Понятие гендер и его место в журналистике. Особенности гендерной проблематики в оренбургских печатных сми 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие гендер и его место в журналистике. Особенности гендерной проблематики в оренбургских печатных сми



В российской науке о таком понятии, как «гендер», начали говорить только в 1990-х гг. Особенность ранних и некоторых современных исследований состоит в том, что гендер рассматривается через понятие «пол» – sex (англ.). Пол связывает с природной детерминированностью не только телесные различия мужчин и женщин, но и полоролевое разделение труда, неодинаковые требования и отношения общества к мужчинам и женщинам, разную общественную «ценность» лиц в зависимости от их пола. Термин «гендер» был призван подчеркнуть не природную, а социокультурную причину межполовых различий [Кирилина А.В. О применении понятия «гендер» в русскоязычном лингвистическом описании // Филологические науки. 2000. № 3. С. 18.].

По верному замечанию журналистки М.В. Теребилиной, «становление гендерных исследований по большому счету означало “введение женской проблематики” во все отрасли общественных наук и было призвано восстановить историческую справедливость в отношении обоих полов, но воспринималось научным сообществом скептически» [Теребилина М.В. Проблема гендера во французских журналах: дис. … канд. филол. наук. М., 2014. С. 15.].

Стоит отметить, что благодаря активной общественной деятельности феминисток, которые хотели добиться исторической справедливости по отношению к женскому полу, его опыту и вкладу в историю, в 1970-е гг. понятие «гендер» и, собственно, проблема гендерного неравенства стали центром исследовательского внимания. Это обусловило проведение множества гендерных исследований, появилось новое направление в психологии. Т.В. Бендас пишет, что ученые начали рассматривать проблемы, которые не поднимались ранее в общественных науках несмотря на то, что женское освободительное движение не является частью изучения гендерной психологии [Бендас Т.В. Гендерная психология. СПб., 2006. С. 10.].

После того как понятие «гендер» вошло в научный круг исследований, оно все чаще стало обсуждаться в других сферах жизни человека и уже заняло прочное место в обиходе. На данный момент имеется большое количество книг и статей о гендерной социологии и психологии, стереотипах, ведь это имеет отношение не только отдельно к мужчинам или женщинам, но ко всему

обществу. Современное феминистское движение постоянно говорит о гендерном неравенстве полов. Правда, как считают некоторые исследователи, к примеру Е.П. Ильин, последние гендерные исследования в итоге пропагандируют равенство полов, а не изучают особенности и проблемы современного общества [Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб., 2010. С. 106].

Гендер находится под постоянным влиянием как культурных норм, устанавливающих, что должны делать мужчины, а что — женщины, так и социальной информации, внушающей людям, насколько велика разница между мужчинами и женщинами. Гендерные исследования теперь избирают предметом своего изучения не один обособленный (женский) пол, а диалог полов. Гендер рассматривают «как систему межличностного взаимодействия, посредством которого создается, подтверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как категориях социального порядка» [Пушкарева Н.Л. Гендерные исследования и исторические науки // Гендерные исследования. Харьков: Харьковский центр гендерных исследований, 1999. № 3. С. 166–187 с. 171]. При этом главным в проблеме изучения гендерных отношений является не просто различие/дополнение полов, а конструируемые обществом отношения неравенства: преимущества мужчины в публичной сфере и вытеснение женщины в сферу домашней жизни, которая была и считается менее престижной.

Гендерный подход сформировался как критика представлений о биологической природе различий между полами. Набор поведенческих и психологических характеристик, который традиционно считался исконно женским или исконно мужским, являет собой не что иное, как сформированный культурой стереотип. Социальный порядок основан на представлении о мужском и женском в конкретной культуре. [Воробьева Н.А. Гендер // Филолог. URL: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_5_102]

Гендерные стереотипы часто действуют как социальные нормы. Подчиняться гендерным нормам вынуждают нормативное давление, действие которого заключается в том, что человек старается соответствовать гендерным ролям, чтобы получить социальное одобрение и избежать порицания, и информационного давления (социальная информация, литература, телевидение). Печатные периодические издания являются одним из способов такого давления [Шатова А.О. Гендерные особенности мужских и женских журналов. URL: http://yspu.org/images/7/77/Шатова_статья.doc ].

