Восстание под предводительством Степана Разина. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Восстание под предводительством Степана Разина.



Все эти изменения происходили на фоне обострения борьбы между различными слоями населения Московского государства. С целью навести порядок в государстве 1649 г. было принято Соборное уложение. Почти тысяча статей этого сборника законов регламентирующих все сферы государственной жизни. Уложения окончательно превратило крестьян в крепостных, позволило бессрочно искать беглых крестьян и возвращать их хозяевам. Однако покоя новые законы не принесли. Во второй половине XVII в. в Московской государстве произошла крупнейшая за всю ее историю количество восстаний крестьян и мещан.

Превращены в крепостных крестьяне бежали на Дон, к казакам. Донские казаки были свободными людьми, несли пограничную службу. Правительство Московской государства старался не конфликтовать с ними. По обычаю тех времен с Дона беглых не выдавали. Именно здесь началось крупнейшее в истории Московского государства XVII в. восстание (1667-1671 гг), получившее название "бунт Стеньки Разина".

Степан Разин (1630-1671) был средним ростом, широкоплечим, отважным, но и жестоким. Среди товарищей пользовался уважением. Под руководством С. Разина в 1662-1663 гг казаки принимали участие в походе против турок и крымских татар. Поход был очень удачным, казаки вернулись на Дон с богатыми трофеями и пленными, восхваляя перед всеми своего атамана. В 1665 г. царский воевода князь Ю. Долгорукий повесил старшего брата Разина - Ивана за самовольный уход с казаками на Дон во время войны против Речи Посполитой. Это событие, а также попытки царской власти отобрать у казаков их давние вольности, способствовали тому, что мятежный за характером С. Разин начал борьбу против царской власти.

Рис. Степан Разин

В мае 1667 Степан Разин, несмотря на требование царя "прекратить воровства", двинулся в очередной грабительский поход. Отряд разинцев ограбил на Волге купеческий караван и освободил ссыльных, следовавших с ним. Зато царское правительство выслал большое войско во главе с воеводой И. Прозоровским. Разинцы сумели избежать столкновения с правительственными войсками, овладели Яицкой крепостью, где и перезимовали. Тогда же в Степана Разина присоединилось множество людей, Услышали о его отвагу и удачу. С новым большим войском атаман в 1668-1669 гг совершил успешный поход на владения иранского шаха.

В августе 1669 флотилия Разина с богатыми трофеями вернулась в Астрахань. Чтобы астраханский воевода Прозоровский позволил ему вернуться на Дон, атаман схитрил - признал свою вину, отдал часть захваченных пушек и пленных.

В мае 1670 Разин призвал к новому походу - на этот раз увольнять простой народ от боярской неволи. По приказу атамана распространялись "привадливи письма", в которых он заявлял, что воюет против изменников бояр за великого государя. Вместе с разинським войском плыли двое судов: на одном, обтянутом красным бархатом, был неизвестен, выдававший себя за сына царя, на другом, обтянутом черным бархатом, везли чучело, которое символизировало патриарха Никона. Так Разин пытался оказать законности своим действиям, подчеркивая, что идет на Москву восстановить справедливость.

Собрав на Дону Семитысячный войско, он весной 1670 г. отправился в новый поход. Повстанцы захватывали города, убивали бояр, чинили суд над царскими чиновниками и вводили казачий строй. Восстание охватило огромную территорию, но плана дальнейших действий Разин, конечно, не имел. Возможно, он думал, что установит после победы казачье самоуправление, вроде донского... Между тем царское правительство собрал большую армию.

Решающая битва разинцев против правительственных войск произошла в октября 1670 г. под Симбирском. Повстанцев были разбиты, а самого Разина ранены. С. Разин вернулся на Дон, чтобы собрать новое войско. Всех врагов, попавшихся на его пути, разъяренный поражением атаман приказывал сжигать живьем.

Под Симбирском правительственные войска жестоко расправились над повстанцами. Весь берег был покрыто виселицами, на которых повесили 6 тыс. смельчаков. Казни происходили и в других городах. Лишь в Арзамасе за три месяца были казнены 11 тыс. повстанцев.

