Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лабораторная работа № 1 (Введение, часть 1)Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Тема: Лабораторное оборудование. Порядок выполнения лабораторно-практических работ. Вводный инструктаж по ТБ и ППБ. Цель: Знакомство с лабораторным оборудованием, порядком выполнения работ и техникой безопасности при работе и противопожарной безопасностью.
Теоретическая часть
1. Меры безопасности. При работе с электрооборудованием есть опасность поражения электрическим током и возникновения пожара. Поэтому нужно строго соблюдать правила по технике безопасности. Следует учесть, что безопасных условий труда не бывает и знать опасности конкретного объекта. В лаборатории электроники на каждом рабочем месте есть выключатель электророзеток и вставлять вилки в розетки, а также их отключать нужно при положении этого выключателя. При включенном оборудовании можно выполнять только те работы, которые невозможны без подачи напряжения: проводить измерения и воздействовать на регуляторы. При нештатных ситуациях нужно обесточить рабочее место и доложить преподавателю. Не включать стенд в розетку без разрешения преподавателя. Изучить инструкции по ТБ и ППБ выданные преподавателем, внимательно выслушать и записать материал представленный преподавателем, расписаться в журнале инструктажа. 2. Цели лабораторных исследований. В лаборатории проводится экспериментальное исследование схем. Для этого требуется собрать схему, отрегулировать ее и провести исследование по заданной программе. Итог работы – сравнение результатов эксперимента с теоретическими приложениями.
3. Порядок работы. 3.1. Ознакомиться с описанием работы. 3.2. Выполнить подготовительные операции, указанные в описании. 3.3. Собрать схему измерений на стенде. 3.4. Провести исследования схемы по программе. 3.5. Обработать результаты исследования. В случае расхождения результатов повторять измерения. 3.6. Отключить установку от электросети. 3.7. Предъявить тетрадь преподавателю для визирования. 4. Защита лабораторной работы. 4.1. Отчет, оформленный в соответствии с ЕСКД, предъявляется преподавателю в начале следующего занятия. Содержание отчета указано в инструкции к лабораторной работе. 4.2. При защите студент должен доказать обоснованность выводов и ответить на контрольные вопрос к работе. В случае нарушения правил оформления отчета зачет не проводиться.
Контрольные вопросы 1. Какие опасности поражения электрическим током присутствуют в лаборатории? 2. Как пользоваться огнетушителем? 3. Что нужно делать при возгорании электропроводки? 4. В каком порядке выполняется лабораторная работа? 5. Как определить расхождение результатов опытов и теории?
Литература: 1. Инструкции по ТБ и ППБ.
Лабораторная работа №1 (Часть 2) Тема: Соединение источников ЭДС в режимах источника и приемника электрической энергии. Цель: 1. Приобретение практических навыков измерения. 2. Изучение согласного и встречного соединения источников ЭДС. Порядок выполнения
Теоретическая часть Электрическая цепь состоит из источника электрической энергии с ЭДС и внутренним сопротивлением r0 и потребителя с сопротивлением RН (рис. 1). Считая проводники идеальными можно считать: E=U0+UН,
Так как сопротивление внутреннее и сопротивления нагрузки соединены последовательно, то общее сопротивление равно: RОБ=r0+RН
При последовательном соединении сопротивлений через них пропускают один и тот же ток I. Следовательно:U0=I∙r0,UН=I∙RН. E=Ir0+I∙RН=I(r0+RН); I=E/(r0+RН) Последняя формула называется законом Ома для полной цепи. Полная мощность в электрической цепи равна: P=E∙I. Мощность полезная равна: PН=UН∙I. Коэффициент полезного действия источника электрической энергии: η=PН/P×100% Если в электрической цепи согласно включены несколько ЭДС (рис. 2), то общая ЭДС равна арифметической сумме. Если в электрическую цепь встречно включены ЭДС (Рис. 3), то общая ЭДС равна разности.
