Усекновение главы святого Иоанна Предтечи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Усекновение главы святого Иоанна Предтечи



Мф. 14:6–12; Мк. 6: 17–29

Пока ученики отсутствовали, Иисус Христос продолжал один проповедовать по Галилее. Вскоре до Него дошла печальная весть о смерти величайшего из ветхозаветных пророков, Предтечи и Крестителя Иоанна.

Все это время Иоанн Креститель томился в темнице. За всенародное обличение в незаконном сожительстве царской четы, по проискам коварной и жестокой Иродиады, Ирод Антипа приказал заключить проповедника покаяния в тюрьму в крепости Махеронт. Правда, по повелению тетрарха св. Иоанна держали не очень стесненно; он мог общаться с учениками, и сам Антипа нередко вызывал его к себе, слушал его речи и даже спрашивал его советов. Но и в темнице провозвестник Божественной Правды не ослабил, а, наоборот, усилил свое обличение этого позорного и беззаконного брака, говоря о нем в самых резких выражениях.

Можно себе представить, с какой злобой выслушивала Иродиада слова осуждения святого пророка в своем дворце. Но погубить его сразу коварная женщина не смогла. Ирод Антипа не решался казнить Иоанна Крестителя, так как боялся волнений народа. Однако долго Иродиада не могла терпеть. При первом же удобном случае царица решила покончить со своим врагом. Долгожданный для нее момент наступил во время дня рождения Ирода, празднование которого проходило во дворце в Махеронте. По этому случаю во дворец собралось много гостей и было устроено большое пиршество. Когда праздник, сопровождавшийся обильными возлияниями, достиг своего апогея, на середину выбежала Саломия – дочь Иродиады и исполнила непристойный танец к неописуемому восторгу гостей. «Проси у меня, чего хочешь», – говорил девице опьяненный тетрарх. Он клялся в присутствии своих военачальников и старейшин, что ни в чем не откажет ей. Саломия с радостью побежала к матери за советом и та подсказала ей, чего просить у Ирода. «Головы Иоанна Крестителя», – потребовала жестокая Иродиада. Саломия была не менее жестокосердной, чем ее мать. Она тотчас, вероятно, взяла блюдо, вышла к присутствующим и сказала царю: «Хочу, чтобы ты дал мне теперь же на блюде голову Иоанна Крестителя». Антипа и все присутствующие были поражены ее просьбой. Странно было видеть молодую девушку, только что беззаботно танцевавшую перед собранием, в роли злобной и кровавой мстительницы.

Ирод не захотел нарушить свое слово перед гостями. Немедленно в темницу был послан палач, который вскоре вернулся, неся на блюде голову Великого пророка и Предтечи Господня. Саломия отнесла свой страшный трофей кровожадной матери...

Так мученически погиб «величайший из рожденных женами». Тело его отдали ученикам; они похоронили его и отправились в Галилею рассказать Иисусу о махеронтской трагедии. Эта казнь вызвала большое недовольство в народе. Самому Ироду мысль об убитом пророке-пустыннике не давала покоя. Спустя некоторое время, когда Арета разбил войско Антипы и захватил Махеронт, все увидели в этом наказание за убийство Иоанна Крестителя.

 

 

Сорокадневный пост и искушения Господа в пустыне

Мф. 4:1–11; Мк. 1:12–13; Лк. 4: 1–13

После крещения Иисус Христос, исполненный Духа Святого, покинул берега Иордана и направился вглубь унылой пустыни Мертвого моря, чтобы в полном уединении, посте и молитве подготовить Себя к великому служению искупления и спасения рода человеческого от греха и смерти.

Но силы зла противились Божественному замыслу о человеке. Они зорко следили за Иисусом Назарянином – Сыном Святой Девы Марии, стараясь угадать в Нем ожидаемого евреями Мессию.

И вот, когда Господь явился в Иудейскую пустыню, диавол открыто вступил с Ним в борьбу за обладание душами человеческими. Страшный и темный дух гордости и злобы вышел из адской бездны и направился в пустыню, чтобы бороться за свою власть над миром. Он захотел победить Христа, как некогда победил Адама.

Бесконечно тянулись дни и ночи в знойной пустыне, над ее бескрайними песками и скалами восходило и заходило нестерпимо палящее солнце, а Христос, погруженный в Свой внутренний мир, молился в глубочайшей сосредоточенности духа, преодолевая все телесное и земное. Он, Сын Божий, Богочеловек, знал, что дух сильнее плоти, что, пребывая с Богом, человек может победить в себе все искушения и слабости тела. Сорок дней и ночей Спаситель находился в молитвенном общении с Отцом Небесным, не вкушая никакой пищи. Но человеческие силы уже не могли выдержать дальнейшего голодания, и Христос почувствовал нестерпимый голод.

