Создание и компиляция программ на ассемблере 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание и компиляция программ на ассемблере



МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ

 

для проведения лабораторной работы по теме

''Программирование контроллера приоритетных прерываний''

по курсу ''Организация ЭВМ''

для студентов специальностей 220100, 071900

 

Тольятти


Создание и компиляция программ на ассемблере

 

Процесс разработки программы на ассемблере состоит из пяти этапов:

1. Создание файла с исходным текстом программы в любом текстовом редакторе. Расширение файла с исходным текстом может быть.asm, или.txt, или.doc.

2. Создание объектного модуля. В среде DOS или NORTON или FAR в командной строке набираете следующую команду:

Tasm name.asm

или

Tasm.exe name.asm name.obj

name.asm файл с исходным текстом программы. При этом файлы tasm.exe и name.asm должны находится в одном каталоге. После запуска этой команды мы получаем объектный файл с расширением.obj. Если объектный файл не появился, то в программе содержатся ошибки. Перечень ошибок можно посмотреть, отключив панели (ctrl+o или Ctrl+f1 и ctrl+f2).

3. Создание исполнительного файла. В командной строке набираем следующую команду:

Tlink name.obj

или

Tlink.exe name.obj name exe

При этом файлы tlink.exe и name.obj должны находится в одном каталоге. После запуска этой команды мы получаем запускной файл с расширением.exe. Если запускной файл не появился в этом каталоге, то в данном каталоге не хватает некоторых библиотек. Перечень файлов можно посмотреть, отключив панели (ctrl+o или Ctrl+f1 и ctrl+f2).

4. Тестирование программы. Запустите исполнительный файл.

5. Пошаговая отладка. В командной строке набираем следующую команду:

Td name. exe


Структура программы на ассемблере

Model small   ;модель программы, или же количество памяти на сегмент

. data     ;сегмент данных

;описание переменных

. stack 100 h;сегмент стека

. code     ; сегмент данных

;процедуры, макрокоманды

main:         

mov ax,@data mov ds, ax

;основная программа

mov ax,4 c 00 h int    21 h;выход из программы

End main

Директивы резервирования памяти

Для описания простых типов данных в программе используются специальные директивы резервирования и инициализации данных, которые, по сути, являются указаниями транслятору на выделение определенного объема памяти. Если проводить аналогию с языками высокого уровня, то директивы резервирования и инициализации данных являются определениями переменных.

Машинного эквивалента этим директивам нет; просто транслятор, обрабатывая каждую такую директиву, выделяет необходимое количество байт памяти и при необходимости инициализирует эту область некоторым значением.


Директивы резервирования и инициализации данных простых типов имеют формат:

 

Рис. 1. Директивы описания данных простых типов

 

На рис. 1 использованы следующие обозначения:

·? показывает, что содержимое поля не определено, то есть при задании директивы с таким значением выражения содержимое выделенного участка физической памяти изменяться не будет. Фактически, создается неинициализированная переменная;

· значение инициализации — значение элемента данных, которое будет занесено в память после загрузки программы. Фактически, создается инициализированная переменная, в качестве которой могут выступать константы, строки символов, константные и адресные выражения в зависимости от типа данных. Подробная информация приведена в приложении 1;

· выражение — итеративная конструкция с синтаксисом, описанным на рис. 5.17. Эта конструкция позволяет повторить последовательное занесение в физическую память выражения в скобках n раз.

· имя — некоторое символическое имя метки или ячейки памяти в сегменте данных, используемое в программе.

· db — резервирование памяти для данных размером 1 байт. Директивой db можно задавать следующие значения:

o выражение или константу, принимающую значение из диапазона:

для чисел со знаком –128...+127; для чисел без знака 0...255;

o символьную строку из одного или более символов. Строка заключается в кавычки. В этом случае определяется столько байт, сколько символов в строке.

