ВВЕДЕНИЕ курсовой и выпускной квалификационной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ВВЕДЕНИЕ курсовой и выпускной квалификационной работы



Оформление сносок и списка литературы

Текст работы должен сопровождаться сносками на все идеи и ФИО ученых, обсуждаемых в работе, т.е. на любой источник заимствований, не предполагающих самостоятельных выводов студента. Сноски могут оформляться в виде пересказа текста со ссылкой на источник, а также могут представлять из себя цитаты из источника, которые обязательно заключаются в кавычки, а в сноске указывается номер страницы цитирования. Все сноски оформляются в конце страницы, нумерация сносок начинается с каждой страницы заново (1,2,31,2,3…). Шрифт сносок TimesNewRoman, размер – 10, интервал – 1 без отступов. Примеры оформления сносок по всем типам источников приведены в Таблице 1. В целом сноски оформляются идентично списку литературы, но в сносках не указывается издательство и общее количество страниц книги (только конкретные страницы цитирования или при необходимости фрагмента источника, на который ссылается студент). Если один и тот источник указывается в сносках подряд и на одной странице, то вместе повторных библиографических данных источника указывается: «Там же. – С. N.», где N – номер страницы.

Библиографический список должен соответствовать следующим критериям:

1. соответствие требованиям по оформлению библиографии;

2. наличие классических источников, определяющих понимание проблемы в психологии;

3. наличие монографий современных ученых, являющихся ведущими специалистами по исследуемой проблеме;

4. наличие кандидатских и докторских диссертация по проблеме исследования;

5. наличие актуальных статей по проблеме исследования из ведущих периодических изданий;

6. желательно наличие публикаций по проблеме на иностранных языках;

7. библиографический список должен включать в себя не менее 20 источников для курсовых работ второго курса, не менее 30 источников для курсовых работ третьего курса, не менее 50 источников для выпускных квалификационных работ; не менее 100 источников для магистерских диссертаций;

8. 25 % используемых источников должно быть не старше пяти лет к моменту защиты курсовых или выпускных квалификационных работ;

9. в библиографический перечень должны быть включены первоисточники авторов, чьи идея заявлены в качестве методологической основы исследования.

Технические требования, предъявляемые к библиографическому списку:

1. Библиографический список оформляется в формате doc. Автоперенос и принудительный перенос при наборе текста не осуществляется, выравнивание основного текста – по ширине. Параметры страницы: А-4, верхнее и нижнее поля – 2 см, левое поле – 3 см, правое поле – 1,5 см; без колонтитулов. Параметры текста: шрифт TimesNewRoman, размер – 14, интервал – 1,5, красная строка – 1,25 см.

2. Фамилия и инициалы автора работы выделяются курсивом. Жирный шрифт и подчёркивания в тексте не допускаются. Необходимо различать и правильно ставить в тексте тире (–) и дефисы (-). Дефисы используются только при соединении сложносоставных слов. Во всех остальных случаях используются тире с пробелами по обеим сторонам. В начале приводятся русскоязычные источники в алфавитном порядке, далее источники на иностранном языке в алфавитном порядке.

3. Список литературы составляется в алфавитном порядке, который должен быть оформлен по ГОСТ Р 7.0.5-2008.

В библиографическом перечне в книгах обязательно указывается издательство и общее количество страниц или конкретные страницы статьи/раздела книги, если она не используется целиком. При оформлении электронных источников обязательно указываются URL и дата обращения.

Примеры оформления библиографического списка и сносок в курсовых и выпускных квалификационных работах приведены в Таблице 1.

