Предмет, функции и разделы экономической теории. Основные направления экономической мысли (школы и течения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет, функции и разделы экономической теории. Основные направления экономической мысли (школы и течения)



Предмет, функции и разделы экономической теории. Основные направления экономической мысли (школы и течения)

Предмет: Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. В условиях ограниченности ресурсов.

Функции:

· Познавательная, позволяющая расширить познания в области сложных

экономических процессов в постоянно меняющемся мире;

· Методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в

прикладных экономических науках;

· Практическая, позволяющая сделать правильный выбор при

проведении государственной политики;

· Прогностическая, делающая возможным предвидение в области

краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

 

Разделы:

Микроэкономика – такой раздел науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей.

Макроэкономика – занимается изучением законов функционирования

всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так

называемых агрегатов, т.е совокупность отдельных экономических единиц -

домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора.



 

Методы экономической теории

Метод — способы познания, инструменты, совокупность приемов

исследования явлений природы и общественной жизни. Каждая наука имеет

свой метод, особенности которого неразрывно связаны с ее предметом.

 

Анализ – это такой метод познания, который предполагает мысленное

разделение целого на отдельные составные части и изучение каждой из этих

частей.

Например, изучение закономерностей формирования рыночного

спроса путем исследования различных определяющих его факторов – цен,

доходов потребителей, их предпочтений.

 

Синтез – это метод познания, основанный на соединении отдельных

частей явления, изученных ранее в процессе анализа, в единое целое.

 

Индукция – метод познания, базирующийся на умозаключениях от

частного к общему.

 

Например, полезность для конкретного потребителя каждого последующего экземпляра приобретаемого им аналогичного блага уменьшается. Вывод— все потребители данного товара готовы будут продолжать покупать этот товар при условии снижения цен на него.

Дедукция – метод познания, предполагающий умозаключения от

общего к частному.

 

Абстракция – (латинского «abstraction» - отвлечение) такой метод

научного познания, при котором происходит отвлечение от второстепенных

сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно, и постоянно

повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство в целом,

потребности, распределение, обмен и т.д.

Аналогия – метод познания, предполагающий перенос свойств с

известного явления или процесса на неизвестные. При этом могут

использоваться достижения в различных областях знаний. Так, применяется

сравнение денежного обращения с кровообращением в человеческом

организме.

Моделирование – построение моделей, отражает главные

экономические показатели исследуемых объектов и связи между ними

(графическое, математическое).

Рынок: понятие, функции, основные черты. Классификация рынков.

Рынок — это многоуровневый институциональный экономический механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов для взаимной купли-продажи товаров.

 

Функции

1. Регулирующая — воздействие рынка на все сферы экономики, прежде всего- на производство. рынок дает ответы на вопросы: что, как и для кого производить. Функционирование рынка невозможно без конкуренции, которая стимулирует снижение издержек, рост производительности труда, повышение качества, расширение перспективных отраслей.

 

2. Информационная  — заключается в том, что рынок через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки дает информацию производителю о соотношении спроса и предложения, о необходимом количестве товаров, их ассортименте, качестве и т. д.

 

3. Ценообразующая — состоит в том, что рынок признает не любые затраты материальных и трудовых ресурсов, а лишь общественно необходимые затраты, так как только их согласен оплатить покупатель.

 

4. Посредническая — предполагает возможность выбора оптимального поставщика (по качеству, цене товара, сервису и т. д.) и покупателя. Рынок предосталяет возможность выбора.

 

5. Санирующая — состоит в том, что с помощью конкуренции рынок "очищает" экономику от нежизненно способных хозяйственных единиц. Выживают сильнейшие, а слабые разоряются.

 

Классификации

1) По соотношению спроса и предложенияразличают:

· рынок продавца (спрос значительно превосходит предложение, в силу чего производитель "диктует" свои условия покупателю);

· рынок покупателя(предложение значительно превосходит спрос, следовательно, покупатель имеет возможность выбора, а производители вынуждены под него подстраиваться)

 

2) По территориальному охвату обычно выделяют:

· местный рынок (локальный, например, город);

· региональный(внутри страны, например, Западная Беларусь);

· национальный(вся страна как единый рынок);

· региональный по группе стран (Например, стран Балтии)

· мировой.

 

3)По назначению товаров (или по характеру их конечного использования) рынки подразделяют на:

· рынок потребительских товаров;

· рынок услуг;

· рынок товаров производственного назначения;

· рынок информации;

· рынок технологий(патенты, лицензии, "ноу хау");

· финансовыйрынок.

