Тема 6. Социально-психологические аспекты проблемы бедности и богатства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Социально-психологические аспекты проблемы бедности и богатства



Тема 6. Социально-психологические аспекты проблемы бедности и богатства

Определение понятия «богатство»

Богатство – совокупность предметов, служащих для удовлетворения человеческих потребностей и находящихся в обладании лица, группы или народа; в частности, имущество значительное по сравнению с потребностями индивида (Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, …).

Богатство – запасы денег или чистые накопления или запасы реальных или финансовых активов, имеющихся к данному моменту времени. Богатство может быть представлено банковскими счетами, акциями, имуществом, бизнесом и всем тем, что приносит его владельцу доход или может быть продано (Глоссарий.ру: словари по общественным наукам).

Если спросить человека, как он понимает слово «богатство», то выяснится, что для абсолютного большинства значение этого слова совпадет с определением, данным в толковом словаре «Webster»: богатый – человек, в изобилии владеющий материальными благами. (Стэнли, Т. Дж., Данко, У.Д., 2005)

Итак, богатство понимается и как крупные запасы финансовых средств, и как значительное превышение возможностей над потребностями, и как изобилие материальных благ.

Однако, большинство людей, ведущих образ жизни с высоким уровнем потребления, на самом деле почти не владеют большими материальными средствами. Они не имеют отношения к частному бизнесу, нефтяным или газовым концессиям. И наоборот, те, кого мы определяем как состоятельных людей, предпочитают обладать приносящим доход имуществом и ценными бумами, а не демонстрировать шикарный образ жизни и высокий уровень потребления. (Стэнли Т., 2005)

Весьма проблематично определить четкую границу, после которой можно считать человека богатым, так как в определении богатства большую роль играют субъективные представления о богатстве человеком.

Одним из способов, который помогает нам определить, можно ли считать человека богатым, основывается на анализе величины финансового состояния – «не следует судить по одежде, необходимо смотреть вглубь».

В данной работе я использую способ определения богатства как Т. Стэнли и У. Данко, а именно, начиная с состояния в один миллион долларов и выше. Потому что такой капитал можно приобрести самостоятельно, без наследства. Достижение подобной цели вполне возможно для многих. (Стэнли Т., 2005).

 

Итак, под бедностью чаще всего понимают низкий уровень доходов и расходов, как отсутствие необходимых ресурсов, как невозможность поддержания желаемых жизненных стандартов. Под богатством же понимают наличие крупных запасов финансовых средств, значительное превышение возможностей над потребностями и изобилие материальных благ.

Психическое благополучие

Действительно ли обеспеченность приводит к улучшению душевного здоровья, а бедность сводит с ума, и если да, то, как это связано с образом жизни или условиями жизни богатых и бедных людей? Проводившееся в Абердине (США) исследование показало, что 20,5% страдающих психозами пациентов принадлежали к беднейшему классу, хотя в составе всего населения этот класс составлял только 9%. Другой способ исследования этой проблемы состоит в том, чтобы проводить выборочные обследования состояния психического здоровья населения. В своей работе, посвященной исследованию связи здоровья с образом жизни, Блэкстер оценивала душевное здоровье взрослых жителей Великобритании и обнаружила, что оно связано с доходом. Можно заметить, что у более бедных людей состояние душевного здоровья было намного хуже, чем у более богатых, но для категории очень богатых эта закономерность менялась на противоположную, что, по мнению исследователей, было обусловлено чрезмерным потреблением алкоголя представителями этой группы. (Угланова Е.А., 2003).

Эту же гипотезу так же подтверждают проведенные в США исследования, которые показали, что у более бедных состояние психического здоровья хуже. Кесслер повторно проанализировал данные 8 национальных опросов, проводившихся между 1967 и 1976 годами и охвативших в целом 16.000 респондентов, и смог оценить раздельное влияние различных аспектов социального статуса. Он обнаружил, что для многих людей доход, особенно заработанный доход, был самым мощным предиктором хорошего душевного здоровья. (Фернам А., 2005).

Следовательно, состояние психического здоровья бедных хуже, чем у богатых.

