Вопрос 5. Цикличность как форма движения рыночной экономики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 5. Цикличность как форма движения рыночной экономики.



Законы рыночной экономики создают известную неустойчивость, нестабильность экономического развития, когда на смену росту производства приходит его спад, а повышению деловой активности – её понижение.

Цикличность экономического развития – это непрерывные колебания рыночной экономики, которые характеризуются периодическими взлетами и падениями. Экономический цикл – это период времени, в течение которого экономика последовательно проходит фазы кризиса, депрессии, оживления и подъема и возвращается к первоначальной стадии, но на более высоком уровне. Характерной чертой цикличности является движение не по кругу, а по спирали, что объясняет прогрессивность движения рыночной экономики. Следует отметить, что теория циклов изучает причины колебаний экономической активности во времени.

Признавая объективный характер экономических циклов, большинство ученых предлагают изучать это явление через анализ внутренних и внешних факторов, влияющих на характер цикла, его продолжительность, специфику проявления отдельных фаз. К внешним факторам можно отнести: войны, революции и прочие политические потрясения; открытия крупных месторождений ценных ресурсов; освоение новых территорий и миграция населения; новые технологии, изобретения и инновации, меняющие коренным образом структуру производства. Среди внутренних факторов выделяют изменения в личном потреблении и инвестировании, экономическую политику государства, которая воздействует (прямо или косвенно) на производство, спрос и потребление.

В экономической литературе циклы различной продолжительности получили названия по имени их исследователей:

  • краткосрочные циклы (3-4 года) Джозефа Китчина связаны с колебаниями мировых запасов золота;
  • причину 10-летних циклов Клемент Жугляр видел в сфере денежного обращения, точнее, кредита;
  • 15-20-летние циклы Саймона Кузнеца связаны с периодическим обновлением жилищ и определенных типов производственных сооружений;
  • 48-55-летние циклы Николая Кондратьева связаны с функционированием и обновлением элементов инфраструктуры (мостов, дорог, зданий);
  • главной особенностью 200-летнего цикла Форрестер считал изменения в используемых материалах и энергиях;
  • Тоффлер рассматривал циклы в 1000-2000 лет как развитие цивилизаций;
  • внес свою лепту в теорию циклов Карл Маркс. Он исследовал короткие циклы, получившие название циклов перепроизводства.

Первый кризис разразился в Англии в 1825г. Это был классический кризис перепроизводства как глубокое потрясение всей хозяйственной системы. Затем кризисы повторялись на протяжении всего ХIХ и начала ХХ вв. и примерно по одному сценарию: фаза кризиса характеризовалась резким падением цен, производства, снижением спроса на кредит, ростом безработицы. Фаза депрессии, являясь продолжением фазы кризиса, отличается застойным состоянием экономики на предельно низком уровне. Однако падение цен, производства и занятости приостанавливается. Фаза оживления, характеризуемая некоторым увеличением производства, сокращением безработицы, увеличением цен и спроса на деньги, переходит в фазу подъема. Ажиотажное увеличение производства и спроса на все ресурсы приводят к росту инвестиций, массово обновляется основной капитал, растут цены, увеличивается ставка банковского процента.

Характер кризисов стал несколько иным, особенно после «великой депрессии» США 1929-1933 гг., когда для вывода национальной экономики из экономической пропасти была активизирована роль государства.

Кризисы 1974-1975 гг. и 1980-1982 гг. характеризуются сочетанием традиционных кризисных явлений (падение производства, рост безработицы, хроническая недогрузка производственных мощностей) с постоянным ростом цен, то есть инфляция стала неотъемлемым элементом современного цикла. Поэтому их называют стагфляционными кризисами. Стагфляция – это сочетание высокой инфляции и спада производства (стагнации). Эти процессы переплелись со структурными кризисами, которые порождаются глубокими диспропорциями между развитием отдельных сфер и отраслей производства и носят, как правило, затяжной характер.