В досоветские и советские времена и даже в начале 1990-х годов главной областью культуры, где создавались гендерные модели, была литература. Наше главное культурное достояние — образ русской женщины, который сформировался в «Евгении Онегине», романах И.С.Тургенева и И.А.Гончарова, в прозе Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого, в поэзии Н.А.Некрасова и А.Блока. Ведущую роль в сохранении и передаче нравственной стойкости русской женщины, готовности быть опорой мужчине в его развитии и духовном поиске играло образование, в котором литература занимала одно из главных мест. Литературные образы русских женщин и их возлюбленных на протяжении многих десятилетий были своеобразном языком разговора о гендерных проблемах. Однако в наши дни литература уже не столь авторитетна. Важной для широкой аудитории становится та книга, о которой пишут в глянцевых журналах и говорят на телевидении [Саморукова И.В. Глянец и гендер: мужчины и женщины в российской поп-культуре// Частный корреспондент. URL: http://www.chaskor.ru/article/glamur_i_gender_13713].

Трансформационные процессы современного российского общества включают изменения гендерных отношений и гендерного дискурса. Отказ от идеологически унифицированного образа «советского человека» и замена его идеалом свободного гражданина, диктуют необходимость перемен как в ценностно-нормативной базе нового общества, так и в культурных моделях мужественности и женственности. Именно массмедиа поставляют нормативные гендерные образцы, которые затем получают распространение и воспроизводятся индивидами в повседневной жизни. В современном обществе именно СМИ создают и распространяют знание об обществе, о принципах его организации и функционирования, изобретают и воспроизводят нормативные образы и модели поведения, тем самым активно участвуя в процессе формирования социальной реальности. Наряду с этим, важная роль СМИ в современном обществе определяется их способностью к быстрому реагированию на происходящие актуальные события и процессы, созданию и трансляции в обществе идей, ценностей, представлений. Представления о мужественности и женственности также создаются при помощи СМИ.

С начала 1990-х годов в России наблюдается стремительный рост количества «мужских» и «женских» журналов, часть из них представляют собой русскоязычные версии популярных на Западе изданий, другие издаются российскими издательскими домами, претендуя на создание «национальных» образов мужчин и женщин. Так, если в советском обществе главными журналами для женщин были «Работница» и «Крестьянка», то в 1995 г. в России выходили уже 53 женских журнала и около десятка мужских, на сегодняшний момент их еще больше. Хотя рынок этой печатной продукции нестабилен, с уверенностью можно говорить о сложившемся ядре данного информационного поля: Cosmopolitan, Elle, Vogue, Playboy, Maxim и т.д., давно и успешно работающие на рынке печатной продукции [Саморукова И.В. Глянец и гендер: мужчины и женщины в российской поп-культуре // Частный корреспондент. URL: http://www.chaskor.ru/article/glamur_i_gender_13713]. Особенность иллюстрированных журналов заключается в том, что они претендуют на формирование стиля жизни читателя/читательницы. В отличие от специализированных журналов, посвященных одной теме, например компьютерам, автомобилям, вязанию, домашнему интерьеру, данные издания охватывают все сферы жизни современного человека. [Чернова Ж.В. Глянцевые журналы: издания для «настоящих» мужчин и современных женщин // Социология. государственное управление. URL: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/43-2010-08-30-12-19-02/1116-----lr---- ]