 

4)Классификация по качественной структуре:

· потенциальный рынок (подразумевает покупателей, которые проявляют интерес к приобретению товаров);

· освоенный рынок(образуют покупатели, отдающие предпочтение товарам данного предприятия

 

5) По особенностям и содержанию маркетинговой деятельностивыделяют:

 

· бесплодный рынок (не имеющий перспектив для реализации определенных товаров);

· целевой рынок(на нем фирма собирается реализовывать свои цели, так как на нем минимум расходов обеспечивает максимум прибыли);

· основной рынок (на нем реализуется основная часть товаров предприятия);

· дополнительный рынок(обеспечивает продажу некоторого объема товаров фирмы.

 

Кривая предложения

График предложения (кривая предложения) показывает соотношение между рыночными ценами и количеством товаров, которые производители желают предложить.

Основной фактор, влияющий на движение кривой предложения — это издержки производства. Как известно товары, изготавливаются фирмами ради прибыли. Например, фермы выращивают пшеницу. Они выращивают пшеницы больше, так как на данный момент пшеницу выгоднее продать, чем другую культуру. И наоборот.

Эластичность предложения

Степень изменения объема предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения - Es:

,где ΔQs/Qs - изменение объема предлагаемой продукции (в %);

ΔP/P - изменение цены (в %);

+Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.

Предложение может быть:

эластичное (Es > 1);

неэластичное (Es < 1);

характеризоваться единичной эластичностью (Es =1);

совершенно эластичным (Es = );

совершенно неэластичным (Es = 0).

Эластичность спроса.

Существуют следующие виды эластичности спроса:

1. спрос единичной эластичности, ED=1 – когда однопроцентное понижение цены вызывает однопроцентное понижение в спросе на товар. Это означает, что на рынке сложена чёткая равновесная цена и нарушать её не рекомендуется. (Рис. 1)

2. не эластичный спрос, ED<1. Это означает, что понижение цены на один процент, вызвало увеличение спроса менее, чем на один процент, то есть объём продаж изменился не значительно. Примером могут служить товары первой необходимости. (Рис. 2)

3. эластичный спрос, когда ED>1. Эластичный спрос считается таковым, если при незначительных понижениях цен существенно, возрастают объём продаж. Товары являются предметом роскоши. (Рис. 3)

4. бесконечно эластичный спрос. Имеется только одна цена, по которой потребители покупают товар. Это товары жизненно необходимые, то есть лекарства. (Рис. 4)

5. совершенно не эластичный спрос, когда ED=0. Когда потребители приобретают фиксированное количество товаров, независимо от их цены. (Рис. 5)

Перекрёстная эластичность.

Для определения степени влияния изменения цены одного товара на изменение спроса на другой товар. Так подорожание сливочного мало вызовет увеличение спроса на маргарин. Или снижение цены на «Бородинский» хлеб приведёт к снижению цен на другие сорта хлеба.

Перекрёстная эластичность – это зависимость спроса от товаров субститутов и комплиментов. Коэффициент перекрёстной эластичности – это отношение процентного изменения спроса на товар А к процентному изменению цены товара Б.

Значение коэффициента зависит от того какие товары рассматриваются, то есть субституты или комплименты. Коэффициент перекрёстной эластичности положительный, если товары взаимозаменяемы, отрицателен, - если товары взаимодополняемы. Таким, образом, определив значение коэффициента эластичности, можно узнать, считаются ли выбранные товары взаимозаменяемыми или взаимодополняемыми.

Такие расчёты помогут фирме при принятии ценовой политики на выпускаемую продукцию.

15. Организация (фирма) как хозяйствующий субъект.

Важнейшим субъектом рыночной экономики является организация (фирма). Фирмы владеют одним или несколькими предприятиями (заводами, фабриками, шахтами, фермами и т.д.) и используют приобретенные у домохозяйств ресурсы для производства товаров и услуг. Основой развития рыночной экономики является свобода предпринимательской деятельности. Она означает, что фирмы, располагая определенными ресурсами, самостоятельно принимают решения по их использованию и несут материальную ответственность за эти решения.

Существуют различные критерии классификации организаций. Так, в зависимости от цели функционирования выделяют коммерческие и некоммерческие фирмы. Коммерческие фирмы стремятся максимизировать прибыль или минимизировать убытки. Некоммерческие (или бесприбыльные)фирмы создаются с целью повышения уровня занятости, оказания различного рода социальных услуг.

С учетом форм собственности фирмы (организации) бывают государственными, частными и смешанными.

По принадлежности капитала выделяют национальные, иностранные и совместные фирмы.

В зависимости от размеров различают крупные, средние и мелкие фирмы.

В странах с рыночной экономикой мелкий бизнес образует самый крупный ее сектор, где работает значительная часть занятого населения. Малые фирмы отличаются динамичностью и гибкостью, чутко реагируют на дифференцированный спрос потребителей, обеспечивают значительную часть доходов государственного бюджета. Вместе с тем особенностью малого бизнеса является его нестабильность: ежегодно сотни малых фирм разоряются и прекращают свое существование.

