Гг. – война новгородской земли с ливонским орденом. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гг. – война новгородской земли с ливонским орденом.



В 1240 году образовалось Великое княжество Литовское. Князь Миндовг сумел организовать успешное сопротивление рыцарям Ливонского ордена, объединив почти все прибалтийские племена. Поэтому, как и шведы, крестоносцы (при поддержке датских рыцарей из Ревеля) решили использовать монгольское нашествие для захвата северо-западных русских земель.

Осенью 1240 года немцам удалось захватить Изборск. Над Новгородом нависла угроза с запада. Псковские войска вышли навстречу врагу и были разбиты. Погиб их воевода Гаврила Гориславич, а немцы, по следам бегущих подступили к Пскову. Здесь они целую неделю стояли под городом. Псковичи вынуждены были выполнить их требования, и дали в заложники своих детей. Бояре-изменники (которых возглавлял некто Твердило Иванович) открыли ворота городов, рассчитывая на богатое вознаграждение, однако они просчитались: крестоносцам нужны были и земли, и богатство. Вскоре были взяты штурмом новгородские пригороды Тёсово и Луга. Окрестные жители вынуждены были либо присоединяться к ним, либо умирать с голоду. Немецкие отряды встречались не далее чем в 30 км от самого Новгорода и грабили новгородских купцов.

На новгородском вече победила точка зрения патриотов: они осудили бояр за изгнание Александра Невского, который был вынужден уехать в свой удел Переяславль-Залесский.

Крестоносцы основали крепость Копорье, создав непосредственную угрозу Новгороду. Поэтому, по требованию вече, новгородцы обратились к Великому князю Владимирскому Ярославу II Всеволодовичу с просьбой прислать одного из своих сыновей, а именно Андрея. Однако, с его приездом дело не сдвинулось с мертвой точки. Тогда-то, по словам летописца, новгородцы поняли, что, кроме Александра с немцами никто не справится, и послали гонцов к нему. «Дело касалось не одного Новгорода, а всей Руси – Александр не противился». Князь Александр был вновь приглашен и получил право полного командования всеми дружинами – и княжескими, и новгородскими. Понимая, что угроза со стороны Ливонского ордена значительно сильнее, чем от шведов, князь решил создать народное ополчение, вооружив крестьян, и принять военную помощь от суздальских полков брата Андрея. Кроме того, собрав данные разведки, князь приказал детально изучить сильные и слабые стороны крестоносцев. Зимой 1241-1242 гг. русские взяли Копорье, очистили окрестности Новгорода от немецких отрядов, вернули все ранее захваченные немцами города (в т.ч. и Псков) и предприняли поход на Дерпт (Юрьев). Вдохновленные успехами, новгородцы вторглись на территорию Ордена и начали разорять поселения эстов, данников крестоносцев. Однако, вышедшие из Риги рыцари уничтожили передовой русский полк Домаша Твердиславича, вынудив Александра отвести свои отряды к границе Ливонского ордена, проходившей по Чудскому озеру. Обе стороны стали готовиться к решающему сражению.

5 апреля 1242 года – битва на Чудском озере (Ледовое побоище). (Согласно летописи, у русских было 15-16 тыс. воинов, у немцев – 12-14 тыс., Очевидно, что цифры завышены). Немецкие рыцари выстроились клином, а точнее, узкой и глубокой колонной, задачей которой было нанесение массированного удара в центр новгородского войска. Русское войско было построено по классической схеме, выработанной еще Святославом: центр пеший полк с выдвинутыми вперед лучниками, по флангам – конница. И новгородская летопись и немецкая хроника единогласно утверждают, что клин пробил русский центр, но в это время ударила по флангам русская конница, и рыцари оказались в окружении. «И бысть сеча злая, и стоял треск от ломающихся копий, и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Построение рыцарей было нарушено и они дрогнули и обратились в бегство. Русские гнали немцев по льду до берега семь верст. Уничтожено, согласно летописи, 500 рыцарей, а 50 – взято в плен, чуди же – бесчисленное множество. (Дж.Феннел считал, что цифры очень сильно завышены. Вероятнее всего, правы немецкие источники: из 80 рыцарей – 20 погибло, 6 – взято в плен. Много погибло их союзников – ливов (около 400)). Летом того же года Александр нанес поражение семи литовским отрядам, нападавшим на северо-западные русские земли, в 1245 году отбил у литовцев Торопец, уничтожил литовский отряд у оз.Жизца и, наконец, разгромил литовское ополчение под Усвятом. Целым рядом побед в 1242 и 1245 гг.он, по сказанию летописца, такой страх нагнал на литовцев, что они стали «блюстися имени его»(опасаться).