По мере развития современного общества традиционное представление о женщине как плодоносящей, хозяйственной жене и матери уступило место представлению о деятельной, самостоятельной, активной женщине. В настоящие дни женская печатная периодика выглядит также совершенно иначе. Сейчас женщина чувствует себя более свободной. Она окончательно осознала своё равенство с мужчиной не только в производственной и общественной сферах, но и в семье, и в личной жизни. Это произошло благодаря снятия запретов в СМИ на темы интимной жизни и т.п. Женская пресса начала больше акцентировать внимание на роли женщины как подруги, спутницы мужчины, сексуального партнёра. Несмотря на это она по-прежнему воспринимается обществом как воспитательница детей и хранительница семейного очага. [Ажгихина Н. Самая мирная революция // Журналист.-2005.-№4.-С.75, 55] На первое место вышли новые функции прессы, которых не было раньше – помощь в ориентации своих читательниц в новых рыночных условиях, охрана здоровья женщин, их психологическая поддержка, защита гражданских и социальных прав, укрепление авторитета женщин, изменение отношения к ним в обществе и семье, формирование общественного мнения женщин.

Многие журналы формируют соответствующие представления о семьях, воспитании детей, совмещении семейной жизни и материнства с общественной деятельностью, карьерой. Тема супружества в периодических женских печатных изданиях приобретает достаточно либеральную трактовку. Длительность нахождения в браке определяется внутренней потребностью женщины в равноправном союзе с избранным ею супругом. Прямо декларируется отказ от патриархальной модели, при которой, однажды вступив в брак, женщина должна находиться в нем всю свою жизнь до самого конца. Такие журналы достаточно много страниц посвящают тому, как выбрать супруга, каким образом организовать гармоничную семейную жизнь: «Как жить с трудоголиком», «Что делать, если муж пьет?», «Насилие в семье — терпеть или бороться?». Немало страниц посвящено и анализу кризисов в семейной жизни, причин неудач, а также тому, каким образом цивилизованно расторгнуть брак и вовремя освободиться от «неустраивающего» партнера: «Уметь расставаться: завершить отношения и сохранить себя», «Дети: отпустить ребенка в самостоятельную жизнь», «Родители: прощаться, взрослеть и прощать…» [Гудова М.Ю. Женские глянцевые журналы: хронотоп воображаемой повседневности. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2010. 238 с].

Логика реконструкции образа «настоящего» мужчины будет отлична от анализа типов женственности, поскольку нормативный образец мужественности, репрезентируемый СМИ, представляет собой концепт гегемонной маскулинности. Гегемонная маскулинность — это тип мужественности, занимающий доминирующую позицию в структуре гендерных отношений по отношению к женщинам и среди других типов мужественности. Особую роль в формировании и представлении гегемонной маскулинности играет набор культурных репрезентаций, задающих и делающих наглядными паттерны подлинной (аутентичной) мужественности, вне которых мужчина не может претендовать на доминирующую позицию в социуме. Разумеется, эта модель не является чем-то реально достижимым, скорее, это образ, объединяющий в себе набор идеализированных черт «настоящего мужчины»: хозяина, воина, защитника, руководителя, — содержащий в себе немало внутренних противоречий. Тем не менее эта модель действует как культурный миф, оказывая влияние на сознание и поведение современных мужчин, вынужденных все время проверять себя на соответствие этому образу.

Медиарепрезентации рассматриваются в качестве некой дуальной совокупности, являющейся как способом формирования, так и средством репрезентации нормативных моделей мужественности и/или женственности [Чернова Ж.В. Глянцевые журналы: издания для «настоящих» мужчин и современных женщин // Социология. государственное управление. URL: http://www.smolsoc.ru/index.php/home/2009-12-28-13-47-51/43-2010-08-30-12-19-02/1116-----lr----].

— советский мужчина, который «все еще тянет вахту на нефтяной платформе»;

— перекупщик, который «продает собранные американскими ковбоями «кадиллаки»»;

— наемник, который «умирает в чужом бою»;

— бандит, который «в прошлом был комсомольским вожаком (что полностью соответствует гангстерскому характеру его нынешних занятий)»;

— партноменклатурщик, ставший финансистом, который «отращивает свое пузов комбанке».