· dw — резервирование памяти для данных размером 2 байта.

o выражение или константу, принимающую значение из диапазона:

для чисел со знаком –32 768...32 767; для чисел без знака 0...65 535;

o выражение, занимающее 16 или менее бит, в качестве которого может выступать смещение в 16-битовом сегменте или адрес сегмента;

o 1- или 2-байтовую строку, заключенная в кавычки.

· ddрезервирование памяти для данных размером 4 байта.

o выражение или константу, принимающую значение из диапазона:

для чисел со знаком –2 147 483 648...+2 147 483 647;

для чисел без знака 0...4 294 967 295;

o относительное или адресное выражение, состоящее из 16-битового адреса сегмента и 16-битового смещения;

o строку длиной до 4 символов, заключенную в кавычки.

· df — резервирование памяти для данных размером 6 байт;

· dpрезервирование памяти для данных размером 6 байт. Директивами df и dp можно задавать следующие значения:

o выражение или константу, принимающую значение из диапазона:

для чисел со знаком –2 147 483 648...+2 147 483 647;

для чисел без знака 0...4 294 967 295;

o относительное или адресное выражение, состоящее из 32 или менее бит (для i80386) или 16 или менее бит (для младших моделей микропроцессоров Intel);

o адресное выражение, состоящее из 16-битового сегмента и 32-битового смещения;

o строку длиной до 6 байт, заключенную в кавычки.

· dq — резервирование памяти для данных размером 8 байт.

относительное или адресное выражение, состоящее из 32 или менее бит

o константу со знаком из диапазона –263...263–1;

o константу без знака из диапазона 0...264–1;

o строку длиной до 8 байт, заключенную в кавычки.

· dt — резервирование памяти для данных размером 10 байт.

относительное или адресное выражение, состоящее из 32 или менее бит

o адресное выражение, состоящее из 16-битового сегмента и 32-битового смещения;

o константу со знаком из диапазона –279...279-1;

o константу без знака из диапазона 0...280-1;

o строку длиной до 10 байт, заключенную в кавычки;

o упакованную десятичную константу в диапазоне 0...99 999 999 999 999 999 999.

Очень важно уяснить себе порядок размещения данных в памяти. Он напрямую связан с логикой работы микропроцессора с данными. Микропроцессоры Intel требуют следования данных в памяти по принципу: младший байт по младшему адресу.

Для иллюстрации данного принципа рассмотрим пример 1, в котором определим сегмент данных. В этом сегменте данных приведено несколько директив описания простых типов данных.

Пример 1. Пример использования директив резервирования и инициализации данных. Результатом работы данной программы будет строка 'Привет, все работает'

model small. stack 100 h.data mes    db   'Привет, все работает',’$' ;определение строки perem_1 db   0ffh                        ;определение контстантыperem_2 dw  3a7fh                      ;определение контстантыperem_3 dd   0f54d567ah            ;определение контстантыmas    db   10   dup (' ')                  ;определение пустого массива из 10 байтadr     dw  perem_3                 ;переменная adr содержит адрес                      ;внутри сегмента переменной perem_3a_full dd               perem_3                                          ;переменная a_full содержит полный                                               ;адрес переменной perem_3fin      db   'Конец сегмента данных программы $' .code start:;занесение в сегментный регистр адреса сегмента данных mov   ax,@data mov    ds, ax mov   ah,09hmov   dx,offset mesint      21h;вывод на экран строки mes mov    ax,4 c 00 h int       21 h;выход из программы

End start

 

Окончание работы программы сопровождается полной выгрузкой программы из оперативной памяти, это осуществляется функцией 4с00h прерывания int 21h.

Все что в данной программе выделено жирным шрифтом обязательно при написании любой программы.

При написании программ на ассемблере регистр букв не важен.


