По ОП. 08 Основы бухгалтерского учета 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

По ОП. 08 Основы бухгалтерского учета



ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

По ОП.08 Основы бухгалтерского учета

учебно - методическое пособие для студентов средних специальных учебных заведений, обучающихся по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

 

 

 

                                                                    2016

 

 

Методическая разработка на тему: «Опорный конспект лекций» по учебной дисциплине ОП.О8 Основы бухгалтерского учета для специальности среднего профессионального образования 38.02.01  Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) служит достижению основной цели – формированию общих и профессиональных компетенций, соответствующими основным видам профессиональной деятельности, призванной помочь будущему бухгалтеру стать профессионалом.

 

Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Архангельской области

«Мирнинский промышленно-экономический техникум»

 

                                                                                            

 

Содержание

Введение 5
Раздел 1. Нормативно правовая база регулирования бухгалтерского учета 1.1.Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ. 1.1.1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в России 1.1.2Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ 1.1.3 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) Контрольные вопросы 1.2 Международные стандарты финансовой отчетности 1.2.1 Основные экономические модели мировой экономики 1.2.2 Исторические предпосылки становления МСФО 1.2.3. Основополагающие принципы (допущения) финансовой отчетности Контрольные вопросы Раздел 2.Основные требования к ведению бухгалтерского учета 2.1.Общая характеристика бухгалтерского учета  2.1.1Характеристика хозяйственного учета  2.1.2 Задачи и функции бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики  2.1.3 Виды бухгалтерского учета. Измерители применяемые в учете Контрольные вопросы: 2.2 Предмет, метод бухгалтерского и его объекты 2.2.1.Предмет бухгалтерского учета 2.2.2.Метод бухгалтерского учета Контрольные вопросы: 2.3Классификация хозяйственных средств по видам и назначению 2.3.1Имущество организации по составу и размещению 2.3.2 Источники формирования имущества Контрольные вопросы: 2.4.Формы бухгалтерского учета 2.4.1.Общая характеристика регистров учета 2.4.2 Формы бухгалтерского учета 2.4.3Упрощенная форма бухгалтерского учета Контрольные вопросы: 2.5 Бухгалтерский баланс-виды баланса 2.5.1.Общая характеристика баланса 2.5.2. Виды баланса 2.5.3 Структура баланса 2.5.4 Типы изменений баланса Контрольные вопросы: 2.6. Понятие о счетах бухгалтерского учета их строение и назначение. 2.6.1 Счета бухгалтерского учета как элемент метода бухгалтерского учета 2.6.2 Типы счетов бухгалтерского учета их классификация Контрольные вопросы: 2.7Сущность двойной записи на счетах, ее обоснование 2.7.1 Характеристика метода двойной записи 2.7.2 Обоснование метода двойной записи 2.7.3 Значение двойной записи в бухгалтерском учете Контрольные вопросы:  2.8Счета синтетического и аналитического учета их взаимосвязь  и назначение 2.8.1Счета синтетического и аналитического учета их взаимосвязь и назначение 2.8.2 Оборотные ведомости Контрольные вопросы: 2.9 Документация и инвентаризация, хозяйственные процессы 2.9.1Характеристика документации 2.9.2 Инвентаризация и порядок ее проведения 2.9.3Хозяйственные процессы Контрольные вопросы: 2.10.План счетов бухгалтерского учета 2.10.1 Характеристика плана счетов 2.10.2 Структура плана счетов 2.10.3Преимущества плана счетов бухгалтерского учета в РФ Контрольные вопросы: Раздел 3. Краткая история бухгалтерского учета 3.1 История бухгалтерского учета 3.1.1 Предпосылки возникновения бухучета 3.1.2 История бухгалтерского учета Контрольные вопросы: Список использованных источников Приложение 7 7 7 10 11 14 15 15 16 19 20 21 21 21 22 22 23 27 28 28 30 33 34 34 35 37 38 38 41 48 51 51 54 55 56 61 65 69 69 69 73 75 75 76 78 80   82 82 91 94 95 95 96 99 106 107 107 107 109 111 113 113 113 114 123 124 126

ВВЕДЕНИЕ

В условиях рыночной экономики для обеспечения четкого управления работой организации, анализа и контроля за состоянием хозяйственных средств и источников, результатами хозяйственной деятельности и сохранностью собственности необходима учетная информация. Чтобы успешно вести учет в любой организации, необходимо знать основы бухгалтерского учета.

