Психическая напряжённость и напряжение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психическая напряжённость и напряжение



Г. Иваново

2010

Содержание.

 

I. Введение.

II. Теория.

Глава 1. Что такое нервно-психологическое напряжение?

 

· Психическая напряжённость и напряжение.

· Операционная и эмоциональная напряжённость.

· Ситуации, вызывающие психическую напряжённость.

· Влияние напряжённости на деятельность.

· Психические состояния человека в трудных условиях.

· Симптомы тревожного напряжения.

Глава 2. Что такое стресс?

 

III. Исследование.

 

Глава 1. Метод исследования.

Глава 2. Результаты.

Глава 3. Выводы.

Глава 4. Рекомендации.

  

· Как бороться со стрессом?

· Как справиться с тревогой?

 

 

IV. Заключение.

 

 

  

 

Введение.

 

 

Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение, поскольку психические состояния существенно определяют характер деятельности человека.

Различные авторы дают разные определения понятия “психическое состояние”. Мне наиболее полным и простым представляется определение Н.Д. Левитова:

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.

Состояние психической напряжённости возникает при выполнении человеком продуктивной деятельности в трудных условиях и оказывает сильное влияние на её эффективность. Характер этого влияния определяется как самой ситуацией, так и особенностями личности, её мотивацией и т.д.

 Из определения:  

Нервно-психическое напряжение (НПН) - особое психическое состояние, возникающее в тяжелых, непривычных для психики условиях, требующих перестройки всей адаптационной системы организма. 

Тяжелое, непривычное для психики условие - чем не экзамен? Перед экзаменом многие очень нервничают, беспокоятся, боятся, это негативно влияет на наше здоровье (перестройка адаптационной системы организма.)

Я решила разобраться в этой теме подробней. Я уже испытала на себе предэкзаменационное напряжение, поэтому мне стало интересно как? что? почему?.

Итак, приступим.

 

Глава 1. Что такое нервно-психологическое напряжение?

 

Исследование.

Глава 1. Метод исследования.

Для изучения нервно-психического напряжения учащихся старших классов гимназии мы выбрали метод тестирования:

                    

                        Виды заболеваний

  Ответы в баллах

Да Не знаю Нет
1. У меня редко бывают головные боли после длительной и напряженной деятельности      
2. Меня ничто не может вывести из хорошего расположения духа      
3. Невыполненные задания или неудачи на контрольных работах не волнуют меня      
4. Я не волнуюсь и не испытываю сильного сердцебиения перед экзаменом, если не уверен в своих силах.      
5. Я захожу на экзамен в числе первых и не задумываюсь над выбором билета      
6. Мне не требуется времени на обдумывание дополнительного вопроса      
7. Насмешки одноклассников не портят мне настроение      
8. Я спокойно сплю во время экзаменов, и меня во сне не преследуют экзаменационные мотивы      
9. В коллективе я чувствую себя легко и непринужденно      
10. Мне легко организовать свой рабочий день, я всегда успеваю то, что спланировал      
11. Мне с трудом удается сосредоточить внимание на уроке      
12.Отход преподаватель от основной темы занятий отвлекает меня      
13.Меня постоянно тревожат мысли о предстоящем зачете или экзамене      
14.Порой мне кажется, что мои знания по тому или иному предмету ничтожны      
15. Отчаявшись выполнить какое-либо задание, я обычно «опускаю руки»      
16. Я не успеваю усваивать учебный материал, и это вызывает чувство неуверенности в себе.      
17. Я болезненно реагирую на критические замечания преподавателя      
18. Неожиданный вопрос преподавателя приводит меня в замешательство      
19. меня сильно беспокоит положение в классе      
20. Я безвольный человек, и это отражается на моей успеваемости      
21. Я с трудом сосредотачиваюсь на каком-либо задании или работе, и это раздражает меня      
22. Не смотря на уверенность в своих знаниях, я испытываю страх перед зачетом, собеседованием, экзаменом      
23. Порой мне кажется, что я не смогу усвоить всего учебного материала      
24. Во время ответа меня смущает необходимость отвечать перед аудиторией      
25. Возможные неудачи в учебе тревожат меня      
26. Во время выступления или ответа я от волнения начинаю заикаться      
27. Моё состояние во многом зависит от успешного выполнения учебного задания      
28. Я часто ссорюсь с товарищами по классу из-за пустяков и потом сожалею об этом      
29. Микроклимат в классе очень влияет на моё состояние      
30. После спора или ссоры я долго не могу успокоиться      
Количество ответов «нет» (вопросы 1-10)      
Количество ответов «да» (вопросы 11-30)      
Количество ответов «не знаю» (вопросы 1-30)      
½ количества ответов «не знаю» (вопросы 1-30)      
Суммарный балл: Количество ответов «нет» (вопросы 1-10) + количество ответов «да» (вопросы 11-30) + ½ количества ответов «не знаю»(вопросы 1-30)      