В 1243 году был заключен мирный договор между Новгородской землей и Ливонским орденом, согласно которому рыцари отказывались от притязаний на русские земли, а также передавали часть Латгалии.

Но, в отличие от шведов, крестоносцы предпринимали неоднократные попытки напасть на территории русских княжеств и Литвы на протяжении всего XIII века, но объединенные усилия русских и литовских князей не позволили Ливонскому ордену расширить свои владения в Прибалтике. Полководческий талант Александра Невского спас Северо-Западную Русь от порабощения и способствовал сохранению контроля над выходом в Балтийское море.

 

Александр Невский – полководец и государственный деятель

 

«XIII век был периодом самого ужасного потрясения для Руси. С востока на нее нахлынули монголы с бесчисленными полчищами покоренных татарских племен, разорили, обезлюдили большую часть Руси и поработили остаток народа; с северо-запада угрожало ей немецкое племя под знаменем западного католичества. Задачей политического деятеля того времени было поставить Русь по возможности в такие отношения к разным врагам, при которых она могла удержать свое существование. Человек, который принял на себя эту задачу и положил твердое основание на будущие времена дальнейшему исполнению этой задачи, по справедливости может называться истинным правителем своего века. Таким является в русской истории князь Александр Ярославич Невский» (Н.И. Костомаров)

Александр Ярославич (Феодорович) родился 13 мая 1221 года(по другой версии 30 мая 1220 года) в семье князя Ярослава Всеволодовича и княгини Феодосии, дочери князя Мстислава Удалого. Первые сведения об Александре относятся к 1228 году, когда Ярослав Всеволодович, княживший в Новгороде, вступил в конфликт с горожанами и вынужден был отъехать в Переяславль-Залесский, свой родовой удел. Несмотря на это, он оставил в Новгороде на попечении бояр двух своих малолетних детей – Федора и Александра. После смерти Федора в 1233 году Александр становится старшим сыном Ярослава. В 1236 году он был посажен на новгородское княжение, а в 1239 году женился на полоцкой княжне Александре Брячиславовне.

В условиях страшных испытаний, обрушившихся на русские земли, Александр сумел найти силы для противостояния западным завоевателям, снискав славу великого русского полководца. А также заложил основы взаимоотношений с Золотой ордой.

Он понимал, что:

1) цель, которую преследовал католический Запад (рыцари, купцы Ганзы, папа, император) – не объединение чуждого им государства, а использование русских ратников, истощение и покорение Руси подобно Прибалтике. Александр был единственным православным светским правителем не только на Руси, но и во всей Европе, который не пошел на компромисс с католической церковью ради сохранения власти;

2) Русь объединить невозможно из-за открытой враждебности между князьями, а также, иногда, из-за неспособности самих князей справиться со своим войском;

3) Противостояние монголам только усугубит положение Руси.

Он был против уплаты дани, но, когда в Новгороде вспыхнул бунт против переписчиков, жестоко его подавил: лучше расстаться с деньгами, чем с независимостью и жизнью. В 1260 году Александр участвовал в походе монголов против аланов. Через год в Сарае было открыто подворье православного епископа – представителя интересов Руси при дворе хана.

В 1262 году князь заключил соглашение с Миндовгом о союзе против крестоносцев, но оба князя вскоре умерли (возможно, с помощью немцев) и союз Руси с Литвой не сложился.

Дипломатическая деятельность Александра принесла свои плоды после его смерти: в 1268 году татары помогли защитить Новгород и Псков от немцев в Раковорской битве под руководством Даниила Переяславского. В 1274 году Смоленск добровольно подчинился Орде, на что литовцы, претендующие на город, не смогли возразить. Русь сохранила идеологическую независимость и политическую самостоятельность. Те же земли, которые захватили Литва и Польша, ждала участь второсортных территорий.