Кто долго голодал, тот знает, какую душевную муку и физическую боль, доходящую до глубины сердца, испытывает человек при одном напоминании о хлебе или при виде его. Тут можно отказаться от всего на свете: от родных, друзей, от всего святого – только бы насытиться хлебом. Часто именно в такие минуты диавол приближается к человеку для искушения. Он внушает ему мысль, что самое главное в жизни – это хлеб для питания. Все другое, как внушает диавол, второстепенно; вера, любовь, добродетель, исполнение нравственного долга возможны лишь тогда, когда человек сыт. Материальные ценности выше духовных. Это – закон, на котором основано все развитие как отдельного человека, так и всего человечества.

Именно эту ложную мысль хотел внушить диавол в пустыне Основателю Духовного Царства на земле. И вот в момент напряженной духовной борьбы Христа злой дух приблизился к Нему и, указывая на огромные, похожие на хлебы, серые камни, сказал Ему: «Если ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами». Злой дух ждал, что, превратив камни в хлебы, Христос Своим примером покажет, что тело важнее духа, что самое главное в жизни – это насытить голод и что духовная свобода человека должна подчиниться физической необходимости. Но не только эту цель преследовал злой дух, он своим первым искушением хотел посеять в душе Христа сомнение в Его Мессианском достоинстве. Он как бы так говорит Христу: «Ты голоден?.. А здесь дикая, бесплодная пустыня; здесь хлеба нет! и достать его негде... у ног Твоих лишь камни!.. Ты умрешь тут от голода!.. Впрочем, ведь Ты Сын Божий, Ты можешь и камни эти словом Своим обратить в хлебы?! Так стоит ли мучиться? Если это правда, если Ты действительно Сын Божий, то скажи, чтобы камни эти сделались хлебами! Ты утолишь голод, отвратишь от себя мучительную смерть и вместе с тем докажешь, что Ты Сын Божий. Иначе, кто же поверит Тебе, если Ты даже для Самого Себя не можешь этого сделать?.. К тому же Ты, кажется, хочешь создать на земле царство счастливых людей, давно ожидаемое евреями царство Мессии? Если это так, то знай, что голодных Ты не сделаешь счастливыми, если не накормишь их; пойми, что если не снимешь с людей гнетущую их заботу о хлебе, то они и не пойдут за Тобой, они отвергнут и Тебя, и Твое учение!.. Так преврати же теперь эти камни в хлебы, пока хотя бы лично для Себя. Ты этим избавишь Себя от голодной смерти, да кстати и испытаешь Свою чудодейственную силу, в которую Ты, несомненно, веришь. И если это чудо удастся Тебе, то мой совет: пользуйся им всегда, так как только этим Ты привлечешь к Себе весь мир, только этим Ты покоришь его. Так покажи же Свою власть! Скажи...».

Но Христос отвергает предложенный диаволом путь покорения мира. Он знал, что никаким вещественным хлебом нельзя насытить духовную природу человека, ибо душа человеческая жаждет Слова Божия и без него умирает. Он также знал, что люди, которые из-за куска хлеба последуют за Ним, не благонадежны для свободного Царства любви и добра, какое Он пришел основать на земле. В человеке должно господствовать не материальное начало, но духовное. Поэтому, не отвергая хлеб земной, Господь больше ценит Хлеб Небесный. «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих», – ответил Христос диаволу на первое его искушение.

Тогда злой дух возводит Господа на кровлю Иерусалимского храма, с которого открывался чудный вид на весь город и его окрестности. Храмовые дворы были переполнены народом. Указывая на эти толпы иудеев, диавол как бы так начал искушать Христа: «Посмотри вниз! Вот несметные толпы народа, ожидающие с нетерпением пришествия Мессии! Но не думай, что народ этот может принять Мессию в таком скромном, как Ты, человеке, хотя и безгрешном и творящем чудеса! Нет, народ этот слишком развращен своими учителями: ему нужен или блеск земной славы, или знамение с неба. Поэтому, если Ты этот ожидаемый Избавитель, если Ты действительно Сын Божий, то Ты должен явиться Своему народу, окруженный небесными силами, Ангелами, явиться прямо с неба, как Бог!..