Таблица 1

Оформление сносок и библиографии

Источник Сноска Библиографический список
Книга Клецина И.С. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. – СПб., 2009. – С. 5 – 6 (если ссылка на всю книгу, то стр. не указываются; если цитата, то номер конкретной стр. цитирования) Клецина И.С. Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2009. – 496 с.
Статья в сборнике или раздел книги Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии // Выготский Л.С. Сборник сочинений: В 6 т. – М., 1983. – Т. 1. – С. 45 – 110. Выготский Л.С. Вопросы теории и истории психологии // Выготский Л.С. Сборник сочинений: В 6 т. – М.: ИП РАН, 1983. – Т. 1. – С. 45 – 110.
Термин в словаре, статья в энциклопедии Гендер // Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. – Минск, 2009. – С. 112. Гендер // Новейший философский словарь / Под ред. А.А. Грицанова. – Минск: Харвест, 2009. – С. 112.
Журнал Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 32 – 40. Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. – 1985. – № 3. – С. 32 – 40.
Диссертация Мелков С.В. Особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью: Дис....канд. психол. наук. – М., 2009. – С. 90 – 100. Мелков С.В. Особенности самосознания мужчин со стигматизированной сексуальной идентичностью: Дис....канд. психол. наук. – М., 2009. – 210 с.
Электронный источник Пол (биология) // Психологос. Энциклопедия практической психологии. – URL: http://www.psychologos.ru/Пол_(биология) (дата обращения: 15.12.2013). Пол (биология) // Психологос. Энциклопедия практической психологии. – URL: http://www.psychologos.ru/Пол_(биология) (дата обращения: 15.12.2013).
Книга на иностранном языке Bollas C. Forces of Destiny: Psychoanalysis and Human Idiom. – London, 1989. – Р. 23 – 24. Bollas C. Forces of Destiny: Psychoanalysis and Human Idiom. – London: Scientific Publishing, 1989. – 210 p.
Статья в журнале на иностранном языке Balsam R. Integrating male and female elements in a woman’s gender identity // Journal of the American Psychoanalytic Association. – 2001. – № 49. – Р. 1335 – 1360. Balsam R. Integrating male and female elements in a woman’s gender identity // Journal of the American Psychoanalytic Association. – 2001. – № 49. – Р. 1335 – 1360.

 

Примеры оформления таблиц и рисунков выпускной квалификационной работы

Все таблицы и рисунки перед их появлением в работе должны сопровождаться отсылом в тексте, например: данные приведены в Таблице 2; (см. Рис. 1). Таблицы и рисунки должны иметь названия, которые располагаются над таблицей и под рисунком, например:

Таблица 2

Д.В. Люсина

Понимание эмоций

Управление эмоциями

P-value

0,678

0,911

0,935

0,711

0,563

 

Нельзя подряд приводить таблицы и рисунки без текста между ними, описывающего их содержание.

 

Рис. 1. Процентное соотношение социально-психологически значимых типов рефлексии на себя среди мужчин

 

ВВЕДЕНИЕ курсовой и выпускной квалификационной работы

Во введении излагается программа исследования – идеальный план действий исследователя, который необходим как для понимания что, зачем, как и с помощью чего исследовать, так и для понимания того, как реализовать это исследование (план последовательных действий). Введение имеет устоявшуюся структуру и начинается с раскрытия актуальности темы исследования.

Актуальность темы исследования. В этой части введения дается обоснование того, зачем и почему изучается именно эта тема, проблема. Актуальность важно формулировать максимально конкретно, в рамках выбранной темы исследования. Нежелательны абстрактные высказывания общего плана о состоянии человечества и человекознания, а также рассуждения о высокой значимости или недостаточной изученности выбранного студентом направления и важности этой работы. Раскрывая актуальность исследования, следует показать, какие задачи стоят перед теорией и практикой, перед психологической наукой в аспекте избранного направления в конкретных социально-экономических условиях, отразить, что уже сделано предшествующими учеными и исследователями и что еще необходимо изучить, какой новый ракурс проблемы раскрывается в работе.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах одной (максимум двух) для курсовой и двух-трёх страниц машинописного текста для выпускной квалификационной работы показать главное – суть проблемной ситуации.

Актуальность темы курсовой работы достаточно выразить в понимании контекста исследования, аргументации интереса к избранной теме, проблематизации темы исследования.

Актуальность темы выпускной квалификационной работы может раскрываться в трех направлениях:

Социальном. Абзац о современном социальном контексте по отношению к проблеме исследования. Например: «В условиях все большего разрыва в ценностных ориентациях разных поколений становится актуальной... такая-то проблема, раскрытие которой позволит...».

Теоретическом. Абзац о масштабе теории вопроса. Например: «Данная проблема рассматривалась в науках о человеке (или психологических науках) в таком-то ракурсе (или аспекте). Однако основное внимание было уделено тому-то, а не вопросу…».

Практическом. Абзац о положении дел в практике обсуждаемой проблемы. Например: «Анализ практики показывает, что психологи (дети) не достаточно знакомы (не обладают достаточными умениями, не всегда уделяют профессиональное внимание), а все чаще сталкиваются с...». Или: «Раскрытие данной проблемы будет содействовать развитию … в практике…».

Исследование начинается с формулировки научной проблемы, которая вытекает из выбранной темы исследования. В широком смысле проблема – сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении какого-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения. Проблема исследования – это вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием, это то, что мы изучаем. Сформулировать проблему проще как вопросительную форму темы. Например: тема звучит как «Психологические особенности ролевого поведения женщины в неполной семье», тогда проблема может быть сформулирована как «Каковы особенности ролевого поведения женщины в неполной семье по сравнению с ролевым поведением женщин в полных семьях?». Или тема «Формирование профессиональной идентичности психолога в процессе вузовской подготовки» может предполагать такую проблему, как: «Каковы социально-психологические условия формирования профессиональной идентичности психолога в процессе вузовской подготовки?»

