Социология - теоретическое самосознание цивилизованного социума 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология - теоретическое самосознание цивилизованного социума



СОЦИОЛОГИЯ - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО СОЦИУМА

Специфика социологического подхода к реалиям общественной жизни.

 

В истории каждого конкретного общества, каж­дой локальной цивилизации существует такая стадия зрелости, когда социальная система в лице ее наиболее пытливых и интеллектуально одаренных представителей обращает взор на себя. Это похоже на то, что происходит с отдельной личностью, которой тоже свойственно на известных ступенях свое­го взросления устремлять свой взгляд в зеркало само­сознания и задаться вопросами: «Кто я? Откуда я? Куда я иду?»

Ситуация такого рода в масштабах общества приво­дит поначалу к появлению отдельных социологических идей. Проходит время, и наступает следующая фаза в развитии общественного самосознания, когда из разроз­ненных идей складывается система — социологическая теория как концептуальное целое.

Как взрослый человек не может существовать без самосознания, так и зрелая, полномасштабная обществен­ная система не в состоянии нормально функциониро­вать и развиваться без социологической науки, которая выполняет функции самосознания.

Социология — сравнительно молодая научная дисцип­лина, имеющая не слишком длинную историю протяжен­ностью в полтора столетия. Но у нее солидная предысто­рия, насчитывающая со времен Платона и Аристотеля почти двадцать пять веков. На предысторической, эмбриональной стадии развития ее идеи и принципы складывались и существовали внутри социально-философских и религиозно-богословских теорий.

Социология собирает, обобщает, систематизирует ин­формацию о том, что происходит в обществе с людьми, с отношениями между разномасштабными социальными субъектами, с общественным и индивидуальным созна­нием. Своеобразие ее подходов к каждому конкретному объекту определяется длиной тех причинных цепочек, которые связывают этот объект с различными социальны­ми структурами. Эти причинные связи, их начала теря­ются в пространствах того гигантского социального тела, которым является цивилизация.

Предмет социологии.

 

Предметом социологического внимания могут быть социальные структуры как локальных цивилизаций, так и мировой цивилизации, выступающей в качестве единого, интегрированного целого. В последнем случае социология превращается уже в макросоциологию ци­вилизаций.

Социология как самостоятельная теоретическая дис­циплина исследует:

а) любые социальные реалии как специфические ло­кальные системы, обладающие характерными типовы­ми признаками;

б) причинные воздействия цивилизационной мегасистемы на эти реалии;

в) встречные причинные воздействия социальных реа­лий на цивилизационную мегасистему.

Социологический подход предполагает, что логика исследования подчинена принципу социального детер­минизма. Данный принцип требует исходить из того, что общественные отношения, социальные институты и структуры способны задавать сознанию людей и их дея­тельности определенную содержательно-смысловую на­правленность. Социология смотрит на человека не как на автономную личность, а как на гетерономного инди­вида, находящегося под влиянием надличных соци­альных структур.

В свете социологического подхода каждая соци­альная реалия предстает не как самостоятельный и са­моценный феномен, но как составная и в значительной мере подчиненная часть социальной системы, наделен­ная функциями обслуживания этой системы. Подоб­ный подход позволяет учитывать всю совокупность со­циальных воздействий на исследуемый предмет и одно­временно абстрагироваться от причинных воздействий трансцендентного, космологического, естественно-при­родного характера.

Социологический подход несет в себе идею приори­тета целого над частью, социума над индивидом. Для социологии принципиально важно то, что человек пре­бывает в непосредственной зависимости от силовых ли­ний общественно-исторической необходимости и от внеш­них механизмов социальной системы. При этом одна из главных жизненных задач человека состоит в том, что­бы постичь смысл и суть этих зависимостей, приспосо­биться к их требованиям и отыскать внутри них свою нишу допустимой социальной свободы.

Социальная детерминация может рассматриваться и как активное содействие общественной системы воз­никновению чего-либо, и как ограничение свободы человеческих действий, т. е. установление нормативных, организационных, технологических пределов для целеполагания и целеосуществления. Поэтому прямым след­ствием действия детерминационных механизмов может быть личная несвобода субъектов, выступающих как добровольные или подневольные адаптанты, вынужден­ные подчиняться социальной системе. При этом социологическое знание способно выступать как одно из средств поведенческой саморегуляции, позволяющее личности приспосабливаться к требованиям таких макросоциальных систем, как государство и гражданское общество.

