Тема 1. Введение в историю Древнего Востока. Лекция I. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение в историю Древнего Востока. Лекция I.



Конспект лекций

 

Тема 1. Введение в историю Древнего Востока. Лекция I.

 

1.1. Понятие Древний Восток. Хронологические и географические рамки истории Древнего Востока ости.

1.2. Общая характеристика источников по истории Древнего Востока.

 

Тема 2. Древний Египет. Раннее царство. Лекция I.

 

2.1. Источники. Памятники древнеегипетской письменности.

2.2. Ранее царство. Страны и население.

 

Тема 3. Древнеегипетская цивилизация. Лекция I. Эпоха Древнего царства.

 

3.1. Хозяйство и общественный строй Египта.

3.2. Государственный строй.

3.3. Египет в период правления III-IV династий.

3.4. Усиление номовой знати и политический упадок Египта

 

Государственный строй.

 

Египетское государство периода расцвета Древнего царства представляло собой деспотию, защищавшую интересы рабовладельческой знати.

Египетское государство достигло большей мощи и централизации, чем государство Саргона в Двуречье: это в значительной степени объясняется природными условиями Нильской долины, где все номы лежали на узком пространстве земли, примыкающем к единственной реке. В этих условиях нормальное распределение воды, равно как и нормальная эксплуатация транспортных средств могли осуществляться только при условии объединения всей страны.

Столицей Египта при III, IV и V династиях был Мемфис, расположенный в Нижнем Египте. Здесь, в районе Мемфиса, находился в то время политический центр страны, здесь были сосредоточены владения и жилища египетской знати, о чем говорят данные археологии. Вокруг Мемфиса, в близлежащих поселениях (Гизэ, Абусир, Саккара и др.) были сделаны основные находки, относящиеся к эпохе расцвета Древнего царства, тогда как в других частях страны открыты лишь отдельные памятники.

В Нижнем Египте (особенно в Нильской дельте), в области, покоренной при Нармере и других царях первых династий, сосредоточилась основная масса царских садов и виноградников, а на заливных лугах дельты паслись обширные стада коров и овец. Огромные земельные владения, принадлежавшие царям, составляли материальную опору царской власти.

Царь, позднее его стали называть фараон (пер-ао - по-египетски дом большой) - распоряжался всем управлением страны: он назначал вельмож, переводил номархов из одной области в другую, устанавливал повинности, посылал войска в соседние страны и т. п.; он мог конфисковать имущество и осуждать на смерть без судебного разбирательства. Чтобы укрепить авторитет царской власти, фараон был объявлен богом и при этом даже великим богом: пышный культ окружал царя, и большой честью считалось право поцеловать его сандалии. Египетские художники изображали фараона в окружении богов, как равного среди равных.

Царь опирался на огромный чиновничий аппарат, который возглавлял вельможа, условно называемый арабским термином визирь. Визирь был военачальником и верховным судьей, а также руководил сбором податей и строительством ирригационных сооружений,- короче говоря, всеми сложными отраслями египетского государственного аппарата. В подчинении визиря находилось шесть великих домов, осуществлявших судопроизводство, и другие дома, в ведении которых находились различные отрасли хозяйства.

Важнейшими ведомствами египетского деспотического государства являлись следующие три: податное, которое осуществляло сбор различных повинностей в натуральной форме и являлось по существу ведомством по ограблению собственного народа; ведомство общественных работ, руководившее прежде всего строительством ирригационных сооружений; военное, которым руководил дом оружия, т. е. ведомство по ограблению чужих народов. Египетское войско представляло собой ополчение, состоявшее из номовых отрядов и эфиопов-наемников. Надо думать, что египетские войска не отличались дисциплинированностью; во всяком случае, один полководец с гордостью писал в своей надписи, что его воины не грабили египтян, не врывались в дома, не уносили оттуда тесто или другие продукты. Египетские воины были вооружены луками и каменными булавами; позднее появляется оружие из меди - кинжалы и боевые топоры; оборонительным оружием служили деревянные щиты, обтянутые мехом. Египетские крепости представляли собой мощные оборонительные сооружения: так, цитадель близ Абидоса была окружена двойными стенами, сложенными из кирпича; главная - внутренняя - стена достигала 12 м в высоту и около 6 м в основании.

