Кафедра отечественной истории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра отечественной истории



ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Омский государственный педагогический университет

Исторический факультет

Кафедра отечественной истории

 

 

                                                           УТВЕРЖДАЮ

 

Декан исторического факультета

д. и.н., профессор В.Н. Худяков

 

  «_______» __________2008 г.

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

По дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины» цикла ДПП ОПД

для направления «540400 – Социально-экономическое образование»,

Профиль «540401 - История»

Форма обучения очная

Составитель: Данченко Е.М., кандидат исторических наук, доцент

                                       

 

 

Рабочая программа составлена на основании государственного образовательного стандарта 2005 года и рассмотрена на заседании кафедры

«__»_________2008г., Протокол № ___

 

Заведующий кафедрой Худяков В.Н., д.и.н., профессор____________

 

Рабочая программа одобрена

советом (методической комиссией)

исторического факультета

«__» _____________ 2008 г.

 

Председатель совета Черненко Е.В., к.и.н., доцент_________

 

Г.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель учебного курса - сформировать у студентов целостное представление о предметной области и задачах вспомогательных исторических дисциплин, их составе и значении для источниковедческой работы историка. Содержание курса связано с осмыслением роли критики источников и разработки методов их обработки в ходе междисциплинарных исследований.

Содержание курса позволяет решать следующие задачи:   

  • оценить роль источниковедческой работы в исследовательской работе историка;
  • показать значение вспомогательных исторических дисциплин для внешней и внутренней критики источников;
  • определить взаимосвязь вспомогательных исторических дисциплин;
  • обосновать важность междисциплинарного подхода в исторических исследованиях;
  • дать студентам представление об истории формирования вспомогательных исторических дисциплин и возрастания их роли по мере развития исторической науки.

В целом, курс способствует развитию профессиональной эрудиции и формированию исследовательских навыков, необходимых для работы в научных и образовательных учреждениях различного уровня.

 

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ

ДИСЦИПЛИНЫ

У студентов должно сформироваться целостное представление о вспомогательных исторических дисциплинах, в том числе:

  • о важности привлечения разнообразных источников в работе историка;
  • о необходимости использования методов вспомогательных исторических дисциплин для обработки источников разных видов
  • о междисциплинарном характере исторических исследований;
  • о вкладе отечественных и зарубежных ученых в разработку различных вопросов, связанных с дисциплинами цикла.

Помимо этого, студенты должны знать:

  • предметную область, источники и методы конкретных вспомогательных исторических дисциплин;
  • используемую терминологию;
  • межпредметные связи вспомогательных исторических дисциплин;
  • основные тенденции их развития.

Образовательная стратегия курса способствует формированию общекультурных, научных и профессиональных знаний. Подготовка строится на сочетании проблемно-тематического и последовательно-хронологического способов подачи материала.

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

для направления «540400 – Социально-экономическое образование»,

Профиль «540401 - История»

Форма обучения очная, срок обучения 4 года

Курс

Семестр

Объем часов (по наличию видов занятий)

Форма итогового контроля

Общая трудоемкость

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Всего Лекции Практические занятия Семинары Лабораторный практикум Другие виды занятий Всего Курсовая работа Реферат Другие виды самостоятельной работы
1 2 100 64 40   24     36       Экз.

Общая трудоемкость – 100 часов.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. Разделы дисциплины и виды занятий

Курс

Семестр

Раздел дисциплины, содержание

Всего

Аудиторные

Самостоятельная работа студентов

Юлианский календарь

Причины календарной реформы Юлия Цезаря. Разработка принципов календаря Созигеном. История использования юлианского календаря народами мира.

Григорианский календарь

Неточность юлианского календаря и проблемы проведения церковных праздников. Реформа 1582 г. Основные особенности григорианского календаря и история его распространения в мире.

Ново-юлианский календарь

Продолжение работ по созданию более точных календарных систем в современном мире. Проект ново-юлианского календаря.

