Следствие в советский период. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Следствие в советский период.



— С организационной стороны развитие органов следствия происходило перед войной в рамках административной и прокурорской моделей.

— 5 ноября 1936 г. в Прокуратуре СССР был образован Следственный отдел. Вслед за этим следственные отделы были учреждены в прокуратурах союзных и автономных республик, краев и областей. Так в нашей стране окончательно сложилась прокурорская модель построения органов следствия.

— В рамках административной модели в конце 1930-х гг. следственные подразделения были организованы в органах государственной безопасности и милиции,

— 8 января 1938 г. Прокурор СССР и Народный комиссар внутренних дел СССР издали совместный циркуляр, которым разграничили обязанности между органами милиции и следователями по производству расследования уголовных дел.

— В предвоенное десятилетие в СССР по существу сложились две параллельные системы органов юстиции (включая органы следствия):

— органы политической юстиции

— общеуголовные органы юстиции

— 20 июля 1941 года народные комиссариаты государственной безопасности и внутренних дел (разделенные в феврале 1941 г.) были вновь объединены в единый Наркомат внутренних дел СССР, который возглавил Л.П. Берия. В рамках этой реорганизации были учреждены либо воссозданы следственные отделения и группы в составе Контрразведывательного, Секретно-политического, Экономического и Транспортного управлений.

Наряду с этим в центральном аппарате Наркомата было создано обособленное следственное подразделение - Следственная часть по особо важным делам.

— В апреле 1943 года в рамках реорганизации из состава Наркомата внутренних дел (как и в феврале 1941-го) в самостоятельное ведомство был выделен Наркомат государственной безопасности СССР.

— В структуре КГБ СССР, утвержденной 18 марта 1954 года, было предусмотрено Следственное управление. В центральном аппарате МВД СССР какого-либо обособленного следственного подразделения создано тогда не было. Приказом МВД СССР от 24.11.1958 № 0068 следственный отдел был предусмотрен в структуре Главного управления милиции.

— УПК 1960

— Следователь имел право принимать все решения самостоятельно, включая решение

— о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела;

— о задержании подозреваемого, избрании большинства мер пресечения;

— о привлечении в качестве обвиняемого, об окончании предварительного следствия и т.д.

Исключение составляли случаи, когда по закону требовалась санкция прокурора

— Принятие УПК РСФСР 1960 г. окончательно закрепил ликвидацию следственных подразделений в органах внутренних дел.

— В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 января 1960 г., было ликвидировано Министерство внутренних дел СССР - вместе с Главным управлением милиции с его следственным отделом.

— Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. функция предварительного расследования была возвращена органам внутренних дел

— В 1967 г о создании единого Следственного комитета при Совете Министров СССР.

Организация предварительного расследования за рубежом.

1 Наиболее сходной с российской системой органов, осуществляющих предварительное расследование, является германская система. Министерство внутренних дел ФРГ, как и МВД России определяет общее направление деятельности полиции, которая подразделяется на криминальную и общеполицейскую. В отличие от Германии в США система органов, осуществляющих предварительное расследование преступлений сильно дифференцирована, так как центрального ведомства, наделенного традиционными полицейскими функциями, не существует.

2 Основным источником как германского, так и российского уголовно — процессуального права являются законы (уголовно-процессуальный кодекс), чем достигается нормативная определенность, урегулиро-ванность уголовно-процессуальных отношений на законодательном уровне. В уголовном процессе США значительное место занимает использование прецедента в качествисточника уголовно-процессуального права. Преимущества прецедентной системы усматривается в ее гибкости. В отличие от России правовая регламентация расследования преступлений в данных странах представляет собой предписания открыто публикуемых законодательных и иных правовых актов. Поэтому такой подход к определению правового режима расследования преступлений имеет профилактический характер, ибо каждому гражданину понятно, в каких ситуациях и объектом каких оперативно-розыскных и следственных процедур он может стать в случае противоправного поведения.

3. В отличие от российского уголовно - процессуального законодательства, необходимость установления истины по уголовному делу признается как в американском, так и в германском уголовном процессе. В США и Германии, также как и в России повышенное внимание уделяется выработке правил о недопустимости доказательств, полученных незаконным путем. В правовых системах США и России в отличие от Германии имеется особый порядок принятия судебного решения при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением так называемый институт «сделки о признании вины». Вместе с тем в настоящее время в теории и практике уголовного процесса США сложилось двойственное отношение к применению данного института.