Огромную роль играли храмы, способствовавшие укреплению царской власти. В конце Древнего царства некоторые египетские храмы стали получать льготные грамоты, в которых не только жрецы, но и все храмовые люди - свободные и рабы - освобождались от несения царских повинностей.

Вопрос о льготных грамотах породил очень серьезную дискуссию: большинство ученых считало льготные грамоты храмам иммунитетными грамотами и видели, в этом доказательство существования в древнем Египте феодальной раздробленности и феодализма вообще. Однако на самом деле льготные грамоты Древнего царства ничего общего не имели со средневековыми иммунитетными грамотами: они не давали египетским храмам никаких элементов самоуправления, никаких судебных прав по отношению к храмовым людям-их целью было изъять храмы из ведения номархов, которые на местах осуществляли привлечение к трудовым повинностям, и этой ценой превратить храмы в проводников политики фараона на местах.

 

Образование древневавилонского царства.

 

После падения III династии Ура в Южном Двуречье утвердились амореи. Здесь сложилось два аморейских государства с центрами в Исине и Ларсе. Любопытным памятником деятельности царской администрации Исина являются составленные на шумерском языке законы царя Исина Липитиштара. Несколько севернее были расположены царства Мари и Эшнунна. Все эти государства вели между собой борьбу, пытаясь утвердить свою гегемонию в Южном и Среднем Двуречье. Однако ни одно из них не смогло осуществить своих целей - объединение значительной части Двуречья было проведено царями небольшого аморейского царства в Вавилоне, основанного в начале XIX века до н. э. Цари Вавилона использовали выгодное географическое положение этого города, расположенного там, где сближаются Тигр и Евфрат, где, следовательно, сходятся основные торговые пути Передней Азии; к тому же политическая обстановка благоприятствовала вавилонским царям: Мари и Эшнунна были ослаблены борьбой с усиливавшимся Ашшуром, а Ларсе приходилось выдерживать натиск эламитов, пока там также не утвердилась эламитская династия (конец XIX века до н. э.).

Время существования древневавилонского царства (1894- 1595 годы до н. э.) составляет замечательную эпоху в истории Двуречья. В течение этих 300 лет южная его часть достигла высокой ступени своего хозяйственного развития и политического влияния. В это время окончательно сложилась вавилонская народность и окончательно выработалась вавилонская культура. Она впитала в себя все предшествующие культурные достижения Двуречья. Вавилон, незначительный городок при первых аморейских царях, во времена вавилонской династии превратился в крупнейший торговый, политический и культурный центр, не терявший своего руководящего значения вплоть до эллинистической эпохи, несмотря на ряд катастроф и превратностей в его судьбе.

Объединение Двуречья под властью Вавилона происходило в течение столетней борьбы и завершилось только при шестом царе династии, знаменитом царе Хаммурапи. Главной заботой первых трех царей Вавилона была борьба с другими мелкими аморейскими князьками, захватившими некоторые крупные центры Аккада.

В середине XVIII века до н. э. объединение было завершено царем Хаммурапи. Сначала был завоеван Шумер - города Урук и Исин были присоединены к Вавилону. Однако юг Шумера оставался все еще под властью эламитян, в нем правил эламитянин Римсин. Власть Вавилона на севере тоже была непрочной, хотя союзником Хаммурапи был царь области Мари Зимрилим. Политическая обстановка сложилась для Хаммурапи не вполне благоприятно. В конце концов, одержав победу над царством Эшнунны и укрепив северные границы на 30-м году своего царствования, Хаммурапи на следующий год разбил Римсина и объединил весь юг. Опасаясь усиления Вавилона, Зимрилим не стал помогать Хаммурапи в его борьбе. Тогда Хаммурапи выступил в поход против Зимрилима, взял и разрушил город Мари. После завоевания Мари Хаммурапи прошел еще дальше на север и подчинил небольшое царство Ашшур.

Созданное таким образом древневавилонское царство было централизованной деспотией. Единство и внутренняя прочность древневавилонского царства были достигнуты благодаря ряду новых условий.