Задание и исходные данные
В работе в электрическую цепь с нагрузкой RН, включается источник электрической энергии согласно (рис. 4) и встречно (рис. 5) При согласном включении: Е=Е1+Е2
При встречном включении: Е=Е1–Е2, RН=1кОм В режиме генератора U0=E–UН В режиме потребителя U0=UН–E Измерив ток в электрической цепи, определяют внутреннее сопротивление источников ЭДС. r0=U0/IОПЫТ, где IОПЫТ измеренный ток прибором. Расчетный ток в электрической цепи определяется: IР=E1±E2/(r0+RН); IР=E1+E2/(r01+ r02+RН); где r0-общее внутреннее сопротивление, r01-сопротивление E1, r02-сопротивление E2, где «+»-для согласованного включения, «–»-для встречного включения. Полная мощность цепи равна: P=E∙IР Мощность нагрузки равна: PН=UН∙IР Мощность, затраченная в источниках ЭДС: P0=U0∙IР Коэффициент полезного действия: η=PН/P∙100% Оборудование Стенд, Состав схемы: источники ЭДС; МА–миллиамперметр, V–вольтметр. Ход работы Не включая стенд в сеть 220В: 1. Установить на измерительных приборах переключатели рода тока «–/≈» -в положение «–» и максимальные пределы измерения приборов. 2. Установить тумблер в положение «=I/выкл.» в положение «=I». Измерить Е1 и Е2, подключив вольтметр V к клеммам. 3. Записать в таблицу E1,E2,RН(R7). 4. Отключить стенд и собрать схему (рис. 6), на наборном поле, согласного включения ЭДС. 5. Включить стенд. 6. Измерить вольтметром V напряжение на Е1, Е2, RН, ток I и занести в таблицу. 7. Тумблер «=Iвыкл.» установить в положение «выкл.» и собрать схему рис. 7 8. 9. В соответствии с методическими указаниями произвести расчет величин: «Расчетных данных» при согласованном и встречном включении источников Е1 и Е2.
Содержание отчета 1. Наименование темы 2. Цель работы 3. Схемы исследования 4. Таблицу 5. Формулы и расчетные данные согласного и встречного включения Е1 и Е2. 6. Краткие выводы по работе.
Контрольные вопросы 1. В каких единицах измеряются электрические величины. 2. Закон Ома для участка и полной цепи. 3. Чему равна полная мощность цепи. 4. Чему равна полезная мощность электрической цепи. 5. Чему равен коэффициент полезного действия.
Литература Немцов М. В. Электротехника и электроника: учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования / М. В. Немцов, М. Л. Немцова. - 2-е изд., стер. - М.: АКАДЕМИЯ, 2018. - 432 с.
Лабораторная работа № 2 Тема: Смешанное соединение сопротивлений. Цель работы: 1. Отработка практических навыков проведения эксперимента. 2. Исследования измерения токов и напряжений в Т-образной цепи при изменении сопротивлений на различных участках.
Порядок выполнения
Теоретическая часть. Рассмотрим электрическую цепь, состоящую из источника электрической энергии с ЭДС (Е) и внутренним сопротивлением r0 и потребителя, представляющего собой смешанное соединение трех резисторов R1, R2, R3 (Рис. 1). Считая проводники идеальными можно записать равенство E = U0+UН (1), где U0-внутреннее падение напряжения на r0; UН-напряжение на зажимах источника электрической энергии. В свою очередь UН=UR1+UAB=I1∙R1+UAB (2) В соответствии с первым законом Кирхгофа I1=I2+I3=UAB/R2+UAB/R3=UAB(1/R2+1/R3) (3) Из (3) UAB=I1/(1/R2+1/R3)=I1∙R2∙R3/(R2+R3) (4) Подставим (4) во (2) UН=I1∙R1+I1∙[R2∙R3/(R2+R3)]=I1∙(R1+[R2∙R3/(R2+R3)]) (5) Подставим (5) в (1) E=I1∙r0+I1(R1+[R2∙R3/(R2+R3)])=I1∙(r0+R1+[R2∙R3/(R2+R3)]) (6) Закон Ома для полной цепи примет вид: I1=E/(r0+R1+[R2∙R3/(R2+R3)]) (7) Задание и исходные данные
В работе исследуемая электрическая цепь (Рис. 2). Известны r1, r2, r3. UAB, E1- измеряют вольтметром. Опытные токи измеряют миллиамперметром mA1, mA2, mA3. Расчетные значения получают следующим образом:
Измерив напряжение на зажимах источника Е1 определяют U0=E–UH, определяют r0=U0/I1опыт определяют по mA1. Расчетные токи определяют: Ток I1расч по формуле (7). Определим расчетное напряжение UAB: UABрасч=E–I1расч(r0+r1) Определяют: I2расч=UABрасч/r2=(E–I1расч(r0+r1))/r2 I3расч=UABрасч/r3=(E–I1расч(r0+r1))/r2 Сравниваем показания mA1, mA2, mA3 с расчетными. Сравниваем показания вольтметра с расчетным UABопыт= UABрасч
Оборудование Стенд, состав схемы: E1-источник ЭДС, mA-миллиамперметры, V-вольтметр, r1-резисторы R1=0,51 кОм или R2=1 кОм, r2-резисторы R4=1 кОм или R5=2 кОм, r3-резистор R7=1 кОм.
