Подробное изложение повествовательного текста с элементами рассуждения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подробное изложение повествовательного текста с элементами рассуждения



БАБОЧКА КУИНДЖИ

Бабочка случайно залетела в мастерскую художника А.И.Куинджи и осенним утром примерзла к стеклу. Пробуя освободиться, она так сильно обтрепала крыло, что не могла больше летать. А. И. Куинджи принялся спасать насекомое. Из собственных волос смастерил он каркас крыла, а между волосами вклеил вырезанные из тонкой бумаги заплатки, которые мастерски раскрасил, скопировав рисунок с другого крыла.

И вот бабочка вновь полетела, и художник был очень рад этому: он не ставил перед собой иной задачи — он хотел только вернуть бабочке возможность летать… (84 сл.)

(По И. Халифману)

МОЙ ДОМ

Маленький дом, где я живу в Мещере, заслуживает описания. Это — бывшая баня, бревенчатая изба, обшитая серым тесом. Дом стоит в густом саду, но почему-то отгорожен от сада вы­соким частоколом.

Осенью весь дом засыпан листьями, и в двух маленьких комнатках становится светло, как в облетающем саду.

Трещат печи, пахнет яблоками, чисто вымытыми полами. Синицы сидят на ветках, пересыпают в горле стеклянные шарики, звенят, трещат и смотрят на подоконник, где лежит ломоть черного хлеба.

В доме я ночую редко. Большинство ночей я провожу на озе­рах. А когда остаюсь дома, то ночую в старой беседке в глубине сада. Она заросла диким виноградом. По утрам солнце бьет в нее сквозь пурпурную, лиловую, зеленую и лимонную листву, и мне всегда кажется, что я просыпаюсь внутри зажженной елки. Воробьи с удивлением заглядывают в беседку. Их смертельно занимают часы. Они тикают на врытом в землю круглом столе. Воробьи подбираются к ним, слушают тиканье то одним, то. дру­гим ухом и потом сильно клюют часы в циферблат.

Особенно хорошо в беседке в тихие осенние ночи, когда в са­ду шумит вполголоса неторопливый отвесный дождь. Прохладный воздух едва качает язычок свечи… Ночная бабочка, похожая на комок серого шелка-сырца, садится на раскрытую книгу и оставляет на странице тончайшую блестящую пыль.

Пахнет дождем — нежным и вместе с тем острым запахом влаги, сырых садовых дорожек. (212 сл.)

(По К. Паустовскому)

Вопросы и задания к тексту

1. Опишите дом, где жил автор.

2. Почему в доме осенью становится светло?

3. Как описан уют старого дома?

4. Чем примечательна старая беседка? Почему автору кажется, что он просыпается внутри зажженной елки?

5. Напишите подробное изложение по плану:

6. Дом в Мещере осенью.

7. Старая беседка утром и тихой осенней ночью.

ЕЛЬ

Ель все знают. Это самое распространенное в наших местах дерево. В густых колючих ветвях ели ютятся птицы, строят свои домики проворные белки. В глубоких и теплых гнездах в лютую стужу выводят и выкармливают своих птенцов красногрудые клесты.

Особенно хороша ель зимою, когда тяжелые шапки белого чистого снега висят на ее раскидистых ветвях-лапах. Высокие вершины украшены гирляндами лиловых шишек, которые расклевывают шустрые клесты, кормясь еловыми семенами. В густых еловых лесах строят свои берлоги медведи. Под низко нависшими ветвями прячутся зайцы-беляки. В зимние звездные и лунные ночи блестит на ветвях ели снег. Сказочным кажется дерево, украшенное снегом, отражающее на ветвях своих звездный и лунный свет.

Весною из спелых шишек ели ветер разносит крылатые легкие семена. У опушек елового леса из разлетевшихся семян вырастает зеленый еловый молодняк. Очень красивы веселые молодые елочки. Они растут быстро, и сквозь их зеленую колючую чащобу трудно пробраться человеку.

У людей ель пользуется особенной любовью. Недаром в новогодние зимние дни устраивают в городах для детей праздничные елки, украшают их красивыми подарками, а возле украшенной ели разгуливает Дед Мороз. (169 сл.)

(И. Соколов-Микитов)

Вопросы и задания к тексту

1. Для кого ель является родным домом?

2. Почему зимой ель особенно хороша?

3. Какую радость приносит ель людям?

4. Напишите подробное изложение по плану:

5. Самое распространенное дерево в наших лесах.

6. Ель – приют для обитателей леса.

7. Хороша ель зимой.

8. Весна в еловом лесу.

9. Ель приносит радость людям.

 

ВСТРЕЧА С КАШАЛОТОМ

Однажды наш корабль шёл в Анадырском заливе. Была ночь. Я стоял на корме. Льдины за бортами шуршали и ломались. Дул сильный ветер со снегом, но море было спокойно, тяжёлые льды не давали ему разбушеваться. Корабль с большим трудом пробирался между льдинами малым ходом. Все хорошо знали, что скоро начнутся ледяные поля. Наш опытный капитан вёл корабль осторожно, чтобы не врезаться во льды.

