Дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма у школьников. Методы обследования детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма у школьников. Методы обследования детей



ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Обследование школьников осуществляется в два этапа.

На первом (предварительном) этапе - выявление детей, страдающих наруше­ниями чтения и письма (анали­з тетрадей детей, различные виды письменных работ (списывание, диктанты, изло­жение), исследование процесса чтения).

На втором этапе - специальное об­следование детей с нарушениями чтения и письма. Задачей этого этапа является дифференциальная ди­агностика расстройств чтения и письма: определение симптоматики, механизмов и вида дислексии и дисграфии, а также степени их выраженности.

Обследование на втором этапе проводится последующей схеме.

 

СХЕМА ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

(Приведенный речевой материал рассчитан на обследование учащихся 2 класса массовой школы).

Анкетные данные

1. Фамилия, имя.

2. Возраст.

3. Школа, класс.

4. Национальность, родной язык, на каком язы­ке общается в семье.

5. Приходящий или живущий в интернате.

Анамнез

1. Данные о наличии у родителей и родственни­ков нервно-психических, соматических заболева­ний, речевых нарушений, особенно дислексии и дисграфии.

2. Протекание у матери беременности в первую и вторую половину. Выявить, не было ли травм, резус-конфликта, воздействия химических, фи­зических (особенно облучения) факторов, инфек­ционных заболеваний (особенно краснухи, гриппа и др.), токсоплазмоза, сердечно-сосудистых забо­леваний, болезней печени, почек, токсикоза в пер­вую или во вторую половину беременности, симп­томов угрожающего выкидыша.

3. Протекание родов у матери (в срок, досроч­ные: в 8, 7 мес, нормально протекающие, затяж­ные, стремительные, обезвоженные и др.), исполь­зование стимуляции во время родов, ее характер, длительность родов.

4. Состояние ребенка в момент рождения. На­личие травм во время родов (переломы, кровоиз­лияния, опухоли, асфиксии — синяя, белая), ког­да закричал (сразу, через несколько секунд, через несколько минут). Наличие врожденных пороков. Вес и рост ребенка при рождении. Когда принесли кормить, как сосал.

5. Данные о соматическом, нервно-психическом и психомоторном развитии ребенка (выписать из медицинской карты или обследовать ребенка у вра­чей-специалистов).

6. Данные о развитии речи ребенка: время появ­ления гуления, лепета, характер лепета, время по­явления первых слов и фразовой речи; не было ли у ребенка нарушений слоговой структуры слов, аграмматизмов; какие звуки долго произносились непра­вильно, характер неправильного произношения зву­ков (искажения, замены, отсутствие звуков) до 4 лет, после 4 лет; проводилась ли коррекция нарушений звукопроизношения и других речевых расстройств, в течение какого периода, ее результат; характерные особенности понимания речи окружающих.

Состояние звукопроизношения

Определить характер нарушения произношения звуков речи (отсутствие, замены, смешения), дефект­ную артикуляцию в различных условиях:

— при изолированном произношении звуков;

— в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных;

— в начале, середине и конце слов;

— во фразах;

— в тексте.

В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предложения, стихотворения, чистоговорки, тексты, включающие звук, произношение которого исследуется.

Исследование умения воспроизводить звукослоговую структуру слова

Назвать картинки, повторить слова разной звукослоговой структуры: сыр, снег, текст, рога, весна, гнездо, сенокос, картофель, звездочки, государство, электричка, экскаваторщик, милиционер, сковородка, космонавт, велосипедист, чистильщик.

 

Анатомическое строение артикуляционного аппарата (челюсти, прикус, зубы, язык, твердое небо, мягкое небо, губы).

 

ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА РАССТРОЙСТВ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА У ШКОЛЬНИКОВ. МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ

Обследование школьников осуществляется в два этапа.

На первом (предварительном) этапе - выявление детей, страдающих наруше­ниями чтения и письма (анали­з тетрадей детей, различные виды письменных работ (списывание, диктанты, изло­жение), исследование процесса чтения).

На втором этапе - специальное об­следование детей с нарушениями чтения и письма. Задачей этого этапа является дифференциальная ди­агностика расстройств чтения и письма: определение симптоматики, механизмов и вида дислексии и дисграфии, а также степени их выраженности.

Обследование на втором этапе проводится последующей схеме.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.101 (0.005 с.)