4. Отсутствие формального возбуждения уголовного дела в США и Германии способствует более быстрому и эффективному расследованию преступлений. Дознание в данных странах представляет собой предварительную проверку, которая по своему содержанию сравнима с доследст-венной проверкой, предусмотренной УПК РФ. Различие между ними заключается в том, что полиция наделена правом производства следственных действий, которые по российскому законодательству возможны только после возбуждения уголовного дела. Отличительной чертой законодательства данных стран по вопросам расследования преступлений является его исключительная рациональность, стремление к экономии сил и средств, отсутствие дублирования и параллелизма.

5. Мировая практика борьбы с преступностью давно отказалась от попыток решения задачи раскрытия каждого преступления и достижения 100 % раскрываемости. Практическая реализация этого постулата исключила заинтересованность в укрытии преступлений от учета, необоснованные переводы нераскрытых преступлений в категорию раскрытых и другие манипуляции статистикой.

6. В США и Германии, как и в России, повышенное внимание уделяется применению мер уголовно - процессуального принуждения в ходе предварительного расследования преступлений. На законодательном уровне всесторонне и детально отрегулированы основания и порядок их применения, предусмотрены существенные процессуальные гарантии свобод личности в уголовном судопроизводстве,

7. В ходе предварительного расследования преступлений полицейские США и Германии, на которых возложены функции по расследованию преступлений, меньше всего занимаются составлением процессуальных документов и заботятся о соблюдении процессуальной формы. Протоколы допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемого представляют собой простые заметки, наброски. Однако, в случаях, когда действия полиции затрагивают интересы граждан, они должны быть санкционированы судьей. К их числу относятся такие следственные действия, как предварительный арест, обыск и другие следственные действия, связанные с ограничением личной свободы граждан. Такая организация расследования преступлений обеспечивает значительную экономию, рациональное использование сил и средств. Как представляется, по сравнению с этими странами в России чрезмерно усложнен механизм реализации уголовного закона, что не способствует быстрому и эффективному расследованию преступлений.


47. Организация предварительного следствия в Российской Федерации: основные модели и органы.

К органам предварительного следствия относятся Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы, Следственный департамент МВД России и соответствующие структуры, а также следственные подразделения органов Федеральной службы безопасности (ФСБ России).

1. Следственный комитет РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законом полномочия в сфере уголовного судопроизводства.

 Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (убийства, изнасилования), о налоговых преступлениях, по фактам совершения преступлений против правосудия, преступлений, совершенных сотрудниками органов государственной власти, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

2.В системе МВД России следственные органы представлены Следственным департаментом МВД России и подчиненными ему структурами.

Следственный департамент МВД России возглавляется начальником департамента, который одновременно по должности является одним из заместителей Министра внутренних дел РФ. Начальник Следственного департамента МВД России назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Следственный департамент МВД России и входящие в его состав органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о большинстве преступлений, связанных с причинением вреда здоровью, о преступлениях против собственности, о преступлениях в сфере экономической деятельности (кроме налоговых преступлений) и др.

3. Следователи органов ФСБ России осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях против государственной безопасности, о ряде преступлений в сфере экономической деятельности, против общественной безопасности (терроризм, диверсия) и др.

В структуре центрального аппарата ФСБ России имеется следственное управление, которое расследует особо важные уголовные дела из числа входящих в подследственность следователей ФСБ России, а также оказывает методическую помощь нижестоящим следственным органам. В управлениях ФСБ России по субъектам РФ имеются следственные отделы (отделения), сотрудники которых осуществляют предварительное следствие и реализуют иные предусмотренные законом полномочия.


48. Субъекты предварительного следствия: следователь, следователь- криминалист, руководитель следственного органа.

1. Следователь — это должностное лицо, на которое законом возложено производство предварительного следствия.

Предварительное следствие осуществляют следователи Следственного комитета РФ, органов внутренних дел, ФСБ России. Объем процессуальных прав и обязанностей следователей не зависит от их ведомственной принадлежности. Закон лишь разграничивает их компетенцию (подследственность) в зависимости от предмета расследуемого дела, что находит внешнее отражение в квалификации преступления

Определяя следователя как должностное лицо, уполномоченное законом осуществлять предварительное следствие по делу, необходимо сразу же оговорить, что он, кроме того, наделен полномочиями по рассмотрению сообщений о готовящихся или совершенных преступлениях и принятию решений о возбуждении уголовного дела.