End start

Пример 3. Программа вывода символа на экран

model small. stack 100 h.data f db   'ф'  ;помещаем в переменную f выводимый символ. code start:;занесение в сегментный регистр адреса сегмента данных mov   ax, @data mov   ds, ax;помещаем в регистр ah номер функции, которая выводит символmov   ah, 02h mov   dl, f; помещаем в dl символint      21h;выводим символ на экран mov    ax,4 c 00 h int       21 h;выход из программы

End start

 

Пример 4. Вывод строки на экран

model small.stack 100h.data f db   'строка вывода$';f – строковая переменная, которая обязательно заканчивается знаком $. code start:;занесение в сегментный регистр адреса сегмента данных mov   ax, @data mov   ds, ax;помещаем в регистр ah номер функции, которая выводит строку на экранmov   ah, 09h mov   dx, offset f; помещаем в dx адрес строки, которую выводимint      21h;выводим строку mov    ax,4 c 00 h int       21 h;выход из программы

End start

 

Организация вычислений

Логические команды

Система команд микропроцессора содержит пять логических команд. Эти команды выполняют логические операции над битами операндов. Размерность операндов должна быть одинакова. В качестве операндов могут использоваться, регистры, ячейки памяти (переменные) и непосредственные операнды (числа). Любая логическая команда меняет значение следующих флагов of, sf,zf,pf,cf (переполнение, знак, нуля, паритет, перенос)

and операнд_1,операнд_2 — операция логического умножения (И - конъюнкция).

and ah, 0a1h; ah:=ah٧0ah

and bx, cx;             bx:=bx٧cx

and dx, x1;            dx:=dx٧x1

Команда and может применяться для сброса определенных битов в 0 или для определения значения некоторых битов. Например, необходимо 5й бит числа находящегося в bl установить в 0, остальные биты не трогать.and bl, 11011111b или and bl, 0cfh Если необходимо определить чему равен 5й бит, тоand bl, 00100000b или and bl, 20hВ результате если в регистре bl в 5м бите был 0, то после выполнения этой команды мы получим нулевой результат, обнулим весь регистр. Если же в регистре bl в 5м бите была 1, то мы получим не нулевой результат.

or операнд_1,операнд_2 — операция логического сложения (ИЛИ - дизъюнкцию)

or al, x1;                       al:=al & x1

or eax,edx;                    eax:=eax & edx

or dx, 0fa11h;     dx:=dx & 0fa11h

 

Команда or может применяться для установки определенных бит в 1. Например, необходимо установить в единицу 4й и 7й биты регистра ah.

or ah, 10010000b         или or ah, 90h

 

xor операнд_1,операнд_2 — операция логического исключающего сложения (исключающего ИЛИ ИЛИ-НЕ). Команда может применятся для выяснения того какие биты в операндах различаются ил для инвертирования состояния заданных бит в операнде_1. Например, необходимо определить совпадает ли содержимое регистров ax и dx

xor ax, dx            ;если содержимое совпадает то в регистре ах мы получим

;нулевой результат, иначе не нулевой результат.

xor bh,10b           ; инвертировали 1й бит в регистре bh

 

test операнд_1,операнд_2 — операция “проверить” (способом логического умножения). Команда выполняет поразрядно логическую операцию И над битами операндов операнд_1 и операнд_2. Состояние операндов остается прежним, изменяются только флаги zf, sf, и pf, что дает возможность анализировать состояние отдельных битов операнда без изменения их состояния.

not операнд — операция логического отрицания. Команда выполняет поразрядное инвертирование (замену значения на обратное) каждого бита операнда. Результат записывается на место операнда.

not ax;ax:=

Пример 5. Логическое сложение двух однобайтных чисел.

model small.stack 100h.data x1      db   0c2h;первое слагаемоеx2      db   022h;второе слагаемоеy db  ?    ;переменная результата. code start: mov    ax,@ data mov    ds, ax mov   al, x1;в al помещаем первое слагаемоеor       al, x2;осуществляем логическое сложение, результат в almov   y, al;помещаем результат на место mov   ax,4c00h int      21h

End    start

Следующие две команды позволяют осуществить поиск первого установленного в 1 бита операнда. Они появились в 486 процессоре.

bsf операнд _1, операнд _2 – сканирование бит операнда_2 от младшего к старшему в поисках первого бита установленного в 1. Если такой обнаружится, то в операнд_1 заноситься номер этого бита в целочисленном формате.


