Толкование блаженного Феофилакта Болгарского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Второе послание к Тимофею святого апостола Павла.

                                                                                        Предисловие

Почему апостол пишет это, второе, послание к Тимофею? В первом послании он сказал: «надеюсь вскоре прийти к тебе» (1Тим.3:14). Но это не исполнилось, ибо он задержан был Нероном. Поэтому вместо своего прибытия посланием утешает его, потому что Тимофей скорбел сколько вследствие отсутствия апостола, столько же и от тяжести епископской власти. Ибо и великие мужи затрудняются в управлении кораблем Церкви, будучи со всех сторон затопляемы большими волнами, особенно же в то время, когда повсюду войны. При этом апостол зовет его к себе, ибо был близок уже к смерти.

Глава 1

Тим.1:1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе.

Тим.1:2 Тимофею, возлюбленному сыну.

Благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.

Тим.1:3 Благодарю Бога.

Которому служу от прародителей с чистою совестью.

Что непрестанно вспоминаю о тебе в молитвах моих днем и ночью, и желаю видеть тебя.

Тим.1:4 Вспоминая о слезах твоих, дабы мне исполниться радости.

Тим.1:5 Приводя на память нелицемерную веру твою.

Которая прежде обитала в бабке твоей Лоиде и матери твоей Евнике.

Уверен, что она и в тебе.

Тим.1:6 По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий.

Который в тебе через мое рукоположение.

Тим.1:7 Ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы.

И любви.

И целомудрия.

2Тим.1:8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа1.

Ни меня, узника Его.

Но страдай с благовестием Христовым2.

Силою Бога.

Тим.1:9 Спасшего нас и призвавшего званием святым.

Не по делам нашим, но по Своему изволению и благодати.

Данной нам во Христе Иисусе прежде вековых времен.

Тим.1:10 Открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа.

Разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие.

Тим.1:11 Для которого я поставлен проповедником и Апостолом и учителем язычников.

Тим.1:12 По сей причине я и страдаю так.

Но не стыжусь.

Ибо я знаю, в Кого уверовал, и уверен, что Он силен сохранить залог мой на оный день.

Тим.1:13 Держись образца здравого учения.

Которое ты слышал от меня.

С верою и любовью во Христе Иисусе.

Тим.1:14 Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас.

Тим.1:15 Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген.

Тим.1:16 Да даст Господь милость дому Онисифора.

За то, что он многократно покоил меня.

И не стыдился уз моих.

Тим.1:17 Но, быв в Риме, с великим тщанием искал меня и нашел.

Тим.1:18 Да даст ему Господь обрести милость у Господа, в оный день.

А сколько он служил мне в Ефесе, ты лучше знаешь.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Тим.1:1 Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, по обетованию жизни во Христе Иисусе.

Тотчас, в самом начале, ободряет душу. Не указывай, мне, говорит, на здешние бедствия. Они доставляют нам вечную жизнь. Мы сделались апостолами для того, чтобы умереть и жить вечно. Чтобы Тимофей, вместо утешения не был более опечален, услышав, что учитель в опасности, он этим в самом начале утешает его. Если же жизнь – обетование, то не ищи ее здесь. Это есть жизнь во Христе Иисусе, то есть со Христом, потому что Он дает ее нам и ее содержит. Ибо телесная жизнь – в яствах и питиях, а духовная во Христе содержится: Он для нас все.

Тим.1:2 Тимофею, возлюбленному сыну.

Можно быть и сыном, но нелюбимым. Между тем Тимофей был возлюбленным и, без сомнения, за свою добродетель. Этим, таким образом, апостол показывает, что он оставляет его не потому, чтобы гневался на него или презирал его за что-нибудь: нет, ты, говорит, возлюбленный мне; но сила и необходимость заставляют оставить его.

Благодать, милость, мир от Бога Отца и Христа Иисуса, Господа нашего.

О чем молил Бога прежде, в Первом послании, о том молит за него и теперь. Итак, относительно этого места прочитай в Первом послании.

Тим.1:3 Благодарю Бога.

Видишь ли чрезвычайную любовь? Благодарю, говорит, Бога за то, что, любя тебя, я помню о тебе. Это и есть истинная любовь, когда кто-либо восхищается своею любовью к другому.

Уверен, что она и в тебе.

Так как доблести предков, если и мы таковы, прославляют нас; если же нет, служат скорее к нашему осуждению. Поэтому апостол говорит: я убежден в том, что вера предков твоих есть и в тебе. Итак, ты имеешь веру нелицемерную, еще от предков утвержденную и не могущую колебаться.

И любви.

Любви и к Богу, и к ближним. Ибо и то, чтобы Бога любить, как Отца, имеем мы от Духа, делающего то, что мы взываем: «Авва, Отче» (Рим.8:15). И то, чтобы непоколебимыми пребывать в любви к ближним, есть дар, происходящий от Божественной силы; соблазны же, напротив, происходят от трусости и малодушия. Однако и нам должно прежде всего показать то, что зависит от нас самих.

И целомудрия.

Или: чтобы мы были разумны, с здравым умом, в здравом состоянии; или: чтобы, духом своим здравомыслили, и если постигнет нас какое-либо испытание, мы приняли бы его к руководству; или: чтобы и других уцеломудривали и научали разуму.

2Тим.1:8 Итак, не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа1.

Многие окаянные, по человеческим понятиям судя о том, что выше нашего понимания, стыдом почитают возвещать, что Сын Божий распят, не зная, что силой Креста Его осужденный человек стал сыном Божиим. Ты же, Тимофей, не стыдись свидетельствовать о Христе и смерти Его крестной, но с дерзновением проповедуй о том. Апостол не сказал: не бойся, но: «не стыдись», чтобы показать, что дело это не имеет опасности, а только один стыд; если же презришь его, то прочее безопасно.

Ни меня, узника Его.

Не стыдись того, что я, воскрешающий мертвых, учитель вселенной, теперь связан. Я связан не как злодей, я узник Его, то есть ради Него. Если Он не постыдился креста, то как я постыжусь уз?

Но страдай с благовестием Христовым2.

То есть не просто покажи, что ты не постыдился, но на опыте, в делах, и будь участником в одном и том же со Христом и со мной. Это же он выразил и выше в словах: «дал нам Бог дух силы». Что значит «страдай с благовестием»? Ужели благовествование страдает? Нет, не то; но или говорит: спострадай мне ради благовестия, или благовестием называет всех проповедников Евангелия и строителей тайн, как и в Послании к Коринфянам (2Кор.9:12). Итак, пострадай вместе с тем, кто послужил благовествованию. Но, может быть, кто-нибудь излишним страданием за благовествование назовет препятствие к его распространению и неверие в него. Таким образом, и ты спострадай страждущему благовествованию.

Силою Бога.

Так как тяжело было сказать: "страдай", то апостол утешает: не своею, говорит, силой, но силой Христовой: твое избрание есть и готовность.

Но не стыжусь.

Видишь ли, как он и сам делами показывает то, в чем убеждает Тимофея, то есть чтобы не стыдился страданий.

Которое ты слышал от меня.

Не только чрез послания, но и устно. Поэтому не будем думать, что имеем послания недостаточные, как не всеобъемлющие, так как многое апостол преподал без письма.

И не стыдился уз моих.

Везде говорит о стыде, а не об опасности, ободряя Тимофея, что опасности будто бы нет, а только один стыд. Однако в действительности была и опасность. Нерон был возмущен против Павла за то, что он обратил кого-то из домашних его.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.188.11 (0.006 с.)