Важно понять, что проблема – это не только уточнение темы, а нахождение и лаконичная формулировка определенного противоречия или неизвестного, которое нужно разрешить или выяснить в ходе исследования.

После того как проблема сформулирована, необходимо обозначить цель исследования. Цель – представляемое и желаемое будущее событие или состояние, идеальное представление результата нашего действия. С целью сообразуются средства, необходимые для ее достижения. Цель – это то, что исследователь намерен достигнуть в процессе работы; то, что мы хотим в исследовании разъяснить. Например, «Цель исследования – выявление особенностей такого-то психологического феномена у такой-то исследуемой группы...». Чем конкретнее цель, тем понятнее, что, как и какими средствами планируется достичь в работе. Также возможна фраза «Решение данной проблемы и составило цель исследования», что позволит избежать повторения-«перевертыша» проблемы.

Вслед за проблемой определяется объект исследования, а затем предмет исследования.

Объект исследования – это, как правило, область или сфера явлений, реальные психологические процессы, которые содержат противоречия и порождают проблемную ситуацию. Определяя объект исследования, автор обозначает поле исследования.

Предмет исследования – это отдельные стороны, свойства, характеристики объекта; та сторона, тот аспект, та точка зрения, с которой исследователь познает целостный объект, выделяя при этом главные, наиболее существенные для исследования признаки объекта.Формулируя предмет исследования, автор проясняет вопрос: что исследуется?

Предмет – более узкое понятие по сравнению с объектом исследования. Размышляя над предметом исследования, студент определяет, какие отношения, свойства, аспекты, функции объекта раскрывает данное исследование. Предмет исследования должен быть созвучен теме исследования.

После объекта и предмета исследования формулируется гипотеза исследования – научное предположение, допущение, требующее проверки на опыте и теоретического обоснования для того, чтобы стать достоверной научной теорией. Формулировка гипотезы – наиболее сложный и важный этап проектирования исследования. Гипотеза во многом выстраивает «авторскую» логику проведения исследования.

Гипотеза содержит предположительный ответ на тот вопрос, который представлен в виде формулировки цели исследования.

Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре предмета исследования, о характере его элементов и их связей, о механизме функционирования и развития. Гипотеза содержит в себе факторы, которые детерминируют то или иное явление. Гипотезы должны быть проверяемы в ходе исследования, но они могут быть как подтверждены, так и опровергнуты.

Гипотеза не должна содержать не уточненных понятий; не должна допускать ценностных суждений; не должна включать много ограничений и допущений; должна быть проверяема при помощи наличной техники или методов. Не стоит формулировать тривиальные гипотезы, ответ на которые очевиден без опытно-экспериментальной проверки.

Существуют различные виды гипотез:

1. описательные:

· структурные – предположение о характерном наборе элементов в изучаемом объекте;

· функциональные – предположение о форме связей между элементами изучаемого объекта;

2. объяснительные – предположение о причинно-следственных связях в изучаемом объекте, требующих экспериментальной проверки.

Гипотезы также можно разделить на:

· общие – для объяснения всего класса явлений, выведения закономерного характера из взаимосвязей во всякое время и в любом месте;

· частные – для выяснения причин возникновения закономерностей у некоторого подмножества элементов данного множества;

· единичные – для выявления закономерностей единичных фактов, конкретных событий или явлений;

· рабочие – предположение, выдвигаемое в начале исследования и не ставящее задачу окончательного выяснения причин и закономерностей. Она позволяет исследователю построить определенную систему (группировку) результатов наблюдений и дать согласующееся с ним предварительное описание изучаемого явления.

Кроме этого, гипотезы можно подразделить на: основные (являющие собой основание исследования) и выводные (выводящиеся из исследования и являющиеся предпосылкой следующего).

С объектом и предметом, проблемой и целью, гипотезой исследования тесно связаны задачи исследования. Задачи – это заданная в определенных конкретных условиях, цель деятельности. В исследовании задачи – это конкретные вопросы или действия, разрешение или совершение которых приближает к раскрытию проблемы исследования и достижению цели работы. Осмыслению задач способствует поиск ответов на вопрос: что нужно сделать, чтобы достигнуть цели, решить проблему исследования? Формулируя задачи, следует помнить, что, решая их, фактически задается программа исследования: дать описание, определить теоретические основы исследования, выявить, дать характеристику, раскрыть специфику феномена (сделать предположение, подобрать методы, разработать программу, собрать сведения, получить данные, сравнить данные друг с другом по таким-то параметрам и т.д. – это внутренние задачи исследования, которые не выносятся в разряд общих).