Пример:

mov al,02h

bsf bx,al; bx:=1, т.к. 1й бит регистра al=1

bsr операнд _1, операнд _2 – сканирование бит операнда_2 от старшего к младшему в поисках первого бита установленного в 1. Если такой обнаружится, то в операнд_1 заноситься номер этого бита в целочисленном формате.

Пример:

mov al,82h

bsr bx,al; bx:=6, т.к. 6й бит регистра al=1

Если операнд_2 равен 0 то вышеописанные две команды устанавливают флаг нуля zf в 1, иначе в 0.

End    start

 

Умножение двоичных чисел

mul множитель_1 - операция умножения двух целых чисел без учета знака

Алгоритм работы:

Команда выполняет умножение двух операндов без учета знаков. Алгоритм зависит от формата операнда команды и требует явного указания местоположения только одного сомножителя, который может быть расположен в памяти или в регистре. Местоположение второго сомножителя фиксировано и зависит от размера первого сомножителя. Местоположение результата также зависит от размера первого сомножителя.

 

mul    dl;   ax:=al*dl, dl- множитель_1, al- множитель_2

mul    x1;  dx:ax=ax*0ad91h, x1 word- множитель_1, ax- множитель_2

mul    ecx; edx:eax=eax*ecx, ecx- множитель_1, eax- множитель_2

 

в результате умножения может возникнуть ситуация когда результат по размеру превысит 16 или 32 бита, тогда старшая часть результата умножения заноситься в dx или edx соответственно.

imulмножитель_1 - операция умножения двух целочисленных двоичных значений со знаком

Деление двоичных чисел

divделитель - выполнение операции деления двух двоичных беззнаковых значений

Алгоритм работы:

Для команды необходимо задание двух операндов — делимого и делителя. Делимое задается неявно, и размер его зависит от размера делителя, который указывается в команде. Расположение результата зависит от размера делителя.

div     dl   ;ah:al=ax/dl, ax –делимое, dl- делитель, ah-частное, al -остаток

div     x1  ;ax:dx=dx:ax/0ad91h, dx:ax –делимое, x1 word- делитель,

         ;ax-частное, dx -остаток

div     ecx ;eax:edx=edx:eax/ecx, edx:eax –делимое, ecx- делитель,

         ;eax-частное, edx -остаток

 

idivделитель - операция деления двух двоичных значений со знаком

 

Пример 7. Умножение двух однобайтных чисел.

model small.stack 100h.data x1      db   78  ;первый множительyl       db  ?    ;первый байт результатаyh      db  ?    ;второй байт результата. code start: mov    ax,@ data mov    ds, ax xor     ax, ax;очищаем регистр axmov   al, 25;помещаем в al второй сомножительmul    x1jnc     m1 ;если нет переполнения, переходим на метку m1mov   yh,ah;иначе старший байт результата помещаем в yhm1:mov   yl, al;результат помещаем на место mov   ax,4c00h int      21h

End    start

 

Пример 8. Деление двух однобайтных чисел.

model small.stack 100h.data x1      db   6    ;делительyl       db  ?    ;остатокyh      db  ?    ;частное. code start: mov    ax,@ data mov    ds, ax xor     ax, ax;очищаем регистр axmov   ax, 25;помещаем в al делимоеdiv     x1mov   yh,ah;помещаем частное на местоmov   yl, al;помещаем остаток на место mov   ax,4c00h int      21h

End    start

ASCII коды и их интепритация

Ввод информации с клавиатуры и вывод ее на экран осуществляется в символьном виде, т.е. любой символ предоставляется в ASCII кодах. Причем на один символ идет один ASCII код. На два символа – два ASCII кода, и т.д. Любое число, вводимое с клавиатуры и выводимое на экран, представляется последовательностью ASCII кодов.

