Исследование учебных знаний по чтению и письму 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование учебных знаний по чтению и письму



Цель: изучение состояния навыков чтения и письма, осознанность усвоения программыпо этим предметам.

Анализ результатов диагностики проводится в форме:

· экспресс-анализа результатов (в том числе подтверждение или коррекция диагностической гипотезы), проводимого, естественно, в процессе самой диагностики.

· полного анализа полученных результатов и постановки диагноза, позволяющих провести первичное консультирование родителей или педагогов непосредственно после обследования.

При составлении окончательного заключения о состоянии ребенка обязательно учитываются следующие показатели:

1. Эмоциональная реакция ребенка на сам факт обследования. Волнение — естественная реакция на новую обстановку и незнакомых людей. Однако должна настораживать и чрезмерная веселость, фамильярность в обращении с членами комиссии, неадекватность поведения.

2. Понимание инструкции и цели задания. Выслушивает ли ребенок инструкцию до конца, делает ли попытки понять ее прежде, чем приступить к работе? Какого типа инструкция понятна детям: устная или устная с наглядным показом?

3. Характер деятельности. Следует обратить внимание на наличие и стойкость интереса к заданию, целенаправленность деятельности ребенка, умение доводить дело до конца, рациональность и адекватность способов действий, на сосредоточенность в процессе работы; учитывается общая работоспособность. Один из главных показателей — способность использовать помощь. Чем сильнее она выражена, тем выше обучаемость ребенка. Важно учесть меру и характер оказываемой помощи. Показателем обучаемости служит перенос показанного ребенку способа деятельности на аналогичное задание.

4. Обучаемость в процессе обследования.

5. Реакция на результат работы. Правильная оценка своей деятельности, адекватная эмоциональная реакция (радость при успехе, огорчение при неудаче) свидетельствуют о понимании ребенком ситуации.

Необходимость учета данных показателей объясняет основная цель ранней диагностики – выявление особенностей и уровня актуального развития ребенка, отражающих особенности формирования базовых составляющих психической деятельности для определения путей развивающей и коррекционной работы, адекватных видов и форм обучения.

Итогом экспресс-диагностики является составление заключения с формулированием диагноза, вероятным прогнозом дальнейшего развития и рекомендациями по комплексному сопровождению ребенка в образовательном пространстве.

Таким образом, основными задачами использования данного диагностического материала являются:

• разграничение степени и характера нарушений умственного, речевого и эмоционального развития ребенка;

• выявление первичного и вторичного нарушений, то есть системный анализ структуры нарушения;

• оценка особенностей нарушений психического развития при недостатках зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата;

• определение и обоснование педагогического прогноза.

На основании этих данных определяется тип образовательного учреждения, программа обучения, организация коррекционно-педагогического процесса.

Таким образом, данный материал разработан с целью:

- диагностики общего уровня психического развития детей и подростков, уровня развития психических процессов, уровня сформированности учебных навыков, определения образовательного маршрута;

- выявление причин нарушения развития, определение сохранных потенциальных возможностей ребенка и организации необходимых видов коррекционной помощи;

- выявление и сопровождение детей группы риска, к которой относятся дети резидуально-органическими поражениями ЦНС, задержками психического развития, слабоумием, психопатиями, патохарактерологическими формированиями (психогенно обусловленными) и дети из асоциальных семей, воспитывающихся в условиях повышенной жестокости, депривации, безнадзорности, основная масса которых находится в детских домах, школах-интернатах и СРЦН.

 

Содержание диагностического материала, используемого на ГПМПК при обследовании детей с 3 до 6 лет

(по этапам обследования).

 

1. Установление контакта.

Цель:

- Снятие напряжения, настороженности; пробуждение интереса к предстоящей работе.

- Вызвать доверие к исследователю и членам комиссии.

Средства, облегчающие установление контакта:

- Беседа, в которой подчеркивается интерес к личности ребенка, его интересам и предпочтениям.

Если ребенок готов вступить в беседу, ему предоставляется возможность свободной игры с постепенным налаживанием игрового контакта, а затем и вербального.

Иногда контакт проще устанавливается, если ребенку дать возможность заняться изобразительной деятельностью (почертить, порисовать).

- Прочие, которые диктуются спецификой ситуации.

Диагностическим материалом являются игрушки, бумага, карандаши. При беседе задаются вопросы.

 

 Оценка результатов первого этапа

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Испытывают некоторое напряжение, но быстро успокаиваются и вступают в беседу. Часто проявляют чрезмерную подвижность, неусидчивость, неустойчивое внимание. Для установления контакта требуется предварительная игра или картинка, способные привлечь внимание, вызвать интерес и ввести в работу. Не испытывают волнения. Поведение их и требования чаще спонтанны, внимание пассивное.  Они требуют игрушки и лишь постепенно вступают в беседу.

 

Общая осведомленность.

Цель:

- Выявление точности представлений ребенка о себе (пол, возраст, кем станет когда вырастет (тетей или дядей?), о семье, о родственниках и друзьях с просьбой назвать их возраст, имена, кто кого старше или младше.

- Знакомство со сферой интересов ребенка, запасом знаний, представлений и умений, познавательных интересов.

- Оценка возможностей ориентировки на листе бумаги, а также окружающем мире во времени и пространстве.

- Оценка качества речи, умения понимать речь.

Используемые диагностические приемы: 

- Вопросы специального характера, позволяющие выявить имеющийся у ребенка запас знаний и представлений о себе и окружающей действительности (мире).

- Предметные картинки или картинки-действия, помогающие облегчить диагностику.

Процедура проведения диагностики общей осведомленности:

В возрасте 3 – 4-х лет ребенку предъявляются следующие вопросы:

- Как тебя зовут?

- Сколько тебе лет?

- Ты мальчик или девочка?

- Кем ты будешь, когда вырастешь? Тетей или дядей?

- Вопросы о близких, их именах.

- Знание частей тела, лица, их назначение.

- Знание бытовых предметов и их назначение.

- Знание стихов.

В возрасте 4 -5 лет вопросы усложняются:

- Сведения о себе, близких.

- Сведения о погоде, об изменениях в природе.

- Сведения о животных.

- Характер труда взрослых (повар, врач, воспитатель).

- Понимание обобщающих понятий (их содержание): игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.

- Знание сказок, стихов.

В возрасте 5 – 6-ти лет:

- Кроме выше перечисленных вопросов ребенок определяет время года по описательным признакам, время суток на данном этапе (день, ночь). 

- Называет домашних животных и их деток (диких животных – их деток).

- Называет любимые фрукты, их отличие от овощей.

 - Знает, что такое транспорт и правила, когда можно переходить дорогу.

 - Выявляется знание сказок, стихов, загадок.

 При сложностях вербального контакта, ребенку предъявляются картинки с просьбой показать деток животных, домики животных, птиц и насекомых; любимую пищу животного.

 Предлагается определить положение предметов относительно других предметов, определить профессию человека (милиционер, повар, врач).

 

  Оценка результатов

 

Дети с нормой интеллекта Дети с задержкой психического развития Дети с умственной отсталостью
Легко справляются с вопросами.  Общая осведомленность соответствует возрасту. Замедленно осмысляют вопросы, требуют их повторить. При ответах – нуждаются в наводящих вопросах.  Общая осведомленность у них не соответствует возрасту. Понимают вопросы не всегда, требуются дополнительные разъяснения, наводящие вопросы, наглядное пособие.  Общая осведомленность низкая. Представления часто искажены или нелепы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.014 с.)