 

Подсчет баллов и определение уровня напряженности.

 

Уровни Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Юноши 0-7 8-11 12-15 16-18 22
Девушки 0-11 12-14 15-16 17-22 23

 

 

Таким методом мы изучили 3 класса: 10б, 11а,11б.

В 2ух классах (11а, 11б) мы определяли динамику.

 

Результаты.

 

Первое исследование проводилось в январе 2010 года, второе-март 2010.

 

11б (исследование №1)

Кол-во Уровень напряженности
1 20,5 Выше Среднего
2 21,5 Выше Среднего
3 12,5 Средний
4 15,5 Выше Среднего
5 14 Ниже Среднего
6 9 Ниже Среднего
7 17,5 Выше Среднего
8 15 Средний
9 19 Выше Среднего
10 13,5 Средний
11 14,5 Средний
12 19,5 Выше Среднего
13 12 Ниже Среднего
14 12,5 Ниже Среднего
15 15,5 Выше Среднего
16 11,5 Ниже Среднего
17 15 Средний
18 18 Выше Среднего
19 24 Высокий
20 13,5 Средний
21 15 Средний
22 14,5 Средний
23 10 Ниже Среднего
24 9,5 Ниже Среднего
25 12,5 Ниже Среднего
26 21 Высокий
27 15 Средний
28 17,5 Выше Среднего
39 19 Выше Среднего
30 25,5 Высокий
31 22 Выше Среднего

 

 

11б (исследование №2)

Кол-во Уровень напряженности
1 19 Выше Среднего
2 18 Выше Среднего
3    
4 8 Ниже Среднего
5    
6 10 Низкий
7 6,5 Низкий
8 13 Ниже Среднего
9 14 Ниже Среднего
10    
11    
12 7 Низкий
13 11 Низкий
14 11 Низкий
15 10,5 Низкий
16 10,5 Ниже Среднего
17 7 Низкий
18 7 Низкий
19 10 Низкий
20 18,5 Выше Среднего
21 9 Ниже Среднего
22 7 Низкий
23 12 Средний
24    
25    
26 11 Низкий
27 14 Средний
28    
29 13 Ниже Среднего
30 16,5 Выше Среднего
31 19,5 Выше Среднего
32 12 Ниже Среднего

 

11а (исследование №1)

Кол-во Уровень напряженности
1    
2 12 Ниже Среднего
3 20 Высокий
4 17,5 Выше Среднего
5 11 Ниже Среднего
6 17 Выше Среднего
7 17 Выше Среднего
8 16 Выше Среднего
9 15,5 Средний
10 5 Низкий
11    
12 8,5 Низкий
13    
14 12,5 Ниже Среднего
15 22 Выше Среднего
16    
17 18 Выше Среднего
18 6,5 Низкий
19 11 Низкий
20 9 Низкий
21 11 Низкий
22 4,5 Низкий
23 4,5 Низкий
24 15 Средний
25 10 Ниже Среднего
26 8,5 Низкий
27 10,5 Низкий
28 9,5 Низкий
29 14,5 Средний
30 16,5 Выше Среднего
31 10 Низкий
32 15 Средний

 

 

11а (исследование №2)

Кол-во Уровень напряженности
1    
2 13,5 Ниже Среднего
3 24 Высокий
4 21,5 Выше Среднего
5 13,5 Средний
6 22 Выше Среднего
7    
8    
9 11 Низкий
10 5 Низкий
11 14 Ниже Среднего
12    
13 8 Ниже Среднего
14 11 Низкий
15 19,5 Выше Среднего
16 1,5 Низкий
17 18 Выше Среднего
18 9,5 Низкий
19 11 Низкий
20 6 Низкий
21    
22    
23 5 Низкий
24 15 Средний
25 14 Ниже Среднего
26 10 Низкий
27    
28 11 Низкий
29 10,5 Низкий
30 15 Средний
31 6 Низкий
32    

