Ситуация 3. “Ситуативно-деловое общение”. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ситуация 3. “Ситуативно-деловое общение”.



Цель: определение уровня ситуативно-делового общения ребенка со взрослым; выявление зоны ближайшего развития предметной деятельности.

Игровой материал тот же, что и в ситуации 2.

Процедура проведения диагностической пробы. Взрослый придвигает свой стульчик поближе к столику и присоединяется к игре ребенка. Например, если малыш возит машинкой по столу, не обращая внимания на ключик, взрослый может предложить завести ее, обращаясь к ребенку с такими словами: “Как хорошо ездит твоя машинка! А давай заведем ее. Хочешь? Вот ключик. Сейчас мы его вставим и покрутим. Вот так. А теперь отпустим машинку. Смотри, она сама умеет ездить. Как здорово! Хочешь сам завести машинку? Возьми ключик и попробуй, а я тебе помогу. Так…хорошо…Вот молодец! Получилось!” Вступив таким образом в предметное взаимодействие с ребенком, взрослый продолжает общение с учетом желаний и действий малыша, проявляя собственную инициативу и предоставляя ребенку возможность также быть инициативным.

По ходу совместной деятельности взрослый делает следующее:

1) просит ребенка дать ему поочередно 2 – 3 предмета. Например, он говорит: “Сашенька, а где у нас пирамидка? Дай ее мне, и мы с ней поиграем”. Таким образом проверяется понимание ребенком речи взрослого и выполнение инструкции;

2) показывает 3 – 4 игрушки и просит назвать их, а также спрашивает, что с ними можно делать. Например: “Леночка, что это? (Протягивая девочке расческу.) Да, это расческа, правильно. А что делают с расческой?” Если ребенок не отвечает, взрослый, называя предмет и действие с ним, предлагает повторить название: “Это расческа. Скажи: “расческа”. Давай причешем куколку. Скажем ей: “Вот какая у нас расческа. Теперь ты будешь красивая”. С помощью подобных вопросов проверяется понимание речи взрослого, умение называть предметы и общаться с помощью речи;

3) показывает 2 – 3 образца действий с предметами (например, строит из кубиков башенку и просит ребенка сделать такую же). Таким образом проверяется, принимает ли ребенок образец действия, стремится ли подражать взрослому;

4) предлагает ребенку 2 – 3 варианта совместной игры, предполагающей обмен действиями, их согласование. Например, он говорит: “Давай катать машинку. Смотри, вот она покатилась к тебе. Доехала. А теперь толкай ее ко мне. Вот так, хорошо. Теперь снова я. Катись, машинка, к Саше”. Так проверяется, насколько ребенок принимает инициативу взрослого и как отвечает на нее, умеет ли он продлевать взаимодействие;

5) по ходу выполнения ребенком самостоятельных или совместных действий иногда хвалит ребенка и делает ему несколько замечаний (не больше трех). Например, наблюдая, как ребенок собирает вкладыши, взрослый говорит: “Молодец! Как хорошо ты собираешь тарелочки (мисочки и т.п.)!” А когда ребенок производит неспецифические манипуляции (например, стучит ложкой по столу, беспорядочно возит по столу кольцами пирамидки, разбрасывает игрушки и т.д.), взрослый делает замечание: “Нет, Маша, так не надо делать”. С помощью подобных обращений проверяется чувствительность ребенка к поощрениям и порицаниям взрослого;

6) оставляет без ответа 1 – 2 инициативных действия ребенка. Например, когда ребенок протягивает ему игрушку, взрослый делает вид, что не замечает этого. Таким образом можно установить, насколько ребенок инициативен в общении, будет ли он предпринимать повторные попытки вовлечь взрослого в свои действия.

Длительность пробы – 10 минут.

Дополнительная инструкция. В ходе диагностики следует избегать резкого вмешательства в игру ребенка. Желательно, чтобы взрослый подстраивался к ней, не подавляя инициативы малыша и не нарушая хода его занятий. Цель общения – создать условия для того, чтобы ребенок в полной мере проявил свои возможности.

Может случиться так, что ребенок уже в первой же пробе начнет привлекать взрослого к совместной деятельности, т.е. вступать с ним в деловое общение. В этом случае следует пойти навстречу желанию ребенка и сначала провести пробу на ситуативно-деловое общение (ситуация 3), а затем постепенно сократить свое участие в игре и перейти к ситуации 2. Если же ребенок все равно продолжает инициировать совместную игру, проба на индивидуальную предметную деятельность не проводится. Данные об уровне развития предметной деятельности извлекаются из ситуации 3.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.67.26 (0.005 с.)