Какой прекрасный случай! Бросься вниз! Ведь Ангелы тотчас подхватят Тебя и понесут к изумленному народу, который сразу же признает Тебя Мессией. Зачем же Тебе избирать другой путь–путь скорби и страданий. Не лучше ли сразу, без всяких страданий, в славе небесных сил явиться Израилю и всему миру? Итак, докажи, что Ты Сын Божий! Решайся! Бросься вниз!»

Но Христос отвергает и этот путь, предложенный диаволом, – путь кричащего и эффектного чуда, по которому впоследствии пошли как ложные мистики, так и поклонники «чудес техники».

Христос знал, что никакое великое чудо не сможет доказать людям тайны пришествия Бога на землю, ибо эта тайна открывается человеку только в вере и любви его сердца. Христос пришел на землю не для того, чтобы силою очевидных фактов и чудесами поработить свободную волю, ум и сердце человека. Он пришел собрать воедино чад Божиих не силой принуждения, а жертвенной любовью. Поэтому Господь ответил сатане: «Не искушай Господа Бога твоего».

Но злой дух продолжал искушать Христа. Он возводит Его на высокую гору и показывает Ему во мгновение ока все царства мира сего и славу их. Затем, обращаясь ко Христу, диавол как бы так говорит Ему: «Ты отказался превратить камни в хлебы и отказался, конечно, потому, что не мог совершить это чудо: не в Твоей это было власти. Хотя Ты и веришь в Писание, однако побоялся положиться на помощь Божию и броситься с кровли храма вниз к стоящему там народу. Теперь я вижу, что Ты – не Сын Божий! А если так, то яви Себя в блеске земного величия, как Царь Вселенной! Ведь евреи такого-то Мессию ждут! Смотри, вот у ног Твоих все царства мира! Всмотрись в них и рассуди: кому послушен, кому подвластен этот мир? Богу или мне? Кто правит им? Из всех людей одни забыли Бога, другие и не знали Его; а меня все чтут, все делают то, чего я хочу; все порабощены мне. Здесь все – мое, здесь – власть моя! Но я готов разделить с Тобой эту власть, я готов отдать Тебе все царства мира, если Ты будешь служить не Богу, а мне. Ты будешь тем мессией, которого ждут евреи, Ты будешь владыкой мира, великим царем Израиля. И как легко Тебе достигнуть этого. Стоит лишь послушаться меня, вступить в союз со мною, поклониться мне... только поклониться! Итак, все это, все царства Вселенной, все будет Твое! Только подчинись мне! Поклонись...».

«Отойди от Меня, сатана – ответил Христос духу ненависти и противления, – ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи». Так победоносно закончились испытания Христа.

Два духа, две силы встретились в Иудейской пустыне, споря о человеческой судьбе. Один – добрый, Божественный, другой – демонически злой. Один готов был отдать жизнь Свою за спасение падшего человека, другой – пылал злобой и ненавистью ко всему творению Божию. Диавол хотел извратить крестный путь Мессии и направить ход истории по иному пути – по пути трех искушений, по которому впоследствии пойдет Антихрист – человек греха. Но Христос победил диавола и остался верным Своему Отцу Небесному. Он знал, что только путем жертвенной Любви, только через Голгофу можно вернуть человеческий род в лоно Отца Небесного. И Он непоколебимо избрал этот жертвенный путь, так что вся земная жизнь Христа была путем, ведущим к Голгофе.

 

Призвание Господом учеников

Ин. 1: 19–51

Искушения в пустыне окончились. Побежденный диавол оставил Христа «до времени».

Иисус Христос, подкрепленный Святым Духом и благословением Отца Своего Небесного, из пустыни направился к берегам Иордана, в Вифавару, где Его Предтеча продолжал призывать народ к покаянию.

Иоанн Креститель, увидев приближающегося к нему Иисуса и указывая на Него, сказал народу: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира. Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет Муж, Который стал впереди меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его... но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».

Таким образом, Предтеча всенародно объявил Иисуса Христа – Мессией, Сыном Божиим. По свидетельству Иоанна Крестителя, Мессия будет не политическим всемирным владыкой, а Агнцем Божиим, Который столько тысячелетий предызображался в жертвоприношениях. Он так же, как невинные ягнята (агнцы) и тельцы, заклавшиеся для всесожжения, кротко примет на Себя страдания и смерть, прольет кровь Свою за грехи всего мира, чтобы спасти людей от вечной смерти.

Вернувшись из пустыни, Христос временно поселился близ Иордана, где крестил Иоанн.