Во-первых, как было уже указано, вавилонские цари опирались на аморейскую знать. Во-вторых, носители прежней раздробленности, местные аккадские и шумерские патеси, изрядно ослабленные уже при царях Ура, были уничтожены аморейскими и эламскими завоевателями. Вавилонские цари имели дело уже только с аморейскими племенами и шумеро-аккадскими городскими и сельскими общинами, управление которыми могло быть легко организовано путем создания административных областей или округов с царскими сановниками во главе.

В-третьих, Аккад, сделавшийся еще при Саргане основной земледельческой производящей областью, несравненно меньше пострадал от вторжений, чем шумерский юг. Аморейское вторжение носило характер постепенного просачивания. Население Аккада было для амореев не чужим, а родственным, говорило на понятном языке, почитало тех же богов, в значительной мере сохраняло сходные черты быта и обычаи. Опустошенный и обезлюдевший Шумер оказался в полной зависимости от Аккада в экономическом отношении.

Далее, вавилонские цари могли опереться и опирались на тот административный и политический опыт, какой выработался при царях III династии Ура и при царях Исина и Ларсы. В особенности это заметно в праве. Так, в своде законов Хаммурапи повторяется почти без изменения ряд статей законов Липитиштара, в документах купли-продажи и в долговых актах сохраняются шумерские термины и формулы. Но вместе с тем в законах Хаммурапи отразилось появление ряда новых институтов.

В это время создается новая идеология для оправдания деспотического государства. Сложился новый культ общегосударственного бога, царя богов Мардука. Мардук был богом города Вавилона, одним из ряда местных городских богов. При содействии жрецов Мардука были составлены новые мифы об этом боге; к ним были присоединены в переработанном виде некоторые древние шумерские сказания. Таким образом, местный вавилонский бог Мардук был превращен в верховного бога.

 

Образование Хеттского государства.

 

Хеттское государство сложилось в восточной части Малой Азии, в бассейне реки Галис, в области, которая позднее получила наименование Каппадокии. Природные условия Каппадокии не благоприятствовали развитию земледелия на естественно орошаемых почвах, ибо Галис - сравнительно небольшая река, которая не может идти ни в какое сравнение с Нилом и Евфратом. Правда, хетты научились строить небольшие каналы для орошения садов и виноградников, однако земледелие здесь играло меньшую роль, чем скотоводство. На горных пастбищах хетты пасли обширные табуны коней и овец - еще в III тысячелетии до н. э. эта область давала первосортную шерсть.

Каппадокия была богата металлами (в первую очередь серебром) и славилась в древности как страна опытных металлургов; горы изобиловали также лесом и камнем.

Население Каппадокии было разноплеменным: в III тысячелетии до н. э. здесь жили племена хатти, которые дали название стране; язык, на котором говорили эти племена (мы называем его протохеттским), был близок языкам Закавказья; да и в материальной культуре хатти и племен древнего Закавказья мы можем отметить много общего. Позднее - По-видимому, на рубеже III и II тысячелетий до н. э. в Малую Азию вторглись другие племена: неситы и лувийцы, говорившие на языках индоевропейской системы. Однако заняв страну хатти, они тоже стали называть себя хеттами.

Процесс формирования классового общества и государства у хеттов изучен еще очень слабо. Мы можем предполагать, что развитие крупного табунного скотоводства и бронзовой индустрии создавало у хеттов в начале II тысячелетия до н. э. экономические предпосылки для использования рабского труда.

В начале II тысячелетия в восточной части Малой Азии сложился ряд племен (или племенных союзов), которые вели между собой войны. Эти племена группировались вокруг хорошо укрепленных центров, крупнейшими среди которых были Куссар, Неса и Хаттус. На первых порах гегемония принадлежала правителям Куссар а, которые подчинили Несу и разрушили Хаттус. Лишь позднее Хаттус стал столицей Хеттского царства.

Судя по раскопкам, Хаттус представлял собой крепость, окруженную двойной стеной. Стена состояла из земляного вала, каменных плит и кирпича-сырца и была укреплена башнями, расположенными на определенном расстоянии одна от другой. Все это придавало Хаттусу облик военного поселения.