Календарная реформа Петра I

Необходимость реформы календаря и ее содержание. Причины половинчатости предпринятых мер. 

Денежная реформа Петра I

Последствия правления Ивана Грозного и Смутного времени для экономики и денежного обращения России. Попытка введения медной разменной монеты царем Алексеем Михайловичем и причины неудачи. Реформы Петра I и значение упорядочивания финансовой сферы для их проведения. Задачи и результаты денежной реформы.

Меры в Древней Руси

Источники для определения мер древнерусского периода. Единицы измерения длины, поверхности, веса и объема и их особенности.

Меры Российской империи

Попытки сближения российских мер с международной системой. Реформа 1835 г. и ее особенности.

Метрическая система мер

Причины разработки метрической системы во Франции. Основные принципы метрической системы. Распространение системы в других странах. Метрическая конвенция 1875 г. и 1-я Международная конференция по мерам и весам 1889 г. Изменение принципов определения длины метра на VII (1927) и IX (1960) Генеральных конференциях по мерам и весам.

Виды актов и их особенности

Духовные, докончальные, договорные грамоты и их виды. Акты феодального землевладения. Купчие. Ярлыки.

 

Тема 6. Историческая ономастика как вспомогательная историческая дисциплина

Предмет и задачи ономастики и ее разделы. Антропонимика. Топонимика. Этнонимика. Значение ономастики для междисциплинарных исследований.

Тема 7. Палеография как вспомогательная историческая дисциплина

Возникновения письменности и этапы ее развития. Предмет и задачи палеографии. Основные методы работы их значение для критики источников.

Тема 8. Сфрагистика как вспомогательная историческая дисциплина

Возникновение и развитие печатей. Предмет, задачи сфрагистики и ее значение для критики исторических источников.

ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Программа учебной дисциплине реализуется через использование конкретных технологий обучения:

· технологии проблемного обучения;

· технологии проектного обучения;

· технологии интерактивного обучения;

· технологии учебной дискуссии;

· технологии интеллектуальной игры.

Некоторые из названных технологий обладают повышенной эффективностью в передачи информации, другие удачны для закрепления сведений, творческого осмысления изученного материала и формирования ценностных ориентаций. Использование данных технологий облегчает учащимся решение учебных, исследовательских и творческих задач в процессе усвоения содержания дисциплины.

 

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Самостоятельная работа формирует готовность к самообразованию, создает базу непрерывного образования. Основной задачей самостоятельной работы является активизация познавательной деятельности студентов и рационализация их труда. В ходе обучения используются два вида самостоятельной работы:

1) самостоятельная работа на лекциях и в процессе проведения семинарских занятий;

2) самостоятельная работа вне учебных занятий.

Основные формы самостоятельной деятельности:

 

Хронология

  1. Каменцева, Елена Ивановна. Хронология: Учеб. пособие для студ. вузов. М.: Аспект Пресс, 2003. - 160 с.
  2. Климишин И.А. Календарь и хронология. М.: Наука, 1990. - 477 с.