На Дону собрать новое войско С. Разин не смог. Казачья старшина 14 апреля 1671 схватила атамана и его брата и выдала их правительственным войскам. Степана заковали в кандалы и повезли на телеге под виселицей в Москву. 4 июня 1671 Разина доставили в Москву, где после двух дней пыток был страчео.

Восстание продолжалось и после казни С. Разина, но постепенно угасало. Имя Разина было даже запрещено упоминать, церковь наложила на него анафему. Однако в памяти народа, в песнях и преданиях память о мятежного атамана сохранилась.

8. Культура Московского государства

В XVI в. в культуре Московского государства завершился период средневековья и началось становление новой культуры.

В 50-е гг XVI в. в Москве в доме одного из руководителей "Избранной рады" был создана первая типография. Имя печатника этих книг неизвестно, но доказано, что книги семи названий вышли там печатью с 1553 по 1565 Конечно, этих книг не хватало. Поэтому в начале 60-х гг была создана новая государственная типография, которую возглавили Иван Федоров (Федорович) и Петр Мстиславец. 11 сентября 1564 они выпустили первую точно датированную московскую печатную книгу "Апостол". Через год вышла книга "Часовник". Обе книги имели церковно-религиозный смысл, но, несмотря на это, деятельность печатников вызвала недовольство, и прежде всего в церкви, которая считала книгоиздания бесовской делом. И. Федоров и П. Мстиславец вынуждены были покинуть Москву. Книгопечатание после отъезда первопечатников не прекратилось, и за первую половину XVII в. в Московском государстве было выдано более 200 названий книг, преимущественно церковного содержания. Появление печатных книг способствовала распространению образования и научных знаний.

В XVII в. предпринимались попытки создать в Московском государстве постоянно действующий высшее учебное заведение. В Москве 1687 г. было открыто училище, в котором ученые греки братья Лихуды, выпускники Падуанского университета в Италии, преподавали некоторые светские науки (арифметику, риторику и др.). Впоследствии на основе этого училища было создана Славяно-греко-латинскую академию. В трех ее классах около 200 человек изучали греческий и латинский языки, грамматику, геометрию, астрономию, арифметику, богословия, готовясь к духовной и государственной службы. В академии, в частности, получил образование выдающийся ученый Михаил Ломоносов.

В Московии в XVI-XVII вв. идеалы европейского Возрождения распространения не получили. В искусстве развивались традиционные стили, хотя у них появились и некоторые новые черты.

К началу XVI в. Московский Кремль утратил значение военной крепости и превратился в символ царского самодержавия, центр Московского государства. Московский архитектор Бажен Огурцов вместе с английским мастером возвели Спасскую башню Кремля в ее современном виде. Башня стала парадным въездом, на ней установили часы с курантами, которые отражали каждый час.

Вершиной архитектурного искусства, должна была, по замыслу Ивана IV, прославить могущество Московии, стал Покровский собор в Москве на Красной площади, Сооруженный в честь победы над Казанским ханством. Собор, известный под названием храма Василия Блаженного, состоял из девяти отдельных храмов, связанных внутренними переходами. Ни башня этих храмов не повторяет друг друга, но одновременно образует единое целое с другими. Иван IV, по легенде, "Отблагодарил" мастерам тем, что ослепил их, чтобы не построили храм еще лучшего...

Миловал зрение тогда, милует и ныне храм Вознесения в селе Коломенском под Москвой, построенный в "Шатровой" стиле. 60-метровое каменное шатер храма словно взлетает белыми башнями над высоким берегом Москвы-реки, подтверждая своей непревзойденной красотой величие Божией.

В живописи доминировал иконопись в традициях прошлых веков. Впрочем, святым ликам начали предоставлять рис живых людей - сострадание, скорби.

Новым явлением стало писания "парсун" - портретов. Самым известным автором портретов того времени был художник Симон Ушаков.

Главной тенденцией развития живописи в Московском государстве XVII в. стало его "обмирщение" - приобретения светского характера, хотя церковный влияние оставался господствующим.

Документы. Факты. Комментарии



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 78; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.008 с.)