Бухгалтерский учет является важным звеном в формировании экономической политики организации и одним из главных механизмов управления и планирования финансово-хозяйственной деятельности. Таким образом, знание бухгалтерского учета необходимо для успешной работы всех категорий работников финансовых, экономических и управленческих служб, а также студентам, приступающим к изучению бухгалтерского учета.

Основы бухгалтерского учета – одна из базовых профилирующих специальных дисциплин в системе обучения специалистов по бухгалтерскому учету, в которой излагаются основополагающие принципы бухгалтерского учета и теоретические учетные категории, раскрываются понятияи термины, используемые в учетной практике работы предприятий (предпринимательстве).

Как и любая наука, «Основы бухгалтерского учета» базируется на основополагающих теоретических аспектах и практике организации учета в хозяйственных единицах отраслей экономики с учетом внутренних и внешних факторов переходного периода.

Настоящее пособие отражает содержание односеместрового курса лекций, читаемых студентам специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего профессионального образования по профессии или специальности и рабочей программе по ОП.08 Основы бухгалтерского учета.

В пособие включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ППССЗ СПО на базе программы подготов­ки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППКРС, ППССЗ).

Пособие состоит из трех разделов и списка использованных источников. В первом разделе освещаются основные аспекты нормативного регулирования бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Классификация нормативных документов. Международные стандарты финансовой отчетности

 

 

Во второй главе рассмотрены вопросы основных требований к ведению бухгалтерского учета, предмет и метод учета, группировка хозяйственных средств и их источников, формы бухгалтерского баланса, бухгалтерский баланс,понятие о счетах бухгалтерского учета и двойная запись документация и инвентаризация,хозяйственные процессы, план счетов бухгалтерского учета.

В третьем разделе освещены вопросы истории развития учета.

В настоящем учебном пособии основы построения учета показаны через историю развития учета, его виды; законодательные, нормативные акты РФ о бухгалтерском учете; предмет и методы бухгалтерского учета, бухгалтерский баланс, систему счетов бухгалтерского учета; документацию и документооборот, учетные регистры и формы.

Материал настоящего пособия позволяет студентам специальности 38.02.01.Экономика и бухгалтерский учет(по отраслям):

-закрепить и углубить теоретические знания по дисциплине Основы бухгалтерского учета»;

-выявить уровень подготовки по конкретным темам курса;

-развить экономическое мышление и получить практические навыки

в решении учетных задач;

Предметом изучения курса Основы бухгалтерского учета» является система учета хозяйственных средств предприятия и результатов его хозяйственной деятельности.

Цель изучения курса – это получение базовых знаний по ведению бухгалтерского учета.

Изучение курса Основы бухгалтерского учета» способствует профессиональной подготовке квалифицированных специалистов для отраслей экономики. Он напрямую связан с такими предметами, как «Статистика», «Экономика предприятия», «Финансы и кредит», «Денежное обращение».


Формы бухгалтерского учета

Формы бухгалтерского учета

«Журнал главная» Это одна из книжно-карточных форм учета, ведется в организациях с небольшим объемом производства, в отдельных учреждениях и некоторых финансовых органах. Характерная особенность этой формы – регистры для хронологической и систематической записи объединены в одном регистре – «Журнал главная». Операции в журнал записываются непосредственно из первичных или из сводных документов. При регистрации каждой проводке присваивается номер и отводится одна строчка. В начале месяца в журнал переносятся сальдо по синтетическим счетам. Затем записываются операции, выводятся обороты и подсчитывается остаток. Таким образом, счета закрываются после записи сальдо на 1-е число следующего месяца.

Аналитический учет ведется в книгах или на карточках. По данным аналитического учета составляется оборотная ведомость, которая сверяется с данными синтетического учета.

Простая форма ведется с использованием регистров учета имущества. В качестве учетных регистров применяются восемь унифицированных ведомостей:

- В1 (учет основных средств и начисления амортизационных отчислений);

- В2 (учет производственных запасов, товаров, готовой продукции и НДС, уплаченного по ценности);

- В3 (учет затрат на производство);

- В4 (учет денежных средств и фондов);

- В5 (учет расчетов и прочих операций);

- В6 (учет реализации);

- В7 (учет расчетов с поставщиками);

- В8 (учет оплаты труда).

Учет операций завершается по истечении месяца подсчетом итогов по оборотам. Результаты заносятся в шахматную ведомость – В9.