На другой день Иоанн Креститель опять увидел проходившего мимо Иисуса Христа и сказал стоявшим около него двум своим ученикам: «Вот Агнец Божий». Услышав от Иоанна эти слова, оба ученика его пошли за Иисусом. Один из них был Андрей, которого впоследствии Церковь стала именовать Первозванным, Другой же был Иоанн Богослов. Оба они занимались рыболовством и жили в рыбацком городке Вифсаиде.

Это событие евангельской истории хорошо известно по знаменитому полотну Иванова «Явление Христа народу». Вдохновенный Предтеча указывает толпе на приближающегося Спасителя. Люди взволнованы: кто смотрит с надеждой, кто с любопытством, а кто и с сомнением. А Христос твердыми шагами спускается по дороге. Он знает, куда идет и для чего послан в мир.

Господь, увидев идущих за Ним Андрея и Иоанна, остановился и спросил их: «Что вам надобно?» Они ответили Ему: «Учитель, мы желаем знать, где Ты живешь?» [ ]

Христос, видя их искренние сердца и доброе намерение, приглашает Андрея и Иоанна к Себе, чтобы уже навсегда сделать их Своими последователями. Он сказал им: «Идите со Мной и увидите» [ ]... И желание ищущих Бога сердец наконец-то сбылось! Они не только увидели хижину, где жил Иисус, но, главное, нашли в Нем истинного Мессию. Господь Духом Своим коснулся их душ, и они навсегда остались преданными Ему учениками.

[ ] «Звездочкой» отмечены стихи Библии, цитируемые свободно, а также евангельские притчи, изложенные близко к тексту.

Обрадованный Андрей ищет своего брата Симона, чтобы поделиться с ним своей радостью. Когда Андрей привел Симона к Иисусу, Христос, взглянув на него и предвидя в нем крепкую веру, сказал: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречешься Кифа, что значит: камень (Петр)». Впоследствии слова Иисуса исполнились. Петр стал великим первоверховным апостолом Церкви Христовой.

После этого Господь с тремя учениками отправился в Галилею. По пути Он увидел Филиппа, который тоже направлялся в Галилею, так как был родом из Вифсаиды, из одного города с Петром, Андреем и Иоанном. Обращаясь к Филиппу, Иисус сказал: «Иди за Мною». – И этих слов Христа было достаточно, чтобы Филипп стал преданным Его учеником.

У Филиппа был друг Нафанаил. Вместе они пришли из Галилеи на Иордан, чтобы послушать проповедь Иоанна Крестителя. Филипп находит Нафанаила и зовет его ко Христу. Он с радостью сообщает ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей... и пророки, – Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». Но Нафанаил хотел разумом понять то, что его друг воспринял сердцем. Он принадлежал к разряду тех людей, которые стараются предварительно убедиться в истинности того, во что им предлагают верить.

Зная, что жители Назарета не пользуются хорошей славой, он усомнился в истинности слов Филиппа и сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» Филипп не стал спорить с другом, а предоставил ему самому убедиться в том, что Иисус из Назарета есть действительно обещанный Мессия. «Пойди и посмотри» – сказал ему Филипп.

Когда Христос увидел идущих к Нему Филиппа и Нафанаила, Он сказал Своим ученикам, указывая на Нафанаила: «Вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства». Удивленный этими словами Нафанаил спросил Христа: «Почему Ты знаешь меня?» Господь ответил ему: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя». Эти слова Спасителя еще больше поразили Нафанаила, обезоружили его скептический рассудок и коснулись его сердца. Он знал, что только Богу были ведомы его сокровенные думы и молитвы, которые он совершал под смоковницей. Поэтому в порыве радостного чувства Нафанаил воскликнул: «Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!» Так простые рыбаки из Вифсаиды увидели в Иисусе Назарянине Спасителя мира, чего не смогли увидеть книжники и фарисеи при всей их учености.

Выслушав исповедание Нафанаила, Господь сказал всем Своим ученикам: «Истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Этими словами Спаситель напомнил первым Его последователям о чудесном видении лестницы их праотцем Иаковом. Тот, Который в видении стоял наверху лестницы, теперь сошел на землю и пребывает с ними как Сын Человеческий. А в том, что это так, учеников убедили в самое ближайшее время дела, которые стал совершать Иисус Христос.

 

 

Имена 12 апостолов

ПЕТР

– (Кифа - камень) так назвал его Господь, а первое его имя Симон. Рыбак из Капернаума. В его доме гостил Иисус, исцелив однажды от горячки Петрову тещу. С дозволения Господа Петр шел с Ним некоторое время по воде. Он первый уверовал в то, что Иисус – Сын Бога Живого, но он же и отрекся от Учителя, когда того схватили слуги иудейского первосвященника. Раскаяние пришло к Петру сразу. И Господь простил его, больше того – поставил его первым над другими учениками.