Каково возможное объяснение обнаруженных эффектов дохода? Наблюдаемый эффект могут давать несколько процессов:

1. Возможно, происходит нисходящее перемещение людей с психическими нарушениями или имеет место неспособность к восходящему перемещению, и это наиболее важно в случае шизофрении; другими словами, социальный статус и уровень дохода являются последствиями психического нарушения.

2. Представители рабочего класса, то есть более бедные люди, сообщают о большем количестве стрессов, обусловленных безработицей, неприятностями с законом, плохими условиями жизни, нехваткой денег, пьянством мужей или наличием в семье нескольких маленьких детей. Было установлено, что стрессы играют важную роль в депрессии, и в данном случае нехватка денег может частично служить объяснением.

З. Представители низшего социального класса более уязвимы к стрессам, отчасти из-за пассивных и неэффективных стилей совладающего поведения, которые, в свою очередь, обусловлены приобретенным опытом неспособности контролировать события.

4. Более богатые люди могут позволить себе воспользоваться услугами частного психотерапевта.

Как и общее здоровье, душевное здоровье у богатых людей явно лучше, чем у бедных. В большинстве случаев это объясняется обилием сильных стрессов в жизни бедных, в отличие от богатых. (Фернам, А., 2005)

Особо стоит отметить проблему алкоголизма: бедные в меньшей степени опасаются превращения в алкоголика кого-либо из близких. Однако это не значит, что в их семьях алкоголизм был распространен менее широко - просто остальные проблемы их жизни были настолько остры, что перекрывали по значимости даже эту тяжелую проблему, которая для многих стала каждодневной реальностью. Во всяком случае, именно так, по мнению Н.Е. Тихоновой (Тихонова Н.Е.,2003), можно интерпретировать тот факт, что хотя конфликты в своих семьях по причине пьянства и наркомании отметили 14% бедных и 10% высокообеспеченных, но среди причин собственной неустроенности эту позицию выбрали соответственно 5% бедных и 9% богатых, то есть люди из высокообеспеченных семей, где кто-либо злоупотребляет алкоголем, практически стопроцентно включает эту проблему в число основных проблем своей жизни, а из бедных семей делали это примерно в трети случаев. Следовательно, несмотря на то, что с алкоголизмом сталкиваются и богатые, и бедные, для бедных это не является особо острой проблемой, так как в их жизни имеются другие, более сложные проблемы.

 

Образование, как фактор благополучия для богатых/бедных

Среди исследователей широко распространено мнение, что образование является важным фактором счастья для людей с низким уровнем благосостояния. Люди же, имеющие очень высокий доход, как правило, не склонны рассматривать уровень образования как фактор счастья и благополучия. Те, чье материальное положение неблагополучно, полагают, что «хорошее образование и профессиональные возможности выпускников колледжа в какой-то степени освобождает от чисто материальных забот, переносят акцент на ценности, связанные с межличностными отношениями и способствуют личностному развитию» (Аргайл М, 1990)

Однако, интересен тот факт, что представление о бедности и переживания своего опыта пребывания в этом состоянии у людей с хорошим образованием, видимо, в силу того, что раньше эти люди принадлежали к более благополучным слоям общества, ощущалось более болезненно. Несомненно, важную роль для остроты переживания собственной бедности играло у них и более жесткое представление о критериях бедности в связи с более развитой структурой потребностей (посещение театров, желание читать периодическую литературу и т.д.). Среди основных признаков, отличающих бедных от богатых, респонденты, принадлежащие к низкому социальному классу, но имеющие хорошее образование в 5 раз чаще, чем другие бедные респонденты называли невозможность проведения досуга и отпуска, в 6 раз чаще – невозможность для своих детей добиться в жизни того же, что и большинство их сверстников. Так, проведенный в России опрос среди бедных с различным уровнем образования показал, для того, чтобы жить нормально, малоимущим с хорошим образованием надо иметь не менее 2000 рублей среднемесячного душевого дохода. Бедные, с более низким уровнем образования называли меньшую сумму. (Тихонова Н.Е., 2003) Следовательно, хорошее образование расширяет потребностную сферу бедных, и тем самым усугубляет ощущение переживания своей бедности человеком. 

