Периодизация Византийской империи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Периодизация Византийской империи



Историю Византии принято делить на три периода:

I. Ранневизантийский период: IV — первая половина VII в. Это время становления средневековой империи. Византия сохраняет унаследованный от Рима авторитет мировой державы, византийский император — высший арбитр в отношениях между народами и образец для подражания, к которому обращены взоры правителей вновь образовавшихся варварских государств Запада. В Византии продолжали существовать позднеантичные государственные и социальные институты, например сенат, сохранилось довольно в широких масштабах рабовладение, кодифицировалось римское право, процветали унаследованные от Античности города. Вместе с тем появились ростки феодальных отношений. В византийской деревне зарождались патронатные формы крестьянской зависимости. Крестьяне бежали от казённых налогов на земли крупных собственников, отдавались под их покровительство, тем самым они, оставаясь ещё лично свободными, в условиях хозяйствования начинали зависеть поземельно.

II. Средневизантийский период: VII—XII вв. VII—VIII века — время иконоборчества.

·Иконоборчество – борьба против почитания икон

В борьбу против почитания икон были втянуты все слои населения, однако иконоборцы потерпели поражение. Византия — особый вариант средневекового государства, представлявшего собой сплав традиций поздней Римской империи, влияния восточных деспотий, некоторых признаков феодальных монархий Запада. В VII—IX вв. произошли глубокие изменения в управлении империей. Монарх сменил латинский титул «император» на греческий «василевс». Однако, несмотря на укрепление и расширение административного аппарата, в империи нарастала социальная нестабильность, которую прежде всего питал сепаратизм крупных феодальных землевладельцев. Это привело к радикальным изменениям в структуре провинциального управления.

Был создан фемный строй, основу которого составляли военно-административные округа — фемы. В фемах сформировалось особое воинское сословие стратиотов. Стратиоты получали за воинскую службу земельные наделы в наследственное владение. Создание фемного строя привело в итоге к децентрализации управления империей. Византия и её соседи в IV—XIII вв.Ухудшилось внешнеполитическое положение империи. На границы наседали турки-сельджуки, кочевники устремились к Дунаю, сицилийские норманны хотели захватить Адриатику. К концу XII в. от империи отделился Кипр, болгары образовали самостоятельное государство «второе Болгарское царство», сербы добились независимости от империи. Императорский двор погряз в интригах, чиновничий аппарат лихоимствовал и не выполнял свои функции. Империя распадалась.

III. Поздневизантийский период: XIII—XV вв. Завершающий, трагический этап византийской истории. Воспользовавшись кризисом империи, западноевропейские монархи стали отрывать от Византии привлекавшие их территории, сицилийский король — Ионические острова, английский король Ричард I — Кипр, который затем уступил иерусалимскому королю. В апреле 1204 г. войска крестоносцев штурмом взяли Константинополь. Западные рыцари креста вели себя в столице христианской империи как жестокие варвары, уничтожали население, грабили, насиловали, не щадили своих собратьев по вере, пытавшихся укрыться в церквах.

На территории Византии была создана Латинская империя и ещё несколько государств крестоносцев. Византийцы пытались организовать сопротивление. Им удалось сохранить за собой часть земель, на которых возникли самостоятельные государства — Никейская империя, Эпирское царство и Трапезундская империя.

Никея стала инициатором возрождения Византийской империи. В 1261 г. войска никейского правителя Михаила VIII Палеолога вошли в Константинополь. Возрождённая Византийская империя была лишь тенью прежней. Её территория сжалась до части Малой Азии, Фракии и Македонии, нескольких островов. Изнутри её сотрясали восстания. Укреплению империи не способствовали и острые богословские споры, вспыхнувшие в XIV в. и раскалывавшие византийское общество. У империи было много врагов, но самые сильные из них — турки-османы.

В мае 1453 г. турецкие войска взяли Константинополь. Захватчики подвергли город разграблению, а население уничтожению, как два с половиной века назад крестоносцы. Закончилось существование более чем тысячелетней империи. Второй Рим пал. Константинополь был наречён новым именем — Истамбул и стал столицей мусульманской империи османов.

3. Особенности византийского феодализма

Византия была, по существу, единственной страной, где феодальные отношения развивались непосредственно из позднеримских, характерных для разложения поздней рабовладельческой системы. Социально-экономическое развитие Византии определялось тем, что император являлся верховным собственником земли; имелся значительный фонд государственных земель, принадлежавших императорскому домену или государственной казне. Эти земли были настолько обширны, что крестьяне, жившие на них, не всегда могли их обработать. Государственные и императорские земли сдавались в длительную аренду. Императорская, государственная собственность на землю сближает Византию со странами Востока. Государство широко использовало практику пожалования земель за службу — военную или государственную.

Феодальные формы землевладения, сложившиеся в Византии, отчасти напоминали феодально-ленные владения в Западной Европе, однако имели и существенные отличия. Так, например, могла быть передана во владение на условиях обязательной службы не собственно земля, а прежде всего право взимания налогов на этой территории.