АНДРЕЙ

– брат апостола Петра, до встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя. Андрей первый последовал за Учителем сразу после того, как Иоанн Креститель назвал Иисуса Агнцем Божиим. Поэтому его называют Первозванным.

ИОАНН ЗЕВЕДЕЕВ

(Богослов) – автор четвертого Евангелия и других книг Нового Завета. Прозван Богословом, потому что в его Евангелии очень много прямой речи Христа, Слова Бога. Как и Андрей, до встречи с Иисусом был учеником Иоанна Крестителя. Иоанн, самый молодой и самый любимый ученик Христа. Это он возлежал на плече у Спасителя во время Тайной Вечери. Он единственный из учеников отважился быть на Голгофе во время Распятия, а до того был рядом с Господом на допросах у первосвященника и у Понтия Пилата. Ему завещал Иисус заботиться о Богоматери. После ухода Учителя из земной жизни Иоанн взял Марию к себе в дом.

Единственный апостол, который умер своей смертью и в глубокой старости.

ИАКОВ ЗЕВЕДЕЕВ

— рыбак с Галилейского моря, брат евангелиста Иоанна. Зовется также Старшим, поскольку среди апостолов есть еще один Иаков (Меньший). Вместе с братом Иоанном и апостолом Петром был свидетелем Преображения Господа на горе Фавор, а также других событий, свидетельствующих об Иисусе как о Боге.

ФИЛИПП

– выходец из Вифсаиды. С ним совещался Иисус, испытывая его, как накормить пятью хлебами и двумя рыбами тысячи людей, собравшихся у Галилейского моря слушать проповедь.

ВАРФОЛОМЕЙ

(по-другому его называли Нафанаил) – родом из Каны Галилейской. О нем Иисус сказал, что он – иудей в котором нет лукавства.

ФОМА

– известен всем по прозвищу “Неверующий”. Он было усомнился в Воскресении Господа, но вскоре Христос явился ученикам и предложил Фоме вложить палец в свои раны, после чего Фома наконец поверил в случившееся. Однако недоверчивость была лишь деталью в характере Фомы – упорном и решительном. Когда над Иисусом нависла опасность, Фома, вопреки предостережениям, решил вернуться в Иерусалим. Именно Фома предложил апостолам идти вместе с Учителем, хотя бы и на смерть. Он же впервые исповедует Иисуса Богом.

МАТФЕЙ

(иначе Левий) – автор первого Евангелия. До встречи с Христом был мытарем - сборщиком налогов, но последовал за Учителем буквально во время своего занятия, едва Господь позвал его за собою. Иисус бывал у Матфея дома, тот показал себя очень гостеприимным хозяином.

ИУДА ИАКОВЛЕВ

(по-другому – Фаддей) – возможно сын праведного Иосифа Обручника от первой жены. Считал себя недостойным называться "братом Господним". Звался “Иаковлев” по имени своего старшего брата.

ИАКОВ АЛФЕЕВ

— был братом апостола Иуды Иаковлева (Фаддея) и, возможно, евангелиста Матфея, прежде бывшего мытарем. Иакова Алфеева следует отличать от апостола Иакова, «брата Господня», апостола из числа 70, первого епископа Иерусалима, называемого Иаковом Младшим. Путанице у некоторых авторов в прошлом способствовало то обстоятельство, что Иакова Алфеева также иногда называют Иаковом Младшим.

СИМОН ЗИЛОТ

(или, как еще его называют - Кананит) – по преданию, он и был женихом на свадьбе в Кане Галилейской, когда Иисус совершил свое первое чудо, превратив воду в вино.

ИУДА ИСКАРИОТ

- предатель и вор. Впоследствии, на Апостольском соборе его место согласно жребию занял апостол МАТФИЙ.