Сегодня массовая культура становится основополагающей в жизни людей. Основные ориентиры для «строительства гендера» формируются именно в культуре популярной. Обладая огромными ресурсами воздействия на сознание людей, массовая культура, мыслящая стереотипами, может легко манипулировать представлениями женщин и мужчин о том, какими им следует или не следует быть, сводя многообразие и сложность человеческой жизни к небольшому числу простых схем. Такая примитивизация затрагивает в наши дни и само представление о гендере. Проблемы взаимоотношения полов, дискуссии о положении мужчин и женщин сегодня часто становятся темой телевизионных ток-шоу и статей в таблоидах. В сознание многих людей внедряется мысль, что гендерное — это то, что имеет отношение к положению женщин в семье, к любви, то есть к тому, что связывается со сферой частной жизни, традиционно отводимой женщине. Современные медиа часто представляют женщин как настоящих экспертов в этой сфере: они дают советы о том, как вести любовные игры, выбирать грамотную тактику в отношении мужчины-руководителя, как следить за красотой и здоровьем и т. д. Гендерное для широкой публики — это еще и информация о различных, часто самой природой установленных взглядах женщин и мужчин на жизнь и друг на друга. В наши дни массовая культура становится глобальной. Форматы телепередач и популярных изданий имеют международный характер. Образы мужчин и женщин здесь во многом утрачивают национальную специфику, проблемы взаимоотношения полов предстают такими же, как и в других странах.

Одна из целей оренбургских женских изданий - это формирование образованной, умной, духовно - развитой личности, отсюда и вытекают следующие задачи: сообщать новости, относящиеся к жизни деятельности женщин и женских организаций; изучать и выдвигать на обсуждение актуальные проблемы; отражать и формировать образ современной женщины показывать роль женщины в обществе и семье. Мужские же издания создают конкретный стереотип «правильного мужчины», предоставляя конкретные рекомендации и советы относительно одежды, здоровья, поведения и т. д. Мужчин интересуют больше события внешнего мира, чем самоанализ, что укладывается в рамки гендерных стереотипов.

В женском оренбургском печатном издании на первый план выдвигается задача не только привлекать внимание к проблемам материнства, но и помогать решать их, содействовать укреплению прав человека в семье, сплачивать семью. Так, к примеру в одном из номеров журнала «Дара.Оренбург» гость интервью, Елена Швидко (директор группы компаний «Метрика»), на тему семьи отзывается следующим образом: «Я всегда говорю, что моя компания – это мой ребёнок. Потому что я переживаю за него, делаю всё для того, чтобы он развивался, не останавливался на месте.» (№5 октябрь-ноябрь 2018 год)

 Мужчине же приписывается роль аналитика, искателя приключений, ему присуще такие качества, как широкий кругозор, энергичность, интерес к внешнему миру. Исходя из содержания оренбургского журнала «Hunter» представитель мужского пола – человек, интересующийся кинематографом, разбирающийся в интерьере, но при это не забывающий про модные тенденции, подобно женщине, которая увлечена изучением историй брендов. Но наряду с этим в мужском журнале можно встретить просторечную и грубую лексику: «Слышь, дядь..». [«Пугачёвъ» апрель 2008, с.13 ]. Кроме того, мужчины часто употребляют терминологическую лексику и в обыденной речи и легко оперируют новыми словами, хотя зачастую это является частью игры с читателем: попытка поставить его в неловкое положение из-за незнания употребленного термина. «Услуга недешева, цены разглашать не буду, но забирает. Тебя, охотника за «клубничкой», предупредят, что трогать мастера твоей «вышивки» не моги.». [«Пугачёвъ». Апрель 2008, с.14].