Мемориально-ордерная форма

Мемориально-ордерная форма бухгалтерского учета − представляет собой набор мемориальных ордеров, в каждом из которых группируются проводки по однородным хозяйственным операциям по итогам одного месяца работы организации. Состав и количество мемориальных ордеров в системе бухгалтерского учета зависят от содержания, количества, степени повторяемости хозяйственных операций.

Положительные качества – в довольно простом построении. Вместо многочисленных регистров синтетического учета используется один регистр – Главная книга. Она открывается на каждый месяц.

Итак, простая мемориально-ордерная система учета – это такая форма учета, при которой на все финансово-хозяйственные операции составляются отдельные мемориальные ордера (проводки). Напомним, что мемориальный ордер или проводка – это бухгалтерское оформление хозяйственной операции с отображением ее суммы на счетах бухгалтерского учета.

Составление мемориальных ордеров

Мемориальный ордер № 1

Мемориальный ордер № 2

Мемориальные ордера составляются по всем финансово-хозяйственным операциям за отчетный период. Затем все мемориальные ордера разносят в две контрольные ведомости (так называемые «контрольки») по соответствующим счетам: дебетовую и кредитовую.

После заполнения контрольных ведомостей составляется оборотный баланс, в который заносятся сальдо по всем счетам на начало отчетного периода, обороты за отчетный период (из «контролек») и выводится сальдо на конец периода.

Полученные в оборотном балансе сальдо на конец отчетного периода заносятся в бланк баланса по установленной форме.

Итоги оборотов по регистрационному журналу должны соответствовать итогам оборотов по дебету и кредиту синтетических счетов. Так подтверждается правильность разноски по счетам. Проводки из мемориальных ордеров по счетам Главной книги, которая является синтетическим регистром систематического учета.

В Главной книге отражаются обороты только по синтетическим счетам, сальдо не выводится. Синтетический учет ведется в двух регистрах:

- Регистрационном журнале;

- Главной книге.

Преимущества мемориальной ордерной формы: техника записи несложная, обеспечивается полнота учета хозяйственных операций за счет сверки данных синтетического и аналитического учета, составления журнала регистрации и ведомости по синтетическим счетам.

Недостатки мемориально-ордерной формы:

1) многократность записей одной и той же суммы в учетные регистры, увеличивается объем работ, а значит, и вероятность допущения ошибок;

2) отсталость и отрыв аналитического учета от синтетического;

3) приспособленность к использованию ручного труда и средств малой механизации.

Журнально-ордерная форма

Журналы-ордера учетные регистры хронологической регистрации хозяйственных операций синтетического и в ряде случаев аналитического учета. Записи в них производятся по мере поступления первичных документов или итогами за месяц из накопительных ведомостей. Регистрация производится по кредитовому признаку, т. е. по кредиту данного счета в корреспонденции с дебетуемыми счетами. Это достигается использованием шахматной формы журналов-ордеров. При этом сумма хозяйственной операции записывается лишь однажды, но показываются как дебетуемый, так и кредитуемый счета.

Для удобства записей в журналах-ордерах предусмотрена типовая корреспонденция счетов. Каждый журнал-ордер ведется по одному счету или по нескольким близким по своему содержанию счетам.

Журнал-ордер открывается на месяц. В каждом из них отражаются кредитовые обороты конкретных счетов. Дебетовый же оборот этого счета найдет отражение в других журналах ордерах

.

Вспомогательные(накопительные) ведомости применяются тогда, когда необходимые данные трудно отразить непосредственно в журналах-ордерах. В этом случае на основании первичных документов показатели накапливаются в ведомостях и группируются по корреспондирующим счетам, статьям аналитического учета. Итоги из ведомостей переносятся в соответствующие журналы-ордера.

В конце месяца итоги журналов-ордеров переносятся в Главную книгу, которая открывается на год и предназначена для обобщения данных текущего учета и взаимной сверки записей по отдельным счетам.

Главная книга-Кредитовые обороты по счетам в разрезе дебетуемых счетов ежемесячно переносятся в Главную книгу. Кроме того, в Главную книгу переносятся итоговые обороты по дебету счетов. После перенесения соответствующих сумм в Главную книгу проверяют, чтобы сумма всех оборотов по дебету счетов была равна сумме всех оборотов по кредиту счетов. Если такого равенства нет, то следует искать ошибку в подсчетах оборотов или перенесении (записи) сумм из журналов-ордеров.

