Основные источники информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные источники информации



1. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2008. – 560 с.

2. Вернадский В.И. О научном мировоззрении // На переломе. Философские дискуссии 20-х годов. Философия и мировоззрение. – М., 1990.
– С. 180–203.

3. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера / Предисловие Р.К. Балан­дина. М.: Айрис-пресс, 2004. – 576 с. – (Библиотека истории и культуры).

4. Ломоносов М.В. Избранные произведения. В 2 тт. Т. 1. – М.: Наука, 1986. – С. 489–490.

5. Разовский Ю.В., Хадарцев В.М. Гражданская собственность – фундаментальная основа преодоления кризиса// Власть. – 2009.– №6.

6. Разовский Ю.В. Философское осмысление революции природы Зиновьевские чтения: материалы 1 Международной научной конференции. Москва, 15–16 мая 2007 года. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2007.

7. Разовский Ю.В., Всемирный потоп 2012 года. Российские вести, №36 (1791), 12–18 октября 2005.

8. Разовский Ю.В. Концепция современного научного мировоззрения: «Саморегулирующаяся система бесконечного развития» В Сб.: Итоги деятельности секции «Ноосферные знания и технологии» Российской академии естественных наук. – М.: РАЕН, 2005.

9. Разовский Ю.В. Экономический механизм демографического роста Труды Четвертой Всероссийской научно-практической конференции: «Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования приоритетных национальных проектов и программ» 21–22 мая 2008 г. Часть 1–2. – Москва. 2009.

10. Разовский Ю.В. Стратегия использования, механизм реализации и цена аренды гражданской собственности на природные ресурсы: Сб. тезисов Всероссийской научно-практической конференции: «Россия 21 века: пути и перспективы развития». Фонд модернизации и развития. – «Общество», 2007.

11. Разовский Ю.В., Савельева Е.Ю. Теория гражданской собственности и механизм ее реализации. Жизнь национальностей. – №2 – 2007. – С. 36–38.

12. Разовский Ю.В., Сорокина О.Ю. Совершенствование политического устройства РФ в период революции природы и кризиса мировой экономики. Аспирант. Докторант. Гуманитарно-социальные исследования. – №2 (6). – 2013,  –  С. 52–57.

13. Разовский Ю.В., Сорокина О.Ю. Инновационная стратегия развития РФ в условиях революции природы. Регионы Евразии: стратегии и механизмы модернизации, инновационно-технологического развития и сотрудничества. Тр. Первой междунар. научн.-практ. конф. / РАН. ИНИОН. Отд. науч. сотрудничества и междунар. связей; Отв. ред. Ю.С. Пивоваров. – М., 2013. – Ч. 1. – 652 с. – С. 181–183.

14. Семенов А.В., Руденко Ю.С., Разовский Ю.В. Рентное мировоззрение арктического развития России // Вестник Московского университета имени С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. – 2014. – № 4.
– С. 11–20.

15. Семенов А.В., Руденко Ю.С., Разовский Ю.В. Мировоззренческие, геополитические, экономические аспекты использования арктического потенциала России. Современные проблемы использования потенциала морских акваторий и прибрежных зон: материалы XI международной научной конференции. Часть 1. – М.: изд. ЧОУВО «МУ им С. Ю. Витте», 2015,
– С. 477–489.

16. Шахновский И.М. Происхождение нефтяных углеводородов. – М.: ГЕОС, 2001. – 72 с.

17. http://www.gbv.de/dms/zbw/646348140.pdf Разовский Ю.В., Сорокина О.Ю. Общественно-государственное партнерство как фактор развития России. Научное, экспертно-аналитическое и информационное обеспечение национального стратегического проектирования, инновационного и технологического развития России. Труды Шестой Всероссийской научно-практической конференции. 27–28 мая 2010 г. Часть 2, – С. 121.

Вопросы для самоконтроля знаний

 

· Какие основные положения рентного ноосферного научного мировоззрения развивают теорию ренты?

· Что означает понятие: «Революция природы», и каковы ее основные причины?

· Какие формируются социально-экономические последствия природных аномалий?

· Какая социально-экономическая основа стратегии демографического роста?

9.2. Основные термины и понятия, функции системы государственного управления

  

Общее понятие управления и его виды.

 

Управление - внутреннее качество целостной системы, основными элементами которой являются субъект (управляющий элемент) и объект (управляемый элемент), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации (самоуправления).

Традиционно выделяются следующие типы управления: 1) механическое, техническое управление (управление техникой, машинами, технологическими процессами); 2) биологическое управление (управление процессами жизнедеятельности живых организмов); 3) социальное управление (управление общественными процессами, людьми и организациями).

Под функциями управления понимаются наиболее типичные, однородные и четко выраженные виды (направления) деятельности управляющего субъекта, отвечающие содержанию и служащие интересам достижения основных целей управляющего воздействия.

К их числу, как правило, относят: прогнозирование (планирование); организацию (формирование системы управления и обеспечение ее нормальной деятельности); координацию (обеспечение согласованных действий различных участников отношений в управляемой сфере); регулирование (установление режима взаимодействия субъекта и объекта управления); распорядительство (властное решение конкретных вопросов, возникающих в управляемой сфере); контроль (наблюдение за функционированием управляемой сферы).

 

Понятие социального управления

 

Социальное управление – вид управления, процесс воздействия на общество,

социальные группы, отдельных индивидов с целью упорядочения их деятельности и повышения уровня организованности социальной системы.