Принцип политики Александра Невского - жертвенность во благо Отечества – стал основным для Руси на долгое время, а национальная и религиозная терпимость делала Русь привлекательной для других народов.

Уже в 1280-х годах во Владимире начинается почитание Александра как святого. В 1547 году он был канонизирован русской церковью. Тогда же впервые появляется его прозвище – Невский.

В 1724 году Петр Первый основал в Петербурге монастырь в честь своего великого соотечественника (ныне Александро-Невская лавра) и повелел перевезти туда останки князя. Он же постановил отмечать память Александра Невского 30 августа в день заключения победоносного Ништадтского мира со Швецией. В 1725 году императрица Екатерина Первая учредила орден Святого Александра Невского – одну из высших наград России до 1917 года (394 бриллианта весом 97, 78 карата). Во время Великой Отечественной войны в 1942 году был учрежден советский орден Александра Невского.

«Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным лицом в древней истории от Мономаха до Донского» (С.М. Соловьев)

 

 

Тема 5. Культура Киевской Руси (Х – первая половина XIII века)

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, создаваемых людьми в процессе производства. Понятие  «материальная культура»  включает в себя развитие техники, орудий труда, жильё, быт и т.п. Под «духовной культурой» понимают идеологические представления, систему образования, науку, литературу, искусство. На культуру народа влияет внутреннее развитие и внешнее воздействие, что приводит к синтезу культур.

Культура Киевской Руси - синтез культуры восточнославянских племен, кочевых народов степи и Византии (особенно после принятия христианства). В XII – XIII вв. значительное влияние стала оказывать западноевропейская культура, а с приходом монголо-татар резко изменились направления культурных связей и контактов.

В X – XIII вв. наблюдается три периода развития древнерусской культуры:

- культура восточного славянства, основанная на языческом мировоззрении;

- культура Киевской Руси – синтез достижений восточного славянства и христианской культуры Византии

- культура периода раздробленности – отдельные культурно-художественные школы.

 

Устное народное творчество

 

Оно тесно связано с языческой традицией – праздниками и обрядами (встреча зимы, весны, свадьбы и т.д.). В устных произведениях проявлялся и характер народа и его мечты о лучшей жизни. Путем заклинаний они пытались повлиять на враждебные силы природы. В сказках присутствовала мысль о хорошей и, главное, сытой жизни. Былины («старинки») были отражением истории народа. Их возникновение связано с представлением народа о княжеской власти, о его дружине и связано с идеей необходимости защиты своей земли. Большинство сюжетов былин связано со временем княжения Владимира Святославича – временем единства Руси и успешной борьбы со степняками. В основе лежат реальные исторические события, прототипами былинных героев являются реальные люди. Например, со сватовством норвежского короля Харальда, к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соловей Будимирович». В эпических произведениях, связанных с половецкими набегами, встречаются имена, известных половецких ханов, адаптированные к русскому произношению: Тугоркан – Тугарин Змеевич, Шарукан – Шарк-великан. Образ Владимира Мономаха слился с образом Владимира Святославича. К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алеше Поповиче, «Ставр Годинович» (прообразом был приближенный князя новгородский боярин Ставр Гордянитич). На Руси былины исполнялись под игру гусляров. В самих былинах отразилось представление о Руси как о едином государстве.

Новгородские былинные герои отличаются от киевских. Популярный новгородский боярин Василий Буслаев, весь в крови, продолжает сражаться на мосту с мужиками, вызванными им на честный бой. Еще более популярен Садко, богатый купец, отправляющийся искать счастья на море. После злоключений Садко вновь попадает в Новгород с несметным богатством, которое ничто, по его же признанию, по сравнению с богатством города.

Загадки, пословицы, поговорки и афоризмы отражают природную смекалку и чувство юмора славян.

Устное народное творчество сильно повлияло на древнерусскую литературу.