Табл.1. ASCII коды цифр

Символ шестнадцатеричной цифры Двоичная тетрада ASCII код (двоичное представление) Разница
0 0000 30h (0011 0000) 30h
1 0001 31h (0011 0001) 30h
2 0010 32h (0011 0010) 30h
3 0011 33h (0011 0011) 30h
4 0100 34h (0011 0100) 30h
5 0101 35h (0011 0101) 30h
6 0110 36h (0011 0110) 30h
7 0111 37h (0011 0111) 30h
8 1000 38h (0011 1000) 30h
9 1001 39h (0011 1001) 30h
A a 1010 41h (0100 0001) 61h (0110 0001) 37h 57h
B b 1011 42h (0100 0010) 62h (0110 0010) 37h 57h
C c 1100 43h (0100 0011) 63h (0110 0011) 37h 57h
D d 1101 44h (0100 0100) 64h (0110 0100) 37h 57h
E e 1110 45h (0100 0101) 65h (0110 0101) 37h 57h
F f 1111 46h (0100 0110) 66h (0110 0110) 37h 57h

Рассмотрим последовательность действий для преобразования чисел в их ASCII код и наоборот.

Ввод информации с клавиатуры:

1. Ввод символа с клавиатуры, один ASCII код находится в dl. Заранее не известно, что это за число от 0 до 9 или от а до f.

Cmp dl, 040h

Jb m1; если ASCII код меньше 40h значит ввели цифру от 0 до 9,

;переходим на метку m1

Cmp dl, 047h; иначе ввели букву, заглавную или маленькую?

Jb m2;если ввели заглавную, переходим на m2, иначе выполняем

;дальше по программе

sub dl, 057h;в dl получаем из символов число a..f h

jmp m3;переходим на m3 чтобы не выполнять лишних вычислений

m2: sub dl, 037h;в dl получаем из символов число a..f h

jmp m3

m1: sub dl, 030h;в dl получаем из символов число 0..9 h

m3:

Далее приведен оптимизированный код преобразования числа из ASCII кодов. Подумайте в чем разница.

Cmp dl,040h

Jb m1

Cmp dl,047h

Jb m2

Sub dl, 020h

m2: sub dl, 07h

m1: sub dl, 030h

2. Ввод строки, отличается только тем, что такое сравнение надо проводить с каждым элементом, т.е. надо организовать цикл и обращение к каждому элементу. Рассмотрим позднее.

Вывод информации на экран

0
1. Предположим что, число, которое мы хотим вывести, находится в регистре bl. Вывод символа осуществляется из регистра dl, 02 функция INT 21H. Число может быть одно или двузначное, например 7h или 5Fh. Для универсальности программы будем считать, что надо вывести двузначное число. А для этого надо получить отдельно десятки и единицы, и получить для них два ASCII кода.

;двузначное число которое хотим вывести находится в bl

mov dl, bl; помещаем число в регистр dl

;сдвигаем содержимое dl на 4 бита вправо, чтобы получить отдельно десятки

shr dl, 4

and bl, 0fh   ;получаем отдельно единицы

cmp dl, 0ah  ;сравниваем dl с ah

jb m1;если меньше переходим на m1

add dl, 07h

m1: add dl, 30h

mov ah, 02h

int 21h

mov dl, bl

cmp dl, 0ah  ;сравниваем dl с ah

jb m2

add dl, 07h

m2: add dl, 30h

int 21h

Попробуйте сами разобраться в приведенном кусочке кода.


Команды передачи управления

По принципу действия, команды микропроцессора, обеспечивающие организацию переходов в программе, можно разделить на три группы:

1. Команды безусловной передачи управления:

- команда безусловного перехода; jmp

- вызова процедуры и возврата из процедуры; call, ret

- вызова программных прерываний и возврата из программных прерываний. Int, iret

2. Команды условной передачи управления:

- команды перехода по результату команды сравнения cmp;

- команды перехода по состоянию определенного флага;

- команды перехода по содержимому регистра ecx/cx.

