Оценивание орфографических и пунктуационных умений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценивание орфографических и пунктуационных умений



Основной формой проверки орфографической и пунктуационной грамотности является контрольный текстовый диктант.

Контрольный диктант рекомендуется проводить: во 2 классе - один раз в конце II четверти и дважды в IV четверти; в 3-4 классах - два раза во II четверти и дважды в IV четверти.

Тексты для диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен содержать слова на не изученные к данному моменту правила, или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктантов предлагаются связные тексты – либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучены к данному моменту.

Объемы текстов для диктантов:  

в 1 классе – 20-30 слов,               во 2 классе – 30-50 слов, в 3 классе – 50-70 слов,               в 4 классе – 70-90 слов.

При оценке диктантов целесообразно учитывать грамотность, каллиграфию (правильность написания букв и их соединений) и культуру оформления письменной работы: от оценки за грамотность рекомендуем вычитать 1 балл за грубое нарушение написания букв и их соединений и несоблюдение культуры оформления письменной работы.

За ошибку в диктанте не считается единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего предложения записано с заглавной буквы.

Орфографические и пунктуационные ошибки на неизученные правила исправляются, но не учитываются (если соответствующие слова не были выписаны на доску во время диктанта, а разделительные знаки не диктовались учителем).

Оценивание грамотности написания диктанта осуществляется по таким требованиям

Отметка Характеристика результатов учебных достижений обучающихся
2 Обучающийся допускает 7 и более грубых ошибок, работа написана неряшливо.
3 Обучающийся допускает 4-6 грубых ошибок, работа написана небрежно.
4 Обучающийся допускает 1-3 грубые ошибки, работа выполнена чисто, но допущены небольшие отклонения от норм каллиграфии.
5 Обучающийся допускает 1 негрубую ошибку или 2-3 исправления; работа написана аккуратно, в соответствии с требованиями письма.

2 КЛАСС

Природа осенью

В Донбасс пришла осень. Часто идут дожди. Деревья покрылись сухими листьями. Они в сырую погоду мягкие и пухлые. Травка у берегов завяла и опустилась на дно речки. Тишина стоит. Смолкли птичьи голоса. Природа ждет прихода зимы.

 (36 слов)

Мой родной край

Мой родной край – Донбасс. Я люблю его чудную красоту. Радуют глаз бескрайние поля, цветущие деревья, загадочные терриконы. Люблю степной горячий ветер! Он гоняет барашки по Азовскому морю и лохматит макушки тополей. 

 (31 слово)

Старобешево

Наш поселок стоит на берегу реки Кальмиус. Кругом сочные луга и широкие поля. Жители украсили Старобешево деревьями. Хорошо и красиво цветут сады весной. А к осени они дарят чудесные плоды. Как не любить родные места?

Здесь родились и выросли мой дед и отец. Здесь живу и буду жить я! 

(49 слов)

Утро в степи

Раннее весеннее утро. Степь весело пестреет цветочками. Ярко желтеет одуванчик. Скромно синеют колокольчики. Белеет пахучая ромашка. Дикая гвоздика горит пунцовыми пятнами. В утренней прохладе разлит горький, здоровый запах полыни.

Все радостно потянулось к солнцу. Степь проснулась и ожила. Высоко в воздухе затрепетали жаворонки. Кузнечики подняли свою торопливую трескотню.

(48 слов)

Донецк

Мы живём в Донецке. Это столица шахтёрского края. Здесь живут шахтёры и металлурги.

В городе много бульваров, скверов и парков. Донецк – город роз. Они цветут в парках и на городских улицах.

(30 слов)

Глухари

Глухари – самые большие, редкие птицы в наших лесах. Они живут в глухих сосновых борах. Там птицы и зимуют, кормятся хвоей молоденьких сосен. Летом глухари прячутся в глухих моховых болотах. Хорошие охотники не стреляют лесных птиц. Они любуются их силой и красотой. 