К социологии не следует подходить с позиций тради­ционной для европейской социологии дихотомии «номотетическая — идиографическая». Ее нельзя назвать су­губо номотетической дисциплиной, интересующейся толь­ко типическим, необходимым и закономерным. В той же мере ее нельзя считать только идиографической наукой, сосредоточившейся лишь на особенных, неповтори­мых, уникальных социальных фактах. В ней присут­ствуют оба эти познавательных вектора; она интересует­ся и фактами, и закономерностями, являясь, по сути, номоидеографической научной дисциплиной.

Принцип детерминации

 

В распоряжении социологии имеется ряд общих ме­тодологических принципов, на которые она опирается при решении конкретных познавательных задач. В пер­вую очередь это принцип детерминации, требующий исходить из того, что общественные отношения, соци­альные институты со всеми сопутствующими им социогенными структурами способны задавать существую­щим структурам отношений и сознания определенную целевую направленность и содержательно-смысловую конфигурацию.

Важно различать такие виды детерминации как номотетическую (осуществляющуюся посредством необхо­димости) и эвентуальную (проявляющуюся посредством случайности). Традиционно считалось, что лишь первая играет существенную роль, задавая социальным реали­ям исходные параметры. В классическую эпоху пробле­мы эвентуальной детерминации пребывали на перифе­рии научных интересов, и лишь в XX в. благодаря в первую очередь развитию синергетики изменилось отно­шение к роли этой разновидности детерминации в сфере социальной реальности.

Принцип противоречия.

 

В свете принципа противоречия социальная реаль­ность предстает в виде разнообразных коммуникатив­ных и мотивационных коллизий — конфликтов, анта­гонизмов, антиномий, антитез, оппозиций, диссонансов и т. д. Выявление в социальном феномене внутренних оппозиций противостоящих друг другу сторон — это в определенном смысле схематизация того, что происхо­дит в социальной действительности. В отношениях между противоположностями за каждой из сторон всегда остается еще очень многое из того, что невозможно полностью учесть даже в самом обстоятельном исследо­вании и что полноправно присутствует в «живой жиз­ни» человека, пребывающего внутри социальной ре­альности.

Эта невозможность объять необъятное, однако, не препятствует теоретическому анализу. Обращая основ­ное внимание на социальные противоречия, социологи­ческое сознание исходит из того, что эти противоре­чия — тоже «живая жизнь», причем взятая в ее наибо­лее существенном измерении.

В социологических исследованиях принимается во внимание то, что в каждом социальном феномене со­держатся и могут быть выявлены различные по своей значимости пары противоположных сторон, свойств, качеств, функциональных особенностей, взаимообусловливающих и одновременно взаимоисключающих друг друга, находящихся в отношениях взаимозависимости и вместе с тем обладающих относительной самостоя­тельностью.

Отношения противоположностей предполагают содер­жательно-функциональную «асимметрию» сторон, т. е. наличие ведущей и ведомой, доминирующей и подчи­ненной сторон, каждая из которых обладает собствен­ной тенденцией изменений, подчиняющейся как внеш­ним воздействиям, так и внутренней логике своего само­развития.

Каждое конкретное социальное противоречие прохо­дит в своем развитии ряд ступеней от возникновения до окончательного разрешения. Оно представляет собой об­щественное отношение, где стороны связаны непосред­ственными и опосредованными, постоянными и пере­менными, материальными и духовными узами между собой и со всей социальной системой. В зависимости от их содержательно-функциональных особенностей про­тиворечия могут либо способствовать стабилизации об­щественной системы, упорядочению ее структур, повы­шению степени ее цивилизованности, либо же, напро­тив, способствовать ее дезорганизации, дестабилизации и деструкции.

Все социальные противоречия возникают, обостряются и разрешаются при непременном участии социальных субъектов, при посредстве их конструктивных или деструктивных усилий. При этом сами противоречия являются следствиями действия одних конкретных факторов и одновременно причинами возникновения других, столь же конкретных явлений и процессов. Каждое частное противоречие, разрешаясь, неизбежно ведет к тому, что в пределах того же ареала социального пространства неизбежно возникают новые противоречия. В этом состоит неустранимый драматизм социального существования людей, где гармония относительна, а противоборство в самых разных его формах абсолютно и неизбывно.

За счет динамики возникновения, обострения и разрешения бесчисленного множества конкретных противоречий в сфере социальной реальности совершаются благотворные или злокачественные изменения.

Принцип рационализации.