3. Команды управления циклом:

- команда организации цикла со счетчиком ecx/cx;

- команда организации цикла со счетчиком ecx/cx с возможностью досрочного выхода из цикла по дополнительному условию.

jmp адрес_перехода - безусловный переход без сохранения информации о точке возврата. Аналог goto.

 

Условные переходы

Команды условного перехода имеют одинаковый синтаксис:

jcc метка_перехода

Мнемокод всех команд начинается с “ j ” — от слова jump (прыжок), cc — определяет конкретное условие, анализируемое командой. Что касается операнда метка_перехода, то эта метка может находится только в пределах текущего сегмента кода, межсегментная передача управления в условных переходах не допускается.

Для того чтобы принять решение о том, куда будет передано управление командой условного перехода, предварительно должно быть сформировано условие, на основании которого и будет приниматься решение о передаче управления. Источниками такого условия могут быть:

- любая команда, изменяющая состояние арифметических флагов;

- команда сравнения cmp, сравнивающая значения двух операндов;

- состояние регистра ecx/cx.

 

jcxz метка_перехода (Jump if cx is Zero) — переход, если cx ноль;

jecxz метка_перехода (Jump Equal ecx Zero) — переход, если ecx ноль.

 

Условные переходы по содержимому флагов

Название флага Номер бита в eflags/flag Команда условного перехода Значение флага для осуществления перехода
Флаг переноса cf 1 jc cf = 1
Флаг четности pf 2 jp pf = 1
Флаг нуля zf 6 jz zf = 1
Флаг знака sf 7 js sf = 1
Флаг переполнения of 11 jo of = 1
Флаг переноса cf 1 jnc cf = 0
Флаг четности pf 2 jnp pf = 0
Флаг нуля zf 6 jnz zf = 0
Флаг знака sf 7 jns sf = 0
Флаг переполнения of 11 jno of = 0

 

Пример 9. Определите, равны ли два числа вводимые пользователем с клавиатуры. Определить равенство чисел можно используя вычитание, если разность исследуемых чисел равна 0, то они равны.

Model    small

Stack    100h

Data

s1 db 'числа равны$'

s2 db 'числа не равны$'

.code

start:

mov ax,@data

mov ds,ax

mov ah,01h

int 21h;ввели первое число

mov dl,al;посылаем в dl первое число

int 21h;ввели второе число

sub al,dl;сравнили числа

jnz m1;если получили не 0 результат, то на метку m1

mov dx, offset s1;иначе выводим строку s1, о том что числа равны.

jmp m2

m1: mov dx, offset s2   ;числа не равны, выводим строку s2

m2: mov ah,09h

int 21h;вывод информационную строку

Mov ax,4c00h

Int 21h

End start

 

Команда сравнения cmp

cmp операнд_1,операнд_2 - сравнивает два операнда и по результатам сравнения устанавливает флаги. Команда сравнения cmp имеет интересный принцип работы. Он абсолютно такой же, как и у команды вычитания sub. Единственное, чего она не делает — это запись результата вычитания на место первого операнда.

Алгоритм работы:

-выполнить вычитание (операнд1-операнд2);

-в зависимости от результата установить флаги, операнд1 и операнд2 не изменять (то есть результат не запоминать).

 

Условные переходы после команд сравнения

Типы операндов Мнемокод команды условного перехода Критерий условного перехода Значения флагов для осществления перехода
Любые je операнд_1 = операнд_2 zf = 1
Любые jne операнд_1<>операнд_2 zf = 0
Со знаком jl/jnge операнд_1 < операнд_2 sf <> of
Со знаком jle/jng операнд_1 <= операнд_2 sf <> of or zf = 1
Со знаком jg/jnle операнд_1 > операнд_2 sf = of and zf = 0
Со знаком jge/jnl операнд_1 => операнд_2 sf = of
Без знака jb/jnae операнд_1 < операнд_2 cf = 1
Без знака jbe/jna операнд_1 <= операнд_2 cf = 1 or zf=1
Без знака ja/jnbe операнд_1 > операнд_2 cf = 0 and zf = 0
Без знака jae/jnb операнд_1 => операнд_2 cf = 0

 

Пример 10. Определите, равны ли два числа вводимые пользователем с клавиатуры.