 

Письменность

 

К моменту принятия христианства Русь уже имела свой алфавит: во второй половине IX века византийские монахи Кирилл и Мефодий создали искусственный глаголический алфавит («глаголицу»), который был переработан с использованием греческого письма в «кириллицу». «Повесть временных лет» начинается со «Сказания о переводе книг на славянский язык», где говорится, что три князя Ростислав, правивший в Моравии, Коцел, князь Паннонии, и Святополк, племянник Ростислава, обратились к византийскому императору Михаилу Третьему со словами: «Земля наша крещена, но нет в ней учителя». В ответ были посланы солунские (из Фессалоник) братья Кирилл и Мефодий. В 867 году они в Риме доказали право использовать славянский язык для богослужения.Собрав учеников, они стали учить их богослужению на славянском языке. И, хотя, под давлением немецких священников, в 886 году их изгнали, но дело было сделано – славяне получили письменность. «Славянский язык и русский – одно есть» - заключал свое летописное «Сказание» Нестор.

Свидетельствами дохристианской грамотности славян являются: договор Олега с греками 911 года; сосуд начала Х века, найденный в Смоленске, с подписью мастера; надписи на стенах древних соборов (граффити): «Господи помози…», «Якиме стоя усне», «Кузьма – порося» и т.п.; берестяные грамоты Новгорода (а позже и Смоленска, Пскова, Москвы).

Книги ценились высоко, их называли «источниками мудрости», «реками, напояющими вселенную». Стоили они дорого, т.к. их было мало и делали их из очень ценного материала – пергамена – выделанной телячьей, бараньей или козлиной кожи. На Руси пергамен первоначально называли «кожами», «харатьями» и т.д. Приготовление пергамена требовало большого умения и мастерства. Шкура животного обрабатывалась золой и поташом, тщательно очищалась от мяса, шерсти и щетины, растиралась мелом для обезжиривания, выглаживалась пемзой и выстругивалась ножом для получения ровной поверхности. Писали книги медленно, торжественно, используя гусиные или лебединые перья. Господствовало так называемое «уставное письмо», для которого характерна геометричность правописания букв. Обычно они писались в границах двух горизонтальных линеек, перпендикулярно к строке. Буквы не были связаны между собой, а слова не отделялись друг от друга. Украшали книги великолепными цветными миниатюрами.

 

 

Летописание

 

Среди древнерусской литературы особое место занимает летописание (около 150 книг). Летописи – исторические повествования, разделенные по годам. До XVI века это была основная форма исторического повествования.

Причина развития летописания – образование Древнерусского государства. По выражению академика А.А. Шахматова, «рукой писца управляли политические страсти и мирские интересы».

Первая летопись, по мнению академика М.Н. Тихомирова, появилась в 1007 году, когда состоялось перенесение в Десятинную церковь мощей княгини Ольги. При этом историческую основу летописания составило «Сказание о русских князьях» (Х век), написанное в Киеве вскоре после крещения Руси и носившее нецерковный характер. С середины XI века в Киево-Печерском монастыре создается новый летописный свод – «Повесть о начале Русской земли» (1093 г.) («Начальная летопись»), которая не сохранилась.

Около 1113 года Нестором создана «Повесть временных лет» (сохранилась только в списках). Название она получила по первым словам: «Се повести времяньных лет, откуду есть пошла Русская земля, кто в Кыеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала есть». Цель произведения определил сам автор: «Откуда есть пошла Русская земля». Нестор стремился показать русскую историю на фоне мировой – от сотворения мира до XII века. Согласно Нестору, славяне были потомками одного из трех сыновей Ноя – Иафета. Летопись, безусловно, отражала интересы великокняжеской власти, но автор указывает, что князь должен править по спарведливости. Однако, Владимир Мономах приказал переработать ПВЛ, что и было сделано в 1116 году монахом Сильвестром, т.к. требовалось показать Святополка II в неблаговидном свете. С этого времени стало подстраивать летопись под действующего князя.

С началом раздробленности развитие летописания определяют новые местные центры. В создании своих летописей заинтересованы князья, церковь, города. Они были им нужны как политические документы для обоснования своих прав и притязаний в борьбе с противниками.