 (По И.Соколову-Микитову) (41 слово)

Родная земля

Шумят пахучие травы. Колосятся хлебные поля. Текут реки. К небу тянутся терриконы. Не окинуть взглядом бескрайних лесов и степей. Не сосчитать городов и сел. Это наша родная земля.

 (По Ю.Гнатюку) (28 слов)

Слова   для справок: Окинуть   взглядом   – осмотреть.

Бескрайний – не имеющий видимых пределов, края.

 

Олени

В больших лесах живут олени. Олень – очень красивое животное с большими рогами. На лесной полянке устроена кормушка. Зимой лесники подкармливают зверей сеном. Часто угощают их солью.

(25 слов)

 

Экскурсия

Вчера наш класс с Анной Геннадьевной ходил на экскурсию в лес. Красив осенний лес. Деревья стоят зелёные, жёлтые, багряные. Мы собрали красивые листья. Сегодня ребята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем рассказ об осени без грамматических ошибок. Мы любим уроки русского языка. 

(42 слова)

Слова для справок: коллекция, грамматические.

Друзья

Глеб и Олег – хорошие друзья. Они учатся во втором классе. Однажды Глеб заболел. Он неделю не ходил в школу. Олег пришёл к нему домой. Они решали примеры и задачки. Учительница похвалила ребят. Хороший друг всегда поможет в беде!

 (36 слов)

        Слова для справок: во втором, однажды, похвалила.                                            

На реке Кальмиус

Мы с дедушкой жили на берегу реки Кальмиус. У деда была лодка. Мы часто ходили на реку ловить рыбу. Собака Жучка весело встречала нас и ждала улов. Она любила свежую рыбу. Я помогал деду сушить и чинить сети. 

(41слово)

 

 

Три сына

Было у матери три сына. Прошли годы. Грянула война. Провожала мать на войну трех сыновей – трех бойцов. Один сын бил врага в небе. Другой сын бил врага на земле. Третий сын бил врага в море. Вернулись к матери три героя: летчик, танкист и моряк!     

 (По В. Осеевой) (45 слов)

Зимний вечер

Наступил зимний вечер. На дворе сильный мороз и метёт метель. А дома тепло и уютно. В печке тлеют угольки. Бабушка вяжет носочки. Игорь читает интересную сказку. Маленькая Ирочка внимательно слушает. Кот Васька играет с клубочком ниток. 

(35 слов)

Роща

За рекой дубовая роща. Мы часто гуляем в ней. В небе звонко поют чижи. Стучат по дереву пестрые дятлы. Кричат грачи. А как свищут синицы! Люди часто ходят в рощу слушать пение птиц. Все кругом зелено. Цветут ландыши. Как они душисты! Берегите рощу!

 (44 слов)

Октябрь

Прошло лето. Наступила осень. Цветы завяли. Трава пожухла. Ветер срывает сухие листья с деревьев и носит их по улицам. Всё небо в серых тучах. Часто льёт холодный дождь. Сыро осенью. Такую погоду называют ненастьем. 

(34 слова)

            

Следы

Дедушка Емельян знал все лесные тайны. Дед находил лисьи, волчьи, заячьи следы. Он показывал следы зверей своему внуку Якову.

Однажды ребята шли домой и заблудились в лесу. Вдруг Яков увидел след собаки. По нему мальчики вышли к жилью лесника. Спасибо дедушке за науку! 

(По Е.Пермяку) (42 слова)

Осенью

Стоит октябрь. На дворе ненастье. Льют частые и холодные дожди. Листья с деревьев опали. Пусты поля. Убрали картофель, капусту, морковь. 

Соловьи, стрижи, певуньи-ласточки покинули свои гнезда. Тянутся к югу журавли, утки. Ближе к жилью людей селятся сороки, воробьи, вороны. 

(41 слово)

Звери зимой

На дворе мороз и вьюга. Ветер кружит хлопья снега. Смолкли птичьи голоса. Только дятлы стучат по коре деревьев. Холодно зверям зимой. Медведь залёг в берлогу. Лиса залезла в нору. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц дрожит под кустом. 

