Предмет исследования экономической теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет исследования экономической теории



Предмет исследования экономической теории

Экономическая теория — это наука, изучающая поведение людей в соответствующей экономической системе, функционирующей в условиях ограниченности ресурсов.

Тема 3. ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Спрос и функция спроса

 

Экономические субъекты имеют различные потребности. Их платежеспособность прямо связана со спросом на определенный товар, товарный набор. Спросом на какой-либо товар называется количество этого товара, которое желают приобрести покупатели на рынке при определенных условиях в единицу времени. Традиционно к числу факторов, определяющих объем спроса, относятся: цена данного товара (PA); цены других товаров(Pb … Pz), как заменяющих, так и дополняющих данное благо; денежные доходы покупателя, выделяемые им для покупки данного товара (J); вкусы и предпочтения потребителя (Z); накопленное богатство (W); ожидания потребителей (E) и другие. Используя вышеизложенные факторы, мы можем написать функцию спроса в общем виде следующим образом:

 

                    QDA=f (PA, Pb…Pz, J, Z, W, E...).                                   (3.1)

Функция спроса – это зависимость объема спроса на данный товар от определяющих его факторов.

Когда все факторы, определяющие объем спроса, постоянны, кроме цены данного товара, то уравнение (3.1) примет вид QDA = f (PA), и мы имеем дело с функцией спроса от цены. Функцию спроса от цены можно легко определить с помощью различных способов: табличного, аналитического и графического. Рассмотрим эти способы более подробно.

 

1. Табличный способ:

Таблица 3.1

Объем спроса (Qd) 1000 1200 1300 1400
Цена товара (P) 100 80 70 60

 

В табл. 3.1 мы наблюдаем обратную зависимость между ценой и объемом спроса.

 

2. Аналитический способ.

 Аналитически обратную зависимость между ценой и объемом спроса можно выразить следующим образом: QDA = a - b × PA.                            

 

3. Графический способ.

Зная табличный или аналитический способы интерпретации функции спроса, можно построить ее график (рис. 3.1). Если по оси абсцисс отложить количество благ, а по оси ординат – цену, то график спроса в большинстве случаев будет представлять линию с отрицательным наклоном.   

 

      

При снижении цены с P 1 до P 2 объем спроса увеличивается с Q 1 до Q 2, а на графике мы перемещаемся из точки А в точку В. При повышении цены направление стрелок изменится в противоположную сторону. В данном случае мы имеем дело с изменением объема спроса.

Следует различать изменение объема спроса от изменения функции спроса. Если меняются другие факторы, определяющие объем спроса, то мы имеем дело с изменением функции спроса, а на графике произойдет сдвиг линии спроса вверх и вправо или вниз и влево. При положительном влиянии фактора сдвиг линии произойдет вверх и вправо (рис.3.2), а при отрицательном влиянии, наоборот, сдвиг произойдет вниз и влево (рис.3.3).

 

                   

 

Из рис. 3.2 видно, что при сдвиге линии спроса вверх и вправо, объем спроса увеличивается при прежней цене P 1 c Q 1 до Q 2. Во втором случае (рис.3.3) видно, что сдвиг линии спроса происходит вниз и влево, и объем спроса при цене P 1 уменьшается с Q 1 до Q 2.

Для большинства товаров существует обратная зависимость между ценой и объемом спроса, называемая законом спроса.

Однако закон спроса не всегда выполняется даже по отношению к качественным (нормальным) товарам. Поэтому рассмотрим основные исключения из закона спроса.

1)   Цена – показатель качества. Когда у покупателя нет точных методов определения цены, он склонен рассуждать следующим образом: чем выше цена, тем выше качество, - что не всегда соответствует действительности.

2)   Эффект Веблена. Чем выше цена на престижные товары, тем выше спрос на них.

3)   Эффект ожидаемой динамики цен. Когда потребитель ожидает повышение цены, то он увеличивает объем спроса и наоборот.

 

Таблица 3.2

Цена товара PA 70 90 110 130
Количество товара (QS) 700 850 1000 1100

 

Из табл. 3.2 видно, что между ценой и количеством предлагаемых товаров существует прямая зависимость.