Большинство богатых имеет достаточно хорошее образование. Так, к примеру, в США только один из пяти человек среди представителей высших слоев не окончил колледжа. Многие из богатых имеют ученые степени: 18% - степень магистра, 8% - дипломированного юриста, 6% - степень доктора философии. (Стэнли Т., 2005)

Несмотря на то, что богатые редко указывали на то, что образование является одним из факторов счастья, большинство из них считают, что образование чрезвычайно важно как для них самих, так и для их детей и внуков, поэтому они вкладывают значительные средства в обучение. Именно поэтому богатые наследники обучаются в привилегированных учебных заведениях, где преподают лучшие педагоги. Среди детей богатых людей особой популярностью пользуются профессии, связанные с финансами и правом. Это объясняется тем, что для каждого богатого семейства юрист и финансист является близким доверенным лицом, а кому можно доверять больше, чем своим детям? (Стэнли Т., 2005)

Таким образом, образование является мощным предикатом ощущения счастья как для бедных, так и для богатых. Однако, бедные чаще всего рассматривают образование как средство личностного роста, а богатые как залог хорошего финансового будущего.

 

Внутренний локус контроля

Так, студенты предвыпускных курсов университета информатики и радиоэлектроники демонстрируют признаки стратегии «фаталиста». Для них характерна ориентация на внешнюю среду как в оценке причин бедности и богатства, так по результатам стандартной методики. Это может быть обусловлено востребованностью приобретаемых ими профессий. Таким образом, студенты предвыпускных курсов университета информатики и радиоэлектроники делают ставку на запросы внешней среды. Их успех или неудача в профессиональном плане могут зависеть от колебаний на рынке труда.

Студентов предвыпускных курсов экономического университета можно охарактеризовать как «рационалистов», т.к. по всем индикаторам они занимают средние позиции.

Примечательно, что это единственная из всех экспериментальных группа, которая получает профессиональное экономическое образование, что делает их своего рода экспертами в вопросах причин бедности и богатства. Можно предположить, что в силу получаемого экономического образования и специфики своей будущей профессиональной деятельности важные события своей жизни они оценивают и как результат воздействия сил извне и как результат собственных усилий. Иными словами, результат рациональной оценки.

Студенты-психологи предвыпускных курсов педагогического университета демонстрируют склонность к «авантюристским» типам поведения, что проявляется в сравнительно более высоких показателях интернальности по методике Роттера, более интернальном восприятии причин бедности и богатства. Они считают, что сами добились всего хорошего, что происходит в их жизни. Студентам-психологам присуща склонность обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях. Можно предположить, что причиной этому является тот факт, что они более чем остальные испытуемые информированы в области личностных ресурсов. Их отличительная черта — направленность вовнутрь. Можно предположить, что они в будущем будут проявлять склонность переоценивать свой вклад в события, происходящие в их жизни. Возможно, это повлияет на их большую склонность к риску.

 

Исследование материального благосостояния населения города Новосибирска было проведено Т.Ю.Богомоловой, В.С.Тапилиной и А.Р.Михеевой в январе 1991 г., т. е. фактически на «выходе» страны в рыночную экономику и поэтому может рассматриваться как точка отсчета при анализе дальнейших изменений в этой области.

Одним из направлений этого исследования было исследование восприятия причин богатства респондентами. Респондентам был задан вопрос: Что обеспечивает в анализируемый период наибольшие возможности для достижения благополучия? По мнению респондентов, это, во-первых, высокие заработки, большие доходы (62%); во-вторых, место работ, обеспечивающее возможность приобретения товаров и услуг (46%); в третьих, связи, знакомства с нужными людьми (44%); в-четвертых, высокое служебное положение, большая должность (36%).