(40 слов)

Словарь: вьюга, хлопья снега, берлога.

 

Весна

Пришла весна. Ласковое солнце льёт на землю свет и тепло. Бегут, журчат по дорогам ручьи. На деревьях набухают почки и зеленеют листья. По земле ползают муравьи. В саду папа поставил улья. Скоро прилетят к нам скворцы и поселятся в своих домиках. Их жилье и наш сад наполнится радостным пением. 

(49 слов)

Любимые книги

Все ребята читают книги Сергея Михалкова. Дядя Стёпа — их любимый герой. Он очень высокий. С дядей Стёпой происходит много разных историй. Васе и Коле нравятся стихи Корнея Чуковского про Мойдодыра. Любят дети читать книжки Самуила Маршака, Агнии Барто, Николая Носова. 

(40 слов)

            

Зимой

Наступила зима. Кругом лежит пушистый снег. За нашим домом большой сугроб. Там играют ребятишки. У Юры лыжи, у Инны санки, а Олег и Глеб лепят снежную бабу. Только Толя Савельев сидит дома. У него грипп, он ещё слаб. Рядом его друг – пес Барбос. 

(43 слово)

Кот Васька

У Васютки ушки чутки. Усы длинные, шубка шёлковая. Глазки огневые, когти цепкие.

Ласков Васька и хитёр. Днём на солнышке лежит да все сказки говорит. Ночью бродит, на охоту ходит: мышек сторожит. 

(По К.Ушинскому) (31 слово)

Курочка

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождь. Курочка на землю присела, пёрышки распустила. Цыплята залезли к ней под крылышки. Кто совсем спрятался. У кого только ножки видны. У кого головка торчит. У кого глаз выглядывает.

Два цыплёнка стоят, пищат. Что это такое им на головку капает? 

(По Е.Чарушину) (48 слов)

Зима настала

Подули студёные ветры. Ударил мороз. Он сковал пруд крепким льдом. Зябко молодым осинкам. Мёрзнут берёзки. Ждут они зимней одежды.

Вот и выпал снег. Шапками лёг он на ветки деревьев. Укрыты снежком озимые хлеба. Не страшны им холод и вьюга. Спят они под пушистой перинкой. 

(46 слов)

Слова для справок: студеные, сковал, пруд, зябко.

 

Весна пришла

Лёд прошёл. Вода на реке стала спадать, а низкие места всё ещё были залиты водой. По высоким берегам синели льдины, по оврагам лежал снег. На обрывах пробивалась молодая зелень. Река ожила. Серые чайки парили над водой. Они камнем бросались за добычей, хлопали по воде крыльями, и рыбка блестела в их клювах. 

(51 слово)

            

Берегите леса!

Леса украшают землю. Это лучший её наряд. Деревья хранят чистый, целебный воздух – очищают его от пыли.

Леса спасают землю от сухих ветров. Они защищают поля. 

Большую пользу приносит лес людям. Из брёвен строят дома. Берегите леса! 

(38 слов)

Птицы в долгу не останутся

Намело сугробы. Мальчик взял ломтик сала и вышел в сад. Денис стал кормить птиц. Сестра принесла крошки хлеба и насыпала их в кормушку. С крыши сарая слетела стайка воробьёв. Мама похвалила детей. Птицы – наши друзья. Они в долгу не останутся. 

(40 слов)

Ежи

Каждый зверёк защищается от врагов. Ежа спасают иголочки. Свернётся в клубок и фыркает. Зимой ежи спят. Летом едят насекомых, мышей.

Вот морской ёж. Иглы ядовитые, длинные. Ползёт он по дну и ест, что в рот попадёт.

А это что за ёж? Стоит колючий братец, толстый, зелёный. Да это кактус! 

(По Г.Юдину) (49 слов)

Хороший поступок

Хорошо жили птенцы в родном гнезде. Они быстро росли. Однажды мать улетела за кормом. В это время один птенец выпал из гнезда. Прилетела мать, а птенец лежит на земле. Кружит мать над ним, пищит. Увидел это мальчик. Он поднял птенца, залез на дерево и положил его в гнездо. 