Раньше других феодальных центров местное летописание складывается в Новгороде. Древнейшая новгородская летопись – «Новгородская летопись по Синодальному харатейному списку» (Новгородская первая летопись). В ней рассказывается о событиях в Новгороде с 1015 года и повествование выдержано в четком и ясном описании городских событий. Особое значение придается событиям 1136 года, связанным с изгнанием князя. С этого момента летописание окончательно отрывается от Киева и княжеской власти и больше похоже на хронику городской жизни – содержатся сведения об урожае, о погоде, об уличных происшествиях, о пожарах и ценах на рынке. Причина такого отличия еще и в том, что летопись писалась не в монастыре, а в среде белого духовенства, близкого к мирской жизни. Но содержание грешит неверными оценками событий в стране, что объясняется большим влиянием местнических интересов авторов.

Киевское летописание продолжается в Выдубицком монастыре. Созданный там в 1200 году Выдубицкий летописный свод носит характер «великокняжеского». Авторы по-прежнему считают Киев центром русских земель и призывают князей к единению, верности старшему князю, сопротивлению половецкому нашествию.

Галицко-Волынская летопись (XII век) сохранилась в составе Ипатьевской летописи. В ней описывается «бещисленыя рати и великыя труды и частыя войны и многия крамолы и частая восстания и многие мятежи», т.е. отражена сложная и запутанная борьба феодалов за власть. В летописи много места отведено крупнейшим политическим деятелям Галицко-Волынской земли Роману и Даниилу. Автор прославляет их и с раздражением говорит о боярах. Т.е., главная идея – пропаганда идеи сильной княжеской власти, которая сможет положить конец междоусобицам.

В 1177 году при Успенском соборе Владимира создан Владимирский летописный свод, проводивший идею политического господства Владимира.

Летописцы этого времени отражают русскую культуру и историю во все многообразии, вырабатывают местные литературные традиции и приемы, создают более полную картину развития русских земель.

  

 

Литература

 

Поначалу литература была, в основном, переводная: богослужебная, жития (прославление деяний святых), апокрифы (нехристианская литература), повести и романы. Примером могут служить изборники (сборники статей из разных книг)1073 и 1076 гг. Первый переписан с болгарского оригинала, и по открывающей сборник похвале можно предполагать имя заказчика – «великий в князих Святослав». Изборник 1076г. – старейшая русская книга для чтения, в которой основное место занимают поучения о том, какими правилами должен руководствоваться человек в жизни. Среди исторических сочинений выделяется перевод византийской «Хроники Георгия Амартола» ( ее использовал Нестор при написании ПВЛ).

Апокрифы (от греч. «потаенный») нетрадиционно излагали библейские сюжеты популярным был апокриф «Хождение Богородицы по мукам», где рассказывалось о том, как Богородица в сопровождении ангела нисходит в ад и там видит мучения грешников.

С развитием государственности и, особенно после принятия христианства, появляются и древнерусские произведения. Из более чем 130 рукописных книг XI – XII века, хранящихся ныне в архивах, около 80 – богослужебные.

Из книг религиозного содержания выделяются «Остромирово Евангелие» (написано в 1056-1057 гг. для новгородского посадника Остромира писцом Григорианом), «Жития святых Бориса и Глеба».

Изумительным памятником русской письменности является «Мстиславово евангелие», написанное около 1115 года по поручению новгородского князя Мстислава, сына Владимира Мономаха. Оно было написано сыном священника Алексой для основанной Мстиславом Благовещенской церкви в Новгороде. Текст евангелия написан красивым уставным письмом и имеет многочисленные заставки и миниатюры, а также роскошный переплет.

В период раздробленности в проповедях, поучениях сказаниях ведущее место занимают далекие от реальной жизни «истины веры и благочестия». Среди памятников церковной литературы XII века выделяются сочинения Кирилла Туровского и Климента Смолятича. Кирилл Туровский, образованный и опытный проповедник, «русский Златоуст», следуя канонам византийского красноречия, в вопросно-ответной форме, старался в Библии показать «сокровенный» смысл. Его «Поучение о слепце и хромце», направленное против Андрея Боголюбского и ростовского епископа Федора, свидетельствует об активном участии Кирилла в междоусобной борьбе.

Климент Смолятич, второй после Иллариона митрополит, в своих посланиях также на первый план выдвигал политические интересы в происходящей междоусобице.