Вдруг я услышал, как сильно плеснула вода у самого борта. Удар был такой сильный, что даже корабль на волне качнуло… Внимательно всматриваюсь и вижу какое-то чудовище за бортом.

Оно то отплывает, то приближается и тяжко-тяжко вздыхает. Вот оно исчезло и вновь появилось впереди корабля, вынырнуло у самой кормы. А вода от его всплесков зелёным светом горит. Всю ночь за кораблём плыло и вздыхало это чудовище. И я давно догадался, что это был кашалот.

Все знают, что это самый большой по размерам зубастый кит. А на рассвете я разглядел его. Голова у него тупая, как кувалда, и очень длинная. Ни у одного зверя такой нет. Глазки крошечные, а ноздря всего одна. Из воды её высунет, фонтан пара выпустит, вздохнёт тяжело и опять уйдёт под воду. Движения этого морского гиганта быстрые и ловкие. Но это был молодой кашалот. Я долго размышлял, почему он так упорно плывёт за нами.

Наверное, принял наше судно за кита. Молодой ещё, молоко на губах не обсохло. Все кашалоты, как начинаются осенние штормы, уходят к экватору. А этот, видно, отстал от матери, от своего стада вот и ищет спасения. Пока я думал об этом, кашалот отстал от корабля и поплыл на юг. Фонтан его ещё долго был виден между льдами, а потом исчез. Наверное, экватор пошёл искать. Найдёт ли это маленькое чудовище свою маму?

(По Г. Снегиреву)

Вопросы и задания к тексту

1. Подумайте, как можно озаглавить текст, чтобы передать основную мысль?

2. Прослушайте текст еще раз, напишите изложение близкое к тексту.

ГОЛУБИ

Назревала гроза великая. Темно-синяя туча лежала грозной громадой на целой половине небосклона.

Всё притаилось. Всё изнывало под зловещим блеском последних солнечных лучей. Не слыхать, не видать ни одной птицы. Попрятались даже воробьи. Только где-то вблизи упорно шептал и хлопал одинокий крупный лист лопуха.

Туча не двигалась. Она давила безмолвную землю… и только словно пухла да темнела.

И вот по одноцветной ее синеве замелькало что-то ровно и плавно; ни дать ни взять белый платочек или снежный комок. То летел со стороны деревни белый голубь.

Летел, летел всё прямо, прямо… и потонул за лесом. Прошло несколько мгновений — та же стояла жестокая тишь… Но глядь! Уже два платка мелькают, два комочка несутся назад: то летят домой ровным полетом два белых голубя.

И вот, наконец, сорвалась буря — и пошла потеха! Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные облака, всё закрутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой…

Но под навесом крыши, на самом краешке слухового окна, рядышком сидят два белых голубя — и тот, кто слетал за товарищем, и тот, кого он привел и, может быть, спас. Нахохлились оба — и чувствует каждый своим крылом крыло соседа…Хорошо им! (201 сл.)

(И. Тургенев)

Вопросы и задания к тексту

1. Что происходило в природе?

2. Куда полетел белый голубь?

3. Как чувствовали себя оба голубя?

4. По составленному плану кратко опишите поведение голубей:

5. Назревала гроза.

6. Туча давила на землю.

7. Замелькал белый голубь.

8. Стояла жестокая тишь.

9. Сорвалась буря.

10. Спас товарища.

ЛОТОСЫ

Болото не радует никого: что-то чавкающее, мокрое, грязное. Ни присесть, ни прилечь. Хлюпь и зыбь под ногами.

Но бывают другие болота — неправдоподобной, удивительной красоты.

Поднялось солнце. Всё стало ярким, резким, гранёным. А впереди под синей водой на стройных ножках-стеблях стояли зелёные чаши из малахита! И в каждой чаше лежал розовый бутон размером в два кулака!

Вот солнце коснулось чаш-лопухов и немыслимо огромных нежных бутонов. Бутоны проснулись и зашевелились! Наружные белые лепестки — не меньше ладони — раскрылись, подста­вив солнцу красную сердцевину цветка. На глазах расцветали лотосы.

Словно нежные белые ладони, осторожно и ласково грели они на солнце прозябшие за ночь цветы. Словно каждый лотос, воздев в небо тонкие руки, протягивал к солнцу свою красоту!

Медленно поднималось солнце, и, словно зачарованные, по­ворачивались за ним и цветы лотосов, ловя его живительные лучи. И лужицы тяжёлой росы внутри чаш колыхались и матово переливались.

Чуть видный розовый пар курился над лотосами. Медлен­но, словно во сне, махая белоснежными крыльями, пролетела белая цапля. Пронизанные солнцем крылья её вдруг вспых­нули и запылали.

Потянул ветерок, сморщил воду, озорно расталкивая цветы. Необычно розовое болото зашевелилось, засуетилось, залопо­тало, разбуженное солнцем. (180 сл.)

(Н. Сладков)

Задание к тексту

Напишите изложение по составленному плану:

1. Восход солнца на болоте.

2. Лотосы проснулись.

3. Цветы удивительной красоты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.012 с.)