 

10б

Кол-во Уровень напряженности
1 13,5 Ниже Среднего
2 15,5 Средний
3 6,5 Низкий
4 16,5 Выше Среднего
5 6,5 Низкий
6 22,5 Высокий
7 16,5 Выше Среднего
8    
9 17 Выше Среднего
10    
11 19,5 Выше Среднего
12 16 Средний
13    
14 12 Ниже Среднего
15 17 Выше Среднего
16 10 Ниже Среднего
171117    
181118 14 Ниже Среднего
19 8 Ниже Среднего
20 12,5 Средний
21 16,5 Выше Среднего
22 12,5 Ниже Среднего
23    
24    
25 16 Средний
26 6,5 Низкий

 

А) анализ исследования

 

Класс Кол-во исследованных Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Средний балл
10б 20 15% 30% 20% 30% 5% 137,5
11а(1) 28 46,4% 14,3% 14,3% 25% 3,6% 164
11а(2) 24 50% 16,7% 12,5% 16,7% 4,2% 147,8
11б(1) 31 0% 25,8% 29% 35,5% 9,7% 247,8
11б(2) 25 44% 28% 8% 20% 0% 147,5

 

Вывод: изучив напряженность старших классов можно сделать такой вывод, что у 11классников напряженность намного больше чем у 10классников, это связанно с предэкзаменационным волнением.

 

 

Б) Гендерное сравнение

 

Класс Пол Кол-во Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий Средний балл

10б

Муж. 4 25% 50% 25% 0% 0% 18,5
Жен. 16 12,5% 25% 18,8% 37,5% 6,2% 119

11а(1)

Муж. 7 14,3% 28,6% 14,3% 28,6% 14,3% 46,5
Жен. 21 52,4% 9,5% 14,3% 23,8% 0% 129,8

11а(2)

Муж. 6 16,7% 16,7% 50% 0% 16,7% 38
Жен. 18 61,1% 11,1% 5,6% 22,2% 0% 109,8

11б(1)

Муж. 11 0% 27,3% 45,5% 18,2% 9,1% 74,5
Жен. 20 0% 25% 20% 45% 10% 173,3

11б(2)

Муж. 7 28,6% 42,9% 42,9% 0% 0% 33,5
Жен. 18 50% 22,2% 0% 27,8% 0% 114

Всего:

 

Муж.              
Жен.              
                 

 

Вывод:

 

 

В) Динамика

 

А

 

  Низкий Ниже Среднего Средний Выше Среднего Высокий Средний балл
I. 46,4% 14,3% 14,3% 25% 3,6% 164
II. 50% 16,7% 12,5% 16,7% 4,2% 147,8
Динамика Возросло Возросло Уменьшалось Уменьшалось Возросло Уменьшилось

 

 

Б

  Низкий Ниже Среднего Средний Выше Среднего Высокий Средний балл
 III. 0% 25,8% 29% 35,5% 9,7% 247,8
 IV. 44% 28% 8% 20% 0% 147,5
Динамика Возросло Возросло Уменьшалось Уменьшалось Уменьшилось Уменьшилось

 

 

Вывод: изучив динамику напряженности, я пришла к выводу, что напряженность перед экзаменом за 2 месяца намного меньше чем была в январе.

 

 

 Рекомендации.

Борьба со стрессом.

Аутогенная тренировка в различных модификациях, дыхательные упражнения и прежде всего получающие сейчас все большее распространение медитации требуют от человека значительной собранности, внутренней концентрации. Поэтому эти методы, особенно если они осваиваются самостоятельно, скорее подходят людям относительно благополучным в нервно-психическом плане. Однако издавна существуют достаточно простые способы снятия стресса, не требующие длительных тренировок и особенно эффективные в неотложных, критических ситуациях.

Для начала предлагаю вашему вниманию рекомендуемые Н. Смирновым приемы овладения собой.