О древнейшем периоде хеттской истории мы имеем лишь отрывочные сведения. Они свидетельствуют об острой борьбе между рабами и свободными: она достигла наивысшего подъема во второй половине XVII века до н. э. - в восстании рабов царевичей, которые разрушали дома своих господ и проливали их кровь. По-видимому, резкие противоречия возникли и в господствующем классе: они выражались прежде всего в борьбе за престолонаследие, что даже заставило в XVI веке провести реформу, которая имела целью упорядочить наследование престола. Наконец, известно, что хеттские цари конца XVII и начала XVI века совершали захватнические походы: особенно успешными были походы царя Мурсиля I, который захватил крупный город в Северной Сирии Халпу (Алеппо), а затем вторгся в Вавилонию и разграбил ее.

Гораздо больше сведений сохранилось о Хеттском государстве XV-XIII веков до н. э. Сохранившиеся отрывки из хеттских законов позволяют судить об общественных отношениях этой эпохи, а летописи содержат подробные сведения о дипломатии и войнах хеттских царей.

 

Образование Хеттской военной державы. Правление Суппилулиума.

 

С конца XV века до н. э. хеттские цари проводят энергичную внешнюю политику, стремясь с помощью военных и дипломатических средств расширить подвластную им территорию. В это время политическая гегемония в Передней Азии принадлежала хурритам; это были скотоводы (по преимуществу коневоды), которые в первой половине II тысячелетия до н. э. образовали ряд небольших государств в Северной Месопотамии и в Северной Сирии; господствующим слоем в этих государствах была аристократия, сражавшаяся на колесницах. В XV веке хурритские государства объединились, образовав большую державу Митанни, простиравшуюся от Халпы и Алалаха на западе до Нузу, расположенного к востоку от Тигра. Власть Митанни должна была признать и Ассирия: митаннийский царь приказал вывезти из Ашшура, главного города Ассирии, кованные из золота и серебра ворота, чтобы украсить ими дворец в своей столице Вашшуканни (на реке Хабур).

Другой важной политической силой в Передней Азии была в XV веке Египетская держава, которая при фараоне Тутмосе III расширила свои границы на север до Евфрата.

Однако в конце XV века положение обоих государств пошатнулось. Мы не знаем, какие внутренние причины обусловили ослабление Митанни, однако из телль-амарнской переписки можно видеть, что ассирийские цари в это время добиваются самостоятельности; к тому же в самом Вашшуканни (столице Митанни) вспыхивают дворцовые смуты и возникает борьба из-за престолонаследия. В Египте завоевательные походы практически прекращаются уже при Аменхотепе III, а при его преемнике Эхнатоне начинается распад Египетской державы, обусловленный истощением сил страны и обострением политической борьбы.

Используя эти благоприятные обстоятельства, рабовладельческая знать Хеттского царства начинает широкую экспансию. Хеттским царем в конце XV века был Суппйлулиума, проявивший себя умелым дипломатом. Не столько силой оружия, сколько при помощи умелых переговоров он сумел значительно расширить политическое влияние Хеттского царства, превратив его в наиболее мощное государство на Ближнем Востоке.

Прежде всего Суппилулиуме удалось нанести поражение хурритам: хеттские войска совершили успешный поход в Северную Сирию, перешли Евфрат и разграбили Вашшуканни. После поражения страна Митанни была охвачена смутой: произошел дворцовый переворот (причины и движущие силы этих событий нам неизвестны) и наследник митаннийского престола Маттиваза был вынужден бежать к касситам. Позднее он сам писал, что встретил здесь холодный прием и, опасаясь, что касситы выдадут его ассирийцам или его врагам в Вашшуканни, отправился всего на трех колесницах, в сопровождении немногочисленных слуг ко двору Суппилулиумы,- и не было у него тогда даже запасной одежды. Суппйлулиума понял, какую выгоду он может извлечь из сближения с законным наследником митаннийского престола. Он женил Маттивазу на своей дочери и послал хеттские войска для того, чтобы восстановить своего зятя на престоле. После победы хеттов Маттиваза стал царем Митанни, однако теперь Митанни превратилась в зависимую от Хеттского царства страну; был составлен специальный договор, в котором Маттиваза перечислял оказанные ему великим царем благодеяния и признавал над собой власть Суппилулиумы.