Нефтяной, продовольственный, энергетический, сырьевой кризисы дополнились в последние десятилетия кризисами валютной системы, экологическим кризисом, приобретая все более сложную характеристику, в том числе, и под влиянием политических процессов, межнациональных и региональных конфликтов и т.д.

Особенности современных циклических кризисов связаны и с кризисом государственного регулирования, выражающимся в несостоятельности антициклической политики государства. Прослеживается несоответствие официально провозглашенных целей государственной политики фактическим результатам регулирования экономики: вместо устойчивых и высоких темпов роста экономики – их падение; полная занятость оборачивается массовой безработицей; равновесие платежного баланса – ростом государственного долга. В результате экономическая деятельность государства стала дополнительным фактором неустойчивости экономики.

Кризис государственного регулирования заставил развитые страны искать выход из данного положения, но не путем отказа от государственного регулирования цикличности производства, а посредством перестройки его форм и методов. Приспособление к новым воспроизводственным пропорциям осуществляются в современном мире, прежде всего, конкурентно-рыночными методами. В результате возрастает значение стимулирующей функции стихийных экономических кризисов в развитии экономики. Об этом свидетельствуют циклические спады: 1989-1991 гг. – в США, 1990-1993 гг. – в европейских странах, 1991-1995 гг. – в Японии. Кризисное падение производства создало условия для циклического оживления, а затем и роста производства в 1996 году.

Следует отметить, что в современных кризисах менее подвижны такие параметры, как цены, зарплата, занятость, с помощью которых ранее преодолевались воспроизводственные диспропорции. В восстановлении пропорциональности в современных условиях участвуют подвижные валютные курсы, процентные ставки, размеры денежной массы и государственного долга. Подвижность этих экономических параметров придает маневренность механизму самонастройки рыночной экономики.

Государственная антициклическая политика направлена на сглаживание циклических колебаний для достижения и поддержания экономической стабильности. При этом в фазе спада все мероприятия государства должны быть направлены на стимулирование деловой активности. В области налоговой политики это означает снижение налоговых ставок, предоставление налоговых льгот на новые инвестиции, проведение политики ускоренной амортизации.

В период подъема экономической конъюнктуры государство в целях предотвращения «перегрева» экономики и связанных с этим болезненных явлений в хозяйственной жизни проводит политику сдерживания, включающую повышение налоговых ставок, сокращение государственных расходов, ограничения в области проведения амортизационной политики.

Следует отметить, что вышеперечисленные мероприятия – это лишь общие ориентиры антициклической политики. Как частные случаи регулирования экономического цикла можно рассматривать антиинфляционные программы, демонополизацию экономики, регулирование деятельности предприятий-монополистов, проекты по сбалансированию государственного бюджета, установление новых правил игры, разработка социальных программ и т.п.    

Стабилизационная политика в развитых странах имеет свои отличия, связанные с особенностями национальной экономической модели, политикой правящей партии и др. Однако знания основных закономерностей циклического развития – предпосылка осуществления эффективной макроэкономической политики.

В начале ХХI века экономический кризис принял глобальный характер. Как отмечают аналитики, первыми, кто ощущает позитивные последствия антикризисной политики, оказались Франция и Германия, которые направили усилия на поддержание совокупного спроса. Франция стимулировала развитие строительной индустрии. Германия оказала мощную поддержку своей автомобильной промышленности. Результат – после падения в размере 3% и более с августа 2009 г. начался рост ВВП.

В России Правительством была принята многосторонняя антикризисная программа, направленная на поддержку реального и банковского секторов экономики. В Нижегородской области это выразилось в том, что 5 региональным автопредприятиям в 2009 г. предоставлялся федеральный государственный заказ. Министерство финансов РФ утвердило дополнительный бюджет в размере 12,5 млрд рублей на закупку автомобильной техники для нужд Министерства обороны, Минздравсоцразвития, МВД, МЧС России.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.184.90 (0.005 с.)