1. Выговоритесь! Всегда, в коллективах находятся люди, обладающие большим потенциалом сочувствия, к которым в трудную минуту охотно обращаются за советом. В социальной психологии, где поведение рассматривается сквозь призму ролей, такое положение в коллективе называют "жилеткой" (в нее можно поплакаться). Открытости благоприятствуют случайные встречи, будь то в поезде, самолете или очереди. Это объясняется стопроцентной гарантией анонимности подобного контакта. Одинокие люди заводят кошек, собак, потому что маленькому другу можно излить все, что накипело в душе. И в этом нет никакой мистики: животные, хорошо изучившие своих хозяев, отвечают естественными, а не наигранными, приобретенными, как у людей, знаками ответного внимания.

2. Напишите письмо. Душевную тяжесть можно выразить через описание своих переживаний. Причем не обязательно писать какому-то конкретному адресату. Записи могут носить дневниковый характер. Если хватает фантазии, пишите своим потомкам, жителям другой планеты.

3. Сделайте себе подарок. Можно буквально выполнить эту рекомендацию, то есть пойти немедленно в магазин и купить себе какую-то безделушку. Другой вариант: предоставить себе на 2-3 часа полную свободу, не скованную никакими обязанностями.

4. Помогите другому! Проявляя альтруизм, вы и себе делаете добро. Любой медик подтвердит, что ни с чем несравнима радость, которую испытываешь, когда видишь помолодевшие, полные благодарности, признательности лица своих бывших пациентов.

5. Почувствуйте землю под ногами. Эту рекомендацию можно истолковать буквально: попрыгайте, почувствуйте почву под ногами, осознайте, что все, что происходит вокруг - шум ветра, голоса птиц, движение транспорта, - касается вас. Почувствуйте себя уверенным, непоколебимым, полным богатырской мощи, оптимизма.

6. Растворите печаль в сновидениях. "Утро вечера мудренее" - старая проверенная поговорка. Отдохнувший человек - это уже другой человек, то, что еще вчера казалось ужасающим, сегодня воспринимается спокойнее, без налета трагичности.

7. Нет худа без добра. Эту не менее известную поговорку можно перефразировать так: что бы ни происходило, во всем есть что-то положительное. Заболел человек - ничего, появится возможность хоть на какое-то время избавиться от тягостных проблем. И вообще - любые препятствия только закаляют личность.

Следующий предлагаемый комплекс упражнений позволит за короткое время расслабиться, вернуть нормальную работоспособность, а значит, и не допускать себя до хронического стресса. Упражнения настолько элементарны, что можно их выполнять как дома, так и на работе.

1. Возьмитесь обеими руками за сиденье стула, на котором сидите, напрягитесь и потянитесь вверх. Досчитайте до шести, опустите руки вдоль туловища и расслабьтесь.

2. Отведите руки за голову и сильно надавите на шею у основания черепа, одновременно противодействуя этому давлению.

 

3. Помассируйте пальцы рук - от основания до кончиков. Мужчины сначала массируют левую руку, а женщины начинают с правой руки.

4. Медленно вдохните (мысленно сосчитав до шести), задержите дыхание на две секунды, медленно выдохните (сосчитав до двенадцати).

 

Весьма полезным может оказаться так называемый сеанс психофизической настройки доктора К. Динейки.

1. Устройтесь поудобнее, так, чтобы мышцы по возможности были расслаблены... Вам хочется вздремнуть... Выдох удлиняется... После выдоха постарайтесь несколько секунд не дышать. Во время удлиненного выдоха теплая медленная волна как бы перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения.

2. Итак, мышцы расслаблены, веки опущены. Вам приятно находиться в Состоянии истомы. Нервная система и мозг воспринимают живительную струю кислорода. Нервные процессы уравновешиваются, силы организма восстанавливаются.

3. Ваше сознание как легкое облачко над лучезарным морем... Волны катятся, бьются о берег. В солнечных лучах радостно искрятся брызги. Над морем безмолвно парит белая чайка.

4. Малую птицу не сломит стихия. Крылья ведь держат, и сердце стучит... Ваши крылья - это вера в неисчерпаемую энергию мозга и уверенность в восстановлении сил, возвращении радости жизни.