 

 

Нагорная проповедь

протоиерей Александр Глебов

Библейская история Нового Завета

Только в Евангелие от Матфея есть связная речь Христа, состоящая из отдельных изречений. Эти изречения касаются нравственной жизни человека и его поведения. Называется эта речь – Нагорная проповедь. Нагорная проповедь представляет собой очень тщательную композицию. Она изложена единым блоком у евангелиста Матфея в пятой, шестой и седьмой главах, то есть занимает три главы. Но, конечно, она не была произнесена так, как это описано у евангелиста Матфея. Скажем, у евангелиста Луки темы, которые затрагивает Нагорная проповедь, разбросаны по всему Евангелию, что, наверное, более соответствует тому, как Христос и произносил свои нравственные поучения. Мы не можем говорить о Нагорной проповеди так, как будто это была отдельная проповедь, произнесенная в одном месте. Есть веские и убедительные доводы в пользу того, что Нагорная проповедь намного больше, чем лишь только одна проповедь. Просто евангелист Матфей для удобства собрал все изречения Спасителя, которые касаются нравственной жизни человека и взаимоотношений между людьми, и объединил их в одну композицию. Например, любой человек, слушающий Нагорную проповедь в первый раз в ее изложении у Матфея, был бы просто переутомлен еще задолго до ее окончания. В ней заложено слишком много, чтобы это можно было усвоить за один раз. Ведь одно дело – сидеть и читать, задерживаясь, останавливаясь при чтении, осмысливая прочитанное. И совсем другое – слушать ее впервые в устной форме. Читать мы можем так, как привыкли, с привычной для нас скоростью, а слышать ее в первый раз, значит быть перегруженным избытком информации, а значит упустить из вида многое важное, что в этой проповеди содержится.

Прежде чем рассмотреть само содержание Нагорной проповеди, надо задуматься о том, как понимать сказанное в ней Христом. Это важный вопрос, ибо очевидно, что Христос здесь предлагает свое учение совершенно иначе, чем учебники этики и даже иначе, чем то, как простые люди выражают те же мысли. Будучи хорошим учителем, Христос естественно использует формы языка и выражения, которые много значат для тех, кто слушает Его. Его учение содержит, как минимум, три отличительных свойства.

Первое. Бо’льшая часть Нагорной проповеди – стихи, хотя нам это трудно распознать как поэзию, поскольку наша поэзия строится на эффекте рифмы и ударения. Еврейская поэзия была иной. Она строилась на эффекте параллелизма, то есть соответствия мысли. Сходства мысли или ее различия. Европейская поэзия и ближневосточная, в том числе еврейская, строятся на совершенно разных принципах. Мы привыкли к, так называемой, слоговой, ритмической поэзии. Любое наше стихотворение делится на слоги, на слоги падает ударение и получается какой-то определенный ритм: «Мороз и солнце, день чудесный…». Слоговая ритмика создает нашу европейскую поэзию, она как бы происходит из музыки. Но совершенно иная поэзия в Библии, а Библия пронизана поэзией. Там очень много стихов, но мы, когда читаем Библию, Ветхий Завет, не замечаем этого, потому что мы привыкли к другой поэзии. В Библии не ритм слогов, а ритм понятий, ритм слов, ритм символов, и происходит это следующим образом. Например, любой псалом – это стихи. «Псалом» значит «песня». Он делится на строчки, и когда вторая строчка по смыслу повторяет первую строчку либо отрицает ее, то эти строки параллельны либо антипараллельны. Когда вторая строка по смыслу повторяет первую, то это называется – синонимический параллелизм. И в псалмах, и в других поэтических разделах Ветхого Завета этому много примеров. Любой псалом, например, самый известный, 50-ый псалом начинается так: «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей» – это первая строчка. «И по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое» – это вторая строчка. Они похожи по смыслу, просто в разных словах выражается одна и та же мысль. «Наипаче омый мя от беззакония моего» – первая строчка. «И от греха моего очисти мя». Но «омый от беззакония» и «очисти от греха» – это же одно и то же. Это называется в поэзии параллелизм или ритм по параллелям. Такая структура пронизывает практически всю Библию, потому что вся Библия очень поэтична. В Нагорной проповеди Господь следует этой поэтической традиции своего народа. Например, Христос говорит: «Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями». Перед нами подлинная еврейская поэзия, в которой вторя строка повторяет мысль, то есть параллельна первой, но использует просто иной образ. Псалом состоит из строф, в каждой строфе две строчки, но каждая из строчек может быть не только параллельна, но и антипараллельна другой. Антипараллельный тип еврейской поэзии называется антитетический параллелизм. Примеров антипараллельности также очень много. Например: «Всякое доброе дерево приносит плоды добрые, а худое дерево приносит плоды худые» или «Верующий в Меня имеет жизнь вечную, а неверующий идет в погибель». Обе строки содержат похожие уроки, но мысль выражена с использованием прямо противоположных концепций. Такая поэзия также часто встречается в Ветхом Завете. Даже молитва Господня может быть расположена поэтически.