Нумизматика

  1. Абрамзон М.Г. Римская армия и ее лидер по данным нумизматики. Челябинск, 1994. – 270 с.
  2. Бумажные денежные знаки России и СССР / А.И.Васюков и др. - СПб.: Политехника, 1993. - 215с.
  3. Вожегов Г.Н. Безмолвные проповедники: (Очерки истории денег). - Омск: Кн. изд-во, 1992. - 141с.
  4. Кондратьев Д.Л. Памятные монеты: История и культура. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 126 с.
  5. Константиновский рубль: Новые материалы и исследования: Сборник. - М.: Финансы и статистика, 1991. - 270с.
  6. Павловъ Л.П. Нумизматическiя таблицы (съ рисунками) къ собиранiю ръдкихъ монетъ: мъдных, серебряныхъ, золотыхъ и платиновыхъ съ 1425 по 1916 г. - М.: Коллекционер, 1990. – 64 с.
  7. Прошлое в монетах: Памятные монеты. 1832 - 1991 гг. - М.: Финансы и статистика, 1994. – 288 с.
  8. Русские монеты из коллекции Ирвина Гудмана. - Новосибирск: Наука, 1993. – 128 с.
  9. Русский рубль. Два века истории. 19-20 вв. - М.: Прогресс- Академия, 1994. - 227с.
  10. Семар Г.М. Семь раз отмерь!: Среди монет, мер и весов / Г. М. Семар. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 219 с.
  11. Фенглер Х. Словарь нумизмата. - М.: Радио и связь, 1993. - 408с.
  12. Цвиллинг М.Я. Марки и монеты = Marken und Munzen: Немецко-русский словарь коллекционера. - М.: ЭТС; Hamburg: Igor Jourist Vеrlag, 1997. - 140 с.
  13. Черняк В.З. Деньги. - М.: Финансы и статистика, 1997. - 143с.
  14. Юхт А.И. Русские деньги от Петра Великого до Александра I. - М.: Финансы и статистика, 1994. – 294 с.

Метрология

  1. Семар Г.М. Семь раз отмерь!: Среди монет, мер и весов / Г. М. Семар. - М.: Финансы и статистика, 1992. - 219 с.
  2. Сергеев, Алексей Георгиевич. Метрология: Учеб. для студ. вузов. - М.: Логос, 2005. - 270 с.

Ономастика

  1. Агеева, Р.А. Гидронимия русского северо-запада как источник культурно-исторической информации: научное издание. М., 2004
  2. Васильев В.Л.. Архаическая топонимия Новгородской земли (Древнеславянские деантропонимные образования). - Новгород, 2005. - 467 с.
  3. Введенская Л.А. От названий к именам / Л. А. Введенская. - Ростов н/Д.: Феникс, 1995. - 544 с
  4. Никонов В.А. Словарь русских фамилий. - М.: Школа-Пресс, 1993. - 224 с
  5. Никонов, Владимир Андреевич. География фамилий: научно-популярная литература. - М.: КомКнига, 2007. - 190 с
  6. Поспелов Е.М. Топонимический словарь. - М.: АСТ: Астрель, 2002. - 332 с
  7. Русская ономастика и ономастика России: Словарь / Под ред. О.Н.Трубачева. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 287 с.
  8. Суперанская А.В. Словарь русских личных имен. - М.: АСТ, 1998. - 522 с
  9. Тихонов А.Н. Словарь русских личных имен. - М.: Школа-Пресс, 1995. – 733 с.
  10. Унебегаун Б.-О. Русские фамилии. - М.: Прогресс: Универс, 1995. - 448 с
  11. Что ты знаешь о своем имени? - Екатеринбург: Сунгирь, 1992. - 80с.

Палеография

  1. Рукописи XVI-XX вв. из коллекции института истории СО РАН. - Новосибирск: Изд-во СО РАН: Науч.-издат. центр ОИГГМ СО РАН, 1998. - 400 с.
  2. Щепкин, Вячеслав Николаевич. Русская палеография: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Аспект Пресс, 1999. - 270 с.
  3. Черепнин Л.В. Русская палеография. М., 1956
  4. Тихомиров М.Н., Муравьев А.В. Русская палеография. М., 1982

 

8.4. Периодические издания

Вспомогательные исторические дисциплины.

 

8.5. Интернет-ресурсы по учебной дисциплине

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Омский государственный педагогический университет

Исторический факультет

Кафедра отечественной истории

 

 

                                                           УТВЕРЖДАЮ

 

Декан исторического факультета

д. и.н., профессор В.Н. Худяков

 

  «_______» __________2008 г.

 

 

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

 

По дисциплине «Вспомогательные исторические дисциплины» цикла ДПП ОПД

для направления «540400 – Социально-экономическое образование»,

Профиль «540401 - История»

Форма обучения очная



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.231 (0.049 с.)