Ход работы. 1. Установить на измерительных приборах переключатели рода тока «=/» в положение «=» и максимальные пределы измерения. 2. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I» и измерить вольтметром E1 и записать в таблицу. 3. Тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл». 4. Собрать схему для проведения опыта №1 (Рис. 4). 5. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I». 6. Снять показания mA1, mA2, mA3, напряжение на зажимах E1 и UAB и записать в таблицу 1-го опыта. 7.
Тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл». 8. Собрать схему для проведения опыта №2 (Рис. 5). 9. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I». 10. Снять показания mA1, mA2, mA3, напряжение на зажимах E1 и UAB и записать в таблицу 2-го опыта. 11. Установить тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл». 12. Собрать схему для проведения опыта №3 (Рис. 6). 13. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I». 14.
Снять показания mA1, mA2, mA3, напряжение на зажимах E1 и UAB и записать в таблицу 3-го опыта. 15. Установить тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл». 16. Выключить стенд. 17. В соответствии с методическими указаниями рассчитать I1,I2,I3,U1,UAB и занести в таблицу.
Содержание отчета: 1. Наименование схемы. 2. Цель работы. 3. Состав схем стенда. 4. Схемы исследования. 5. Таблица 6. Расчетные формулы, расчеты.
Выводы по результатам измерений: 1) Как изменяется напряжение UAB при увеличении и уменьшении r2 при постоянных r1, r3. Контрольные вопросы 1. Последовательное, параллельное соединение резисторов. 2. Закон Ома для участка и полной цепи. 3. Чем отличаются расчетные и опытные данные. 4. Влияние на токи и напряжения изменений r1, r2. Литература. Немцов М. В. Электротехника и электроника: учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования / М. В. Немцов, М. Л. Немцова. - 2-е изд., стер. - М.: АКАДЕМИЯ, 2018. - 432 с.
Лабораторная работа № 3 Тема: Опытная проверка законов Кирхгофа Цель работы: 1. Отработка практических навыков проведения эксперимента. 2. Овладеть навыками и умениями расчета электрических цепей и аналитического сравнения с экспериментальными данными. Порядок выполнения Теоретическая часть. Согласно первому закону Кирхгофа алгебраическая сумма токов ветвей, сходящихся в узле, равна нулю(рис.1):
Обычно при расчете электрических цепей направления токов в ветвях, присоединенных к какой-либо точке разветвления, неизвестны. Поэтому для возможности самой записи уравнения первого закона Кирхгофа нужно перед началом расчета цепи произвольно выбрать так называемые положительные направления токов во всех ее ветвях и обозначить их стрелками на схеме. Действительные направления токов определятся в результате расчета. Согласно второму закону Кирхгофа алгебраическая сумма напряжений на резистивных элементах замкнутого контура равна алгебраической сумме ЭДС, входящих в этот контур(рис.2):
Рассмотрим электрическую цепь, состоящую из источника электрической энергии с ЭДС (Е) и внутренним сопротивлением r0 и потребителя, представляющего собой смешанное соединение трех резисторов R1, R2, R3 (Рис. 3). Считая проводники идеальными можно записать равенство E = U0+UН (1), где U0-внутреннее падение напряжения на r0; UН-напряжение на зажимах источника электрической энергии.
