Формирование культурного пространства единого Российского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование культурного пространства единого Российского государства



 

Куликовская битва. Победа объединенного русского войска во главе с Дмитрием Ивановичем (Донским) над ордынским войском Мамая на Куликовом поле при впадении реки Непрядва в Дон. Ослабление зависимости Руси от Золотой Орды. Усиление позиций Москвы — 8 сентября 1380

 

Грановитая палата – памятник архитектуры XV в. Использовалась как зал для торжественных приемов.

Задонщина – воинская повесть о Куликовской битве. Написана Софонием Рязанцем.

Зодчество (архитектура) – отрасль строительного искусства, занимающаяся возведением и художественной отделкой зданий.

«Москва – третий Рим» – политическая теория XV-XVI вв., сформулированная монахом Филофеем в письмах к Василию III и Ивану IV Грозному, обосновывавшая всемирно-историческое значение столицы Русского государства – Москвы. Москва у Филофея – всемирный центр православия, московские цари – преемники римских и византийских императоров.

Повесть временных лет – общерусский летописный свод, составлен в Киеве в XII в. Нестором. История Руси в Повести временных лет» связана со всемирной историей и историей славянства. Положена в основу большинства сохранившихся летописных сводов.

Регалия – предмет, являющийся знаком монархической власти (корона, скипетр, держава).

Сказание о Мамаевом побоище – литературное произведение XV в. о Куликовской битве.

Титул – почетное родовое или пожалованное звание.

Флорентийская уния – соглашение, заключенное на соборе во Флоренции в 1439 г. об объединении католической и православной церквей на условиях признания православной церковью католической догматики и главенства папы Римского при сохранении православных обрядов. Акт об унии подписал русский митрополит Исидор, однако русское духовенство и великий князь Василий II Темный отказались принять Флорентийскую унию, Исидор был низложен.

Хронограф – в Византии сочинение по всемирной истории.

Шапка Мономаха – регалия русских великих князей и царей, символ самодержавия в России. Шапка Мономаха – золотой филигранный остроконечный головной убор среднеазиатской работы XIV в. с собольей опушкой, украшенный драгоценными камнями и крестом.

 

Афанасий Никитин – купец, путешественник и писатель, автор «Хождения за три моря».

Даниил Черный – живописец. Совместно с Андреем Рублевым расписывал Успенский собор во Владимире и Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры в Сергиевом Посаде (Загорске).

Дионисий – живописец. Иконы («Спас в силах»), фрески (Ферапонтов монастырь близ г. Кириллов) отмечены чертами праздничности и нарядности.

Епифаний Премудрый – писатель, монах (жития Стефана Пермского и Сергия Радонежского).

Иван III – великий князь московский в 1462-1505 гг. (с 1485 г. – великий князь всея Руси, с 1493 – государь всея Руси). Иван III присоединил Ярославль, Новгород, Пермь, Тверь, Вятку, добился окончательного освобождения Руси от власти золотоордынских ханов после «стояния на Угре» 1480 г., участвовал в составлении Судебника 1497 г., руководил каменным строительством в Москве.

Мамай – татарский военачальник, фактический правитель Золотой Орды, организатор походов в русские земли. Потерпел поражение от московского князя Дмитрия Донского в битвах на р. Вожа (1378 г.) и на Дону (Куликовская битва 1380 г.). Потеряв власть в Золотой Орде, бежал в Крым, убит в Кафе (современная Феодосия).

Марко Руффо (Марк Фрязин) – итальянский зодчий XV в. В 1487-1491 гг. участвовал в строительстве стен, башен и палат (Грановитая палата, совместно с П.А. Солари) Московского Кремля.

Нестор – древнерусский писатель, летописец XI – нач. XII вв., монах Киево-Печерского монастыря. Автор житий князей Бориса и Глеба, Феодосия Печерского. Считается одним из крупнейших историков средневековья – автором первой редакции «Повести временных лет».

Пахомий Серб – писатель (жития Кирилла Белозерского и Варлаама Хутынского).

Рублев Андрей – живописец, крупнейший мастер московской школы живописи. Иконы и фрески Рублева отличают глубокая человечность и возвышенная одухотворенность образов (икона «Троица»).

Сафоний Рязанец – автор «Задонщины», посвященной Куликовской битве.

Сергий Радонежский – церковный и государственный деятель, основатель и игумен Троице-Сергиева монастыря. Стремился распространить на Руси почитание Троицы как символа единства Русской земли. Идейный вдохновитель объединительной и национально-освободительной политики князя Дмитрия Донского.

Солари Петр – итальянский зодчий XV в. В 1487-1491 гг. участвовал в строительстве стен, башен и палат (Грановитая палата, совместно с Марком Фрязиным) Московского Кремля.

Феофан Грек – иконописец, мастер стенных росписей. Вместе с Андреем Рублевым и Прохором с Городца в 1405 г. расписал старый Благовещенский собор в Московском Кремле.

Филофей – русский писатель XVI в., монах псковского Елизарова монастыря. В посланиях к великому князю Василию III Ивановичу и царю Ивану IV Грозному изложил теорию «Москва – третий Рим».

Фиораванти Аристотель – итальянский архитектор и инженер XV в. Построил Успенский собор в Московском Кремле.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.006 с.)