Организационно-правовыми формами организаций являются единоличное владение, партнерство и корпорация (акционерное общество).

Единоличное владение — это фирма, принадлежащая одному владельцу, который осуществляет управление ею, получает весь доход от ее деятельности и по всем возникающим обязательствам несет личную ответственность. Немаловажные преимущества этой формы предпринимательской деятельности — возможность быстрой организации предприятия, сосредоточение получаемой прибыли в одних руках и работа на себя, а не на третьих лиц. Среди недостатков индивидуальных предприятий можно выделить полную финансовую ответственность, которая распространяется на все имущество предпринимателя, включая личное (дом, машина, дача и т.д.), и ограниченность финансовых ресурсов. Единоличное владение является наиболее распространенной формой бизнеса в торговле, сфере услуг, сельском хозяйстве.

Партнерство (товарищество) — это предприятие, которое образуется путем объединения капиталов двух и более предпринимателей. Партнерство легко учредить, объединение партнеров позволяет привлечь дополнительные средства и новые идеи, использовать разделение труда в управлении. Вместе с тем этой форме свойственны определенные недостатки. Во-первых, ограниченность финансовых ресурсов, хотя потенциал товариществ превосходит возможности частных фирм. Во-вторых, между членами партнерства нередко возникают разногласия (по вопросам определения целей и методов совместной работы, распределения доходов), которые могут привести к распаду фирмы. В-третьих, неограниченная ответственность, означающая, что каждый партнер отвечает за результаты не только своих решений, но и за последствия действий других партнеров. Кроме того, при банкротстве фирмы члены партнерства могут потерять значительно больше средств, чем каждый из них вложил в общее дело.

Корпорация (акционерное общество) — совокупность лиц, которые объединены для совместной предпринимательской деятельности как единое юридическое лицо. Капитал корпораций формируется путем выпуска и продажи акций. Покупая ценные бумаги, акционеры становятся совладельцами фирмы и приобретают право на получение дохода и участие в управлении фирмой. Доход корпорации как юридического лица облагается налогом с корпораций. Владельцы акционерного общества несут ограниченную ответственность по его долгам, определенную их вкладом в акции. Кроме того, они могут свободно продавать и покупать ценные бумаги по рыночной цене.

Акционерные общества бывают открытыми и закрытыми. Акции открытых акционерных обществ свободно продаются на рынке, а акции закрытых обществ распределяются среди ограниченного круга лиц: членов трудового коллектива, учредителей предприятия, смежников.

К преимуществам корпораций относятся возможность привлечения значительных финансовых ресурсов, необходимых для ведения крупного производства; ограниченная ответственность акционеров, которые в случае банкротства предприятия теряют только суммы, вложенные в акции; стабильность функционирования корпорации (выбытие из общества отдельных акционеров не ведет к его закрытию); привлечение профессиональных специалистов для выполнения управленческих функций. Однако корпоративная форма предпринимательской деятельности не лишена недостатков: организация и ликвидация акционерных обществ требует гораздо более высоких затрат по сравнению с созданием и ликвидацией малых предприятий; наемные менеджеры могут преследовать свои узкокорыстные интересы, не всегда совпадающие с интересами акционеров и фирмы в целом; существует двойное налогообложение той части дохода корпорации, которая выплачивается акционерам в виде дивидендов: сначала как часть прибыли предприятия, а затем как часть личного дохода владельца акции. Есть и другие несовершенства корпорации, но в целом их преимущества перевешивают эти недостатки.

Предмет, функции и разделы экономической теории. Основные направления экономической мысли (школы и течения)

Предмет: Экономическая теория изучает экономическое поведение людей, т.е. такие их действия, которые связаны с производством, распределением, обменом и потреблением материальных и нематериальных благ. В условиях ограниченности ресурсов.

Функции:

· Познавательная, позволяющая расширить познания в области сложных

экономических процессов в постоянно меняющемся мире;

· Методологическая, дающая теоретическую основу для исследований в

прикладных экономических науках;

· Практическая, позволяющая сделать правильный выбор при

проведении государственной политики;

· Прогностическая, делающая возможным предвидение в области

краткосрочного и долгосрочного экономического развития.

 

Разделы:

Микроэкономика – такой раздел науки, который предполагает анализ экономических действий индивидов, отдельных домашних хозяйств, фирм и отраслей.

Макроэкономика – занимается изучением законов функционирования

всей национальной экономики в целом, а также входящих в нее так

называемых агрегатов, т.е совокупность отдельных экономических единиц -

домашних хозяйств, частного сектора, правительственного сектора.



 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.185.34 (0.04 с.)