(48 слов)

Оляпка

На улице сильный мороз. Река покрылась льдом. Кругом лежит снег. Вдруг слышу весёлую песню. У проруби прыгает птичка и поёт. Шагнул я к ней. Она кинулась в воду и пропала. Я решил, что птичка утонула. Но она жива. Опять раздался её голос. Это оляпка или водяной воробей. 

(По Н.Сладкову) (47 слов)

            

Ива

На берегу лесной речки растёт плакучая ива. Она опустила ветви в воду. Видит ива, как ходят в реке стаи рыб и раскрываются кувшинки. К иве слетаются пчёлы за первым мёдом.

Весной иву называют вербой. Ребята прибегают к вербе, срезают ветки. Ставят дома в бутылку с водой. Зацветают на них барашки. 

(По Г.Снегирёву) (50 слов)

Майский жук

Развернулись на берёзах молодые листочки. В траве показались золотые одуванчики. Выползают из земли майские жуки.

Много жуков летает вокруг деревьев. Садятся они на ветки, едят молодую зелень.

Вредят деревьям и их личинки. Три зимы живут они под землёй. Личинки едят молодые корешки. 

(По Г.Скребицкому и В.Чаплиной) (42 слова)

Труд

Осмотрись вокруг. Ты увидишь дома, железные дороги, чудесные картины, цветущие сады, города, мосты, тетрадки и книги на твоём столе. Всё это - труд человека.

Трудом создано всё самое прекрасное. Труд нужен человеку, как воздух, как вода, как хлеб.

Каждый человек в нашей стране имеет право на труд. 

(По Ю.Яковлеву) (46 слов)

Весна пришла

Апрель – месяц последнего снега. Кончилась зима, наступила весна. Погода меняется. То снег, то дождь, то яркое солнце льёт свои тёплые лучи на землю. Чернеют поля. Шевелятся муравейники. Вылетают на свет бабочки. Просыпаются ящерицы, ежи. Деревья и кустарники покрылись молодыми листочками. Появились первые весенние цветы. 

(По Г.Скребицкому) (44 слова)

Букет

У нас под окном расцвели пахучие цветы шиповника. Шиповник красив! Но на нём есть колючки. Они защищают цветы. Поэтому я не стану украшать шиповником букет.

 (25 слов)

Летние каникулы

Ульяна и Глеб уехали летом в деревню Широкино. Ребята помогали дедушке и бабушке. С дедушкой Мишей сушили травку для коров. С бабушкой Настей доили корову Зорьку. Дети часто навещали дедушку Матвея. Он живёт в лесу на берегу реки Широкая.

 (39 слов)

Домашние животные

У Миши Шилова есть пушистая собачка. Её кличка – Пулька. У Пульки – щенок Малыш. У Анны Чудовой – дымчатая кошка Мурка. У Мурки пятнистый котёнок – Пушок. 

 (24 слова)

Скоро весна

На полях потемнел снег. Посинел на речке лёд. Отступил злющий мороз. Скоро придёт весна. Расцветёт серебристый ландыш. В сад прилетят скворцы.

 (21 слово)

Клёст

Стоит мороз. Мы гуляем в лесу. Под ногами хрустит снег. Вот пискнула птица. Это клёст. Нос у клеста как клещи. Такой клюв нужен птице. Им клёст добывает пищу. 

(28 слов)

Рыжий кот

Рыжий кот сидит у крыльца. Под крыльцом мыши. Чует кот добычу. Весь день сидит он у норы. А мыши ушли. Ушла и добыча. Дома ждёт кота ужин. 

 (27 слов)

Встреча

Дядя Олег поймал большую щуку. Он пустил её в ведро с водой и поставил в чулан. Ночью туда забрался рыжий кот. Он учуял добычу. Хотел кот схватить рыбку. Только у щучки зубки острые. Схватила она кота за лапу. Надолго запомнит он эту встречу. 