Далее, при Суппилулиуме значительно укрепилось влияние хеттов в Северной Сирии. Халпа и Кархемиш вошли в состав Хеттского царства - они управлялись хеттскими царевичами. Кроме того, Суппилулиума энергично подстрекал к восстанию против Египта сирийских и финикийских царьков; проводником хеттской политики в Сирии был правитель страны Амурру по имени Азиру, который начал открытые военные действия против союзников Египта. Так как Эхнатон не присылал помощи, несмотря на просьбы правителя Библа, Азиру в конце концов удалось взять Библ; недовольство народных масс поборами египетских чиновников обеспечило Азиру широкую поддержку. Таким образом, Египет потерял свои владения в Сирии и Финикии, и хетты, которые почти не принимали участия в этой борьбе, извлекли серьезную выгоду из неудачи Египта: мелкие государства Сирии и Финикии теперь оказались втянутыми в сферу влияния Хеттской державы.

Наконец, Суппилулиума попытался вмешаться и во внутренние дела Египта. Это было после смерти Эхнатона, когда Египет был охвачен острой политической борьбой и слабые фараоны быстро сменяли один другого. Суппилулиума попытался женить одного из хеттских царевичей на вдове какого-то из этих недолговечных фараонов (возможно на вдове Тутанхамона), рассчитывая таким образом превратить Египет -подобно тому как это было сделано в Митанни - в зависимую от хеттов страну. Однако это предприятие не завершилось успехом.

Время Суппилулиумы было периодом наивысшего политического подъема Хеттского царства. Постепенно исчезают архаичные черты, присущие положению ранних хеттских царей: власть царя - руководителя военной экспансии рабовладельческого государства - укрепляется и приближается по своему типу к египетской или вавилонской деспотии.

Огромная военная добыча и тысячи хиппаров, поселенных на царской земле, составляют материальную основу могущества великого царя - Солнца.

 

Упадок Хеттского царства.

 

Расцвет Хеттского царства не мог быть длительным: основанной при Суппилулиуме хеттской державе не хватало единства. Завоевательные походы требовали большого напряжения сил и истощали людские резервы - недаром хеттские законы предусматривают привлечение хиппаров в качестве воинов. Тяжелым бременем ложились на плечи общинников повинности - луцци; наконец, голод и кабала довершали разрушение хозяйства земледельцев и скотоводов.

Уже ближайшие преемники Суппилулиумы столкнулись с новыми внешнеполитическими трудностями. Мурсиль II, сын Суппилулиумы, должен был воевать с каскейскими племенами, жившими на севере по побережью Черного моря, и с государством Аххиява, расположенным на западе; обычно это государство считают основанным греками (ахейцами), которые населяли в середине II тысячелетия до н. э. Пелопоннес.

В конце XIV века происходит военное столкновение с египтянами, которые при Рамсесе II вновь выступают с притязаниями на Сирию. В сражении при Кадете (1312 год) египтяне были разбиты и, если верить хеттским источникам, поспешно отступили вплоть до Дамаска. Однако это был последний крупный успех хеттов.

В начале XIII века к власти пришел Хаттусиль III, оставивший любопытное жизнеописание, пронизанное отчетливо выраженным субъективизмом: главной задачей сочинения Хаттусиля было оправдать свою узурпацию. Хаттусиль был младшим сыном Мурсиля II и не имел прав на престол; он выступал зато как наместник многочисленных провинций Хеттского государства и как правитель священного города Нарик. Когда великим царем сделался племянник Хаттусиля Урхи-Тешуп, Хаттусиль стал интриговать против него, поддерживая врагов хеттского царя. В конце концов, ему удалось свергнуть Урхи-Тешупа (в своем жизнеописании Хаттусиль обвиняет племянника в коварных замыслах) и сослать его, на какой-то остров на Средиземном море. Вся эта борьба в среде господствующего класса еще более ослабляла Хеттское государство.

Политика Хаттусиля III была чисто оборонительной; ему удалось отразить наступление каскейцев и заключить договор 1296 года с Рамсесом П. Менее благоприятно складывались отношения с Ассирией: ассирийский царь занял области по среднему Евфрату, где некогда существовало государство Митанни, и претендовал на то, чтобы считаться равным великому царю хеттов; он хотел, чтобы хеттский царь называл его братом. Хаттусиль III отверг эти притязания. Разве мы дети одной матери? - заявил он в ответ. Но этот гордый ответ не мог, конечно, приостановить ни укрепления Ассирии, ни упадка Хеттского царства.