Model    small

Stack    100h

Data

s1 db 'числа равны$'

s2 db 'числа не равны$'

.code

start:

mov ax,@data

mov ds,ax

mov ah,01h

int 21h;ввели первое число

mov dl,al

mov ah,01h

int 21h;ввели второе число

cmp al,dl;сравнили числа

jne m1

mov dx, offset s1

jmp m2

m1: mov dx, offset s2

m2: mov ah,09h

int 21h;вывод информационную строку

Mov ax,4c00h

Int 21h

end start

 

Пример 11. Даны три числа, найти среди них максимальное.

Model    small

Stack    100h

Data

s1 db 'максимальное число',10,13,'$'

x1 db 34

x2 db 56

x3 db 45

.code

start:

mov ax,@data

mov ds,ax

mov dx, offset s1

mov ah,09h

int 21h;вывод информационную строку

;находим максимальное число

mov dl,x1;dl:=x1

cmp dl,x2;сравниваем х1 и х2

ja  m1;если х1>х2, то на m1

mov dl,x2;иначе dl:=x2

m1: cmp dl,x3;сравниваем dl и х2

ja  m2;если dl>х3 то на m2

mov dl,x3

;в dl находится самый максимальный элемент

m2: mov ah,02h       

int 21h;выводим максимальный элемент

Mov ax,4c00h

Int 21h

End start

Организация циклов

loop метка_перехода (Loop) — повторить цикл

Работа команды заключается в выполнении следующих действий:

- декремента регистра ecx/cx;

- сравнения регистра ecx/cx с нулем:

- если (ecx/cx) > 0, то управление передается на метку перехода;

- если (ecx/cx) = 0, то управление передается на следующую после loop команду

Организация цикла:

mov cx, количество циклов

м1: тело цикла

 loop m1

loope/loopz метка_перехода (Loop till cx <> 0 or Zero Flag = 0) — повторить цикл, пока cx <> 0 или zf = 0.

loopne/loopnz метка_перехода (Loop till cx <> 0 or Not Zero flag=0) — повторить цикл пока cx <> 0 или zf = 1

Недостаток команд организации цикла loop, loope/loopz и loopne/loopnz в том, что они реализуют только короткие переходы (от –128 до +127 байт).

Организация вложенных циклов:

mov cх,n; в сх заносим количество итераций внешнего цикла

m1:

push cx

mov cx,n1; в сх заносим количество итераций внутреннего цикла

                       m2:

тело внутреннего цикла

                       loop m2

                  …

                  pop cx

                       loop m1

Пример 12. Напишите программу подсчета у=1+2+3+…+n, n не более 10000.

 

model    small

.stack 100h

.data

yb dd?

ym dw?

s1 db 'введите n',10,13,'$'

.code

start:

mov ax,@data

mov ds,ax

mov dx, offset s1

mov ah,09h

int 21h

 

mov cx,3

m: shl bx,4

mov ah,01h

int 21h            вводим n в регистр bx

 sub ax,130h

add bx,ax

loop m

 

mov cx,bx

xor dx,dx

xor al,al

m1: add dx,cx     считаем у

jnc m2

mov al,1

m2: loop m1

 

cmp al,1

je  m3

mov ym,dx

m3: mov yb,edx

mov ax,4c00h

int 21h

End start

 

Команды обработки строк

 

Цепочка – это последовательность элементов, размер которых может быть байт, слово, двойное слово. Содержимое этих элементов может быть любое – символы, числа. В системе команд микропроцессора имеется семь операций-примитивов обработки цепочек. Каждая из них реализуется в микропроцессоре тремя командами, в свою очередь, каждая из этих команд работает с соответствующим размером элемента — байтом, словом или двойным словом.