Если сравнивать темы, вынесенные на обложки журналов «Пугачёвъ» и «Дара.Оренбург», то можно сделать вывод о том, что женщин интересует собственная внешность и мода: «Омоложение лица возможно»(№3 июнь-июль 2018 года), «Вред или спасение: кератиновое лечение волос» (№2 апрель-май 2018 года), при этом из названий тем легко можно понять, о чем пойдет речь в статье; темы, вынесенные на обложку мужского журнала, не раскрывают смысл статей, они как бы заигрывают с читателем: «Чертова дюжина», «Апрельские тезисы» (журнал «Пугачёвъ» апрель 2008).

С точки зрения жанрово-тематического своеобразия печатных изданий тематика женских бесед обусловлена социальной ролью говорящих: обычно это воспитание детей, кулинария, мода. [Шатова А.О. Гендерные особенности мужских и женских журналов. URL: http://yspu.org/images/7/77/Шатова_статья.doc]Газета «Оренбургская сударыня» и журнал «Дара.Оренбург» во многом следуют этой традиции. В первом женском издании присутствуют разделы, посвященные кулинарии, воспитанию детей и уходу за собой. Второе издание включает в себя материалы о моде, а также интервью с женщинами, об их достижениях и целях, к которым нужно стремиться. Мужское печатное издание «Пугачёвъ» тоже имеет постоянные рубрики, связанные с автомобилями, сексом, стилем, здоровьем и техникой. Рубрика «Муза» в этом журнале является в прямом смысле вдохновением для мужчин. Здесь из номера в номер читатель знакомится с представительницами прекрасного пола, через вопросы журналиста и фотографии на страницах журнала познает эстетику женского «мира».

Следует отметить популярность эпистолярных жанров, переписки с читателями в оренбургских женских и мужских печатных изданиях. У большинства женских изданий имеется богатая почта. К примеру, в газете «Оренбургская сударыня» из номера в номер под рубрикой «Спрашивали? Отвечаем» публикуются вопросы от читателей со всей области, на которые отвечают журналисты. В мужской же оренбургской прессе форма обратной связи тоже популярна, но только в виде различных тестов и анкет. Так, например, в журнале «Hunter» в разделе обратная связь редакция составляет тест для читателей и готовит гарантированные призы для победителей, правильно ответивших на все вопросы. Печатной продукции «Дара.Оренбург» и «Оренбургская сударыня» не противопоказаны никакие жанры. Но предпочтителен выбор таких, которые позволяют наилучшим образом учесть особенности женской аудитории. Поэтому активно используются интервью, беседа, проблемная статья, портретный очерк. Такой же список жанров характерен и для мужских изданий, таких, как «Hunter», «Пугачёвъ».

Необходимо также отметить, что формат мужских и женских изданий Оренбурга одинаков (А4). Однако, существуют и отличия в оформлении. Мужские издания, как правило, ориентируются на привлекательный, но спокойный и сдержанный дизайн, избегая излишней яркости и крикливости. «Громкий» (т.е больших размеров) и простой по своему наполнению логотип оренбургского журнала «Hunter» занимает ¼ часть всей обложки. Также само оформление располагает к себе читателя своим минималистическим набором цветов и графикой. В то время, как живой и красочный стиль женской прессы во многом превосходит по яркости ранее названную печатную продукцию. Отличие заключается так же и в иллюстрациях. К примеру, в журнале «Дара.Оренбург» они занимают до 60% общего объема материалов. Делается это в основном для того, чтобы дополнить знания читателей о заинтересовавшем их предмете.

Своеобразно преподносится и реклама. Она ненавязчива, часто оформляется привлекательно и тактично, как в мужских печатных изданиях города Оренбург, так и в женских. Рекламируются, прежде всего, товары, которые могут найти наибольший спрос у аудитории печатной продукции. Если это женская аудитория, то это товары, предназначенные для использования в семье, личном хозяйстве, в основном это элитная парфюмерия, брендовая косметика, средства личной гигиены, марки одежды и т.п. Если это мужская аудитория, то есть место рекламе парфюмерии, костюмов, обуви, а также машин.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.023 с.)