Второе свойство учения Христа – это его образность. Иногда учение дается в форме притч, в других случаях это просто живые иллюстрации из повседневной жизни. Многие притчи преподают нравственные уроки, но Нагорная проповедь использует больше образов из реальной жизни. Мы чаще говорим об этике абстрактно, а Христос всегда оперирует конкретными вещами. Например, мы можем сказать так: «Материализм может быть помехой духовному росту». А Христос сказал так: «Никто не может служить двум господам. Не можете служить Богу и мамоне», то есть более конкретно.

Третье. Христос учит очень живо. Он часто прибегает к преувеличениям, чтобы оттенить смысл. Например, Он говорит, что «лучше вырвать глаз или отсечь руку, чем впасть в прелюбодеяние». Понятно, что Христос не призывает нас к членовредительству, но Он использует столь экстравагантный язык, чтобы вызвать у слушателей чувство серьезности Его вести. Или, например, «кто соблазнит одного из этих малых, верующих в Меня, тому лучше было бы, если повесили ему мельничный жернов на шею и утопили его в морской глубине». Конечно же, это не призыв к убийству. Здесь речь идет о повышенной ответственности тех, кто своими словами или действиями может поколебать веру в людях. Еще Он говорит: «Имейте веру Божию, ибо истинно говорю вам, если кто скажет горе сей: поднимись и ввергнись в море, и не усомнится в сердце своем, но поверит, что сбудется по словам его, – будет ему, что ни скажет». Но это не значит, что степень своей веры надо проверять таким способом – повелевать горам, чтобы они вверглись в море. Господь этим сравнением дает понять, какой силой обладает вера в Него. Для незыблемой веры нет ничего невозможного, потому что для Бога нет ничего невозможного. Когда мы читаем Нагорную проповедь, то необходимо иметь в виду эти различные приемы, используемые Христом в своем благовестии. Распознание различных форм может помочь нам лучше понять, что Христос имел в виду и о чем Он говорил.

Итак, какую этику предложил Христос? Какие принципы поведения должны руководить теми, кто принимает божественную волю в своей жизни? Есть два момента, которые отличают этику Нового Завета от большинства других этических систем.

Первое. Этическое учение Христа совершенно неотделимо от Его учения о власти Божьей в жизни людей. Без понимания этого, очень трудно понять смысл Нагорной проповеди. Все этические системы имеют фундамент, на котором они строятся. Этическое учение Христа основано на заявлении, что Бог, сотворивший все и действовавший в истории Израиля в Ветхом Завете, может быть познан действительным, личным образом. Поведение и образ жизни Его последователей являются путем познания Бога. Этот принцип всегда занимал центральное место в иудаизме. Сам Ветхий Завет был основан на начале, которое фундаментально для учения Христа и в Новом Завете. Этой основой является то, что доброта человека имеет свое начало в Боге. Центральным положением одного раздела ветхозаветного закона было утверждение: «Святы будьте, ибо Свят Я, Господь Бог ваш». И Христос говорит в Нагорной проповеди:

Мф. 5:1–7:29; Лк. 6:20–49

Избрание двенадцати апостолов было большим событием в проповеднической деятельности Господа нашего Иисуса Христа. До этого Он еще не делал такого подробного изложения Новозаветного учения, которое должно было прийти на смену Ветхозаветного. Теперь же, с избранием преданных учеников и последователей, готовых стать провозвестниками Царства Небесного среди народов. Господь начал открывать им и собравшемуся на горе народу тайны и духовные сокровища Царства Божия, которое Он пришел основать на земле.

Евреи, гордые сознанием своего превосходства над всеми народами земли, считавшие себя народом избранным и особенно любимым Богом, думали, что они призваны господствовать над всем миром. Отуманенные такими мечтами, они перестали понимать духовный смысл пророчеств о Мессии и Его Царстве.

Они ждали Его как могучего царя, который не только освободит их от земных угнетателей, но и поработит им весь мир. Они увлекались даже сказками о том, что Мессия станет в Иоппии на берегу моря и повелит морской стихии выбросить жемчуг и все морские сокровища к Его ногам. Затем Он оденет народ Свой в багряницу, украшенную драгоценными камнями и будет питать его манною еще более сладкою, чем та, какая посылалась в пустыне. Словом, они по-своему мечтали о Мессии и Его Царстве – и так мечтали не одни только фарисеи и книжники, но почти все евреи. Даже уверовавшие в Иисуса, как в Мессию, ждали, что вот Он наконец объявит Себя Царем Израиля. С такими-то мечтами, с такими-то ложными воззрениями на Мессию они окружали теперь Иисуса на горе Блаженств.

