Музыкальная культура Руси в XVIII в. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыкальная культура Руси в XVIII в.



Рекомендуемая литература

  1. Ливанова, Т.Н. Русская музыкальная культура XVIII в. в её связях с литературой, театром и бытом. Исследования и материалы. В 2 т. / Т.Н. Ливанова. – М., 1952-1953.
  2. Гозенпуд, А. Музыкальный театр в России / А. Гозенпуд. – Л., 1959.
  3. Древнее русское искусство. XVIII век. – М., 1964.
  4. Келдыш, Ю.В. Русская музыка XVIII века / Ю.В. Келдыш.– М., 1965.
  5. Русская комедия и комическая опера XVIII века / ред. П.Н. Беркова. – М.-Л., 1950.
  6. Рыцарева, М.Г. Композитор М.С. Березовский. Жизнь и творчество / М.Г. Рыцарева. – М., 1983.
  7. Рыцарева, М.Г. Композитор Д. Бортнянский. Жизнь и творчество / М.Г. Рыцарева. – Л., 1979.
  8. Рыцарева, М.Г. Русская музыка XVIII в. / М.Г. Рыцарева. – М., 1987.
  9. Фесечко, Г. И.Е. Хандошкин / Г. Фесечко. – Л., 1972.
  10. Доброхотов, Б. Е. Фомин / Б. Доброхотов. – М., 1968.

 

В XVIII в. русское искусство вступает на путь общеевропейского развития и постепенно освобождается от оков средневековой схоластики. Это был первый век развития светской культуры. В большой степени интенсивный рост русской культуры был обусловлен крупными преобразованиями во всех областях жизни русского общества, осуществлёнными в эпоху Петра I. Реформы Петра были направлены в русло решительной ломки феодально-боярского уклада старой Руси, укрепления военно-политической и экономической мощи государства. Развивается новая система обучения, появляется сеть гражданских, внецерковных школ. В1724 г. учреждается Академия наук.

Характерные черты искусства:

  1. Личность в центре внимания; музыка становится авторской.
  2. Универсализм жанров литературы, музыки. На смену преимущественно литургическим жанрам приходят светские жанры: опера, оратория, кантата, концерт, сюита.
  3. XVIII в. – эпоха «перестройки слуха» (Б. Асафьев). Происходит столкновение знаменного стиля и партесного пения. В результате слух переключается с монодийности на европейский мажоро-минор.

XVIII в. характеризуется стремительным развитием художественных направлений и философско-эстетических идей. Контрапунктически сосуществовали три направления: барокко, классицизм и появившийся на закате столетия романтизм.

XVIII в. был неоднородным по протекающим процессам. Выделяются три периода развития музыкальной культуры: 1) первая четверть века; 2) эпоха 30 – 60х гг.; 3) последняя треть столетия.

Петровская эпоха положила начало развитию светской музыки нового типа. Творчество пока ограничивается жанрами прикладной музыки – военной, застольной, танцевальной. Изменились общественные функции музыки – она превратилась в необходимое условие полноценного европейского воспитания.

Эпоха 30 – 60-х гг. ознаменовалась ростом национального самосознания и укреплением национальных культурных традиций. Огромное значение имела деятельность М. Ломоносова; расцвела поэзия русского классицизма (М. Ломоносов, В. Тредиаковский, А. Сумароков); русское зодчество представлено творениями В. Растрелли. Музыка постепенно выходит из сферы прикладного искусства на самостоятельный путь развития. Осваиваются жанры оперы, кантаты, сонаты, сюиты. Формируются хоровые капеллы, оркестры и оперные труппы. Благодаря их деятельности осуществлялось знакомство с достижениями музыкального искусства ведущих европейских школ. Однако музыкальная жизнь этого периода несла на себе печать сословных ограничений: центром музыкальной культуры был императорский двор, задачи искусства воспринимались с точки зрения придворного этикета. Музыка служила целям украшения придворного быта и возвеличивания персоны монарха.