5. Ваше сердце мерно стучит. Вам легко дышится. Каждая клетка обеспечивается живительной струей кислорода. Внутреннее умиротворение разрешает вам легко воспринимать словесное самовнушение.

Мысленно повторяйте формулы:

"Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей и переживаний (пауза). Энергия восстанавливается с избытком (пауза). Мне становится все лучше и лучше. Я могу быть приветливым, добрым и невозмутимым (пауза)".

"Я отдохнул. Я проникся жизнеутверждающими мыслями. Я ощущаю возрастающую уверенность в своих силах (пауза)".

"Сеанс подходит к концу. Я буду считать про себя от трех до одного. Счет "три"! Сонливость проходит. Счет "два"! Я потягиваюсь. Счет "один"! Я бодр, полон сил."

Встаньте! Будьте здоровы и жизнерадостны!

 

Как справиться с тревогой

Чаще всего термин "тревога" используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния или внутреннего условия, которое характеризуется субъективными ощущениями беспокойства, мрачных предчувствий, а с физиологической стороны - активацией автономной нервной системы.

Состояние тревоги возникает тогда, когда воспринимается определенный раздражитель или ситуация как несущие в себе актуально или потенциально элементы опасности, угрозы, вреда, также неопределенность является неотъемлемой предпосылкой тревоги.

Тревога как процесс.

Этот процесс может быть вызван внешним стрессовым раздражителем или некоторым внутренним источником, интерпретируемым субъектом как опасный или угрожающий:

При восприятии происходит оценка ситуации:

1. первичная оценка - анализ ситуации с точки зрения наличия в ней угрожающих или благоприятных моментов;

2. вторичная оценка - поиск форм поведения, позволяющих свести к минимуму угрозу или усилить позитивные стороны ситуации;

3. переоценка ситуации - изменение отношения к ситуации, основанное на информации, полученной на втором этапе.

Значение тревоги также состоит в подготовке организма к действию. Напряжение – естественная прелюдия целенаправленного действия, мобилизация организма. Но когда это действие задерживается или подавляется, создается чрезмерное напряжение. Накопившись, слишком сильное напряжение начинает мешать человеку. Он переключается с выполнения деятельности на переживание по поводу чрезмерного напряжения, тревожные мысли, страхи не дают покоя человеку и демобилизуют его.

 

 

 

 

 

 

Как же не попасть в точку, в которой начинает накапливаться излишняя тревога, мешающая человеку?

Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Начнем двигаться в этом направлении!

Имеющиеся методы саморегуляции в стрессе можно разделить на две группы: естественные и искусственные. Естественные методы саморегуляции основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет "под рукой" - в своей жизни. По существу, эти методы связаны с разумным планированием режима своего труда и отдыха. Искусственные методы - это способы саморегуляции в стрессе, которые разработаны в практической психологии. Сначала мы разберем первую группу методов, а потом - вторую.

Итак, естественные методы саморегуляции. Что это такое? Вспомните, что Вы делаете дома, в школе, с друзьями, чтобы улучшить свое настроение и успокоиться. Есть ли у Вас свои "секреты", помогающие Вам восстановить внутренний эмоциональный баланс и равновесие в стрессовой ситуации?            

Если Вы смогли вспомнить не менее, а может, и более пяти занятий, которые Вам помогают "защититься" от разрушающего стресса - это свидетельствует о том, что Вы успешно работаете над собой. Если же у Вас возникают трудности в определении одного-двух таких занятий, - это признак того, что Вы себя "забросили", пустили "стихию" разрушительного стресса на самотек, что, безусловно, плохо.

• На первом месте по эффективности стоит различная физическая нагрузка. Многие занимаются спортом (играют в спортивные игры, занимаются различными видами гимнастики), совершают прогулки и др. Большинство отмечает, что важно немного физически устать, и тогда психологическая усталость проходит, а то и совсем исчеза­ет.

• Довольно часто люди отмечают, что быстро успокоиться и привести свои нервы "в порядок" помогает вода: плавание в бассейне, различные водные процедуры - ванная, душ, баня, сауна.

• Хорошо, если человек имеет какое-либо увлечение, помогающее ему расслабиться и получить удовольствие. Некоторые отдыхают в кругу семьи (особенно благотворно действует общение с маленькими детьми), гуляют с животными.