Типовой набор действий для выполнения любой цепочечной команды:

à Установить значение флага df в зависимости от того, в каком направлении будут обрабатываться элементы цепочки — в направлении возрастания или убывания адресов.

à Загрузить указатели на адреса цепочек в памяти в пары регистров ds:(e)si и es: (e)di.

à Загрузить в регистр ecx/cx количество элементов, подлежащих обработке.

à Выдать цепочечную команду с префиксом повторений.

Пересылка цепочек

movs адрес_прием, адрес_источника (MOVe String)- переслать цепочку;

movsb MOVe String Byte) — переслать цепочку байт;

movsw (MOVe String Word) — переслать цепочку слов;

movsd (MOVe String Double word) — переслать цепочку двойных слов.

Команда копирует байт, слово или двойное слово из цепочки источника, в цепочку приемника. Размер пересылаемых элементов ассемблер определяет, исходя из атрибутов идентификаторов. К примеру, если эти идентификаторы были определены директивой db, то пересылаться будут байты, если идентификаторы были определены с помощью директивы dd, то пересылке подлежат двойные слова.

Для цепочечных команд с операндами типа movs адрес_приемника,адрес_источника, не существует машинного аналога. При трансляции в зависимости от типа операндов транслятор преобразует ее в одну из трех машинных команд: movsb, movsw или movsd.

Сама по себе команда movs пересылает только один элемент, исходя из его типа, и модифицирует значения регистров esi/si и edi/di. Если перед командой написать префикс rep, то одной командой можно переслать до 64 Кбайт данных. Число пересылаемых элементов должно быть загружено в счетчик — регистр cx (use16) или ecx (use32).

Пример 13. Пересылка строк командой movs

MODEL small

.STACK 256

.data

source db 'Тестируемая строка','$';строка-источник

dest db 19 DUP (' ');строка-приёмник

.code

main:

mov ax,@data         ;загрузка сегментных регистров

 mov ds,ax     ;настройка регистров DS и ES на адрес сегмента данных

mov es,ax

cld                  ;сброс флага DF — обработка строки от начала к концу

lea si,source            ;загрузка в si смещения строки-источника

lea di,dest      ;загрузка в DS смещения строки-приёмника

mov cx,20      ;для префикса rep — счетчик повторений (длина строки)

rep movs dest,source;пересылка строки

lea dx,dest

mov ah,09h;вывод на экран строки-приёмника

int 21h

mov ax,4c00h

int 21h

end main

Операция сравнения цепочек

cmps адрес_приемника,адрес_источника (CoMPare String) — сравнить строки;

cmpsb (CoMPare String Byte) — сравнить строку байт;

cmpsw (CoMPare String Word) — сравнить строку слов;

cmpsd (CoMPare String Double word) — сравнить строку двойных слов.

Алгоритм работы команды cmps заключается в последовательном выполнении вычитания (элемент цепочки-источника — элемент цепочки-получателя) над очередными элементами обеих цепочек. Принцип выполнения вычитания командой cmps аналогичен команде сравнения cmp. Она, так же, как и cmp, производит вычитание элементов, не записывая при этом результата, и устанавливает флаги zf, sf и of.

После выполнения вычитания очередных элементов цепочек командой cmps, индексные регистры esi/si и edi/di автоматически изменяются в соответствии со значением флага df на значение, равное размеру элемента сравниваемых цепочек.

Операция сканирования цепочек

scas адрес_приемника (SCAning String) — сканировать цепочку;

scasb (SCAning String Byte) — сканировать цепочку байт;

scasw (SCAning String Word) — сканировать цепочку слов;

scasd (SCAning String Double Word) — сканировать цепочку двойных слов

Эти команды осуществляют поиск искомого значения, которое находится в регистре al/ax/eax. Принцип поиска тот же, что и в команде



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 655; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.299 с.)