Таким образом, каждая следующая задача может решаться только на основе результата решения предыдущей. Всего рекомендуется постановка и решение не менее трёх, но не более пяти задач.

Задачи могут отражать теоретический анализ объекта и предмета исследования, особенности выстраивания логики эмпирического исследования и пр.

Следующим шагом должно стать осмысление теоретико-методологической основы исследования. Теоретико-методологическая основа – несколько взаимосвязанных концептуальных идей, в русле которых выстраивается собственное исследование. Методологической основой не может быть простой перечень фамилий ученых или теорий, которые обсуждаются в работе. Не стоит в качестве методологической основы выдвигать идеи из противоречащих друг другу научных парадигм или концепций. Методологическая основа исследования – заявленная позиция, исходя из которой будут пониматься и трактоваться частные вопросы исследования.

В выпускной квалификационной работе необходимо обозначить два уровня методологических позиций: 1 – общефилософская идея (или несколько), определяющая понимание проблемы исследования (приводится сущностная идея конкретного философа желательно в форме цитаты первоисточника; далее в одном – трех предложениях поясняется, как в рамках этой идеи будет рассматриваться проблема исследования); 2 – конкретно-научная идея (или несколько), определяющая понимание проблемы исследования в рамках психологии (обозначается психологическая теория с указанием автора, в контексте которой рассматривается проблема исследования желательно с цитированием первоисточника; далее в нескольких предложениях поясняется, как в рамках этой теории рассматривается проблема исследования).

Важно, чтобы общефилософский и конкретно-научный уровни методологии не противоречили друг другу. Конкретно-научная идея должно конкретизировать общую философскую идею.

При необходимости могут выделяться методологические идеи, связанные с конкретными методами исследования, если эти идеи не противоречат общефилософский и конкретно-научный позициям.

В курсовых работах, если студент еще не может самостоятельно корректно сформулировать общефилософские методологические идеи научной работы, можно ограничиться конкретно-научной методологией – психологическими теориями, в контексте которых рассматривается проблема исследования.

Во введении также упоминаются: методы исследования в виде простого перечисления по принципу от общих (анализ научной литературы по проблеме, терминологический анализ, опрос, наблюдение, наративные (описательные) методики и пр.) к конкретным (методики, используемые в эмпирическом исследовании); опытно-экспериментальная база исследования – организация, предприятие, подразделение (например, школа, вуз, фирма и т.п.), в котором проводится исследование или опытно-экспериментальная работа; выборка – общее число испытуемых и детализованное по значимым для исследования различиям (пол, возраст, социальные группы; экспериментальные и контрольные группы и т.п.).

Далее во введении курсовых работ отмечается практическая значимость исследования (в выпускной квалификационной работе можно отразить и теоретическую значимость исследования, являющейся обязательной для магистерских диссертаций) – утверждения, что принципиально нового раскрыто в данной работе, чем она дополняет существующее психологическое знание, как и в каких сферах можно будет использовать результаты исследования.

Возможно (обязательно для магистерских диссертаций) выделение пункта положения, выносимые на защиту, представляющие собой «ответы» на поставленные задачи, сформулированные в виде теоретических утверждений.

Положения на защиту – это наиболее значимые результаты исследования, которые автор готов отстаивать на защите своей работы. Они корректируются после завершения эмпирического исследования. Рекомендуется формулировать от трех до пяти положений на защиту.

Содержание ведения необходимо сформулировать в начале научно-исследовательской работы, при этом оно корректируется и дополняется на протяжении всего периода обучения студента.

 

Оформление сносок и списка литературы

Текст работы должен сопровождаться сносками на все идеи и ФИО ученых, обсуждаемых в работе, т.е. на любой источник заимствований, не предполагающих самостоятельных выводов студента. Сноски могут оформляться в виде пересказа текста со ссылкой на источник, а также могут представлять из себя цитаты из источника, которые обязательно заключаются в кавычки, а в сноске указывается номер страницы цитирования. Все сноски оформляются в конце страницы, нумерация сносок начинается с каждой страницы заново (1,2,31,2,3…). Шрифт сносок TimesNewRoman, размер – 10, интервал – 1 без отступов. Примеры оформления сносок по всем типам источников приведены в Таблице 1. В целом сноски оформляются идентично списку литературы, но в сносках не указывается издательство и общее количество страниц книги (только конкретные страницы цитирования или при необходимости фрагмента источника, на который ссылается студент). Если один и тот источник указывается в сносках подряд и на одной странице, то вместе повторных библиографических данных источника указывается: «Там же. – С. N.», где N – номер страницы.



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.96 (0.031 с.)