• Важно не забывать доставлять себе удовольствие, т.е. время от времени делать то, что приятно.

• И последнее: легко "сбрасывать" стресс помогает общение со спокойными и оптимистичными людьми.

В практической психологии разработаны методы, позволяющие человеку «сбрасывать» внутреннее напряжение и успокаиваться. Мы предлагаем вам различные психотехнические упражнения. Попробуйте практически выполнить те из них, которые вам понравятся.

     Упражнение 1 «Дыхание»

Дыхание - есть жизнь. Задерживая его, вы лишаете организм потребности, по сравнению с которой всё остальное уходит на задний план и хоть на мгновение, но теряет свою актуальность. Это мгновение - ваш выигрыш. Используйте его, чтобы выйти из-под прямого воздействия стресса. Для этого с выдохом расслабьтесь и при очередном вдохе чуть отклонитесь назад, поднимите подбородок и слегка откиньте голову.

Сядьте прямо и выдохните весь воздух из легких. С выдохом расслабьтесь. Крепко возьмитесь обеими руками за края сиденья и на вдохе потяните его вверх, словно пытаясь поднять стул.

Напрягите руки, живот и остальные мышцы тела, продолжая как будто поднимать стул, на котором сидите.

Сохраняя напряжение во всем теле, задержите дыхание.

Медленно выдохните через нос, расслабляя тело и отпуская сиденье. После выдоха полностью расслабьтесь. Нигде в теле не должно оставаться напряжения.

Выполните три-пять таких циклов. Время вдоха, выдоха и задержки дыхания определяйте в соответствии с состоянием вашего здоровья и вашим ритмом дыхания.

 

Если у вас повышенное давление, то практикуйте только расслабляющий способ дыхания, без фазы напряжения на вдохе. Тогда с каждым выдохом освобождайтесь от оставшегося в вас напряжения, как бы «сдувая» его пока­зание со шкалы вашего персонального счетчика-измерителя.

Упражнение 2 «Горящая свеча»

Расслабляющее свойство выдоха используется еще полнее при дыхании с горящей свечой.

Поставьте зажженную свечу на стол и сядьте перед ней таким образом, чтобы пламя находилось на расстоянии 15-20 см от ваших губ. Округлите губы и медленно выдыхайте на пламя свечи. Не тушите огонь, но отклоняйте его осторожной, медленной и сильной струёй воздуха. Постарайтесь дуть так, чтобы угол наклона пламени был одинаковым с начала выдоха до его полного завершения.

Выполняйте это упражнение в течение пяти минут.

Таким способом вы обучитесь ровному, продолжительному расслабляющему выдоху, который будет "выносить» из вас и сжигать в пламени свечи весь накопившийся ментальный «мусор», высвобождать от всего, что мешает вам быть свободными и спокойными.

Упражнение 3 «Мета-позиция»

Представьте себе, что вы видите себя и все, что происходит, как бы со стороны, как будто смотрите о себе фильм. Установите удобную для вас дистанцию. Почувствуйте себя наблюдателем, далеким и в то же время заинтересованным всем тем, что происходит. Спокойно и бесстрастно рассматривайте происходящее как внешнее явление. Установленная вами дистанция оказывает услугу: вы начи­наете видеть, как и что вы делаете, не превращаясь в то, что вы видите. Вы можете наблюдать свои эмоции, вроде гнева, но не действуете на основании этого гнева. Главное - не дайте себе «втянуться» в ситуацию вновь. Делайте все, что необходимо, для поддержания дистанции: вообразите перед собой стеклянный барьер, отодвиньтесь на большее расстояние, поднимитесь над ситуацией и смотрите на нее свысока. Вы можете расслабиться и с этой новой перспективы взвесить все более здраво. Большинство из нас находит наилучшие решения, оставляя все эмоции в стороне. Теперь вы смотрите на внешние обстоятельства как зритель, молчаливый свидетель, отошедший на минуту, чтобы оценить ситуацию. Водоворот больше не кружит вас словно пробку в стремительном, бурном потоке. Оцените ситуацию и примите решение о дальнейших действиях: как вам следует себя вести оптимальным образом; какой ресурс для этого нужен; где вы его может взять прямо сейчас.