 

2. Аналитический способ.

QSA = - a + b × PA , где «а» и «b» параметры связи цены и предложения, определяемые с помощью эмпирических и статистических методов, а знак перед параметром «b» показывает, что кривая предложения имеет положительный наклон.

Например, QSA = -7 + 5× PA. .

        

     3. Графический способ.

Зная один из способов интерпретации функции предложения от цены (аналитический  или   табличный),   можно  построить  график  предложения

(рис. 3.4).

 

 

При повышении цены товара, как правило, увеличивается объем предложения, а на графике мы перемещаемся из точки А в точку В. При снижении цены происходит обратный процесс. В данном случае мы имеем дело с изменением объема предложения, который зависит только от изменения цены данного товара. Если изменяются другие факторы, определяющие функцию предложения (кроме цены данного товара), то имеет место изменение функции предложения. При положительном влиянии факторов линия предложения на графике сдвигается вниз и вправо (рис.3.5),  а  при  отрицательном  ─  вверх  и  влево (рис. 3.6).

 

 

Из графиков 3.5 и 3.6 видно, что при сдвиге линии предложения вправо, объем предложения увеличивается (с Q 1 до Q 2), а при сдвиге влево – сокращается (с Q 1 до Q 2).

 

Тема 4. ЭЛАСТИЧНОСТЬ

 

Понятие эластичности

До сих пор мы знали, что с изменением какого-то фактора функции спроса или предложения, изменится объем спроса или объем предложения. Первоначально мы представили функцию спроса в общем виде следующим образом (см. формулу 3.1): QDA = f (PA, PB... P Z, J, Z, W,E,..). Коэффициенты эластичности позволяют рассчитать эти изменения более точно.

Если изменится цена данного товара, то насколько уменьшится или увеличится объем спроса, можно определить с помощью коэффициента прямой эластичности спроса по цене (l A). При изменении цен других товаров, уменьшение или увеличение спроса на данный товар можно рассчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности спроса (l AB). Влияние роста или снижение дохода покупателя на объем спроса можно определить с помощью коэффициента эластичности спроса по доходу (lAJ). Эластичность спроса или предложения по какому-либо фактору – это их чувствительность к изменению данного фактора.

 

Эластичность спроса по цене

Эластичность спроса по цене – это степень чувствительности спроса на товар к изменению цены на этот товар. Коэффициентом прямой эластичности спроса по цене называют отношение относительного изменения объема спроса в процентах (∆ Q / Q) к относительному изменению цены в процентах (∆ P / P):

                                  .                                                (4.1)

 

Рис. 4.1 Графическая интерпретация эластичности спроса

                                                                 

Так как между ценой и объемом спроса зависимость обратная, то

∆ Q /∆ P < 0. Во избежание отрицательных чисел экономисты часто игнорируют знак минус перед правой частью. Традиционно различают два способа определения эластичности спроса по цене: точечную и дуговую. Точечная эластичность применяется при бесконечно малых изменениях цены:

 

                                     .                                                        (4.2)

Если в данном уравнении использовать аналитическую функцию спроса, то уравнение примет вид: l A= - b × (P / Q), так как 

 

                                         (4.3)

Используя теорему подобия треугольников, можно выяснить, что эластичность в любой точке линии спроса можно определить как отношение нижестоящего отрезка к вышестоящему, т.е.

                                                                                                        (4.4)

Если точка Е0 делит отрезок | AB | пополам, то в этой точке lA =1. Выше этой точки – lA >1, а ниже – lA <1. Изложенное свидетельствует о том, что коэффициент точечной эластичности принимает любое значение от нуля до бесконечности (0≤ lA ≤∞).

Дуговую эластичность можно описать как эластичность в середине хорды АВ (точка Е0 на рис. 4.2).