Господь отверз уста Свои и начал благовествовать о Царстве Божием. В Своем учении Христос прежде всего Царство Небесное противопоставляет всем державам мира сего, всем видам человеческих организаций. Ибо Царство Небесное – «не от мира сего», оно живет по иным законам, но приходит оно в мир сей и приносит на землю законы Неба.

Царство Божие – это не новый общественный строй, а в первую очередь новая жизнь человеческой души, мир, в котором нераздельно царствует Бог. Это царство Любви, Правды, Добра, Мира, Благодати Божией. Оно незримо присутствует среди людей. Оно всюду: в семье, в обществе и прежде всего внутри каждого человека. В глубинах человеческого духа, в чистом сердце человеческой души обитает Бог, а вместе с Ним обитает мир, радость, любовь и блаженство. Сюда-то, в этот божественный мир, на это духовное небо, которое открывается в нашем сердце, и призывает Господь войти человека. Быть вместе с Богом, носить Его в своем сердце – это и есть величайшая радость, это и есть Царство Божие на земле. Ибо если человек имеет в сердце Бога, он все имеет, хотя бы и всего в мире лишился. Душа, достигшая блаженства, не может замкнуться в самой себе, она раскрывается для всех, ее охватывает огонь любви ко всему миру. Поэтому Царство Божие не может остаться уделом отдельных душ. Оно неизбежно должно перерасти в Царство всечеловеческого духовного единства, в центре которого будет царствовать Бог. Авва Дорофей эту мысль выразил в виде круга, в центре которого Бог. Чем ближе радиусы к центру, тем ближе они между собой; чем ближе люди к Богу, тем ближе они друг к другу. В центре все сливается воедино. Там «будет Бог всё во всем» (1Кор. 15:28).

Но войти в Царство Божие человек может только посредством очищения своего духа от греха, ибо в сердце, заполненное духовными идолами, Бог не войдет. Еще в беседе с Никодимом Христос объяснил, что для вступления в Царство Божие необходимо духовно переродиться, перевоспитать себя и с Божией помощью стать другим – духовным человеком. Для этого надо не лениться, но напрягать все свои силы, ибо «Царство Божие силой берется» и только те, кто трудятся и работают над собой, войдут в него. Чтобы войти в Царство Бога Любви, нужна постоянная борьба с самим собой. Эта борьба требует жертв, духовного очищения: ради Царства Небесного никакой подвиг не может быть слишком велик. «Если... глаз твой соблазняет тебя, вырви его... лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну».

На весах ценностей Царство Божие превышает все ценности и идеалы земли, все великие и благородные цели человечества. Кто войдет в это Царство Любви и Правды, тот достигнет настоящего счастья (блаженства), которого человек тщетно ищет на земле без Бога. А в него войдут только нищие духом, плачущие о своих грехах, кроткие, алчущие и жаждущие правды, милостивые, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду.

Гордый никогда не войдет в Царство Любви и Правды, но смиренный, осознавший свою духовную нищету, уже стал на путь совершенства. Он будет плакать о своих грехах, кротко относиться к людям, жаждать правды Божией, будет милостивым к ближним, созидать мир вокруг себя и заботиться о чистоте своего сердца. И если придут испытания его веры, он, как скала в бушующем море, останется крепким, стойким и преданным Богу, несмотря ни на какие гонения. Кто пойдет таким путем, путем исполнения заповедей Христовых, тот несомненно увидит Бога, примет Его в свое чистое сердце и будет счастлив не земным счастьем.

Преподав народу девять заповедей блаженств, Господь затем обратился непосредственно к апостолам, которым предстояло созидать на этих духовных основах Нового Завета Церковь Христову. «Вы соль земли, – сказал Христос Своим ученикам, – Осоляйте мир Моим учением, предохраняйте его от нравственной порчи. Помните, что если соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон... Так же и вы, если не будете жить по заповедям Божиим, то жизнь ваша потеряет высший смысл и вы сделаетесь посмешищем людей...

Вы – свет мира. Просвещайте его Моим учением. Несите свет Евангелия в темное царство греха. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца Вашего Небесного?» [ ].

Заповеди блаженства были настолько необычны для слушателей, что им, привыкшим к безжизненному, избитому учению раввинов, они могли показаться совершенно новыми, разрушающими ветхий закон Моисеев, на котором основывалась вся духовная жизнь избранного народа. Чтобы рассеять их недоумение, Христос сказал народу: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон ли пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.68.14 (0.077 с.)