В соответствии с первым законом Кирхгофа:
I1 – I2 – I3 =0 I1= I2+ I3 По второму закону Кирхгофа: Для первого контура: E1 = I1∙ r0+ I1∙ R1+ I2∙ R2 Для второго контура: – E2 = I3∙ r0+ I3∙ R3 – I2∙ R2
Задание и исходные данные В работе исследуемая электрическая цепь (Рис. 5). Известны R1, R2, R3. UAB, E1, E2 - измеряют вольтметром. Опытные токи измеряют миллиамперметром mA1, mA2, mA3. Расчетные значения получают решив систему из трех линейных уравнений, составленных по законам Кирхгофа (Теоретическая часть):
Рис.4 Сравниваем показания mA1, mA2, mA3 с расчетными. Проверяем первый закон Кирхгофа I1опыт = I2опыт + I3опыт Сравниваем показания вольтметра с расчетным UABопыт= UABрасч Проверяем второй закон Кирхгофа: E1= U1опыт + UABопыт E2= U3опыт + UABопыт Оборудование Стенд, состав схемы: E1-источник ЭДС, mA-миллиамперметры, V-вольтметр, r1-резисторы R2=1 кОм, R4=1 кОм, R7=1 кОм. Ход работы. 1. Установить на измерительных приборах переключатели рода тока «=/» в положение «=» и максимальные пределы измерения. 2. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I» и измерить вольтметром E1 и записать в таблицу. 3. Тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл». 4. Собрать схему для проведения опыта №1 (Рис. 5). 5. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I». 6.
Снять показания mA1, mA2, mA3, напряжение на зажимах E1, Е2 и UAB и записать в таблицу.
Рис.5
7. Тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл». 8. Выключить стенд. 9. В соответствии с методическими указаниями рассчитать I1,I2,I3,U1,UAB и занести в таблицу. 10. Сравнить расчетные данные с опытными.
Содержание отчета: 1. Тема. 2. Цель работы. 3. Схемы исследования. 4. Таблица 5. Расчетные формулы, расчеты. 6. Выводы. Выводы по результатам измерений: 1. Как изменяются токи I1,I2,I3 при уменьшении r2 в два раза при постоянных r1, r3; 2. Как изменяются токи I1,I2,I3 при увеличении r1 в два раза при постоянных r2, r3; 3. Как изменяется напряжение UAB при увеличении и уменьшении r2 при постоянных r1, r3. Контрольные вопросы 1. Последовательное, параллельное соединение резисторов. 2. Закон Ома для участка и полной цепи. 3. 1-й и 2 –ой законы Кирхгофа. 4. Чем отличаются расчетные и опытные данные. Литература. Немцов М. В. Электротехника и электроника: учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования / М. В. Немцов, М. Л. Немцова. - 2-е изд., стер. - М.: АКАДЕМИЯ, 2018. - 432 с. Лабораторная работа №4 Тема: Построение потенциальной диаграммы. Цель работы: 1. Отработка практических навыков проведения эксперимента. 2. Отработка практических навыков определения потенциалов различных точек цепи, расчета и построения потенциальной диаграммы. Порядок выполнения
Теоретическая часть. Во многих случаях изучения и расчета электрических цепей полезно определить потенциалы отдельных точек электрической цепи и построить потенциальную диаграмму. Потенциал какой-либо точки электрической цепи равен напряжению между этой точкой и точкой цепи, потенциал которой принимают равным нулю, например, соединенной с землей. При определении потенциалов точек цепи пользуются соотношениями: PAB = rI2, UAB = RAB/I = rI (1) РВБ = E2I + Rвт2I2, UВБ = PВБ/I = E2 + Rвт2I (2) E1= UАБ + Uвт1 = UАБ + Rвт1I, UАБ = E1 – rвт1I (3) U = φ+ – φ–= E ± rвтI, (4) где знак «+» относиться к работе в режиме потребителя, а знак «–» относиться к работе в режиме генератора. Определим потенциалы точек Б, В, Г и Д цепи, схема замещения которой дана на рис. 1. Из данных на схеме направлений тока I и ЭДС E1 и E2 следует, что источник с ЭДС E1 работает в режиме потребителя, а источник с ЭДС E2 – в режиме генератора.