Рис. 4.2. Дуговая эластичность спроса       

  

Дуговая эластичность математически определяется по формуле:

                                                                               (4.5)

Перекрестная эластичность

Перекрестная эластичность (l AB) характеризует изменение объема спроса на товар А (QDA) при изменении цены другого товара В (РВ). Математически коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене определяется как отношение относительного изменения объема спроса на один товар к относительному изменению цены другого товара:

                                           (4.6)

При бесконечно малых изменениях цены lAB принимает вид:

                                                                                        (4.7)

Этот коэффициент может принимать любые значения: нулевое, отрицательное или положительное. При l AB=0 товары А и В можно считать независимыми в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде цены всех товаров взаимосвязаны. Если l AB<0, то товары А и В являются взаимодополняющими. Снижение цены товара В сопровождается увеличением объема спроса товара А. Когда l AB>0, в этом случае мы имеем дело с взаимозаменяемыми товарами А и В. Как правило, коэффициенты перекрестной эластичности можно использовать при небольших отклонениях цены.

4.5. Эластичность спроса по доходу (lAJ)

Эластичность спроса по доходухарактеризует чувствительность спроса на какой-либо товар А к изменению дохода потребителя. Коэффициент эластичности спроса по доходу представляет собой отношение относительного изменения объема спроса на какой-либо товар к относительному изменению дохода. Математическое значение данного коэффициента определяется следующим образом:

                                               (4.8)

где J – денежный доход потребителя.

При бесконечно малых изменениях формула (4.8) принимает вид:

                                                                                            (4.9)

Товар называется нормальным ( качественным ), если спрос на него увеличивается с увеличением дохода, т.е., если lAJ >0. В зависимости от значения коэффициента эластичности спроса по доходу нормальные товары можно разделить на три группы:

1) если 0< lAJ <1, то товар А – товар первой необходимости. Изменение дохода на 1% сопровождается изменением объема спроса менее чем на 1%, т.к. эти товары имеют предельное насыщение.

2) Для товаров второй необходимости lAJ =1;

3) если lAJ >1, то говорят, что товар А является предметом роскоши, спрос на него растет более быстрыми темпами, чем рост дохода. С коэффициентом эластичности спроса по доходу связан закон Энгеля, который гласит, что для каждого товара с эластичностью спроса по доходу меньше единицы (lAJ <1) существует товар с эластичностью спроса по доходу больше единицы (l В J >1);

Товар называется товаром низкого качества, если с увеличением дохода уменьшается спрос на этот товар. Для таких товаров lAJ <0.

Постоянные издержки

FC –  постоянные издержки. Их величина в краткосрочном периоде не изменяется с умень- шением или увеличением объема производства.

Рис. 6.1. Постоянные издержки
Постоянные издержки – затраты, связанные с

использованием зданий, сооружений, машин и производственного оборудования, а также арендой,

капитальным ремонтом и административными расходами.

Постоянными издержками являются затраты, которые переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции без изменений, постепенно, по мере износа, но участвуют в процессе производства целиком и полностью.

На рис. 6.1 показано, что график постоянных издержек представляет собой линию FC, параллельную оси абсцисс. При этом объем выпускаемой продукции (Q) увеличивается, а постоянные издержки нет.                                                                                       

 
Если поделим постоянные издержки на количество выпускаемой продукции, то получим средние постоянные издержки (AFC): AFC = FC / Q.   

Q1
Средние постоянные издержки показывают на долю постоянных затрат в структуре цены продукции. С увеличением объема выпускаемой продукции с Q 1 до Q 2 величина среднепостоянных издержек уменьшится с AFC 1 до AFC 2. Последнее обстоятельство, в

 
                                                           основном, приводит к увеличению прибыли.

 

Переменные издержки

Переменные издержки (VC) – это затраты, величина которых изменяется в зависимости от уменьшения или увеличения объема производства. К ним относятся затраты на сырье, электроэнергию, вспомогательные материалы, зарплату и др. Принято считать, что переменные издержки переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции в течение одного оборота с изменением на величину прибыли.