 

Этот принцип предполагает, что познающий разум делает ставку, прежде всего на построение сугубо рациональных объяснительных схем, касающихся того, что происходит в сфере социальной реальности. Рациональное понимание выглядит при этом как процесс смыслообразования, в результате которого объективные смыслы, содержащиеся в предмете, соединяются с субъективными смыслами, являющимися личным достоянием индивидуального сознания, и образуется нечто третье, проливающее дополнительный свет на суть вещей, процессов и отношений.

Рациональное понимание — это не только овладение знаниями в виде информации, имеющейся в данный момент в распоряжении социологов и подлежащей усвоению. В индивидуальном сознании эта информация обретает субъективно-личностную окрашенность, изменяет содержательную конфигурацию под воздействием расставленных исследователем специфических смысловых акцентов. Так создается предпосылочная интеллектуальная ситуация, обусловливающая процесс максимально аутентичного понимания.

Принцип эмпиризма.

 

Для того чтобы социологическая картина исследуемой реальности была достаточно полной, необходимо располагать информацией о множестве конкретных фактов. Среди социологов всегда находится достаточно большое количество представителей их профессионального цеха, считающих, что именно работа с конкретными социальными фактами является их главной задачей, а статистические выкладки представляются им вершиной социологической мудрости. Как бы то ни было, социология располагает достаточно эффективным инструментарием для анализа фактов реальной социальной жизни. В ее распоряжении имеются разнообразные методы и методики эмпирических исследований. С их помощью осуществляются сбор и обработка первичной информации, добывается такая информация о деятельности правовой системы, которую сами юристы с их традиционными аналитическими средствами добыть не в состоянии.

Достоинством эмпирической социологии является ее способность получать объективную информацию о состоянии дел в социальной сфере, предоставлять ее в распоряжение не только государственных институтов, но и гражданского общества. А это помогает контролировать деятельность различных сфер социальной системы и своевременно принимать меры по ее совершенствованию. Объективность и беспристрастность получаемой информации являются ее важными свойствами.

Когда некая реалия недосягаема для непосредственного эмпирического изучения (например, исчезла из настоящего и осталась в историческом прошлом), но от нее остались некие единичные тексты, письменные документы, то для социолога они могут служить источником информации. Документы в качестве артефактов свидетельствуют о действительных, некогда существовавших, первичных фактах жизни общества и личности.

Для сбора информации из области исторической социологии определенный интерес может представлять фольклор — древние мифы, народные сказки, легенды, а также различные этнографические данные. Социологи, наделенные художественным чутьем, могут успешно работать с литературными произведениями как источниками социально-исторической информации. Так, французские социологи склонны считать, что добротный материал по социологии собственности присутствует в романах «Человеческой комедии» О. Бальзака, а по социологии семьи — в многотомной эпопее Э. Золя «Ругон-Маккары».

Для подтверждения гипотез и опровержения, противоречащих им предположений социологи могут моделировать необходимые им социальные коллизии — реально-ситуационно или в воображении. Сферой разнообразных мысленных экспериментов можно считать талантливые драмы, романы, новеллы, созданные выдающимися художниками слова, в которых исследуются разные аспекты социальных отношений, сложные структуры индивидуального сознания.

В этом же предметно-проблемном ареале пребывают вопросы, связанные с использованием биографического метода, позволяющего:

а) собирать необходимую информацию психологического, социологического, морально-правового характера;

б) формулировать гипотезы, касающиеся особенностей отношения конкретной личности или определенной категории индивидов к тем или иным социальным явлениям и процессам;

в) строить предположения о характере сознания, особенностях социального поведения лиц, интересующих исследователей.

Активное использование биографического метода началось в первые десятилетия XX в. Оно связано с выходом работ У. Хили «Преступник» (1915), «Душевные конфликты и неправильное поведение» (1917), 3. Фрейда «Достоевский и отцеубийство» (1928). Многие западные исследователи, в том числе Ф. Знанецкий, Ч. Кули, Г. Д. Лассуэлл, Д. Г. Мид, У. А. Томас, обращались к изучению личных документов, писем, дневников с целью приобретения достоверных сведений о мотивах социального поведения интересующих их людей. Эмпирические данные биографического характера позволяют реконструировать сложнейшие мотивационные коллизии внутренней жизни индивидов, оказавшихся в экстраординарных условиях ситуаций самоубийства, совершения преступления, тюремного заключения и т. д.

СОЦИОЛОГИЯ - ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ ЦИВИЛИЗОВАННОГО СОЦИУМА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 112; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.021 с.)