1. В распределении ответов респондентов на этот вопрос проявилось и «черная мета» того времени. Ни добросовестный труд на своем рабочем месте (6% ответивших), ни особые заслуги перед обществом, знания, награды (2%), ни высшее образование (0,3%) не считаются и не являются каналами, обеспечивающими наибольшие возможности для достижения материального благосостояния. В качестве одного из магистральных путей к благосостоянию (22%) респонденты отметили «Высокое социальное положение родителей», 12% — «происхождение из зажиточной семьи». Исследование так же показало, что наряду с собственными усилиями респондента в достижении высоких материальных статусов значим и вклад социального происхождения. На инициативность, умение добиваться своего уповают 14% респондентов. Наибольшая доля социальных оптимистов среди студентов (46%), работников кооперативов и малых предприятий (26%). [Богомолова Т.Ю., Тапилина В.С., Михеева А.Р. Социальная структура: неравенство в материальном благосостоянии — Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН. — 1992, с. 76-78]

Таблица 1.
Мнения опрошенных о наибольших возможностях достижения материального благосостояния, %

Таблица 1

Структура представлений городских и сельских жителей о причинах бедности и богатства, Новосибирская область, 1996 г. (за 100% принято общее количество высказываний)

Группа причин

Городские жители

Сельские жители

бедность богатство бедность богатство
индивидуальные 51 62 54 49
семейные 19 24 8 6
социально-экономические 12 12 24 37
ситуационные 18 2 14 8
итого 100 100 100 100

В приведенных данных обращает на себя внимание наличие довольно крупных групп, придерживающихся противоположных точек зрения на происхождение бедности и богатства, и по всей вероятности, по разному представляющих как способы достижения богатства, так и возможные пути преодоления бедности: одни — через собственные усилия, старания, другие — с помощью остальных членов общества.

2. Чем выше в семье оценивают свое материальное положение, тем чаще там считается источником богатства человеческий капитал; чем хуже материальное положение, тем больше богатство рассматривается как результат несправедливой системой распределения, закрытости каналов или ограниченности шансов продвижения наверх, невнимания общества к социальным проблемам низших слоев [Тапилина В. С. Восприятие причин бедности и богатства // Экономика ХХI века. — 2000. — 19, с. 32-39].

Еще одно исследование восприятия причин бедности было проведено О. Дейнеко весной 2002 года в Санкт-Петербурге на представителях студенческой молодежи 17-18 лет. Исследование показало относительную терпимость к бедности молодых людей.

Большинство испытуемых считает, что деление на бедных и богатых в обществе — это социальная норма. В то же время испытуемые разделяют позицию, согласно которой люди сами виноваты в том, что они бедны (но с большим разбросом мнений). А наибольшую степень согласия и единодушия вызвало утверждение об ответственности за бедность государственной политики (показатель степени согласия с утверждением м=5,4 при s=1,7 по 7-бальной шкале ответов).

Любопытно, что чем больше неприятие бедности и отрицание нормативности сильного экономического расслоения населения, тем больше претензий к государственной политике. (Фактор личной ответственности за свое материальное благополучие или бедность подтвержден статистически значимой отрицательной корреляцией между фаталистической позицией и позицией личной ответственности за бедность).[Интернет]

Так исследуя окончания предложения «Причины богатства я вижу в…» были получены следующие результаты:

То, что богатство зависит от самого человека, считают 47% студентов университета информатики и радиоэлектроники, 48% студентов экономистов и 67% студентов психологов.

На то, что богатство является результатом воздействия внешних обстоятельств, указывают 47% студентов университета информатики и радиоэлектроники, 45% студентов экономического университета и 31% студентов-психологов педагогического университета.

Что касается восприятия причин испытуемых материального положения своей семьи, то оно отличается от восприятия причин бедности и богатства в общем. Если большее количество студентов всех трех вузов указывало на зависимость бедности и богатства от самих людей, то, анализируя окончания предложения «Материальное положение моей семьи зависит от…», мы можем наблюдать противоположную картину. Студенты склонны оценивать причины материального положения своей семьи, как результат действий извне.

Проанализировав результаты исследования собственного материального положения у студентов предвыпускных курсов университета информатики и радиоэлектроники, мы наблюдаем следующую картину: 75% испытуемых указывают на внешние причины их материального положения, 23% считают, что за собственное материальное положение ответственны они сами

Результаты исследования студентов-психологов, также показали преобладание у них экстернального восприятия причин собственного материального положения (55%). Интернальное восприятие характерно для 39% испытуемых, и по ответам 6% испытуемых нельзя определенно сказать, каким типом восприятия причин собственного материального положения они обладают (Например: «Как у многих» (2MP)). Среди указываемых причин можно выделить: работа, заработная плата (22%), семья (18%), учеба (12%), лень (12%) и др.