Последняя треть XVIII в. характеризуется значительной демократизацией музыкально-общественной жизни. За пределы придворного, аристократического быта выходит театральная жизнь; развёртывается сеть крепостных театров; организовываются платные концерты «по билетам»; развивается музыкальное образование, нотоиздательское дело. Ведущая роль, по-прежнему, принадлежала оперному театру. Широкой популярностью пользовалась музыка роговых оркестров. Главное достижение данного периода – рождение национальной композиторской школы. Это не было случайным. Блестящими достижениями отмечен весь путь русского искусства. Особенно крупные достижения в литературе (Фонвизин, Новиков, Крылов, Державин, Карамзин, Радищев).

Первое место среди жанров профессиональной музыки занимала опера. Первые русские оперы появляются на сцене в 70-е гг. Именно опера, вбирающая в себя различные ресурсы, представляет состояние литературы, живописи, хореографии, инструментальной техники определённого музыкально-исторического периода. Только образованный музыкант мог подняться на должный профессиональный уровень. Выделяется творчество музыкантов, получивших европейское музыкальное образование: Бортнянского, Фомина, Пашкевича, Березовского. Стилистические направления русской оперы:

а) опера-seria, насаждавшаяся итальянцами с 30-х гг. Этот стиль представлен операми Бортнянского («Креонт», «Алкид») и Березовского («Сокол»). Интонационность оперы-seria сливалась с интонационностью духовных концертов этих же композиторов.

Другим полюсом реализации высокой трагической оперы являлась мелодрама, представляющая собой музыкально-театральное представление, в котором литературный текст произносился с сопровождением оркестровой музыки. Классическим образцом данного жанра является «Орфей» Фомина.

б) комическая опера. Представляет собой синтез традиций французской комической оперы, итальянской оперы-buffa, немецкого зингшпиля, водевиля. В драматургическом отношении ранняя русская комическая опера представляла собой синтетический музыкально-драматический жанр, основанный на чередовании музыкальных номеров с разговорным диалогом. С течением времени роль музыки становилась всё более значительной. Лучшие образцы жанра: «Ямщики на подставе» Фомина, «Санктпетербургский гостиный двор» Пашкевича, «Сын-соперник» и «Сокол» Бортнянского.

На протяжении XVIII в. шло бурное развитие инструментальной исполнительской культуры. Развитие камерно-инструментальной музыки в первой половине столетия было связано с исполнительством приглашённых зарубежных музыкантов. Последние обучали русских аристократов. Таким образом, инструментализм распространялся в элитарной среде. В 80 – 90-е гг. появляются первые образцы русской камерно-инструментальной музыки: русские музыканты разрабатывают жанры сольной сонаты, вариаций, камерного ансамбля. Именно в инструментальной сфере проявляется интеллектуальная содержательность музыки.

Самыми популярными были танцевальные миниатюры и вариационные циклы. Важнейшее место жанр вариаций занимает в фортепианной музыке. Наиболее ранние образцы жанра – «песенные вариации» (орнаментальные) в творчестве В. Трутовского. В 80 – 90-е гг. появляются вариации, написанные в традициях европейской музыки (Баха, Моцарта, Гайдна). Заметная эволюция происходит в жанре танцевальной миниатюры: бытовые танцы постепенно выходят из сферы прикладной музыки и обогащаются новым художественным содержанием. Процесс «лирического преобразования» бытового танца особенно наглядно выражен в творчестве Козловского, которому принадлежит заслуга создания особого жанра лирического полонеза.

Более сложный путь развития прошла фортепианная соната. Подлинное художественное значение она приобрела в творчестве Д. Бортнянского. В пределах строго классического стиля он свободно, естественно развивает русские песенные интонации; фактура отличается ясностью и простотой; типична стройность и законченность формы.

Основоположником русской скрипичной школы является И.Е. Хандошкин. В его творчестве русская камерно-инструментальная музыка вышла из тесного круга домашнего музицирования, приобрела подлинно виртуозный размах. Основные жанры творчества – сонаты и вариации. В жанре вариаций на народные темы проявились наиболее характерные черты творческого облика композитора. В трёх сонатах для скрипки соло, представляющих собой примеры произведений виртуозного концертного плана, Хандошкин продолжает традиции эпохи Баха и Генделя.