(44 слова)

            

В лесу

Девочки Эмма и Ольга пошли в лес. Там густая чаща. Вот большой клён и могучий дуб. Ольга искала шишки. В лесу под елью девочки увидели ежика. У ёжа на иголочках лежали листочки. 

 (32 слова)

У ручья

Мы сели у ручья под тенью деревьев. В ветвях деревьев пели соловьи. Собака с радостью бегала по берегу ручья. Вдруг надвинулась огромная туча. Скоро польёт сильный дождь. Дарья и Татьяна поспешили домой. 

(32 слова)

Весна в роще

Настали ясные деньки. Журчат ручьи. У дома показалась зелёная травка. Дети идут гулять в рощу. За ребятами бежит Барбос. В лесу поют птички. А чей это пушистый хвост торчит из дупла? Да это белочка! Она грызёт шишки и роняет на землю. Девочки их собирают.

(44 слова)

Лето

Стоит тёплый день. Луг похож на цветной ковер. Вокруг высокая трава и цветы. Вот на белую кашку сел кузнечик. Над душистой кашкой кружится пчёлка. Слышны звонкие песни птиц. В деревне косят траву косари. Этот корм для коров. 

(37 слов)

Зимой

Идёт снег. Тихо падают на землю снежинки. Они похожи на звёздочки. В мороз снег сухой. Нельзя лепить снежки. В тёплую погоду снег сырой. Легко лепить из него снежные комья. Можно строить крепость. Хорош будет и снеговик!

(36 слов)

Каток

Мы живём в селе Морозки. В субботу все ребята вышли делать каток. Падал мягкий снежок. Чудесная стояла погодка. Мальчики быстро расчистили площадку. Они залили её водой. За ночь лёд окреп. Утром дети уже катались по гладкому ледку. Легко бежали коньки по скользкой дорожке. Хорош каток! 

(45 слов)

Грибы

После дождя сильно пахнет в лесу грибами. В травке краснеют нарядные мухоморы. В еловом лесу спрятались грузди. А на лесных полянах показались лисички. 

(23 слова)

Журавли

В золотые осенние дни собирались к отлёту журавли. Покружили они над рекой, над родным болотом. Стройными косяками полетели в дальние страны. Через леса и поля высоко в небе летят они на юг. Мы слышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! 

(42 слова)

Осень

В начале осени выдаётся редкий погожий денёк. Синеет прозрачная даль. Берёзки стоят тоненькие и прямые, словно белые свечки. Падает с деревьев золотая листва. Синее небо, голубая даль, цветной убор лесов – всё похоже на сказку. 

(32 слова)

Перья птиц

Тело птицы покрыто перьями. Каждое перо лёгкое и очень хрупкое. Перья помогают птице летать. Они спасают её от ушибов и царапин, от холода и жары. Перья – это птичья одежда и защита от врагов. 

(33 слова)

Друзья

Льёт сильный дождь. Булька лежит под крыльцом. Илья завязал её больную лапку. Мальчик принёс собаке суп и молочко.

Илья и Булька – настоящие друзья. 

(24 слова)

Русский язык

Мой родной язык – русский. На русском языке писали Пушкин и Толстой. Весь наш класс любит уроки русского языка. Мы пишем рассказы для нашей газеты. Вчера на уроке Демьян Ильин прочитал свой новый рассказ. 

(33 слова)

Белая кувшинка

На воде цветёт белая кувшинка. По её цветам можно узнать время. Они открываются в семь утра и закрываются в пять часов дня. В пасмурный день цветочные часы не работают. 

(29 слов)

Берегите лес!

Лесная тишина чуткая. Шепчутся ветви берёз. Поют птицы. И вдруг раздаются удары топора. 

Не бойся, лес! Это стучит добрый топор!

Мой отец – лесник. У отца трудная работа. Я помогаю ему. Надо очистить лес от сухих деревьев. Мы делаем полезную вырубку. 