Обязанностью следователя является раскрытие преступления, установление и изобличение лиц, его совершивших, а также выявление обстоятельств, способствовавших совершению преступления.

Следователь наделяется широкими правами и обязанностями. Решения о направлении следствия и производстве следственных действий он принимает самостоятельно и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. Подчеркивая самостоятельность следователя, действующий уголовно-процессуальный закон ограничил ее случаями, когда в соответствии с УПК требуется получение судебного решения.

2. Следователь-криминалист — должностное лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу, а также участвовать по поручению руководителя следственного органа в производстве отдельных следственных и иных процессуальных действий при производстве предварительного следствия по уголовному делу. Кроме того, следователь-криминалист по поручению руководителя следственного органа вправе производить по уголовному делу, находящемуся в производстве другого следователя, отдельные следственные и иные процессуальные действия без принятия уголовного дела к своему производству. Поручение руководителя следственного органа должно быть дано в письменном виде.

3. Руководитель следственного органа — должностное лицо, уполномоченное осуществлять надзор за предварительным следствием.

Руководитель следственного органа уполномочен:

1. Поручать производство предварительного следствия следователю либо нескольким следователям, а так же изымать уголовное дело у следователя и передавать его другому следователю с обязательным указанием оснований такой передачи, создавать следственную группу, изменять ее состав либо принимать уголовное дело к своему производству

2. Проверять материалы проверки сообщения о преступлении или материалы уголовного дела, отменять незаконные или необоснованные постановления следователя

3. Давать следователю указания о направлении расследования, производстве отдельных следственных действий, привлечении лица в качестве обвиняемого, об избрании в отношении подозреваемого, обвиняемого меры пресечения, о квалификации преступления и об объеме обвинения, лично рассматривать сообщения о преступлении, участвовать в проверке сообщения о преступлении

4. Давать согласие следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, о продлении, об отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения, лично допрашивать подозреваемого, обвиняемого бес принятия уголовного дела к своему производству при рассмотрении вопроса о даче согласия следователю на возбуждение перед судом указанного ходатайства

5. Разрешать отводы, заявленные следователю, а также его самоотводы;

6. Отстранять следователя от дальнейшего производства расследования, если им допущено нарушение требований УПК РФ

7. Отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего руководителя следственного органа в порядке, установленном УПК РФ

8. Продлевать срок предварительного расследования

9. Утверждать постановление следователя о прекращении производства по уголовному делу

10. Давать согласие следователю, производившему предварительное следствие по уголовному делу, на обжалование в порядке, установленном частью четвертой статьи 221 УПК РФ, решения прокурора, вынесенного в соответствии с пунктом 2 части первой статьи 221 УПК РФ

11. Возвращать уголовное дело следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования

12. Осуществлять иные полномочия, предусмотренные УПК РФ.

Руководитель следственного органа вправе возбудить уголовное дело в порядке, установленном настоящим Кодексом, принять уголовное дело к своему производству и произвести предварительное следствие в полном объеме, обладая при этом полномочиями следователя или руководителя следственной группы, предусмотренными УПК РФ.

    Указания руководителя следственного органа по уголовному делу даются в письменном виде и обязательны для исполнения следователем. Указания руководителя следственного органа могут быть обжалованы им руководителю вышестоящего следственного органа. Обжалование указаний не приостанавливает их исполнения, за исключением случаев, когда указания касаются изъятия уголовного дела и передачи его другому следователю, привлечения лица в качестве обвиняемого, квалификации преступления, объема обвинения, избрания меры пресечения, производства следственных действий, которые допускаются только по судебному решению, а также направления дела в суд или его прекращения. При этом следователь вправе представить руководителю вышестоящего следственного органа материалы уголовного дела и письменные возражения на указания руководителя следственного органа.

    Руководитель следственного органа рассматривает в срок не позднее 5 суток требования прокурора об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении иных нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе предварительного следствия, а также письменные возражения следователя на указанные требования и сообщает прокурору об отмене незаконного или необоснованного постановления следователя и устранении допущенных нарушений либо о несогласии с требованиями прокурора.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 604; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.137 (0.027 с.)