На рубеже XII – XIII вв. сложился большой компилятивный памятник церковной литературы – Киево-Печерский патерик (т.е. сборник поучений, рассказов, житий святых), проводящий идею главенства монастыря над другими. Его авторы Симон и Поликарп были когда-то монахами, но его историю писали уже, видимо, во Владимире. Богатство содержания, выразительный язык, переплетение действительности и фантазии (например, о бесах, которые таскают бревна для монастыря, ворочают жернова и молотят пшеницу) сделали патерик распространенным на Руси.

Памятником древнерусской публицистики является «Слово о законе и благодати», написанное первым киевским митрополитом Илларионом в 40-е годы XI века. Главная идея – равноправие Руси с другими христианскими народами. Автор был соратником Ярослава Мудрого, который отстаивал независимость Руси и Русской церкви от Византии. Князь советовался с Илларионом о том, как применять византийское право на Руси. Используя все средства византийского красноречия, автор прославляет новое христианское государство - Русь, на которую теперь снисходит благодать христианского учения. Илларион был не только общественным деятелем, но и любителем уединенной молитвы. Он первым выкопал под Киевом келью-пещерку, в которой любил молиться. На этом месте возник Киево-Печерский монастырь. «Житие» же основателя и первого игумена (настоятеля) монастыря Феодосия Печерского (написано Нестором) было образцом для подражания всем, кто решил посвятить свою жизнь служению богу.

Из литературы периода раздробленности выделяется изумительный памятник гражданской литературы - «Слово о полку Игореве», рассказывающее о походе новгород-северского князя Игоря против половцев в 1185 году. Летописец характеризует описываемое им время, как «рать без перерыва». Русские князья не только воевали друг с другом, но и для достижения победы прибегали к помощи половцев. Так, Игорь Святославич в 1180 году вместе с Кончаком, своим будущим врагом, выступал против киевского князя Рюрика Ростиславича. В апреле 1185 года князь задумал «навести» свои полки на Половецкую землю, «испити шеломом Дону». И даже затмение, встревожившее его как недоброе предзнаменование, не остановило поход. Первое сражение закончилось победой русских войск. Во втором же Игорь попал в плен, а войско потерпело полное поражение. Поражение Игоря от половцев – это поражение всей Руси. Сила поэтического таланта автора во все многообразии проявилась в описании похода. Заключительная часть произведения заканчивается гимном Русской земле. «Слово» возникло сразу же после похода и написано в 1187 – 1188 гг. Главная мысль – необходимость единения русских земель.Этот призыв – пламенная агитация, обращение к воинской чести, скорбь о бедствиях Русской земли. Для автора Русская земля – единая, целая; русские князья, все равно Ольговичи или Мономаховичи, сильные, могучие. Автор – человек образованный, с большим поэтическим даром, знал хорошо прошлое и настоящее Руси, уклад княжеской жизни, военное дело. Т.е., вероятнее всего, он сам был дружинником и участником похода.

Судьба этого памятника печальна. Единственный известный список «Слова» находился в составе особого сборника – Хронографа, принадлежавшего известному собирателю древностей А.И. Мусину-Пушкину, который в 1800 году подготовил и издал «Слово». Но единственный экземпляр подлинника сгорел в московском пожаре 1812 года вместе с домом Мусина-Пушкина. Осталась копия с него, сделанная для Екатерины Великой, черновики, связанные с подготовкой «Слова» к изданию, и первое печатное издание.

Другим значительным произведением XIII века является «Моление» («Послание») Даниила Заточника. Автор, служилый человек из Ростово-Суздальской земли, из заточения обращается к переяславльскому князю Ярославу Всеволодовичу о милости. Он, видимо хорошо владея книжным материалом, выступает за сильную княжескую власть, образно сравнивая ее с властью орла над птицами, льва над зверями, осетра над рыбами. О боярах же, а также о монахах и холопах автор отзывается явно недоброжелательно. Заключительная часть «Моления» выражает тревогу за независимость Руси.

