Толкование блаженного Феофилакта Болгарского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Первое Послание к Тимофею святого апостола Павла.

                                                                                            Глава 2

Тим.2:1–2. Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих.

Дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную.

Во всяком благочестии и чистоте.

Тим.2:3. Ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу.

Тим.2:4. Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины.

Тим.2:5. Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус.

Тим.2:6. Предавший Себя для искупления всех.

 [Таково было] в свое время свидетельство.

Тим.2:7. Для которого я поставлен проповедником и Апостолом.

Истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников.

В вере и истине.

Тим.2:8. Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи.

Воздевая чистые руки.

Без гнева и сомнения.

Тим.2:9. Чтобы также и жены.

В приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя.

Не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою,

Тим.2:10. но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию.

Тим.2:11. Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью.

Тим.2:12. А учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии.

Тим.2:13. Ибо прежде создан Адам, а потом Ева.

Тим.2:14. И не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление.

Тим.2:15. Впрочем спасется через чадородие.

Если пребудет в вере. 2

И любви.

И в святости с целомудрием.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

Тим.2:1–2. Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих.

«Прежде всего», то есть при ежедневном богослужении. Священник, как общий отец целой вселенной, заботится о всех, подобно тому как Бог, на службу Которому он посвящается, печется о всех. Обрати внимание на широко простирающуюся благодать. Иудейские молитвы не таковы. Не сказал тотчас же: "за царей", чтобы не показаться льстецом, но прежде говорит: «за всех человеков», и потом уже прибавляет: "за царей", хотя бы цари были и неверные: за них должно молиться потому, что тогда они все были таковы. Из того, что мы молимся за всех, двоякое благо проистекает: с одной стороны, чрез это разрушается ненависть, которую мы питаем к некоторым людям, потому что никто не может питать враждебных чувств к тому, о ком моление творит; с другой стороны, и они становятся лучше, потому что при содействии молитвы прекращают свою злобу и ожесточение против нас. Ибо для тех, которые преследовали и убивали, имеет великое значение, когда они слышат, что мучимые ими молятся за них. «Молитвы, прошения, моления», как слова однозначащие, собраны апостолом для возбуждения молитвенной энергии и для выражения, настаиванием чрез эти речения на одном, – требовании неотложно поступать так, как он заповедует. Впрочем, некоторые полюбопытствовали отыскать и различие в этих речениях, утверждая что «молитва» означает прошение об избавлении от скорбного; "моление" означает испрашивание благ; "прошение" – вопль с жалобой на нечестивых, обидчиков и неисправимых. Смотри, как мы побуждаемся благодарить и за те блага, которые посылаются другим, например за то, что Он «повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми» (Мф.5:45) и всем подает Свои блага в изобилии, как неверным, так и богохульникам. Чрез это теснейшим образом мы соединяемся в братской любви. Ибо кто благодарит Бога за блага его ближнему, тот обязан и любить его. Тем более, следовательно, мы должны благодарить за блага, ниспосланные нам самим.

В вере и истине.

Смотри, опять – "в вере". Не в силлогизмах, говорит, или логических доказательствах, но в вере. Потом, чтобы ты не подумал, что в этом заключается обман, он прибавил: «в... истине». Ибо не ложь – то, что преподается и чему учат в вере, напротив, преподается то в истине.

Воздевая чистые руки.

Не о месте молитвы должно рассуждать со всею тщательностью, а об образе ее. Ибо он требует рук чистых от любостяжания, хищения, убийств, язв, – рук полных милостыни.

Без гнева и сомнения.

То есть без злопамятства и возбуждения против брата своего. Апостол учит, чтобы молящийся молился без сомнения и колебания в мыслях, получит или не получит, чего просит. Как же это бывает? Отвечает: если ты не просишь ничего противного Его воле, – ничего недостойного Царя, но просишь всего духовного, с чистыми руками и без гнева.

И любви.

То есть пребудут в правой жизни. Ибо недостаточно веры: начало и источник правой жизни – любовь.

И в святости с целомудрием.

Под «святостью» апостол разумеет чистоту тела. Но поскольку не все девы, то и прибавил: «с целомудрием». Ибо целомудрие не отрицается у тех, которые живут в законном браке. Или просто целомудрием называет чистоту. А что, если порочная мать воспитает детей хорошо? Это хотя и невероятно, однако, если случится, она получит награду за них. А что, если хорошая мать худо воспитает детей? Если она не заботилась и потворствовала им, понесет участь Илия. Если же, несмотря на все заботы и страдания, не могла сделать их лучшими, что бывает редко, все-таки она получит награду за свои труды, так как и Сын Божий, несмотря на все дела и учение Свое, немного, однако, имел верующих.

* * *

2

Блж. Феофилакт читает: «пребудут».

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 39; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.005 с.)