Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок написания подробного изложения) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок написания подробного изложения)



Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок написания подробного изложения)

Тема урока: Подробное изложение по тексту рассуждения В.Я. Лакшина о книге.

Тип урока: формирование умений и навыков (урок обучающего изложения)

Цели урока: предметные:

познавательные:

воспроизвести знания об основной мысли текста, типах речи, стиле речи, об орфографических и пунктуационных правилах;

практические:

проверить сформированность у школьников умений сохранять при пересказе основную мысль и тему текста, тип речи, стиль речи, составлять план, находить языковые средства, характерные для публицистического стиля, развивать навыков подробного пересказа текста на нравственную тематику,

личностные: формирование логического мышления, воспитание заинтересованного отношения к нравственной проблеме, затронутой в тексте, формирование навыков работы с текстом.

 

Средства обучения: распечатанный текст из сборника работ В.Я.Лакшина

План урока:

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия (3 м.)

II. Вступительное слово учителя (1 м.)

III. Выразительное чтение текста учителем (3 м.).

IV. Комплексный анализ текста (25 м.)

V. Повторное чтение текста (3 м.)

VI. Самостоятельная работа учащихся (написание подробного изложения)

 

Ход урока:

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия

Беседа

- Сегодня наш урок мы посвятим работе над подробным изложением. Вспомним, что значит – подробно пересказать текст? (Ответы учащихся)

- Правильно. Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно, сохраняя композиционное построение текста, изложить его содержание; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста. Я буду читать два раза текст.

- Скажите, что вы будете делать, когда я буду читать текст первый раз.

(Необходимо определить тему и основную мысль текста, понять содержание текста.)

       - Что значит определить тему и основную мысль?

 

II. Вступительное слово учителя

Текст изложения представляет собой рассуждение Владимира Яковлевича Лакшина о книге. Известный литературный критик, доктор филологических наук, член редколлегии «Литературной газеты» (1962—1967), «Нового мира» (1967—1970), «Знамени» (1987—1989), главный редактор журнала «Иностранная литература» (1990—1993). В своем рассуждении Лакшин обращается к проблеме выбора книг, чтения, воспитания читателя, формирования его вкуса. Внимательно прослушайте текст.

IV. Комплексный анализ текста

Беседа по содержанию текста, определение основной мысли.

- Понравился ли вам текст? Какие чувства вызвал у вас?

- Какие проблемы подняты в тексте? Как вы думаете, почему автор обратился к проблеме потери интереса к чтению «живых» книг?

- О чем рассказывается в данном тексте? (Какова тема текста?) (О том, что книга имеет огромное значение для человека).

- Что такое основная мысль текста? Давайте вместе определим основную мысль нашего текста? Выражена ли она в тексте? (Это ответ на вопрос – не близка ли смерть книги? По мнению В.Я.Лакшина, книгу трудно заменить, это огромный сгусток энергии, помогающий человеку.)

- Давайте обобщим, почему же книга так важна? (При работе с книгой у человека возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые надолго остаются в памяти, входят в его душу).

Работа над заголовком текста

- Озаглавлен ли наш текст? Что может представлять собой заголовок? (Это может быть вопросительное, восклицательное или повествовательное предложение, может быть одно слово или словосочетание). Как вы б озаглавили этот текст? (Варианты детей: «Близка ли смерть книги?», «Значение книги в жизни человека» и т.д)

Языковой анализ текста

Словарная работа

- Есть ли в этом тексте не понятные для вас слова? Давайте выпишем эти слова и определим их значение. (Работа по толковому словарю)

Манускрипт, фавор, ретро, тенденция, кринолин, сюртук, сгусток, созидается.

2) Орфографическая подготовка

Родившаяся, предшественник, манускрипт, оттеснят, классикам, тенденция, оттенок, кринолин, сюртук, потенциал, созидается, воображение, восприятие.

3) Пунктуационная подготовка

Повторяются сведения о тире, знаках препинания при однородных членах предложения, в сложных предложениях, при причастных и деепричастных оборотах.

Проводится пунктуационный анализ предложений из текста.

Да потому что книга — хорошая, мудрая книга — требует труда мысли, воображения.

Но высвобождается эта духовная энергия лишь тогда, когда человек обладает достаточным потенциалом культуры, делающим возможным полноценное восприятие текста.

И, как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые, будучи добыты некоторым усилием, надолго остаются в памяти, входят, возвышенно выражаясь, в душу.

V. Повторное чтение текста

VI. Самостоятельная работа учащихся (написание чернового и белового вариантов изложения)

 

Конспект урока формирования умений и навыков по развитию речи (урок написания подробного изложения)

Тема урока: Подробное изложение по тексту рассуждения В.Я. Лакшина о книге.

Тип урока: формирование умений и навыков (урок обучающего изложения)

Цели урока: предметные:

познавательные:

воспроизвести знания об основной мысли текста, типах речи, стиле речи, об орфографических и пунктуационных правилах;

практические:

проверить сформированность у школьников умений сохранять при пересказе основную мысль и тему текста, тип речи, стиль речи, составлять план, находить языковые средства, характерные для публицистического стиля, развивать навыков подробного пересказа текста на нравственную тематику,

личностные: формирование логического мышления, воспитание заинтересованного отношения к нравственной проблеме, затронутой в тексте, формирование навыков работы с текстом.

 

Средства обучения: распечатанный текст из сборника работ В.Я.Лакшина

План урока:

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия (3 м.)

II. Вступительное слово учителя (1 м.)

III. Выразительное чтение текста учителем (3 м.).

IV. Комплексный анализ текста (25 м.)

V. Повторное чтение текста (3 м.)

VI. Самостоятельная работа учащихся (написание подробного изложения)

 

Ход урока:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.186.164 (0.008 с.)