Оглашает результаты второго раунда. Сдают бланки с ответами. Слушают правильные ответы. Слушают результаты второго раунда интеллектуальной игры.
Впереди вас ждёт два раунда: «Битва капитанов» и «Выступление команд». Объясняет правил «Битвы капитанов»: Капитаны, вытяните билет (См. Приложение 3). По вопросу глобализации существует точка зрения. Вам нужно доказать позицию, которая указана у вас в билете. Подготовьте выступление на 3 минуты. Обратите внимание на полноту изложения, грамотность речи и яркость подачи. Объясняет правил «Выступления команд»: Команды, вытяните файл (см. Приложение 4). Прочитайте текст, который содержится у вас в файле. Определите сущность и причины одной из глобальных проблем человечества. Предложите пути решения. Представьте материал в форме выступления на 4 минуты. На подготовку вам даётся 10 минут. Слушают правил «Битвы капитанов». Слушают правила «Выступления команд».   Готовят выступление для «Битвы капитанов». Готовят выступление для «Выступления команд».
Объясняет правила оценивания «Битвы капитанов»: Капитан каждой команды отстаивает определённую точку зрения по вопросу глобализации в течение 3 минут. После выступления капитана ему можно задать один вопрос от каждой команды. Выступление капитана оценивает учитель и участники двух других команд. Вносит баллы в бланк для оценивания (см. Приложение 5). Выступление оценивается по критериям: полнота изложения материала, грамотность речи, яркость подачи. Слушают объяснение правил оценивания «Битвы капитанов».
Начинает третий раунд — «Битву капитанов». Модерирует обсуждение выступлений. Оценивает выступление капитанов. Выступают с речью. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Слушают выступления. Оценивают выступления капитанов других команд.
Собирает бланки для оценивания «Битвы капитанов». Подводит итоги третьего раунда. Вносит баллы в бланк для оценивания (см. Приложение 5). Оглашает результаты третьего раунда. Сдают бланки с оценками. Слушают результаты третьего раунда интеллектуальной игры.
Вам даётся дополнительные 3 минуты, чтобы подготовиться к «Выступлению команд» вместе с вашими капитанами. Готовят выступление для «Выступления команд».
Объясняет правила оценивания «Выступления команд»: Команда раскрывает глобальную проблему человечества: объясняет сущность, причины и предлагает пути решения в течение 4 минут. После выступления команды ей можно задать два вопрос от каждой команды. Выступление команд оценивает учитель и участники двух других команд. Вносит баллы в бланк для оценивания (см. Приложение 5). Выступление оценивается по критериям: полнота изложения материала, грамотность речи, яркость подачи. Слушают объяснение правил оценивания «Выступления команд».
Начинает четвёртый раунд — «Выступление команд». Модерирует обсуждение выступлений. Оценивает выступление команд. Выступают с речью. Задают вопросы. Отвечают на вопросы. Слушают выступления. Оценивают выступления других команд.
Собирает бланки для оценивания «Битвы капитанов». Подводит итоги четвёртого раунда. Вносит баллы в бланк для оценивания (см. Приложение 5). Оглашает результаты четвёртого раунда. Сдают бланки с оценками. Слушают результаты четвёртого раунда интеллектуальной игры.

Рефлексивно-оценочный

Поздравляю, вы завершили интеллектуальную игру! Сейчас вам необходимо обобщить знания по пройденному материалу и составить синквейн на тему «Глобализация и глобальные проблемы человечества». Рассказывает правила составления cинквейна. Слушаю правила составления cинквейна. Составляют синквейн на тему «Глобализация и глобальные проблемы человечества».