Q 1
Q
AVC
Q
C 0
C 1
C 2
VC
Q 1
Q
AVC
Q
C 0
C 1
C 2
VC
Для первоначального периода организации

Q 0
Q 2
Q 1
 
Q 0
Q 2
Q 1
 
производства характерен более высокий темп роста переменных издержек по сравнению с объемом выпускаемой продукции. Экономия переменных издержек достигается тогда, когда объем выпуска находится между двумя точками перегиба линии VC, т.е. на отрезке | Q 0 Q 2 |. Если объем выпуска будет больше, чем Q 2, переменные издержки снова начнут расти более быстрыми темпами, чем объем производства. Оптимальный объем выпуска, который соответствует минимальным средне-переменным издержкам, делит отрезок | Q 0 Q 2 | пополам. Средние переменные издержки определяются по формуле: AVC = VC / Q. Снижение AVC не является целью фирмы.

 

 

Рис. 6.3. Переменные издержки,

средние издержки и их взаимосвязь

 

При минимальном AVC, который достигается при условии AVC = MC, не всегда прибыль фирмы достигает своего максимума. Понятие AVC необходимо для оценки эффективности хозяйственной деятельности фирмы.

 

Общие издержки

Общие издержки обозначаются через TC. Общие издержки – это сумма постоянных и переменных затрат фирмы в связи с производством продукции в краткосрочном периоде:    TC = FC + VC.

Q 2
Q 1
ATC
AVC
Min ATC
Min AVC
Q 2
Q 1
ATC
AVC
Min ATC
Min AVC
                                

 

Рис. 6.4. Общие издержки                                 Рис. 6.5. Средние общие издержки

 

Графически общие издержки – это линия переменных затрат, смещенная вверх на величину постоянных издержек (см. рис. 6.4). На рис. 6.5 изображен график средних общих издержек, причем точка их минимума находится правее и выше (Q 2; min ATC), чем точка минимума средних переменных издержек.

Важно отметить, что кривые ATC и AVC не пересекаются, хотя расстояние между ними уменьшается по мере роста объема выпуска продукции.

 

Средние общие издержки: . Величина ATC имеет большое значение для хозяйственной деятельности фирмы. Сопоставляя средние общие издержки (ATC) с уровнем цены товара, можно определить величину прибыли на единицу продукции. Прибыль определяется как разность между общим доходом и общими издержками.

                                                                   (6.1)

Из уравнения (6.1) видно, что прибыль можно увеличить двумя способами: во-первых, путем увеличения разности между ценой товара и средними общими издержками; во-вторых, путем увеличения объема производимой продукции при постоянстве других компонентов уравнения (6.1).

 

Предельные издержки

Предельные издержки обозначаются через MC. Предельные издержки – это приращение общих издержек, связанное с выпуском дополнительной единицы продукции. Предельные издержки – это отношение приращения общих издержек к приращению объема выпускаемой продукции:

При бесконечно малых приращениях

 

                                                                    (6.2)

 

 Из формулы (6.2) видно, что на  величину предельных издержек влияют только переменные издержки. График предельных издержек показан на рисунке 6.6.   

                               

                          

 

                Рис. 6.6. Предельные, средние общие, средние постоянные

                               и средние переменные издержки

 

Когда средние издержки MC < ATC, то производство дополнительной единицы продукции уменьшает общие средние издержки до тех пор, пока это неравенство не превратится в равенство.

Когда MC = ATC, то ATC достигает своего минимума при объеме выпуска, равном Q 2. График MC пересекает графики ATC и AVC в точках их минимума.

 

Совершенная конкуренция

Под конкуренцией понимается борьба экономических субъектов за наиболее выгодное вложение средств, т.е. это есть борьба за прибыль. Совершенной конкуренцией в экономической теории называют такой тип организации рынка, при которой исключены все виды борьбы как между покупателями, так и между продавцами. В этих условиях цена для отдельной фирмы выступает как заданная величина, т.е. в условиях совершенной конкуренции все покупатели и продавцы выступают как ценополучатели. Принято считать, что фирма сможет продать по этой цене любое количество единиц товара (рис. 8.1).

 

 

Модель совершенной конкуренции ограничена определенными условиями, к которым относятся:

1) бесконечно большое количество продавцов и покупателей на рынке, тайный сговор между которыми практически невозможен;

2) свободный доступ ко всем ресурсам, в том числе и к информации;

3) качественная однородность информации и услуг всех фирм отрасли. Отрасль – это совокупность всех предприятий, производящих однородный продукт;

4) отсутствие выходных барьеров из отрасли;

5) отсутствие входных барьеров в отрасль.