В 2:

В XVIII веке большинство европейских государств охватило просветительское движение. Благодаря реформам Петра I Россия активно включилась в этот процесс, приобщаясь к достижениям европейской цивилизации. Ее поворот в сторону Европы, породивший феномен «русской европейскости», произошел типично по-русски – круто и решительно. Взаимодействие с более устоявшимися художественными школами Западной Европы позволило русскому искусству пройти путь «ускоренного развития», освоив в исторически сжатые сроки европейские эстетические теории, светские жанры и формы.

Главное достижение русского Просвещения – расцвет личностного творчества, которое приходит на смену безымянному труду художников Древней Руси. Реализуется ломоносовская формула: «будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать».

Наступает время активного становления светского мировоззрения. Храмовое искусство продолжает свое развитие, однако постепенно отходит на второй план в культурной жизни России. Светская же традиция всемерно укрепляется.

В музыке XVIII века, как в литературе и живописи, утверждается новый стиль, близкий европейскому классицизму.

Новые формы великосветского быта – гуляния в парках, катания по Неве, иллюминации, балы и «маскерады», ассамблеи и дипломатические приемы – способствовали широкому развитию инструментальной музыки. По указу Петра в каждом полку появились военные духовые оркестры. Официальные торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором[1]. Примеру двора следовала петербургская и московская знать, которая заводила у себя домашние оркестры. Крепостные оркестры и музыкальные театры создавались и в дворянских усадьбах[2]. Распространяется любительское музицирование, обучение музыке становится обязательной частью дворянского воспитания. В конце столетия многообразная музыкальная жизнь характеризовала быт не только Москвы и Петербурга, но и других русских городов.

Среди музыкальных новшеств, неизвестных Европе, был роговой оркестр, созданный российским императорским камер-музыкантом И.А. Марешом по поручению С.К. Нарышкина. Мареш создал слаженный ансамбль, состоящий из 36 рогов (3 октавы). Участвовали в нем крепостные музыканты, которые играли роль живых «клавиш», поскольку каждый рог мог издавать только один звук. В репертуар входила классическая европейская музыка, в том числе сложные сочинения Гайдна и Моцарта[3].

В 30-х годах XVIII века в России была создана придворная итальянская опера, спектакли которой давались в праздничные дни для «избранной» публики. В это время Петербург привлекает многих крупнейших европейских музыкантов, преимущественно итальянцев, среди которых композиторы Ф. Арайя, Б. Галуппи, Дж. Паизиелло, Дж. Сарти, Д. Чимароза[4]. Франческо Арайя в 1755 году написал музыку к первой опере с русским текстом. Это было либретто А.П. Сумарокова на сюжет из «Метаморфоз» Овидия. Опера, созданная в итальянском жанре seria, называлась «Цефал и Прокрис».

В петровскую эпоху продолжали развиваться такие национальные музыкальные жанры, как партесный концерт и кант.

Канты петровского времени нередко назывались «виватами»[5], поскольку они изобилуют прославлениями военных побед и преобразований («Радуйся, Росско земле»). Для музыки «приветственных» кантов характерны фанфарные обороты, торжественные ритмы полонеза. Их исполнение часто сопровождалось звучанием труб и колокольным звоном.

На петровскую эпоху приходится кульминация в развитии хорового партесного пения. Блестящий мастер партесного концерта В.П. Титов занял место первого музыканта при дворе царя Петра. Именно ему было поручено написать торжественный концерт по случаю Полтавской победы, одержанной русскими войсками в 1709 году («Рцы нам ныне» – за сочинением утвердилось название «Полтавскому торжеству»).

В середине XVIII века стремление к хоровым эффектам в партесных концертах достигло гипертрофированных форм: появились сочинения, партитуры которых насчитывали до 48 голосов. Во второй половине столетия на смену торжественному пар­тесному концерту приходит новое художественное явление – ду­ховный концерт. Таким образом, в течение всего XVIII века русское хоровое пение прошло большой путь эволюции – от монументального партесного стиля, вызывающего ассоциации с архитектурным стилем барокко, к высоким образцам классицизма в творчестве М. С. Березовского и Д. С. Бортнянского, создавших классический тип русского духовного концерта.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.239 (0.012 с.)