Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Произведения для клавира (клавесин, клавикорд, сейчас исполняют на фортепиано)

Поиск

· фантазии, вариации

· 52 сонаты

- сформулируйте, в чём состоит значение Гайдна в истории музыки:

Франц Йозеф Гайдн ( 1732 — 1809) — австрийский композитор, музыкальный педагог,  представитель венской классической школы, музыкального стиля эпохи Классицизма, один из основоположников таких музыкальных жанров, как симфония и струнный квартет, также внес вклад в такой жанр, как сонаты для клавира. Создатель мелодии, впоследствии лёгшей в основу гимнов Германии и Австро-Венгрии. Творчество Гайдна стало образцом многим поколениям музыкантов.

- охарактеризуйте части классического сонатно-симфонического цикла, нарисуйте схему сонатной формы:

СОНАТНО – СИМФОНИЧЕСКИЙ ЦИКЛ

· Сонатно-симфонический цикл — циклическая музыкальная форма произведения, принадлежащего к одному из жанров (симфония, концерт, соната, трио, квартет, квинтет и т. д.), в которых принято хотя бы одну из частей (чаще всего — первую) излагать в сонатной форме.От сюитного цикла (сюиты) отличается бо́льшей значительностью содержания и единой линией развития, а также бо́льшей упорядоченностью строения цикла (прежде всего — в количестве частей и их последовательности).

· Сонатно-симфонический цикл является наиболее крупной циклической формой среди чисто инструментальных форм. При этом он обладает большой гибкостью: в форме сонатно-симфонического цикла могут быть написаны как большие (в том числе — огромные по масштабу и времени звучания), так и небольшие, как в жанре симфонии, так и камерно-музыкальные произведения.

Характеристики форм. В музыке венских классиков (Гайдна, Моцарта, Бетховена) закрепились и стали «нормативными» -

Трёхчастный цикл

· в сонате,

· в концерте для солиста (солистов) с оркестром,

· в камерной музыке с участием фортепиано

в классических симфониях трёхчастный цикл встречается реже и он характерен, в основном, для более ранней итальянской школы — см. некоторые симфонии Гайдна и Моцарта ранних периодов творчества

Четырёхчастный цикл

· в симфонии (со времён К.Ф.Э. Баха и Гайдна),

· в камерной музыке без участия фортепиано (прежде всего — в квартетах, квинтетах и т. п.).

· В некоторых сонатах Гайдна, Моцарта четырёхчастный цикл может состоять и из двух частей. (Например сонаты для скрипки и фортепиано Моцарта K 301-305.)

· У Бетховена структура начинает «размываться». Например, четырёхчастное строение ряда его сонат (фортепианных, скрипичных, виолончельных) или фортепианных трио становится нормой наряду с трёхчастностью.

· Уже Бетховен не раз отклонялся от классического стандарта в своих произведениях — особенно в поздних. Среди его музыки встречаются и двухчастные циклы (Фортепианные сонаты № 19, 20, 22, 24, 27, 32), и многочастные. В последних фортепианных сонатах и струнных квартетах Бетховена речь идёт о строго индивидуальных драматургических решениях. Его многочастные поздние квартеты лишь отдалённо — «рудиментарно» — напоминают собой старинные «дивертисментные» формы:

· Струнный квартет № 13 (6 частей),

· Струнный квартет № 14 (7 частей, следующих друг за другом без перерыва),

· Струнный квартет № 15 (5 частей).

· (Такие решения цикла в поздних квартетах Бетховена оказали впоследствии влияние и на струнные квартеты композиторов XX века — прежде всего, Берга и Шостаковича.)

· Композиторы издавна также пользовались приёмом перехода от одной части к другой без перерыва (attacca) — при этом «прилегающая» часть может быть «разомкнутой», как бы «не доведённой до конца» (приём, известный ещё из концертов и увертюр времён барокко). В XVIII веке им нередко пользуется Карл Филипп Эммануил Бах в своих инструментальных произведениях (переход от медленной второй части к быстрому финалу).

· Вслед за К.Ф.Э. Бахом к этому приёму неоднократно прибегает Гайдн. У Бетховена подобная «двух-с-половиной-частность» (благодаря которой весь цикл разделяется на две более крупные фазы — см. выше) становится излюбленной формой в целом ряде произведений:

· Концерты для фортепиано с оркестром № 4, № 5,

· Концерт для скрипки с оркестром,

· Сонаты для фортепиано № 21 («Вальдштейновская», она же «Аврора»), № 23 («Аппассионата») и др.

· Есть у Бетховена и другие способы стирания границ между частями. (Например — между двумя средними частями 4-частного цикла: Соната для скрипки и фортепиано № 10). Особый новаторский приём Бетховена — стирание границ между частями в симфониях:

· в Симфонии № 5 (4-частной) третья часть переходит в четвёртую без перерыва,

· в Симфонии № 6 (5-частной) без перерыва сменяют друг друга три последние части.

· Отчасти и под влиянием «свободной» формы фантазии (известной ещё со времён раннего барокко) формируется также особый тип сонатно-циклической формы, где все части или разделы переплетены между собой самыми разными, порой весьма причудливыми способами в единое целое. Примеры:

· Бетховен — Опус 27: Сонаты для фортепиано № 13 и № 14 («Лунная») (обе — Сонаты-фантазии),

Темповое соотношение части

· Темповое (и жанровое) соотношение частей достаточно свободно, но всегда подчиняется определённой логике чередования медленных и подвижных частей (без такой логики нарушится единство цикла).

· Наиболее разнообразен в жанровом отношении четырёхчастный цикл. В нормативном четырёхчастном цикле присутствуют следующие жанровые аспекты:

1. Напряжённо-действенный (1-я часть в сонатной форме)

2. Лирический (вторая, медленная часть)

3. Танцевальный (менуэт или скерцо)

4. Обобщенно-жанровый (подвижный финал).

· В трёхчастном цикле при сохранении функций крайних частей средняя обычно медленная, реже — менуэт или скерцо.

· В двухчастном цикле соотношение частей может быть любым.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.179.120 (0.006 с.)