После соответствующей проверки выводятся сальдо по дебету и кредиту счетов.

Главная книга открывается на 1 год. Одному месяцу должна соответствовать одна строка в Главной книге. Одному счету в Главной книге отводят 1 разворот листа, а если этого недостаточно – 2–3 разворота.

Журнально-ордерная форма бухгалтерского учета – это рациональная форма бухгалтерского учета, основанная на использовании накопительных регистров и шахматной схемы записи.

Ведомости, производственно-финансовые отчеты, листки-расшифровки, разработочные таблицы – вспомогательные регистры. Как правило, они применяются при необеспечении аналитических показателей в журналах-ордерах. В этих случаях группировка данных первичных документов осуществляется в них.

Месячные итоги каждого журнала-ордера показывают общую сумму кредитового оборота счета, операции которого учитываются в данном журнале, и суммы дебетовых оборотов каждого корреспондирующего с ним счета.

Оборотные ведомости составляются лишь по тем счетам, в которых аналитический учет ведется самостоятельно. Месячные итоги журналов-ордеров записывают в Главную книгу.

Кредитовый оборот переносят в Главную книгу из соответствующего журнала, а обороты по дебету вносят в книгу из разных журналов-ордеров по корреспондирующим счетам. Главная книга и журналы-ордера взаимно дополняют друг друга: в журналах-ордерах дается расшифровка кредитового оборота каждого синтетического счета, а в Главной книге – расшифровка дебетового оборота этого же счета. Сальдо на начало следующего месяца выводится после проверки и записывается в соответствующей колонке Главной книги.

Для проверки правильности записей в Главной книге подсчитывают суммы оборотов и сальдо по всем счетам. Должны быть равны суммы дебетовых и кредитовых оборотов, а также дебетовых и кредитовых сальдо.

По данным Главной книги, журналов-ордеров и вспомогательных к ним ведомостей составляются бухгалтерский баланс и другие формы отчетности.

Простая форма бухгалтерского учета

В соответствии с Типовыми рекомендациями по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденными приказом Минфина РФ от 21.12. 1998 г. № 64н) малое предприятие самостоятельно выбирает форму бухгалтерского учета из утвержденных соответствующими органами, исходя из потребностей и масштаба своего производства и управления, численности работников.

Так, малым предприятиям, занятым в материальной сфере производства, рекомендуется использовать регистры, предусмотренные в журнально-ордерной форме счетоводства. Малые предприятия, занятые торговлей и иной посреднической деятельностью, могут использовать регистры из упрощенной формы бухгалтерского учета, при необходимости применяя отдельные регистры для учета определенных ценностей, преобладающих в их деятельности (товарно-материальных запасов, финансовых активов и т. п.), из единой журнально-ордерной формы счетоводства.

При этом малое предприятие может самостоятельно приспосабливать применяемые регистры бухгалтерского учета к специфике своей работы при соблюдении:

1) единой методологической основы бухгалтерского учета, предполагающей ведение бухгалтерского учета на основе принципов начисления и двойной записи;

2) взаимосвязи данных аналитического и синтетического учета;

3) сплошного отражения всех хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета на основании первичных учетных документов;

4) накапливания и систематизации данных первичных документов в разрезе показателей, необходимых для управления и контроля за хозяйственной деятельностью малого предприятия, а также для составления бухгалтерской отчетности.

Для организации учета по упрощенной форме бухгалтерского учета малое предприятие на основе типового Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий составляет рабочий план счетов бухгалтерского учета хозяйственных операций, который позволит вести учет средств и их источников в регистрах бухгалтерского учета по основным счетам и тем самым обеспечивать контроль за наличием и сохранностью имущества, выполнению обязательств и достоверностью данных бухгалтерского учета.

Малые предприятия, совершающие незначительное количество хозяйственных операций (как правило, не более 30 в месяц), не осуществляющие производства продукции и работ, связанного с большими затратами материальных ресурсов, могут вести учет всех операций путем их регистрации только в Книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности (в дальнейшем – Книга) по форме № К-1.

Наряду с Книгой для учета расчетов по оплате труда с работниками, по подоходному налогу с бюджетом, малое предприятие должно вести также ведомость учета заработной платы по форме № В-8.

Книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у малого предприятия на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность.