(39 слов)

Бобры

Бобры строят свои хатки на берегу реки. Хатки похожи на холмы. Дома у бобров прочные. Для строительства бобры используют осины и берёзы. Они смазывают ветки и сучья илом со дна реки. Ходы в своё жилище бобры роют под водой. Так удобно вплывать в жилище, да и враги не страшны. 

(49 слов)

Пришла зима

Наступил конец осени. Занесло снежком площадку. Перед домом ребята сделали снежную горку. Они полили её водой. Ночью ударил мороз. Вода замёрла.

Горка покрылась ледяной коркой. 

Не будут скучать зимой малыши! 

(30 слов)

Белочка

Стоит вьюжная зима. Под тяжестью снега согнулись деревья. На полянке под елью валяются шишки и чешуйки. Кто здесь обедал? Куда делись еловые семена? А чей это пушистый хвост торчит из дупла? Да это белочка! Она и съела семена.

(38 слов)

Коровы

Летом коровы гуляют на лугу. Там много сочных трав. К вечеру пастух гонит коров в село. Там их ждут хозяйки. Коровы дадут много молока. Из него получат масло и сыр. 

 (31 слово)

На берег речки

Мальчик бежит по тропе через ельник. Ноги скользят по глине. Утром был сильный дождь. Теперь под ногами сырость. Вот и берег маленькой речки. Здесь есть большая мельница. 

(27 слов)

Рыбаки

Стоят погожие деньки. На берегу речки сидят с удочками сварщик и бакенщик. Они ловят щук и окуньков. Вот с мельницы идёт мельник. Он только закончил работать. 

(25 слов)

Путь из школы

Школьник Игорь идёт по улице. Это обычный путь из школы. Вот на крыльце дома сидит маленькая беленькая собачка. А вон стоит бульдозер. Стальная машина чинит дорогу. 

(26 слов)

Экскурсия на завод

Школьников привезли на завод. Они идут в сборочный цех. Здесь на стальной болт нарезают резьбу. А там сварщик чинит мощный бульдозер. Кругом огоньки. Стоит сильный шум. 

(26 слов)

Трудолюбивый мальчик

Лёнечка заканчивает решать задачку. Он знает правильный ответ. Всё точно сошлось. Больше уроков нет. А за окном сильный дождь. Теперь мальчика ждёт чтение книги о хищных животных. 

 (27 слов)

Детская мечта

Ванечка мечтает о мощной машине. Он хочет стать гонщиком. Коленька хочет вырасти большим и сильным. Он мечтает укрощать хищников. Мечта Оленьки – поехать в дальние страны. 

(25 слов)

            

Хорьки

Хорьки играли в траве. Начался сильный ливень. Хищные зверьки бегут в ельник. Мощные лапы елей отлично укроют их. Только отдельные капельки упадут здесь на землю. 

(25 слов)

На почте

Сварщик и каменщик пришли на почту. Они хотят послать большое письмо в Польшу. Перед ними школьник и школьница. Мальчик и девочка получают маленькую бандероль. 

(24 слов)

Большой корабль

В ночной тьме видны огоньки. У причала стоит большой корабль. Он скоро уплывёт в дальние страны. Корабельный якорь держит большой трос. Мощный мотор тянет якорь со дна. 

(27 слов)

Июль

Отличный июльский день. Пёстренькие бабочки и беленькие мотыльки кружат над цветочками. На них есть пыльца. Среди стебельков мелькают жучки и паучки. Сколько их здесь! 

 (24 слов)

Перед дождём

На берегу большой реки растут топольки. За ними стоит большая мельница. Рядом плакучая ива печально смотрит в воду. В толще воды мелькают мальки. Слышен дальний шум и скрежет металла. Это за аллеей работает бульдозер. Вот упали мелкие капельки дождя. По воде кольцами разбегаются волны. Скоро хлынул сильный ливень. Он прибил стебельки на льняном поле. 