Ток на участке цепи, обладающем только сопротивлением, всегда направлен от точки с более высоким потенциалом к точке с меньшим потенциалом. Поэтому точка Б имеет больший потенциал, чем точка А. По (1) разность потенциалов φБ – φА=UБА=r1I. Так как точка А заземлена, то φА=0 и φБ= r1I. Потенциал φБ точки Б является потенциалом отрицательного ввода первого источника, а потенциал φВ точки В является потенциалом положительного вывода того же источника. Напряжение на выводах источника можно выразить как разность потенциалов, и, учитывая, что источник с ЭДС E1 работает в режиме потребителя, можно написать аналогично (2) UВБ = φВ – φБ= E + rвт1I, откуда потенциал φВ = φБ + E + rвт1I. (4а) Следует обратить внимание на то, что в реальной цепи нет таких двух точек, между которыми существовало бы напряжение, равное rвт1I или ЭДС Е1. Физической величиной является сумма этих величин Е1+ rвт1I = UВБ. Разделение этой суммы на слагающие с соответствующее графическое изображение. По (1) потенциал φ больше φВ на величину r2I, таким образом, φГ = φВ + r2I. Источник с ЭДС Е2 работает в режиме генератора. Разность потенциалов между положительным и отрицательным его выводами аналогична (3) UГД = откуда φД = φГ – E2 + rвт2I. (4б) Наконец, потенциал φА точки А выше потенциала φД точки Д на величину r3I, т. е. φА– φД= r3I, откуда φА = φД + r3I и должно получиться φА = 0, если правильно вычислен ток. Графическое изображение изменения потенциала в электрической цепи в зависимости от сопротивлений участков (элементов) этой цепи называется потенциальной диаграммой. На графике на оси абсцисс откладывают в масштабе сопротивления участков (элементов) цепи в порядке следования их друг за другом в цепи. По оси ординат откладывают в масштабе значения потенциалов. Задание и исходные данные
Стенд, состав схемы: E1, Е2 - источники ЭДС, mA-миллиамперметр, V-вольтметр, R1=0,51 кОм, R6=0,75 кОм, R7=1 кОм. Схема исследования: Подготовка к работе. 18. Установить на измерительных приборах переключатели рода тока «=/~» в положение «=» и максимальные пределы измерения. 19. Установить тумблер «=I/Выкл» в положение «=I». Измерить значение E1, Е2. 20. Записать в таблицу 1 значение r1, r2, r3 и величину Е1, Е2. 21. Тумблер «=I/Выкл» установить в положение «Выкл». Ход работы. 1. Собрать схему рис. 2. 2. Включить источник постоянного тока и измерить напряжение на потенциальных точках: В, С, Д, Е относительно точки А, и напряжение UСД. Примечание: Соединить левую клемму вольтметра с точкой А, при отклонении стрелки вольтметра влево от 0, концы вольтметра поменять местами, а полкученное значение потенциала точки записать со знаком «–». 3. Собрать схему рис. 3. Повторить измерение по п. 2. Данные занести в таблицу 1. 4. По данным E1, E2, r1(R1), r2(R6), r3(R7) теоретически рассчитать потенциалы точек А, В, С, Д, Е и напряжение UСД, данные расчета занести в таблицу 1. По данным таблицы для каждого опыта в отдельности на миллиметровой бумаге в масштабе построить потенциальные диаграммы, на основании опыта и расчетных данных. Содержание отчета: 1. Наименование и цель работы. 2. Состав измерительного стенда. 3. Схемы исследования. 4. Таблицу, расчет по схемам, графики. 5. Краткие выводы по работе.
Контрольные вопросы
Литература. 1. Лоторейчук Е.А. «Теоретические основы электротехники»,М/ИД «Форум», 2013 2. Немцов М. В. Электротехника и электроника: учеб. для студ. учрежд. сред. проф. образования / М. В. Немцов, М. Л. Немцова. - 2-е изд., стер. - М.: АКАДЕМИЯ, 2018. - 432 с.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.01 с.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||