Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Либерализация цен и ее последствия
Краеугольным камнем заявленных реформ было освобождение цен из под контроля государства. Сторонники этого шага доказывали, что разовое освобождение цен быстро приведет к установлению сбалансированного соотношения цен и спроса, сократит избыточную денежную массу, наполнит товарами прилавки, будет способствовать конкуренции, и, в конечном итоге, приведет к оживлению и росту экономики. Возникшие рыночные отношения сами отрегулируют производство. Противники либерализации предупреждали, что в условиях монополизированной советской экономики освобождение цен само по себе не приведет к росту конкуренции предприятий в борьбе за потребителя. Напротив, рост цен приведет к фактическому банкротству большинства предприятий и обнищанию большей части населения страны. Они обращали внимание на то, что «монетаристская модель» не была реализована в чистом виде нигде. Во всех странах, выходивших из кризиса, огромную регулирующую роль играло государство. Рост цен с января 1992 года превзошел все ожидания. Вместо прогнозируемых (оптимисты – 3-5 раз, пессимисты 8-10 раз) цены к концу года выросли в 36 раз! Рост зарплаты и социальных выплат не успевали компенсировать снижение покупательной способности населения. Уровень жизни населения составлял в 1994 году 50% от уровня 1991 года. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Госбанке (300 млрд. руб.). Однако оказавшееся в новых условиях население начало приспосабливаться к росту цен. Многие люди, преодолев психологический барьер неопределенности и бездеятельности, стали надеяться на свои силы, осознавая, что государство не будет о них заботиться, как прежде. Перед теми же, кто поверил в возможность заниматься предпринимательством, открылись новые перспективы. Либерализация цен, как и предполагалось, не включила механизм конкуренции. Предприятия повели себя не «по-рыночному». Будучи монополистами, они пошли не по пути снижения издержек, а по пути повышения цен на свою продукцию. В стране шло падение производства, особенно на предприятиях ВПК, обладавших высокими технологиями и современным оборудованием. Они должны были обеспечить прорыв отечественной промышленности на мировой рынок. Но произошло резкое сокращение государственного оборонного заказа и экспорта вооружений. У государства не оказалось средств для проведения конверсии.
Не удалось добиться успеха в финансовой реформе: жесткая кредитная политика под давлением директорского корпуса, депутатов, профсоюзов сменилась политикой уступок – были даны кредиты убыточным предприятиям за счет эмиссии), денежная масса выросла в 4 раза – за полгода выпущено 232 млрд. руб.). Не оправдались надежды и на быстрое реформирование сельского хозяйства: фермеры без поддержки государства не могли встать на ноги, а передел колхозно-совхозной собственности материальных дивидендов не давал. Кроме того, реформы разворачивались без соответствующей законодательной базы. В этих условиях выигрывал тот, кто наживался за счет менее расторопных сограждан. Сокращение производства привело к росту безработицы. Только инерция системы и традиционная политика директората удерживала страну от массового выброса на улицы миллионов безработных. Расчет на безработицу, как фактор повышения эффективности труда и мобильности рынка рабочей силы, не оправдался: в стране оказалось огромное количество градообразующих предприятий и отсутствовал доступный рынок жилья. Официально регистрируемые Федеральной службой занятости безработные составляли только малую часть фактически безработных. Директора переводили рабочих на неполную неделю и отправляли их в принудительные неоплачиваемые отпуска, т.к. это не вынуждало их платить пособия по безработице. Социальную напряженность снижала вторичная занятость, т.е. совместительство и работа во временных трудовых коллективах. На конец 1994 года потенциальная безработица в стране, по оценкам специалистов составляла 9,9 млн. человек (13,2% трудоспособного населения), а официально безработными числились 1,5 млн.человек (2%). Это спасало обстановку, т.к. Государственный фонд занятости мог финансировать занятость только при уровне безработицы не более 3%.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.187.28 (0.005 с.) |