(54 слова)

Серый зайка

Стоят осенние деньки. Листья в маленьких рощах за деревней пожелтели. Вот на пеньке сидит заинька. Он сейчас серенький. Как будто грязненький. Скоро у него будет линька. Заинька станет беленьким и чистеньким. А по опушке снуют хорьки. Зверьки мелькают среди травки. 

(39 слов)

Прогулка

Маленький мальчик Кирилл вышел из дома. За ним бежит пёс Булька. Вот висят длинные сосульки. Мальчик бьёт по ним пальчиком. Они звенят, как колокольчики. А вот аллея. Осенью Кирилл собирал здесь коллекцию осенних листьев. Теперь вокруг лежит миллион крошечных кристалликов – снежинок. А лужи покрыли скользкие льдинки. 

(46 слов)

Осень

Осенний лес весьма красив. Возьми зонтик от дождя и пройдись по аллее. Деревья покрыты жёлтыми и красными листьями. Птичьи стайки улетели на юг. Только вороны карканьем передают друг другу новости. Чья новость важнее? Скоро будет слышно чириканье зимних гостей – снегирей. Сейчас с каждым днём всё грязнее. Зима вымостит тропки снежком и льдом. 

(52 слова)

Элька на прогулке

Стоит нормальная для апрельского утра прохладная погода. Корабельщик Илья Анатольевич Мыльников и мельник Кирилл Евгеньевич Стольников идут по бульвару. Кирилл Евгеньевич ведёт на поводке бультерьера Эльку. Вокруг полно людей. Поэтому стальные челюсти пса закрыты. 

 (34 слова)

Болезнь

У школьницы Аллы Мальковой грипп. Больная лежит в постели. У неё на лбу видны капельки пота. Часто Алла сильно кашляет. Рядом с постелью стоит полная чашка с водой. А на тумбочке – вазочка с васильками на длинных стебельках. В спальне сидит доктор Элла Кирилловна. Стальной ложечкой она смотрит горло больной. 

(49 слов)

Щука

Я хочу поймать большую щуку. Закидываю удочку, сажусь на бревно. Сижу, молчу. Чувствую, щучка клюет! Я ее тащу. Когда вытащу – схвачу её. Вот ещё чутьчуть! Я кричу своим друзьям. Они мне помогут. 

(30 слов)

            

3 КЛАСС

Подарим маме весну

Юра шел из школы. В сквере женщина обрезала ветки деревьев. Она дала мальчику пять веточек. 

– Поставь в воду. К тебе раньше всех придет весна. Юра поставил веточки в воду. Банку закрыл шторой.

8 Марта секрет открылся. Юра отдернул штору. Зеленые листочки блестели на ветках. 

Мама была рада подарку и весне.

 (49 слов)

На лугу

Был жаркий полдень. Коровы лениво жевали жвачку среди кустов. Доярки пришли доить коров. Таня и Аленка прибежали с мамой. 

Петя Дроздов сливал молоко в бидоны. Много молока дали Красотка и Зорька. Полное ведро дала Ласточка. 

Мама работала, а девочки плескались в речке.

Им было весело. Они кричали на весь луг. Подошла

мама. Пора вылезать из воды.

 (По Л.Воронковой) (53 слова)

Гимн

Гимн – это торжественная песня, государственный атрибут. Он появился позже герба и флага. В давние времена государства возглавляли князья, короли. Молитва о них постепенно превращалась в государственный гимн. Часто торжественной песней государства становилась очень популярная в народе патриотическая песня. 

Гимн Донецкой Народной Республики написан группой авторов и утвержден на Верховном Совете.

 (Из газеты) (51 слово)

Слова для справок: торжественная, государственный, возглавляли, превращалась, патриотическая.

 

Золотые слитки мудрости

Пословицы и поговорки достались нам в наследство от наших дедов и прадедов. Золотыми слитками мудрости называем мы их. В них показано стремление человека к правде, добру, справедливости. Они прославляют скромность, сообразительность, трудолюбие. В них высмеивают лодырей, гордых и напыщенных, врунов и болтунов.

Великую силу имеет народная мудрость. 