Соотносить реальные и планируемые результаты образовательной деятельности и делать выводы (р)

Излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи (п)

Подводит итоги всей интеллектуальной игры. Вносит баллы в бланк для оценивания (см. Приложение 5). Оглашает результаты интеллектуальной игры. Оглашение оценок в соответствии с занятыми местами: команды и капитан, которые заняли I место, получают оценку «5», которые заняли II — оценку «4» и кто занял III место — «3». Поделитесь обратной связью по уроку: — Что понравилось и запомнилось? — Что вызвал затруднение? — Как вы примените полученные знания? Благодарит за активную и творческую работу. Слушают результаты интеллектуальной игры. Слушают оценки. Делятся обратной связью по уроку.

 


Приложение 1. «Интеллектуальная игра “Своя игра”»

 

Глобализация

 

100

Процесс всемирной культурной, экономической, политической интеграции и унификации называется

A. Синергетикой

B. Прогрессом

C. Глобализацией

D. Варваризацией

 

200

Тенденция к глобализации в современном мире проявляется в

A. развитии самобытной народной культуры

B. увеличении числа безработных США

C. снижение объема мировой торговли

D. появлении интернета

 

300

Процесс глобализации характеризуется в культуре усилением

A. Специфики

B. Уникальности

C. Унификации

D. Разнообразия

 

400

Что способствует процессу глобализации в современном мире?

Проблемы

 

100

Во второй половине ХХ века человечество столкнулось с проблемами, которые затрагивают интересы всего человечества и разрешить их возможно только совместными усилиями. Эти проблемы получили название:

A. Региональные

B. Глобальные

C. Общественные

D. Национальные

 

200

Экологический кризис относится к глобальным, потому что:

A. негативно отражается на жителях США

B. порожден внеземным разумом

C. не поддается урегулированию

D. затрагивает существование всех людей планеты

 

300

К глобальным проблемам не относится проблема

A. Увеличение численности населения планеты

B. Предотвращение загрязнения окружающей среды

C. Предотвращение мировой ядерной катастрофы

Человечество

 

100

С изменением какого демографического показателя связан эффект «демографического взрыва»?

A. Рождаемость

B. Миграционный прирост

C. Смертность

D. Брачность

 

200

В пределах какого региона имеется наибольший резерв пахотных земель?

A. Северная Америка

B. Зарубежная Азия

C. Южная Америка

D. Страны СНГ

 

300

Темпы прироста населения Земли в настоящий момент

A. постепенно сокращаются

B. продолжают увеличиваться

C. остаются без изменений

D. резко сокращаются

 

400

Перед какой из перечисленных стран демографическая проблема стоит наиболее остро?

A. Китай

B. США

C. Нидерланды

D. Индия

 

500

Наибольший объем отходов и загрязняющих веществ производят страны

A. Аграрные

B. с переходной экономикой

C. развитые

D. развивающиеся


 

Общество

 

100

Совокупность черт, отличающих данного человека от всех остальных людей, отображается в понятии

A. субъект

B. личность

C. индивидуальность

D. индивид

 

200А

Древнегреческий писатель Гесиод призывал: «Слушайся голоса правды и думать забудь о насилье!». Это высказывание – пример нормы

A. эстетической

B. религиозной

C. морали

D. права

200Б

Идеальный образ результата деятельности – это

A. цель

B. мотив

C. объект

D. потребность

 

300

Искусству, как виду человеческой деятельности, обязательно присуща(-е)

A. правдоподобность результатов

B. создание художественных образов

C. ясность и цельность выражения

D. создание материальных ценностей

 

400

Знания, соответствующие предмету познания, принято считать

A. законом

B. гипотезой

C. критерием познания

D. истиной

500

О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?

A. гуманизации

B. глобализации

C. компьютеризации

D. гуманитаризации


 

Приложение 2. «Интеллектуальная игра “Квиз-плиз”»

1

Запишите словосочетание, пропущенное в таблице.

 

Основные факторы единства современного человечества

Факторы глобализации Их последствия
Создание единого … В единый информационный поток соединились все регионы планеты
Изменение транспорта Быстрота и доступность перемещения из одной части света в другую
Трансформация экономики Создание мировых рынков, увеличение роли международной торговли

 

Ответ: Информационное пространство

2

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на месте пропусков.