Особое место занимает «Поучение Владимира Мономаха» (1117 г.), который был ревностным защитником единства Руси. Это произведение было написано уже престарелым князем, за плечами которого была долгая трудная жизнь. Князю было, что рассказать своим потомкам, чему их научить. Он требует соблюдать христианскую мораль – быть «кротким», не обижать вдов и сирот, покоряться старшим. Князь должен житьв мире с другими князьями, не притеснять младших сородичей, избегать кровопролития, не поддаваться гордыне и не предаваться лени, во все дела вникать сам. «Поучение» - единственный пример морального и политического наставления, написанный в древности не духовным лицом, а государственным деятелем

В Новгороде было написано очень интересное произведение «грешным монахом Антонова монастыря Кирик дьяконом» под названием «Учение им же ведати человеку числа всех лет». Счет ведется от сотворения Адама в годах, месяцах, неделях, днях и часах. По году 6644 от этого времени исследователи вычислили год написания – 1136 (в Киевской Руси счет лет шел «от сотворения мира» и для перевода на современное летосчисление нужно вычесть из указанной даты число 5508). Трактат Кирика – новгородца – замечательный пример уровня развития математических знаний.

Развитие письменной культуры периода раздробленности свидетельствует о создании многих культурных центров, отражающих местные политические идеи, особенности языка, литературную манеру письма.

  

 

Школа и просвещение

 

Древняя Русь, особенно город, была достаточно хорошо знакома с письмом. Грамотные люди не были редким исключением.

Летопись рассказывает о существовании специальных школ, учрежденных для распространения грамотности.

Уже Владимир после принятия христианства проявлял заботу об учении, «посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». При Ярославе Мудром в Киеве были открыты школы, в которых обучалось более 300 детей «от старост до поповских». При Андреевском монастыре в Киеве была школа где «младых девиц» обучали «писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам».

Источники позволяют сделать вывод, что на Руси были школы двух видов: в одних, при монастырях, преподавали чтение, письмо, пение, богословие, т.е. готовили церковнослужителей; в других, для «лучших людей детей» давали, кроме вышеуказанных знания по философии, риторике, грамматике. Но, очевидно, что самым распространенным было индивидуальное обучение.

Распространение грамотности сопровождалось и созданием библиотек. По приказу Ярослава Мудрого было собрано «книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык». Эти книги положили начало библиотеке при соборе св.Софии в Киеве. Это была не единственная библиотека. В Новгороде собирательницей и хранительницей книг была новгородская София. Соборная библиотека была и в Полоцке. Библиотеки собирались и крупными монастырями.

 

Архитектура и живопись

 

Русские мастера, в течение веков возводившие в городе и деревне различные жилые и хозяйственные постройки, хоромы феодалов, городские башни, стены, мосты, накопили большой опыт и выработали свой архитектурный стиль.

Скандинавские источники называют Русь страной городов – Гардарики. Летописи сообщают о бесспорном существовании в Х веке 24 городов. К концу XII века их было уже 238. Выбор места диктовался военными соображениями. Крепость обычно располагалась на холме, в некотором отдалении от реки. Так и делился древний город: на аристократический, более защищенный детинец (центральную часть) и подол – торгово- ремесленную. В город вели ворота, количество которых зависело от его размеров. В Киеве было 5 ворот. Самые торжественные – Золотые, над которыми сооружена надвратная церковь.

Первоначально все постройки были деревянными. Именно таким был 13-купольный Софийский собор в Новгороде, построенный еще в 989 году. С развитием феодального государства росли и требования к сооружениям, которые должны были подчеркивать мощь и величие великокняжеской власти, а также православной веры.

Каменное строительство возникло под воздействием Византии. На Руси получила распространение крестово-купольная композиция – прямоугольный объем, расчлененный 4 столбами, на которых покоился центральный световой барабан. Прямоугольные в плане концы пространственного креста перекрывались цилиндрическими сводами, сделанными из кирпича и камня. Угловые части покрывались также купольными сводами. С восточной стороны, в алтарной части, к храму пристраивались апсиды – полуокружные выступы, покрытые половиной купольного или сомкнутого свода. Внутренние столбы делили пространство храма в поперечном направлении на нефы – межрядные пространства. Таким образом создавался основной трехнефный крестово-купольный храм. Для расширения храма в западной его стороне часто ставились два дополнительных столба, а в случае надобности столбы прибавляли и в поперечном направлении, создавая еще два межрядных пространства и превращая храм в пятинефный. Русские мастера, взяв за основу крестово-купольную композицию, внесли элементы русской деревянной архитектуры, придали храмам многоглавие и пирамидальность.