Книга является комбинированным регистром бухгалтерского учета, который содержит все применяемые малым предприятием бухгалтерские счета и позволяет вести учет хозяйственных операций на каждом из них. При этом она должна быть достаточно детальной для обоснования содержания соответствующих статей бухгалтерского баланса.

Малое предприятие может вести Книгу в виде ведомости, открывая ее на месяц (при необходимости используя вкладные листы для учета операций по счетам), или в форме Книги, в которой учет операций ведется весь отчетный год.

В этом случае Книга должна быть прошнурована и пронумерована. На последней странице записывается число содержащихся в ней страниц, которое заверяется подписями руководителя малого предприятия и лица, ответственного за ведение бухгалтерского учета на малом предприятии, а также оттиском печати малого предприятия.

Книга открывается записями сумм остатков на начало отчетного периода (начало деятельности предприятия) по каждому виду имущества, обязательств и иных средств, по которым они имеются.

Затем в графе 3 «Содержание операций» записывается месяц и в хронологической последовательности позиционным способом на основании каждого первичного документа отражаются все хозяйственные операции этого месяца.

При этом суммы по каждой операции, зарегистрированной в Книге по графе «Сумма», отражаются методом двойной записи одновременно по графам «Дебет» и «Кредит» счетов учета соответствующих видов имущества и источников их приобретения.

В течение месяца на счете 20 «Основное производство» в графе «Затраты на производство – дебет» собираются затраты на производство продукции (работ, услуг).

По завершении месяца данные затраты в сумме, приходящейся на реализованную в течение месяца продукцию (работы, услуги), списываются на счета учета финансовых результатов, с отражением соответственно в графах Книги «Затраты на производство– кредит» и «Реализация – дебет», при этом в графе 3 Книги «Содержание операции» делается запись «Списаны затраты на производство реализованной продукции».

Финансовый результат от реализации продукции (работ, услуг) выявляется как разница между оборотом, показанным по графе «Реализация – кредит», и оборотом по графе «Реализация – дебет».

Выявленный результат отражается в Книге отдельной строкой.

По окончании месяца подсчитываются итоговые суммы оборотов по дебету и по кредиту всех счетов учета средств и их источников, которые должны быть равны итогу средств.

После подсчета итоговых дебетовых и кредитовых оборотов средств и их источников (бухгалтерских счетов) за месяц выводится сальдо по каждому их виду (счету) на 1-е число следующего месяца.

Автоматизированная форма учета

Организации активно оснащаются многофункциональными проблемно-ориентированными мини- ЭВМ – компьютерами, которые позволяют накапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах (карточках, листах и др.) и на машинных носителях информации (диске, дискете, барабане, перфоленте, магнитной ленте и др.).

Компьютеры просты и удобны в эксплуатации, что позволяет снабдить ими рабочие места бухгалтеров и на их основе создавать автоматизированные рабочие места (АРМ) бухгалтера.

Использование машинно-ориентированных форм учета обеспечивает:

1) высокую точность учетных данных; оперативность данных учета;

2) механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса;

3) увязку всех видов учета и планирования, поскольку они используют одни и те же носители информации;

4) повышение производительности учетных работников, освобождение их от выполнения простых технических функций и предоставление большей возможности заниматься контролем и анализом хозяйственной деятельности.

Автоматизированная (электронная) форма возникла с применением компьютерной техники для обработки данных. Разработаны специальные программы по бухгалтерскому учету и программы финансовых вычислений, позволяющие формировать определенные показатели и производить расчеты. Использование электронной формы учета позволяет без вывода на печать:

регистрировать и хранить данные;

выполнять арифметические операции с данными;

формировать показатели для бухгалтерской отчетности.

Автоматизированная форма бухгалтерского учета отличается от традиционных форм скоростью выполнения арифметических операций и надежностью хранения данных.

Выбор формы ведения бухгалтерского учета отражается в приказе о выборе учетной политики. На основе первичных документов создается журнал хозяйственных операций. Любая бухгалтерская программа автоматически создает журнал операций на основе введенных документов.В некоторых программах отдельный журнал проводок отсутствует и вся работа ведется с журналом хозяйственных операций.

Виды балансов

Помимо классического бухгалтерского баланса различают:

- Баланс доходов и расходов предприятия — финансово- экономический документ, самостоятельно разрабатываемый предприятием на год или квартал с целью обеспечить сбалансированность и согласованность движения материальных и финансовых ресурсов, производственное и социальное развитие предприятия, наиболее полно удовлетворить интересы коллектива.