Упражнение 4 «Ресурсное состояние»

Самый надежный источник ресурса - вы сами, ибо всё, что вам нужно, в вас уже давно есть. Важно только уметь этим вовремя воспользоваться. Технология актуализации ресурсных состояний предоставляет такую возможность.

Допустим, вы видите, что для оптимального поведения вам необходимо чувство уверенности. Вспомните ситуацию, в которой вы всегда чувствуете себя уверенно: за рулем своего велосипеда, на теннисном корте или где-то еще. Неважно, что это за воспоминание. Главное, что в данный момент оно является для вас позитивным и сильным. Еще раз во всей полноте переживите его, как если бы все это происходило сейчас. Ощутите в себе уверенность и силу.

С этим чувством войдите в стрессовую ситуацию и действуйте на основании вашей уверенности. Действуйте исходя из того, что на первом плане у вас стоит уже не драма, а имеющийся шанс справиться с ней. Используйте его.

Одержанная победа приносит чувство гордости за себя, ощущение силы и способность ответить на серьёзный вызов. В вас укрепляется уверенность в себе и вы обнаруживаете, что имеете достаточный запас прочности, чтобы вынести любое выпавшее на вашу долю испытание.

С помощью приёма актуализации ресурсных состояний вы можете призвать к себе на помощь любое нужное вам чувство: спокойствие, компетентность, сосредоточенность, выдержку и так далее. Все, что для этого надо сделать - это взять его оттуда, где оно у вас было, и перенести туда, где вы в нем нуждаетесь сейчас.

Если опыта переживания нужного чувства у вас нет, используйте прием - как будто вы овладеваете этим чувст­вом. Единственное, что вы можете сделать, не обладая, например, смелостью, так это притвориться смелым, и согласовывать с этим свое поведение. Вы также можете позаимствовать требуемый ресурс у вашего героя, подражая его манере поведения.

Упражнение 5 «Настроение»

Сядьте за стол и возьмите цветные карандаши или фломастеры. Перед вами – чистый лист бумаги. Нарисуйте любой сюжет – линии, цветовые пятна, фигуры. Важно при этом погрузиться в свои переживания, выбрать цвет и провести линии так, как вам больше хочется, в полном соответствии с вашим настроением. Представьте, что вы переносите свое беспокойство и тревогу на лист бумаги, стараясь выплеснуть его полностью, до конца. Рисуйте до тех пор, пока не заполнится все пространство листа, и вы не почувствуете успокоение. Ваше время сейчас не ограничено: рисуйте столько, сколько вам нужно.

Затем переверните лист и напишите несколько слов, отражающих ваше настроение. Долго не думайте, необходимо, чтобы ваши слова возникали свободно, без специального контроля с вашей стороны.

После того как вы нарисовали свое настроение и переложили его в слова, с удовольствием, эмоционально разорвите листок и выбросите его в урну. Все! Теперь вы избавились от своего напряженно8го состояния! Ваше напряжение перешло в рисунок и уже исчезло, как этот неприятный для вас рисунок.

 

Г. Иваново

2010

Содержание.

 

I. Введение.

II. Теория.

Глава 1. Что такое нервно-психологическое напряжение?

 

· Психическая напряжённость и напряжение.

· Операционная и эмоциональная напряжённость.

· Ситуации, вызывающие психическую напряжённость.

· Влияние напряжённости на деятельность.

· Психические состояния человека в трудных условиях.

· Симптомы тревожного напряжения.

Глава 2. Что такое стресс?

 

III. Исследование.

 

Глава 1. Метод исследования.

Глава 2. Результаты.

Глава 3. Выводы.

Глава 4. Рекомендации.

  

· Как бороться со стрессом?

· Как справиться с тревогой?

 

 

IV. Заключение.

 

 

  

 

Введение.

 

 

Среди психических явлений психическим состояниям принадлежит одно из основных мест. Проблема психических состояний имеет в человекознании огромное значение, поскольку психические состояния существенно определяют характер деятельности человека.

Различные авторы дают разные определения понятия “психическое состояние”. Мне наиболее полным и простым представляется определение Н.Д. Левитова:

Психическое состояние – это целостная характеристика психической деятельности за определённый период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.129 с.)