Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных ууд младших школьников на уроках окружающего мира 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных ууд младших школьников на уроках окружающего мира



Введение

 

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Другими словами, среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модельобразования в школе, в основу которой входит формирование у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).

В качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности, обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей.

Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

В этом заключается актуальность темы моей работы.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе. В рамках предмета «Окружающий мир» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие методы обучения: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: «командно-игровая деятельность», «учимся вместе».

Проблема исследования: потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.

Объектом исследования является образовательный процесс на уроках окружающего мира.

Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира.

Цель исследования: выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий, учащихся на уроках окружающего мира.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Определить сущность, особенности, значение коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Методы работы: анализ и синтез литературы, посвященной проблеме исследования.

Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.

 

 

Выводы по первой главе

Таким образом, универсальные учебные действия способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Сущностная характеристика УУД проявляется в их универсальности- они носят надпредметный, метапредметный характер; реализуют целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех степеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося. В составе основных видов универсальных учебных действий, определяемом ключевыми целями общего образования, выделяют четыре блока:1) личностный; 2) регулятивный (включающий также действия саморегуляции); 3) познавательный; 4) коммуникативный.

 Итак, коммуникативные универсальные учебные действия рассматриваются как смысловой аспект общения и социального взаимодействия. Они подразделяются на коммуникативные действия направленные на учет позиции собеседника (коммуникация как взаимодействие), согласование усилий по достижению общей цели (коммуникация как кооперация) и коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации (коммуникация как условие интериоризации). Выделяют высокий, средний и низкий уровни сформированности коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Выводы по второй главе

Таким образом младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Использование методов и приемов формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках окружающего мира позволяет достичь успехов в обучении.

Достигнутые успехи, с одной стороны, влияют на результат групповой и коллективной работы, а с другой – вбирают в себя итоги работы других членов группы, всего коллектива, так как каждый учащийся пользуется тем, что получено как при самостоятельной групповой работе, так и при коллективной.

Оценивая не только содержание выполненного задания, но и вклад каждого участника в его решение, учащиеся более осознанно начинают относиться к работе в группе, становятся субъектами формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, из выше сказанного можно сделать следующие выводы:

1. Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающий его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования выделяет такие виды универсальных учебных действий как личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

3. В рамках концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия.

4. Специфика курса «Окружающий мир» для младших школьников состоит в том, что он имеет интегрированный характер и соединяет в себе природоведческие, обществоведческие и исторические знания для формирования целостного восприятия мира. Курс «Окружающий мир» реализуемый в современной начальной школе, безусловно, подходит для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

5. Создание коммуникативной образовательной среды, обеспечивает функционирование дидактического механизма формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников. Этот механизм основывается на подходе к обучению как к общению и позволяет использовать коммуникативную природу дидактического процесса для развития обучающихся.

Таким образом, при соответствующем содержательном и методическом наполнении на уроках окружающего мира есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Этот предмет создает благоприятные условия для формирования коммуникативных умений: умение ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимости от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей.

 

 

Список использованной литературы

 

1. Агафонова И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся //Управление начальной школой. - 2009. - № 2.

2. Ануфриев А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей /А.Ф. Ануфриев, С.Н. Костромина. - М.: Ось-89, 1997.

3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.

4. Горбунова Т.Н. Формирование коммуникативных умений и навыков учащихся начальной школы //http://festival.1september.ru/

5. Гришанова И.А. Дидактическая концепция формирования коммуникативной успешности младших школьников: Автореферат диссертации. - Ижевск, 2010.

6. Гришанова И.А. Коммуникативная успешность младших школьников (Теоретический и практический аспекты): Монография. -.: Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2006.

7. Дубровина И.В. Психология: Учебник. - М.: Академия, 1999.

8. Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // Начальная школа - 2008. - №11.

9. Казанская В. С. Психология и педагогика: краткий курс. - СПб.: Питер, 2008.

10. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2007.

11. Михайлова И.М. Формирование коммуникативных умений младших школьников с использованием наглядности. - Псков, 2005.

12.  Мостова О.Н., Агафонова И. Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников // Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб., 2005.

13. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. - М., 1994.

14. Практическая психология: Учебник для вузов /Под ред. М.К. Тутушкиной. - СПб., 2001.

15. Программа формирования универсальных учебных действий // Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009.

16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

17. Шакина Г.В. Оценивание сформированности коммуникативных универсальных действий школьников через технологию сотрудничества // Начальная школа плюс до и после, 2012., №5. С. 17-22.

18. Шустова Л.А. Методы и способы подготовки младших школьников к общению / Л.А. Шустова // Вопросы психологии. - 1990. - №2.

19. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Система развивающего обучения. - М., 1999.

20. Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. - М.: Академический проект, 2003.

 

 

Приложение

 

 

Приложение № 1

Введение

 

За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться.

Другими словами, среди многообразных педагогических моделей в настоящее время получила распространение личностно-ориентированная модельобразования в школе, в основу которой входит формирование у учащихся системы универсальных учебных действий (УУД).

В качестве одного из основных критериев эффективности учебно-воспитательного процесса рассматривать формирование индивидуальности учащихся, талантливых, способных, усердных, с развитыми коммуникативными универсальными учебными действиями, участников открытого педагогического процесса, подготовленных к жизни в открытом обществе, начиная с первых лет обучения в школе.

Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности, обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий.

Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира и его важнейших взаимосвязей.

Именно младший школьный возраст благоприятен для овладения коммуникативными универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения. Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования коммуникативных универсальных учебных действий. Задачей педагога в этих условиях является использование всевозможных способов формирования коммуникативных универсальных учебных действий.

В этом заключается актуальность темы моей работы.

Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников требуются специальные методы и приёмы в учебно-воспитательном процессе. В рамках предмета «Окружающий мир» для формирования коммуникативных универсальных учебных действий используются следующие методы обучения: работа в парах и малых группах, метод сотрудничества, беседы, дискуссии, наблюдение и фиксирование результатов, поиск информации, а также приемы: «командно-игровая деятельность», «учимся вместе».

Проблема исследования: потребность общества и системы образования в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием Федерального государственного образовательного стандарта.

Объектом исследования является образовательный процесс на уроках окружающего мира.

Предмет исследования: формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира.

Цель исследования: выявить особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий, учащихся на уроках окружающего мира.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

Задачи исследования:

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Определить сущность, особенности, значение коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Методы работы: анализ и синтез литературы, посвященной проблеме исследования.

Работа состоит из ведения, двух глав, заключения, выводов, списка литературы.

 

 

Глава 1. Теоретические основы формирования коммуникативных УУД младших школьников на уроках окружающего мира



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 371; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.168.2 (0.029 с.)