В конце XIII века все более усиливается натиск Ассирии и Аххиявы; грозное восстание охватило западные области и привело к их отпадению. Около 1200 года до н. э. Хеттское государство перестало существовать. Примерно в это же время союзный с хеттами город Троя (на северо-западе Малой Азии) был взят ахейцами (Троянская война). Ахейцы вместе с другими народами моря напали даже на берега Египта и высадились в Палестине.

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Какие сведения дошли до нас о древнейшем периоде хеттской истории?

2. Какой регион Малой Азии стал центром Хеттского государства?

3. Проанализируйте сохранившиеся тексты хеттских законов и на их основе дайте характеристику общественной структуры и экономических отношений в древнехеттском царстве.

4. Дайте характеристику внутренней и внешней политики Темпину.

5. В чье правление Хеттское царство достигает наивысшего политического подъема?

 

Падение Урарту.

 

Когда во второй половине VIII века до н. э. произошло усиление Ассирии при Тиглатпаласаре III, Урарту был нанесен сильный удар. Длительные войны с Ассирией закончились в 743 году до н. э. разгромом войск Сардури II, который вынужден был отступить за Евфрат. После смерти Сардури II начались смуты, и от Урарту стали отпадать некоторые завоеванные Сардури области. Но самый решительный удар могуществу Урартского царства нанес в 714 году до н. э. ассирийский царь Саргон, войска которого нанесли сокрушительное поражение урартам.

Новое усиление Урарту приходится на начало VII века, когда царю Русе II удалось заключить союз с киммерийцами, еще в VIII веке до н. э. проникшими с севера в Закавказье и на Ближний Восток. В это время урарты вместе с киммерийцами совершили успешный поход в Малую Азию. Руса II проводит также большое строительство, при нем, в частности, была построена большая крепость Тейшебаини. Отношения с Ассирией были сравнительно мирными: известно, что Руса II и ассирийский царь Ашшурбанипал обменивались посольствами.

Относительно обстоятельств падения царства Урарту историческая наука пока не имеет никаких точных документальных данных. Известно лишь, что в начале VII века произошло разрушительное вторжение скифов: раскопки крепости Тейшебаини обнаружили ясные следы разгрома ее в начале VI века до н. э. скифами. В VI веке до н. э. государство Урарту было окончательно уничтожено мидянами.

После падения царства Урарту главенство на его территории временно перешло к племени арменов, и по имени этого племени всю страну стали называть Арменией. Путем длительного процесса смешения древних племен страны Урарту с вновь приходившими туда племенами в последующее время образовалась здесь армянская народность. Во. II веке до н. э. произошло политическое объединение армянских земель и образовалось Армянское царство.

 

Культура Урарту.

 

Культура Урарту создавалась под влиянием ассирийской культуры. От ассириян было заимствовано клинообразное письмо, которое урарты упростили,и несколько усовершенствовали. В дошедших до нас памятниках урартского изобразительного искусства, также сказывается ассирийское влияние, настолько сильное, что первоначально археологи считали ассирийскими, многие памятники, оказавшиеся на поверку, несомненно, оригинальными урартскими изделиями. Бронзовые предметы отливались в царских мастерских по особому способу, отличавшемуся от ассирийской техники, но их художественное оформление делалось по ассирийским образцам. Из дошедших до нас урартских художественных изделий выделяются части царского трона: ножка с изображением крылатого божества, крылатые быки, украшавшие ручки трона; замечательны также бронзовые канделябры. Крылатыми женскими фигурами украшалась бронзовая посуда; была найдена бронзовая статуэтка сидящей богини. С таким же мастерством изготовлялись художественные предметы из глины. Остатки огромных крепостных каменных сооружений свидетельствуют как о высокой технике строительства, так и об архитектурном искусстве строителей. Лучшими архитектурными памятниками являются крепости в окрестностях Еревана - на холмах Кармир-Блур и Аринберд, а также крепость Тушпа.

Главными божествами государственной религии были верховный бог Халд, бог войны Тейшеба и бог солнца Шивини. Урартские надписи обычно начинаются обращением к богу Халду; цари как бы обращаются к Халду с отчетом о военных победах. Халд был, несомненно, исконным урартским богом одного из племен, вошедших в царство Урарту. Тейшеба, имя которого сходно с именем Тешуба, бога хеттов и хурритов, ближайших соседей Урарту на западе, был также богом грозы и бури. Шивини, по всей вероятности, был исконным богом солнца. Кроме этих трех главных богов, официальный пантеон насчитывал еще около двадцати более мелких божеств, в числе которых особое место занимали боги - покровители отдельных общин. Несомненно, что об этих богах существовали мифы, но пока ни одного из таких мифов наука не открыла.