Первые каменные сооружения в Киеве появились во времена Владимира Святославича. В 989-995 гг. была построена Десятинная церковь, на содержание которой шла десятая часть всех доходов князя. Владимир придавал большое значение храму, построенному русскими мастерами вместе с греками, и считал его княжеским. Вскоре после постройки трехнефный храм был расширен. За счет боковых пристроек церковь стала пятинефной. Храм был украшен 25 куполами, в его отделке широко применялись мрамор, мозаика и фрески. На площади у храма были поставлены статуи, вывезенные из Корсуни. Церковь была разрушена монголами в 1240 году.

Древнейшим хорошо сохранившимся памятником архитектуры является киевский Софийский собор. Он относится ко времени бурной строительной деятельности Ярослава Мудрого, когда, помимо Софии, в Киеве возводятся Золотые ворота, церковь Богородицы, Юрьев монастырь. Собор был задуман не только как главный храм создавшейся русской митрополии, но и как центр общественной и культурной жизни, символ могущества Ярослава Мудрого. «ПВЛ» рассказывает о закладке собора под 1037 годом. Очевидно, он строился несколько лет. В 1051 году в Софийском соборе был торжественно провозглашен русским митрополитом Илларион. При разгроме Киева Батыем собор был разграблен. Перестройка 1685-1707 гг. сильно изменила первоначальный облик. Внутри храм был перестроен, а снаружи побелен и параболическим куполам придана характерная для Украины грушевидно-барочная форма. В первоначальном виде собор представлял огромное пятинефное крестово-купольное здание, окруженное с севера, запада и юга открытой одноэтажной галереей. На рубеже XI – XII вв.на галерее был надстроен второй этаж. Вокруг храма пристроили новую одноэтажную галерею. Двенадцать крестообразных в плане столбов делили храм на пять продольных нефов. Центральный был шире других. Все пять нефов на востоке заканчивались апсидами, причем центральная имела пятигранную форму. В центральной апсиде помещался алтарь, в северной – жертвенник (место хранения вина и хлеба для причащения), в южной – диаконник (место хранения сосудов, риз и церковных принадлежностей). 13 параболических куполов, покрытых свинцом, венчали храм. Около центрального, на уступ ниже размещались 4 купола меньшего размера, остальные 8 группами по три располагались в юго-западной части и по одному – около боковых апсид. Софийский собор имел так называемое «позакомарное» покрытие. Закомары – полукруглое завершение верхней части стены церкви, соответствующее внутренней форме свода. Кровля при закомарном покрытии укладывалась непосредственно на своды. Киевская София сооружена из «плинфы» ( кирпича) и камня. Фундамент наружных стен делался из крупных камней на растворе, внутренние стены покоились на каменном фундаменте, сложенном насухо, без раствора. Стены выкладывались из чередующихся рядов камня и плинфы, причем ипользовался метод «утопленной плинфы», когда ряды кирпича были несколько углублены в стену, а образовавшиеся промежутки были заполнены цемянкой – раствором извести, песка и толченого кирпича. Серый гранит и красный кварцит в сочетании с оранжево-розовым цветом плинфы и розоватом оттенком цемянки придавали фасаду нарядный вид. Мозаика покрывала всю центральную часть храма, особенно прекрасны изображения Марии-Оранты (молящейся) и Христа-Вседержителя. Всего в мозаичной палитре обнаружено около 130 оттенков. Стены храма, своды и столбы сверху донизу были расписаны фресками, где наряду с церковными сюжетами удалось обнаружить два групповых портрета семьи Ярослава Мудрого. В храме совершались культовые и светские церемонии (например, вступление князя на престол). В Софийском соборе была создана первая на Руси библиотека. Храм служил также местом захоронения князей и митрополитов. В 1054 году в мраморной гробнице был захоронен Ярослав Мудрый, в 1125 году – Владимир Мономах.

Вслед за киевской Софией строятся также Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородская София возникла в 1045-1050 гг. По своему композиционному построению



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.252.8 (0.07 с.)