 

Процесс глобализации начался под влиянием исторических изменений в [А], которые произошли в [Б], и дальнейшего углубления [В]. С распадом Советского Союза возникли благоприятные условия для развития [Д].

 

А Б В Г
       

 


1) мировоззрение европейского общества

2) конец 1890-х – начало 1900-х гг.

3) политическая картина мира [А]

4) командная экономика

5) научно-техническая революция [В]

6) кризис колониальной системы

7) рыночная экономика [Г]

8) конец 1980-х – начало 1990-х гг. [Б]


3

 

Постмодернизм – важнейший фактор современного культурного климата. Классикой постмодернизма в мировой литературе являются книги итальянского писателя Умберто Эко «Имя ролы» и «Маятник Фуко». На фотографиях представители постмодернизма в отечественной литературе. Напишите, как их зовут.

 

Ответ: Венедикт Ерофеев, Владимир Сорокин, Виктор Пелевин

 

4

Выберите верные суждения об отличительных чертах глобализации и запишите цифры, под которыми они указаны:

 

1) Деловые отношения переходят на цифровую инфраструктуру [+]

2) Возникает жесткий дефицит продовольственных ресурсов

3) В мире резко сокращается количество военных конфликтов

4) Образ жизни унифицируется по западноевропейскому образцу [+]

5) Уменьшаются потоки миграции населения

6) Возрастает роль средств массовой информации [+]

 

5

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущено одно понятие. Запишите пропущенное понятие:

 

[x] – одно из наглядных проявлений глобализации в области экономики, политики и культуры. [x] – процесс перестройки различных обществ согласно западноевропейскому образу жизни, распространение западных ценностей по всему миру.

 

Ответ: Вестернизация

 


6

В конце XX века российское общество начало перенимать западные ценности. Что из перечисленного свидетельствует о распространении в России западноевропейского образа жизни? Запишите цифры, под которыми указаны признаки западной цивилизации.

 

1) религиозное просвещение

2) рыночная экономика [+]

3) коллективистский дух

4) правовое государство [+]

5) отсутствие социальной мобильности

6) политический и духовный плюрализм [+]

 

7

Это словосочетание часто употребляется для обозначения жизненных идеалов жителей США в материальном и в духовном смысле. Назовите двумя словами образ жизни, который изображён на иллюстрации.

 

Ответ: американская мечта

 


8

Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на месте пропусков.

 

Многие европейские страны уже отказались от национальных валют и перешли на [А], границы между странами [Б] условны. Проблемы мировой политики и экономики решаются двумя клубами – [В]. 

 

А Б В
     

 

1) Доллар

2) Шенгенский союз

3) «Астанинская тройка» и «Нормандская четвёрка»

4) Ганзейский союз

5) Евро

6) «Большая семёрка» и «Большая двадцатка»

 

9

Выберите верные суждения о глобализации в сфере экономике и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Важный фактор производства в информационной экономике – интеллектуальный капитал – знания, которые обеспечивают конкурентоспособность фирмы или международную конкурентоспособность страны. [+]

2) Транснациональные корпорации – фирмы, которые работают в многонациональной стране, но не реализуют на международном рынке свою продукцию и не оказывают влияние на мировую экономику называются

3) Процесс углубления взаимодействия экономик отдельных регионов называется регионализацией [+]

4) Одни из положительных последствий глобализации – тяжесть проявления мировых экономических кризисов во многих странах мира

 


10

Установите соответствие между международными организациями и сферами деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

Международные организации

Сферы деятельности

А) Всемирная торговая организация

Б) Содружество Независимых Государств

В) Организация Североатлантического договора

Г) Международный валютный фонд

Д) Организация Объединённых Наций

Е) Европейский союз

 

1) Преимущественно экономика

2) Преимущественно политика

3) Политика и экономика

 

А Б В

Г

Д Е
     

 

   
             

11

В приведённом ниже ряду найдите понятия, которое обобщает / включает в себя все остальные представленные понятия.