Достоинствами совершенной конкуренции являются:

― максимальное удовлетворение потребителя;

― производство продукции с минимальными затратами.

К недостаткам совершенной конкуренции относятся:

― неполный учет издержек;

― отсутствие производства общественных благ (оборона, правопорядок,  

экология и др.);

― отсутствие концентрации средств для технического прогресса.

    

Типы рыночных структур

Недостатки совершенной конкуренции разрешаемы в рамках других рыночных структур. Конкуренция, при которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, называется несовершенной конкуренцией. Количество и размеры фирм в отрасли различно при разных типах рыночных структур. По количеству фирм в отрасли на первом месте стоит совершенная конкуренция, и на последнем месте – чистая монополия. Монополистическая конкуренция по этому показателю занимает второе место, и на третьем месте – олигополия. По размерам фирмы места распределяются в обратном порядке.

Чистая монополия – это такой тип рыночной структуры, при которой в отрасли господствует одна фирма. Монополист может оказать влияние на цену выпускаемой продукции, изменяя объем выпускаемой продукции в соответствии с функцией рыночного спроса. Поэтому чистая монополия ограничена в своих действиях платежеспособным спросом хозяйствующих субъектов.

Наряду со сказанным, для нее характерно:

- выпускаемый продукт уникален и нет близких заменителей;

- барьер для вступления трудно преодолим, а иногда даже блокирован;

- монополист определяет объем продаж и цену в определенной степени (ограничителем выступает рыночный спрос).

Также следует отметить, что монополия делится на искусственную и естественную (коммунальные службы и др.). Причем экономически целесообразно преодолеть искусственную монополию.

 

 

Рис. 8.2. Границы естественной и искусственной монополии:

1 – граница естественной монополии; 2 – искусственная монополия

 

 

Главной задачей антимонопольного комитета должна стать борьба с искусственной монополией так, чтобы границы естественной и искусственной монополии совпали в результате ее деятельности.

 

 

Олигополия

Олигополия – это рыночная структура, при которой функционирует небольшое число фирм, а вход в отрасль затрудняется высокими барьерами.

К основным характерным чертам олигополии относятся:

― количество фирм в отрасли ограничено, как правило, от 4 до 10;

― фирмы в основном функционируют в капиталоемких и наукоемких  

отраслях;

― доступ для других фирм в отрасль ограничен высокими барьерами  

(эффект от масштаба).

Основная проблема олигополии сводится к всеобщей взаимозависимости фирм, так как товары унифицированы, а конкурентная борьба слишком разорительна. Как следствие этого, поведение фирм в условиях олигополии сильно взаимосвязано. Принимая решения, каждая фирма должна учитывать реакцию со стороны конкурентов. В этих условиях любой сговор между фирмами эффективен, так как приводит к образованию чистой монополии.

Анализ взаимоотношений двух фирм в условиях олигополии провел французский экономист Курно. Если фирмам удастся договориться об общем объеме  производства, то равновесия они достигнут в точке пересечения кривых реагирования, т.е. в точке Е0 (рис. 8.4).

Если они договорятся о максимизации совокупной прибыли, то множество решений, связанных с определением объемов производства будет находиться на контрактной линии, т.е. на отрезке | AB |. Равновесие Курно достигается на точке пересечения кривых реагирования QА(QВ) и QB(QA) двух фирм.

Рис. 8.4. Равновесие Курно:

                 Q1 – предложение фирмы А, Q2 - предложение фирмы B;

                 Е0 - равновесие Курно, QB - кривая реакции фирмы В на поведение фирмы А;

                  QA – кривая реакции фирмы А на поведение фирмы В

 

Равновесие Курно достигается на рынке тогда, когда в условиях дуополии каждая фирма, действуя самостоятельно, выбирает такой объем производства, какой ожидает от нее другая фирма.

 

Предмет исследования экономической теории

Экономическая теория — это наука, изучающая поведение людей в соответствующей экономической системе, функционирующей в условиях ограниченности ресурсов.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.25.74 (0.096 с.)