- Баланс брутто — бухгалтерский баланс, который включает в себя регулирующие статьи. Баланс-брутто используется для научных исследований и совершенствования информационных функций баланса.

- Баланс нетто — бухгалтерский баланс без регулирующих статей. Баланс-нетто позволяет определить реальную стоимость имущества предприятия.

- Вступительный баланс — первый баланс, который составляется в начале деятельности предприятия. В активе такого баланса отражается состав имущества предприятия, полученного при его организации, а в пассиве — источники его возникновения. Обычно перед составлением вступительного баланса проводится инвентаризация и оценка имеющегося имущества.

- Заключительный баланс — отчетный документ о производственно-финансовой деятельности предприятия за определенный период времени. Заключительный баланс составляется на основе проверенных бухгалтерских записей.

- Консолидированный баланс — сводная бухгалтерская отчетность о деятельности и финансовых результатах материнского и дочерних обществ в целом. Из консолидированного баланса исключается взаимный оборот дочерних компаний.

- Ликвидационный баланс — бухгалтерский отчетный баланс, характеризующий имущественное состояние предприятия на дату прекращения его существования как юридического лица. Ликвидационный баланс показывает величину и источники средств, а также состояние расчетов предприятия после окончания ликвидационного периода.

- Оборотный баланс — бухгалтерский баланс, который содержит данные о движении имущества (дебетовые и кредитовые обороты) за отчетный период, а также остатки средств и источников образования имущества на начало и конец периода. Оборотный баланс используется в качестве промежуточного рабочего документа при составлении вступительного, заключительного и ликвидационного балансов.

- Предварительный баланс — бухгалтерский баланс, составляемый заранее на конец отчетного периода с учетом ожидаемых изменений в составе имущества предприятия. При этом используются фактические и ожидаемые данные о хозяйственных операциях.

- Пробный баланс — проверка правильности учета средств компании путем ежемесячного балансирования активов и пассивов.

- Промежуточный баланс — баланс, подготавливаемый до завершения финансового года.

- Промежуточный ликвидационный баланс (в Российской Федерации) — баланс, содержащий состав имущества ликвидируемого юридического лица; перечень предъявленных кредиторами требований и результаты их рассмотрения.

- Разделительный баланс — документ, по которому при разделении юридического лица его права и обязанности переходят к вновь возникшим юридическим лицам. Разделительный баланс должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами.

- Сальдовый баланс — бухгалтерский баланс, который характеризует имущество хозяйствующего субъекта и источники образования имущества по состоянию на определенную дату в денежной оценке. Сальдовый баланс составляется путем подсчета остатков по счетам.

- Сводно-консолидированный баланс — бухгалтерский баланс, который составляется путем объединения балансов юридически самостоятельных предприятий, взаимосвязанных между собой экономически. Такие балансы используются холдинговыми компаниями.

- Сводный баланс — бухгалтерский баланс, который составляется путем объединения отдельных заключительных балансов. Сводные балансы используются министерствами, ведомствами и концернами.

Структура баланса

Схема бухгалтерского балансы выглядит следующим образом:

Схематично бухгалтерский баланс представляет собой таблицу, составленную из двух частей:

Левая – актив – отражает состав, размещение и использование средств организации.

Правая – пассив – показывает те же средства, но по источникам их формирования и целевому назначению.

Итог актива равен итогу пассива баланса. Величина итогов называется валютой баланса.

АКТИВ СУММА (å) ПАССИВ СУММА (å)
I. Внеоборотные активы   III. Капиталы и резервы  
Итого по I разделу:   Итого по III разделу:  
II. Оборотные активы   IV. Долгосрочные обязательства  
Итого по II разделу:   Итого по IV разделу:  
    V. Краткосрочные обязательства  
    Итого по V разделу:  
БАЛАНС:   БАЛАНС:  

 

Бухгалтерский баланс - способ экономической группировки имущества хозяйства по его составу, размещению и источникам его формирования на определенную дату в денежной оценке.

Баланс составляется на определенную дату, как правило, на начало квартала, что обусловлено требованиями, предъявляемыми к отчетности, и показывает состояние средств и их источников на данный момент. Они постоянно изменяются, находятся в движении, которое отражается на счетах с помощью двойной записи.