Государство могло конфисковывать пожалованные владения. Если в Западной Европе феодалы обладали правом иммунитета, т. е. судебными и административными привилегиями, то византийские феодалы никогда не имели права высшего суда в своих владениях. Большая часть феодальных пожалований не была наследственной.

В Византии не сложилось иерархической сеньориально-феодальной системы, как на Западе. Все феодалы зависели от центральной власти. Военная организация также была государственной, феодалы не имели своих собственных сильных военных отрядов.

Окружение феодалов не было связано с ними правовыми или поземельными узами.

Кроме императорской, государственной и условно-феодальной собственности, существовала собственность крестьянских общин (земли, находившиеся в общественном пользовании) и индивидуальная крестьянская собственность.

Развитие фемного строя определялось наличием у стратиотов (воинов-крестьян) участка земли определённого размера. Владение таким участком было автоматически связано с несением воинской повинности.

Помимо значительного числа свободных общинников, в Византии существовали и различные категории зависимого крестьянства. Особенность Византии заключалась и в том, что это была «страна городов». Города же были напрямую связаны с центральной властью и никогда не находились под юрисдикцией крупных феодалов, как это имело место в Западной Европе. Феодальная иерархия в Западной Европе привела к возникновению устойчивой системы титулов, приобретших наследственный статус. Это укрепляло внутренние связи сословия феодалов.

Принципиальным отличием было то, что в Византии титул давался только пожизненно и никогда не был наследственным. Человек мог продвигаться от титула к титулу, от одного чиновничьего ранга к другому. Пожалование титула или чина было исключительной прерогативой императора. Император определял место человека в аристократической среде.

4. Система власти Византии

Идея и образ империи были чрезвычайно привлекательны для Средневековья. Западные государи грезили о восстановлении Римской империи, видели в ней совершенную государственную модель. Византия же не грезила, а являлась прямой наследницей, продолжательницей римской имперской традиции, усвоив её в самой поздней и полной форме.

Византийский император был автократором (самодержцем), а вся система его власти — единоличной и универсальной. Ему принадлежала верховная и абсолютная власть над землёй, страной и её подданными. Он был светским властителем и одновременно высшим религиозным авторитетом. Император также являлся фигурой репрезентативной, символизирующей вселенскую власть, мощь империи. Не случайно знаки власти византийских императоров были заимствованы в одеяниях и ритуалах монархов Европы (пурпурная мантия, держава и т. п.). Император был фигурой сакральной, весь императорский ритуал должен был указывать на существование мистической связи между царём земным и Царём Небесным. Трон императора был двухместным. Одно сиденье занимал земной владыка, на другом лежал крест, символизирующий присутствие Христа. Император считался, подобно Богу, высшим подателем благ для подданных и высшим судьёй, имевшим право казнить, миловать, увечить, отбирать имущество, смещать с государственных постов. Вместе с тем император был верховным блюстителем закона. Есть некий исторический парадокс в том, что в самом автократическом государстве была осуществлена огромная работа по кодификации римского права, которое через много веков будет положено в основу европейского права, в эпоху, когда Европа задумается над демократизацией государственного и общественного устройства.

В Византийской же империи существовало зафиксированное право, а вот права людей были ограничены центральной властью. Центральная власть концентрировала в своих руках и функции контроля. Власть прежде всего «творилась» в столице — здесь издавались законы, здесь готовились все важнейшие документы, здесь была вершина административно-бюрократического аппарата, отсюда в провинции рассылались сборщики податей.

5. Религия и церковь

Формирование византийской государственности совпало с богословскими спорами, выработкой христианской догматики, утверждением христианства как государственной религии, а церкви как особого социально-политического института. Тринитарные споры (споры о Троице) завершились принятием Никео-Цареградского Символа Веры (325 г., 381 г.).

Споры о сущности (природе) Иисуса Христа (христологические) бушевали три века и привели в конце концов к торжеству православия (ортодоксального учения). Особенностью духовной жизни византийского общества являлось то, что богословские споры не были достоянием только христианских книжников и священнослужителей. К ним подключались самые широкие слои населения — от аристократов до простолюдинов, в них была всерьёз задействована власть. Так, современник рассказывал, что о Троице спорили на улицах, рынках, площадях, в лавках и даже в банях. Это свидетельствует о глубокой религиозности византийцев.

В VIII—IX вв. в иконоборчество были вовлечены все слои населения, а император-иконоборец объявил: кто за почитание икон и мощей — тот против трона и державы. Обнаруживалась очевидная связь между религиозными взглядами и отношением к государству.