 

Общие черты социального управления:

· существует там, где имеет место совместная деятельность людей или

· общностей;

· обеспечивает упорядоченное воздействие на участников совместной

· деятельности;

· направлено на достижение определенной управленческой цели;

· характеризуется наличием субъекта и объекта управления;

· субъект управления наделяется определенным властным ресурсом;

· объект управления является подвластным субъектом, сознательно-

· волевое поведение которого должно изменяться в соответствии с указаниями

· субъекта;

· реализуется в рамках определенного механизма.

 

Виды социального управления:

 

А) государственное управление; Б) местное (муниципальное) управление;

 

Элементы социального управления:

 

А) субъект управления; Б) объект управления; В) управленческие связи (прямые

связи и обратные связи).

 

Управленческий цикл – совокупность взаимосвязанных, логически обусловленных управленческих стадий, характеризующихся определенными задачами, составом участников.

 

Стадии процесса управления:

 

А) анализ управленческой ситуации; Б) выработка и принятие решения; В)

организация и исполнение решения; Г) контроль за выполнением решения; Д)

подведение итогов, внесение корректив.

 

Государственное управление, его основные черты и функции.

 

Среди всех видов управления государственное управление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения.

 

Государственное управление — это исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе.

Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и других нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения. В связи с этим указанная деятельность в литературе именуется исполнительно-распорядительной.

 

Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства.

Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности: законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти; исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти; правосудие, осуществляемое системой судебной власти.

 

Конституция Российской Федерации гласит:

 

1) государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации;

 

2) государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

 

В узком смысле слова государственное управление — это деятельность государства исполнительно-распорядительного характера или административная деятельность, осуществляемая главным образом органами исполнительной власти как на уровне Российской Федерации, так и ее субъектов..

 

Из вышесказанного видно, что государственное управление, исполнительная деятельность в узком смысле слова является одной из форм деятельности государства. Это управление характеризуется рядом признаков.

 

В процессе осуществления государственного управления реализуются функции государства в межотраслевых сферах (финансы, налоги, статистика и др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) и в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.).

Государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления.

 

Государственное управление является организующей деятельностью.

 

Как уже было отмечено, управленческая деятельность реализуется посредством применения различных организационных форм, совокупность которых и обеспечивает целенаправленное функционирование всего управленческого механизма. В зависимости от того, насколько совершенно государственное управление, настолько и деятельность государственного аппарата соответствует условиям функционирования государства на том или ином этапе исторического развития.

Государственное управление практически реализуется через такие формы организационной деятельности, как подбор и расстановка кадров, прогнозирование, разработка целевых программ развития той или иной отрасли (сферы) управления, работа с информацией, координация, контроль, учет и статистика, делопроизводство и др.

 

Сегодняшний этап исторического развития Российской Федерации — это провозглашение в нашей стране наличия правового государства и создание зрелого гражданского общества.

 

Одной из главных целей, которая должна быть поставлена перед нынешним этапом административной реформы в России, является определение подобающей роли и места гражданина в обществе и государстве. Гражданину должны быть предоставлены возможности реализовывать свои права и отстаивать нарушенные права в сфере государственного управления при условии соблюдения со стороны всех участников административных правоотношений принципа законности.

 

Субъектами государственного управления являются государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями.

 

Цель — это то, на что направлена деятельность органов государственного управления и ее конечный результат.

 

Задачи государственного управления:

 

социально-экономические:  упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

 

политические: вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

 

обеспечительные:  обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

 

организационно-правовые:. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

 

При таком подходе перечисленные задачам государственного управления фактически соответствуют устоявшейся в теории права и государства классификации функций государства по отраслевому принципу, что вполне допустимо, поскольку именно в функциях проявляются задачи управления.

 

При таком подходе, как правило, выделяют пять функций государства.

 

Экономическая функция — обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе посредством охраны существующих форм собственности, организация общественных работ, планирование производства, осуществление внешнеэкономических связей и др.

Политическая функция — обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, подавление сопротивления противоборствующих социальных сил, охрана суверенитета государства от внешних посягательств и т.п.

Социальная функция — охрана прав и свобод населения, осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда, его оплаты, быта и т.д.

Идеологическая функция — поддержка определенной, в том числе религиозной, идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и др.

Экологическая функция (появившаяся сравнительно недавно) — охрана окружающей природной среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение экологической безопасности.

Таким образом, функции государства являются не постоянными, а непрерывно трансформирующимися категориями. Их классификация весьма обширна. Некоторые функции отпадают вообще, другие существенно меняют объем и содержание, а следовательно, и значимость. Кроме того, появляются новые, неизвестные ранее функции государства. Изменяется также их соотношение в единой системе, которую они образуют.

Применительно к государственному управлению, под функциями государственного управления принято понимать объективно обусловленные виды властных, целеполагающих, организующих и регулирующих воздействий государства на общественные процессы.

 

К общим функциям управления, как правило, относятся:

 

1) сбор и обработка (анализ) социальной информации;

2) прогнозирование, т.е. научное предвидение изменений в развитии каких-либо явлений или процессов на основе объективных данных и достижений науки;

3) планирование, т.е. определение направлений, целей управленческой деятельности и способов, средств достижения этих целей;

4) организация, т.е. формирование системы управления, упорядочение управленческих отношений между субъектом и объектом управления, определение прав и обязанностей, структуры органов, организаций, подбор и расстановка кадров и т.д.;

5) регулирование или распорядительство, т.е. установление режима деятельности по достижению целей и задач управления, регулирование поведения управляемых объектов, дача директив, указаний, предписаний и др.;

6) координация и взаимодействие, осуществляемые для достижения общих целей управления;

7) контроль и учет, состоящие в том, чтобы установить, соответствует или не соответствует фактическое состояние объекта управления заданному состоянию.

Вопросы для самоконтроля

Что такое управление?

Типы управления



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.037 с.)