Среди студентов педагогического университета 50% считают, что их материальное положение зависит от внешних причин, 46% — от внутренних и 4% испытуемых ответили неопределенно (например: «Многого» (33FP)) Среди объяснительных переменных наиболее часто встречающимися являются: от самого себя (30%), семья (10%), успех (10%), желание (8%),работа, заработная плата (6%).

Результаты исследования причин, мешающих улучшить материальное положение студентов-психологов, схожи с результатами исследования студентов экономического университета. Мнения студентов разделились на две большие, фактически равные группы. Однако, следует заметить, что интернальность восприятия все-таки преобладает над экстернальностью. Так, 49% испытуемых считают, что улучшить их материальное положение им мешают их собственные качества. 43% склонны утверждать, что улучшить их собственное материальное положение им мешают внешние факторы. 8% считают, что им ничего не мешает. Среди объяснительных переменных наиболее частовстречаемыми являются: лень (23%), учеба (19%), отсутствие свободного времени (13%), нежелание (6%).

 Выводы

В приведенных данных обращает на себя внимание наличие довольно крупных групп, придерживающихся противоположных точек зрения на происхождение бедности и богатства, и по всей вероятности, по разному представляющих как способы достижения богатства, так возможные пути преодоления бедности: одни — через собственные усилия, старания, другие — с помощью остальных членов общества. Характер ответов свидетельствует так же о том, что среди студентов предвыпускных курсов университета информатики и радиоэлектроники выше доля людей, полагающих, что в бедности повинно только общество, его устройство, порядки, законы, политика, а также социальный статус семьи и низкооплачиваемая работа. Среди студентов экономического университета, мнения о природе бедности и богатства разделились фактически поровну. Студенты-экономисты считают, что бедность и богатство это результат и усилий самого человека, и внешних обстоятельств. Среди студентов психологов, наибольшее количество испытуемых полагают, что бедность и богатство зависят от самих людей, их качеств, усилий и желаний. Эти данные подтверждают выдвинутое нами предположение о влиянии профессиональной деятельности на восприятие причин бедности и богатства.

 

Категории

Группа

Различие

T- тест различий

контрольная нищие
Я Стыд Ложь Надежда Семья Нищий Будущее Милостыня Гнев Слезы Церковь Деньги Голод Пенсия 2,42 6,52 6,03 2,61 3,68 5,68 3,74 5,48 6,10 5,58 3,77 4,03 6,48 3,90 3,51 5,02 5,56 2,87 3,51 5,90 3,69 4,62 6,00 6,85 3,67 4,20 5,57 3,54 < > > < > < > > > < > < > > 2,27 3,11 0,92 0,63 0,35 0,46 0,11 1,66 0,21 0,74 0,20 0,30 1,94 0,69

Человек, просящий милостыню, теряет нормативные и ценностные ориентиры; происходит изоляция Я от каких бы то ни было ценностных образований. Единственной группой для нищего, членство в которой остается полноценным, оказывается семья. По этой причине ее значимость относительно других ценностных образований возрастает. Данное обстоятельство следует учитывать при построении программ реабилитации нищих. По – видимому, отношения с семьей остаются сохранными и могут быть использованы как ресурс для реабилитации и реинтеграции нищего в общество.

Нищие чаще отмечали, что их жизнь со временем становится все тяжелее. Испытуемые из контрольной группы скорее были склонны воспринимать свою жизнь, как стабильную, а 28% отметили улучшения, которые произошли за последний год.

Это свидетельствует, в первую очередь, о субъективном чувстве бесперспективности жизни, которое доминирует в переживаниях нищего. Анализ отчетов о сновидениях позволил выявить образы, преобладающие у представителей ЭГ и КГ. Анализировались ответы только тех респондентов, которые вспомнили, что им снилось в последнее время. Оказалось, что нищие достоверно чаще видят в снах негативные образы. Так, 77% из них отметили, что, как правило, видят во сне тревожные либо агрессивные образы и сюжеты; в КГ таковых было только 35%.   

 

Тема 6. Социально-психологические аспекты проблемы бедности и богатства



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.031 с.)