Балансовое обобщение имеет двойственный характер отражения объектов и синтетическое обобщение информации.

Двойственный характер его заключается в том, что объекты отражаются в балансе дважды и рассматриваются с двух точек зрения в зависимости от вида баланса.

Все имущество (средства) в активе баланса и источники его образования в пассиве баланса представлены в сгруппированном виде.

Основным элементом бухгалтерского баланса является статья, которая соответствует виду (наименованию) имущества, обязательств, источнику формирования имущества.

Статьей бухгалтерского баланса называется показатель (строка) актива и пассива баланса, характеризующий отдельные виды имущества, источников его формирования, обязательств организации.

Если статьи актива показывают, как размещено имущество организации (во что конкретно оно вложено), то статьи пассива баланса дают сведения о том, какая часть имущества сформирована за счет собственных источников, а какая — за счет заемных (привлеченных) источников организации.

Основой построения бухгалтерского баланса является группировка объектов бухгалтерского учета по их функциональной роли в процессе хозяйственной деятельности и источникам формирования.

Бухгалтерский баланс состоит из 5 разделов:

- внеоборотные активы;

- оборотные активы;

- капитал и резервы;

- долгосрочные обязательства;

- краткосрочные обязательства.

В заключении бухгалтерского баланса есть специальная строка по активу и пассиву – «валюта баланса».

Типовая структура бухгалтерского баланса содержит следующие числовые показатели.

Актив. Раздел 1. Внеоборотные активы.

Нематериальные активы: права на объекты интеллектуальной собственности; патенты, торговые знаки, знаки обслуживания, организационные расходы; деловая репутация организации.

Основные средства: земельные участки и объекты природопользования; здания, машины, оборудование, незавершенное строительство.

Доходные вложения в материальные ценности: имущество для передачи в лизинг, предоставляемое по договору проката.

Финансовые вложения: инвестиции в дочерние общества, в зависимые общества; займы, предоставленные организации на срок более 12 месяцев; прочие финансовые вложения.

Раздел 2. Оборотные активы.

Запасы: сырье, материалы и аналогичные ценности; затраты в незавершенном производстве; готовая продукция, товары для перепродажи и отгруженные; расходы будущих периодов.

Дебиторская задолженность: покупатели и заказчики; векселя к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; задолженность участников по вкладам в уставный капитал.

Финансовые вложения: займы, предоставленные организацией на срок менее 12 месяцев; собственные акции, выкупленные у акционеров; финансовые вложения.

Денежные средства: расчетные счета; валютные счета; денежные средства.

Пассив. Раздел 1. Капитал и резервы.

Уставной капитал. Добавочный капитал. Резервный капитал: резервы, образованные в соответствии с законодательством и учредительными документами. Нераспределенная прибыль.

Раздел 2. Долгосрочные обязательства.

Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению более чем через 12 месяцев после отчетной даты.Прочие обязательства.

Раздел 3. Краткосрочные обязательства.

Заемные средства: кредиты, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты; займы, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты.

Кредиторская задолженность: поставщики и подрядчики; векселя к уплате; задолженность перед дочерними и зависимыми обществами; перед персоналом организации; перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами; перед участниками по выплате доходов; полученные авансы.

Доходы будущих периодов: резервы предстоящих расходов и платежей.

Баланс всегда составляется на определенную дату, то есть на первое число, следующее за отчетным числом месяца, квартала, года. Баланс показывает состояние средств и их источников на конец отчетного периода. Элементами актива и пассива баланса являются статьи, сгруппированные в разделы, то есть каждая строчка баланса – статья баланса.

Главный принцип баланса - равенство актива и пассива. Валюта баланса - сумма по активу и пассиву. Структура баланса – удельный вес отдельных статей в общей валюте баланса.

Пример:

АКТИВ СУММА ПАССИВ СУММА
I. Внеоборотные активы   III. Капиталы и резервы  
Основные средства 50000 Уставный капитал 50000
Итого по I разделу: 50000 Итого по III разделу: 50000
БАЛАНС: 50000 БАЛАНС: 50000

Под структурой баланса понимают удельный вес отдельных хозяйственных средств по их видам и источникам образования и валюты баланса.

По структуре актива баланса можно проанализировать удельный вес тех или иных активов организации в общей сумме всех средств, которыми она располагает на дату составления баланса.

Пример.

Валюта баланса составляет 2 000 000 руб., основные средства



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.143 с.)