 

ядерная катастрофа, мировая война, экономический кризис, наркомания, терроризм, стихийные бедствия, глобальные проблемы человечества, голод и эпидемии

 

Ответ: глобальные проблемы человечества

 

12

Правительство государства Альфа выпустило программу развития культуры до 2025 года. Что из приведённого в списке свидетельствует о глобализации в сфере культуры? Запишите цифры, под которыми это указано.

1) Религия и духовные организации контролируют мировоззрение населения

2) Происходит размывание национальной культурой идентичности [+]

3) Люди обязаны одеваться в специальную одежду, согласно своей статусу

4) Любой человек имеет доступ к Интернете и спутниковому телевидению [+]

6) Доступ к информации ограничен экономическим и социальным цензом

7) Кинофильмы и книги становятся одновременно доступными во всём мире [+]

 

13

Опираясь на знания из курсов «географии» и «истории» приведите пример, который иллюстрируют тезис: «В результате глобализации формируется планетарное экономическое пространство, в котором отрасли, география размещения производств, обмен информацией и технологиями определяются соображениями развития мирового хозяйства, а экономические подъёмы и кризисы происходят в мировом масштабе».

 


14

Выберите верные суждения о принципах решения глобальных проблем и запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Для решения глобальных проблем не обязательно объединить усилия всех стран

2) Необходимо изучить возможные причины глобальных проблем со всех сторон [+]

3) Требуется развивать безотходное и экологичное производство. [+]

4) Каждое государство должно ограничится собственными национальными интересами.

5) Важно создать международную систему прогнозирования. [+]

6) Нужно пожертвовать благом будущих поколений ради благополучия в настоящем.

 

15

Рассмотрите фотографию, приведённую ниже. На ней изображено одно из проявлений глобализации в социальной сфере. Какую глобальную проблему иллюстрирует фотография?

 

 

Ответ: нелегальная миграция


 

Приложение 3. Раздаточный материал для капитанов:
«Глобализация: за или против?»

 

По вопросу становления единого человечества существует точка зрения:
Единство человечества — только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.

Докажите эту позицию. Подготовьте выступление на 3 минуты.

Обратите внимание на полноту изложения, грамотность речи и яркость подачи.

 

По вопросу становления единого человечества существует точка зрения:
Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.

Докажите эту позицию. Подготовьте выступление на 3 минуты.

Обратите внимание на полноту изложения, грамотность речи и яркость подачи.

 

По вопросу становления единого человечества существует точка зрения:
Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.

Докажите эту позицию. Подготовьте выступление на 3 минуты.

Обратите внимание на полноту изложения, грамотность речи и яркость подачи.



Приложение 4. Раздаточный материал для групп:
«Глобальные проблемы человечества: сущность, причины, решения».

 

ЗАДАНИЕ: Прочитайте текст. Определите сущность и причины одной из глобальных проблем человечества. Предложите возможные пути решения. Представьте материал в форме выступления на 4 минуты.

В последние годы климат на Земле заметно меняется: одни страны страдают от аномальной жары, другие от слишком суровых и снежных зим, непривычных для этих мест.

Экологи говорят о глобальном изменении климата, включающем увеличение средней годовой температуры, вызывающей таяние ледников, и повышение уровня Мирового океана. Помимо потепления, происходит также разбалансировка всех природных систем, которая приводит к изменению режима выпадения осадков, температурным аномалиям и увеличению частоты экстремальных явлений, таких как ураганы, наводнения и засухи.

Изменения климата обусловлены переменами в земной атмосфере, процессами, происходящими в других частях Земли, таких как океаны, ледники, а также эффектами, сопутствующими деятельности человека. Внешние процессы, формирующие климат, — это изменения солнечной радиации и орбиты Земли.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.246 с.)