 (Из журнала) (50 слов)

Радуга

Утром в природе стояла тишина. Теплый дождик побрызгал и перестал. А июньское тепло щекотало в горле запахами свежего сена. 

После полудня солнце неожиданно прорвало тучи. И сразу на глазах изменился весь мир. От солнечных лучей все в природе стало светлей. Заискрилась капельками росы каждая травинка.

Посветлели полевые цветы. Они словно так и просятся в яркий букет!

И вдруг над горизонтом появилась радуга.

 (63 слова)

Слова для справок: побрызгал, неожиданно, заискрилась, посветлели.

 

Подкидыш

Аня и Нина нашли синичку. Бедная птичка ещё не умела летать. Крошка жалобно пищала в траве. 

Как быть с ней? Дома у девочек кошка. Она обидит птичку.

Над окном гнездо воробьёв. Там маленькие птенцы. Девочки подложили синичку в гнездо. 

Воробьи пожалели подкидыша. Они кормили синичку, как своих птенцов. Синичка подросла и улетела из гнезда. 

Птичка не забывает приемных родителей. Она часто прилетает к воробьиному гнезду. 

 (Из журнала) (62 слова)

Слова для справок: подложили, приемных.

 

Самый дорогой подарок

Наш город праздновал День шахтера. Утром ученики 47-й школы начали звонить в наши квартиры. Они приглашали нас на концерт. 

Во дворе между двумя домами появилась сцена. Везде праздничные плакаты и флажки. 

Ребята танцевали, пели, читали стихи. Всем шахтёрам дети подарили цветы. Юные художники нарисовали открытки. Их вместе с подарками вручали гостям. 

С концерта мы ушли с хорошим настроением. Спасибо детям за уважение к труду шахтёров!

 (Письмо шахтеров) (64 слова)

            

Дорогая сердцу земля

Родной край! Воспетые в песнях народных бескрайние степи, зелёные леса, лазурное небо.

Возле хаты цветут огненные мальвы, ласково кивает золотой головой подсолнух, шумит листвой склонённая ива. Вот узкая тропка бежит мимо колодца. С полей доносится запах ржи и гречихи. Видим широкое раздолье степей. Тут крепла сила, трудился на славу и боролся с врагами наш свободолюбивый народ.

 (Из газеты) (59 слов)

Праздник Покрова

Христианский праздник Покрова Святой Богородицы связан с легендой об осаде Константинополя и помощи Божьей Матери. Люди в храме молились и просили сохранить город. Им явилось видение Богородицы. Она сняла с головы платок – покров и накрыла людей. Враги узнали об этом. Они сняли осаду города и отступили. Этот платок – покров дал название празднику. 

И мы молим Святую Богородицу, чтобы она своим покровом накрыла наш родной Донецк, сохранила наши села и города!

 (72 слова)

Огонь памяти

Давно отгремели последние залпы пушек, зарубцевались раны на нашей родной земле, но память народа неугасима. 

На территории Донетчины очень много памятников боевой славы периода Великой Отечественной войны. 

Нет у нас ни одного района, где бы не была увековечена память о погибших героях. 

В городах и селах установлены обелиски. Там горит Вечный огонь. Эти места священны для нашего народа. 

 (60 слов)

Слова для справок: зарубцевались, неугасима, увековечена, священны.

 

Перед наступлением

Узкий язычок пламени колышется над сплющенной гильзой. К темному бревенчатому потолку поднимается струя копоти. 

Девушка в солдатской гимнастерке повернула голову, сердце забилось тревожно. 

Далеко прозвучал глухой выстрел. Одиночный. Там – немцы. Их ракеты ослепляют ночное небо. Утром готовится наступление. Уже несколько часов девушка сидит у рации. Связь прервана. 

Безжалостное жгучее солнце уже взошло. В воздухе гарь, дым. Оглушительный залп орудий разрывает окрестность. Бой начался.

 (По Н.Певчуку) (65 слов)

Слова для справок: сплющенной, бревенчатому, гимнастерке, безжалостное, оглушительный.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.211 с.)