Закат Византийской империи также был осложнён полемикой по богословским вопросам. Многие были увлечены мистическим учением Григория Паламы, который считал, что человек может обрести спасение через особую энергию божественного света, пролившуюся людям во время Преображения Христа на горе Фавор. Это учение — исихазм — было принято православной церковью, однако оно уже не могло послужить действенному сплочению духовных сил народа перед лицом надвигающейся гибели их страны. В то время как на Западе в Средние века шла непрерывная борьба между папским престолом и светскими правителями за высшую власть, в Византии сложилось своеобразное равновесие между государством и церковью, между светской и церковной властью.

Православные иерархи, за редким исключением, проповедовали единение с государством, довольствуясь ролью его главных духовных наставников и советчиков. В Византии церковь не имела той экономической и административной самостоятельности, какая сложилась в Западной Европе. В империи церкви и монастыри хотя и были крупными землевладельцами, но не превратились в независимые от государства замкнутые феодальные княжества, подобно церковным вотчинам и аббатствам Западной Европы.

С первых веков существования наметились расхождения между восточной и западной ветвями христианства. В западной господствовало учение о спасающей роли церкви, в руках которой находились и оценка добродетелей верующего, и отпущение грехов. Восточное христианство отводило важную роль в спасении человека индивидуальной молитве и через её посредство допускало мистическое слияние с Богом. Между восточной и западной церквами резко обозначились и расхождения, касавшиеся церковной обрядности.

Языковые различия и территориальная разобщённость Запада и Востока способствовали их нарастанию. Всё это привело к расколу церквей в 1054 г., после которого христианский мир окончательно распался на две части. Этот раскол не преодолён и до сих пор.

Христианство по византийскому образцу принимали народы, входившие в ареал государственного и культурного влияния Византии.

6. Культура Византии

В первые века Средневековья Византия оставалась хранительницей античных традиций. Это прежде всего нашло отражение в ранневизантийской архитектуре, искусстве мозаики. Самым великолепным сооружением раннесредневекового христианского мира стал главный собор Константинополя — собор Святой Софии.

Характерная для Византии централизация находила отражение в стремлении византийской культуры к определённому единству эстетических идеалов и форм. Искусство представлялось отражением Божественной Красоты, которой предназначено спасти мир.

Искусство должно было воспроизводить не изменчивый и не совершенный земной мир, а Идею, Божественный образ бытия, вечный и неизменный, открывающийся внутреннему просветлённому взору.

В Византии родился уникальный жанр искусства — иконопись. Икона (от греч. eikon — изображение, образ) — это символическое изображение, в котором присутствует религиозное таинство. Икона пишется красками в соответствии со строго соблюдаемыми правилами (канонами). Изображение на иконе двухмерное, плоскостное, третье измерение — догматическое, духовное, богооткровенный смысл. Образ на иконе предельно обобщён, включает малое количество деталей, но должен воплощать в себе неисчерпаемый запас духовной энергии. Византийская иконопись стала источником средневекового искусства Руси. Из поздневизантийской иконы произросла итальянская живопись, предвосхитившая Возрождение. Исходным принципом христианского культа был символизм, благодаря которому реальные предметы наделялись сверхъестественным смыслом. Все элементы культа становились символами, аллегориями, обнаруживали иное, внутреннее тайное значение. Самый храм оказывался символом космоса, и вся его архитектура, вся система мозаик и росписи предназначалась к тому, чтобы воплощать в зримых образах христианскую идею связи земного и небесного. Храм заключал в себе всё пространство: небо — купол, рай — алтарную апсиду (впрочем, символы не были однозначными и апсида мыслилась также пещерой Вифлеемскою, местом рождения Христа) и даже ад, западные части здания, где первоначально стояли во время богослужения те, кто ещё не принял крещения и только стремился стать христианином. Здесь, в западной части храма, помещалось иной раз изображение Страшного суда. Устремление к Идее, к Бесконечности стало для византийцев важнейшей эстетической задачей. Византия была страной христианской учёности. Философ и богослов Иоанн Дамаскин, создавший философско-теологическую систему, не уступающую западноевропейской схоластике, начал свой труд «Источник знания» знакомым нам всем выражением: «Ученье — свет, а неученье — тьма». Здесь был создан первый христианский учебник «Шестоднев» Василия Великого, в городах действовало много школ. Главная константинопольская школа по уровню преподавания превосходила западноевропейские университеты. Развивались разные области знаний — математика, астрономия, медицина, география, изучение природы и др. В Византии грамотность была распространена намного шире, чем в Западной Европе. Из Византии античное наследие греков проникало в Западную Европу, особенно через области, активно с ней контактировавшие. Из Византии через «моравских братьев» Кирилла и Мефодия (IX в.) пришла азбука и грамотность в славянские земли и на Русь. Традиции византийской культуры и после её гибели продолжали жить в культурах других православных стран, они нашли развитие в Московском государстве, считавшем себя религиозным и отчасти государственным преемником Византии. В конце XIX — начале XX в. византийские художественные формы были переосмыслены в искусстве модерна и неовизантийском стиле архитектуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.216.174 (0.013 с.)