Народная религия Урарту нам мало известна. Имеются данные о существовании культа животных и деревьев. Культ священного дерева сохранился также и в официальной религии. Священное дерево нередко изображается на урартийских печатях; на одной печати есть изображение церемонии, связанной с культом священного дерева.

 

Контрольные вопросы и задания.

1. Расскажите об основных этапах становления государства Урарту.

2. Дайте характеристику хозяйства и общественного устройства царства Урарту.

3. Какое из государств древнего Востока сыграло решающую роль в ослаблении могущества Урарту?

4. На какой период приходится новое усиление Урарту?

5. Что известно об обстоятельствах падения царства Урарту?

6. Какой народ оказал наибольшее влияние на формирование культуры Урарту, в чем это выразилось?

 

Образование Персидской Державы. Завоевания Кира и Камбиза.

 

Дальнейший рост Мидийского государства был приостановлен выступлением персидских племен. В ассирийских хрониках персы упоминаются, как было указано выше, еще в IX веке до н. э. Персидские племена этнически близки мидийцам. По-видимому, после разгрома Элама ассирийцами эти племена с севера продвинулись в горные районы, примыкавшие к Персидскому заливу. Они стояли примерно на том же уровне развития, что и мидийцы. В 558 году до н. э. персидские племена объединяются под руководством Кира II (вождь персидских племен, Кир I, упоминается в хрониках Ашшурбанипала), который организует их для борьбы с мидийцами. Таким образом, Кир сделался основателем нового царства, появление которого стало поворотным пунктом в истории стран древнего Востока.

В 553 году до н. э. войска Кира двинулись в Мидию. Борьба продолжалась три года и завершилась в 550 году до н. э. победой Кира. Большую роль в поражении мидян сыграла измена мидийской аристократии в армии Астиага; предатели выдали Киру даже самого царя. Победив Астиага, Кир захватил его столицу Экбатаны, при этом, как сообщает хроника Набонида, серебро, золото, всякого рода сокровища Экбатаны были разграблены и унесены. Мидия перестала существовать как самостоятельное государство, она была включена в состав вновь образовавшейся Персидской державы. Победа Кира способствовала быстрейшему отмиранию остатков первобытно-общинных отношений среди персидских племен. Усиливается классовое расслоение. Завоевание повело к более широкому развитию рабства. Во главе нового государства встал царь, которому подчинились все племена Ирана.

В целях захвата новой добычи персидская аристократия и Кир стремятся расширить пределы Персидского государства. В результате начатых при Кире войн экономически отсталый, населенный по преимуществу скотоводческими племенами, Иран подчиняет себе более развитые древневосточные государства, так как последние в конце VII и начале VI века до н. э. были ослаблены острой внешнеполитической и внутренней социальной борьбой. Кроме того, торгово-ремесленные и ростовщические круги Вавилонии, Ассирии, Финикии и других стран были заинтересованы в объединении Переднего Востока в единое государство с сильной властью в целях подавления социальных движений, укрепления хозяйства и развития международной торговли. Большое значение имела проведенная Киром реорганизация армии, были созданы регулярные кавалерийские части, которые стали основной ударной силой персидских войск. Войска Кира быстро захватывают Армению и Каппадокию, а в 546 году до н. э. разрушают Лидийское царство и захватывают несметные богатства лидийского царя Креза (это имя стало нарицательным для очень богатого человека), которые хранились в столице Лидии Сардах. Вскоре Кир покорил почти всю Малую Азию, включая греческие города на побережье Эгейского моря. Все покоренные города должны были платить дань.

Охватив Месопотамию покоренными им странами с востока, севера и запада, блокируя все торговые пути, Кир мог поставить себе задачу покорения Халдейского Вавилона, своего основного противника. Эта задача была решена без особых осложнений. Вавилонская знать, жречество и торгово-ростовщические круги открыли ворота войскам Кира: они рассчитывали, что с помощью Кира смогут шире развернуть торговые и финансовые операции в новой обширной державе. Вступив в 538 году до н. э. в Вавилон, Кир уничтожил последних представителей царствующего дома и объявил себя царем Вавилонии. При этом Кир обнародовал манифест, текст которого сохранился до наших дней. В этом манифесте Кир обещал сохранить старые порядки в Вавилоне, почитать его богов и содействовать развитию города.

Вслед за завоеванием Вавилонии на очереди стал Египет, покорение которого сделало бы Кира господином всей Передней Азии. Но прежде чем начать большой поход в Египет, Кир отправился на северо-восток, желая закрепить политическое преобладание Персии в этом районе. Племена саков и массагетов, кочевавшие в среднеазиатских степях, героически сопротивлялись попыткам Кира покорить их. В одном из сражений с ними, в 529 году, Кир был убит.

Кира сменил на персидском престоле его сын Камбиз. Осуществляя захватнические тенденции персидской аристократии, совпадавшие с интересами торговых и ростовщических кругов уже покоренных персами стран, Камбиз в своих замыслах шел еще дальше Кира - он намеревался распространить свою власть на большую часть Средиземноморья вплоть до Карфагена. О походе Камбиза против Египта нам сообщают греческие и египетские источники. В 525 году до н. э., собрав большую сухопутную армию и флот, предоставленный ему финикийцами, киприотами и самос-цами, Камбиз нанес решительное поражение египтянам у Пелузия. Захватив Египет и жестоко подавив все попытки египтян отстоять свою свободу, Камбиз предпринял ряд походов с целью завоевать Карфаген и находившееся на юге Нубии Эфиопское государство, о богатстве которого распространялись всевозможные легенды. Однако все эти походы закончились неудачно. Во время одного из походов в Египте вспыхнуло восстание против персидского господства. Камбиз жестоко расправился с восставшими, при этом погиб и последний египетский фараон XXVI династии. Псаметих III. Огромное государство, образовавшееся в результате завоеваний Кира и Камбиза, было временным и непрочным военно-административным объединением, так как входившие в него племена и народности жили своей обособленной жизнью и не имели ни прочных экономических связей, ни общего языка.

 

Царство Израиля и Иуды.

 

После изгнания филистимлян Давид совершил несколько походов на север и распространил свою власть на северные израильские племена. Столицей своего царства Давид сделал древний доизраильский город Урушалим - Иерусалим. Давид построил свою резиденцию рядом с древним городом на холме Сион и укрепил ее так, что ее могли защищать «хромые и слепые». Здесь же было устроено святилище племенного бога иудеев Яхве в традиционной форме священного шатра по древнему обычаю кочевников.

Преемником Давида, умершего в начале X века до н. э., был его сын Соломон. Правление Соломона было мирным; при нем было завершено строительство Иерусалима. Царство Соломона было типичной древневосточной деспотией. Население царства было обложено натуральными податями в пользу царя. Судя по сообщениям библейской «Книги царей», царство Соломона было разделено на 12 округов, из которых только пять совпадали с племенными областями. В каждый округ царь поставил начальника, который должен был обеспечивать содержание «царя и его дома», т. е. царского рода и придворных, и для этого должен был собирать и отправлять в Иерусалим натуральные налоги со своей области. Для заведования работами «на дом царя» был назначен царем специальный сановник. Эти работы должен был нести «весь Израиль», выставляя работников очередями по 30 тысяч человек. Эти принудительно собранные люди соорудили царский дворец и храм Яхве.

Дворец и храм, построенные Соломоном, не отличались грандиозными размерами, но, судя по их описанию, были художественно оформлены и снаружи, и внутри, вероятно, в финикийском стиле, так как работами руководили финикийские мастера. Кроме строительства храма и дворца, Соломон производил обширное строительство укреплений и укрепленных городов. При раскопках в Палестине были найдены остатки крепостных сооружений Соломона в Иерусалиме и царских конюшен в Мегиддо. Кроме израильтян, Соломон сгонял на работы покоренных жителей Ханаана. Соломон завязал торговые сношения не только с Финикией, но также с Египтом, Сирией и Аравией. Из этих стран он получал коней, рабов, золото, серебро, драгоценные камни, благовонные масла и другие предметы роскоши.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.192.3 (0.077 с.)