Технология обучения рисованию с натуры в начальных классах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Технология обучения рисованию с натуры в начальных классах.



Рисование с натуры является одним из основных видов

учебно-творческой работы по изобразительному искусству, раскрывающим огромные возможности в изучении и эстетическом осмыслении формы, конструкции, объёма предметов, их цветовой окраски, закономерностей светотени, перспективы, композиции.

     Раздел «Рисование с натуры» включает в себе несколько подразделов:

─ Рисование с натуры «плоских» предметов

─ Рисование с натуры геометрических тел и гипсовых

     орнаментов

─ Рисование с натуры бытовых предметов

─ Рисование с натуры овощей, фруктов, цветов

─ Рисование с натуры пейзажа

─ Рисование с натуры интерьера и архитектурных

     сооружений

─ Рисование с натуры животных

─ Рисование с натуры человека

     С первого же занятия по «Рисование с натуры» (Рисунок и живопись.) важно усвоить такие понятия как «натура» и «рисунок с натуры».

     Предмет, который находится перед рисовальщиком и который изображается, называется натурой, а процесс рассматривания его и изображения, сравнения натуры с изображением и доведения до соответствия натуре называется рисо-ванием с натуры.

  3.1 Рисование с натуры, по памяти и по представлению занимает важное место в преподавании изобразительного искусства в начальных классах. На уроках рисования с натуры дети учатся наблюдать форму, пропорции, взаимосвязь частей

 (конструктивное строение), цвет предметов. У детей формируется умение свободно, без напряжения, не поворачивая листа бумаги, проводить линии в разных направлениях.   

Учащиеся усваивают различные приемы работы акварельными красками, получают начальные сведения о композиции, учатся различать и передавать в рисунках цвета. При рисовании отдельных предметов дети учатся правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги.

     На уроках рисования с натуры, так же как и на других уроках, дети учатся организовывать своё рабочее место, правильно сидеть, правильно держать бумагу и карандаш, работать с акварельными красками при рисовании.

     Рисование с натуры следует начинать с организации наблюдения учащимися изображаемых объектов, чтобы научить их видеть натуру, анализировать форму, величину, строение и другие характерные признаки изображаемого предмета.

      Умение анализировать предмет органично связывается с усвоением главного правила рисования – построения рисунка начинают с изображения общей формы, затем прорабатывают детали и в самом конце работы снова уточняют общее.

       При переходе к самостоятельной работе учащиеся должны постоянно сравнивать с натурой свой рисунок на всех этапах. Это помогает достичь наиболее лучшего результата. Правильно организованное наблюдение, показ последовательности выполнения рисунка и, наконец, систематический анализ детских работ – вот решение важной педагогической задачи.

       Урок «рисование с натуры» в начальных классах можно проводить по следующему плану:

 

1. Постановка натуры

2. Организация наблюдения и анализ предметов постановки

3. Показ последовательности выполнения рисунка

4. Выполнение учащимися построения рисунка тонкими линиями

5. Общие замечания учителя, относящиеся к этапам последовательного выполнения рисунка

6. Проверка и исправление ошибок

7. Продолжение работы, завершение рисунка

8. Подведение итогов работы.

      При выполнении этой же работы красками эта структура соответственно усложняется. Готовятся краски, объяснение последовательности работы с акварельными красками.

      Задания по рисованию с натуры обычно бывают двух видов: рассчитанные на длительное исполнение (1–3 урока)

и кратковременные (5 – 15 минут на набросок). Наброски и зарисовки могут выполняться в начале, в середине, в конце урока – в зависимости от целей урока и содержания. В

3 классе им может быть посвящён урок полностью. С целью развития у школьников зрительной памяти и пространственных представлений на уроках рисования с натуры следует чаще давать задания рисовать по памяти и по представлению.

       Основные внимание учащихся 1 – 2 классов направляется на определение и передачу общего пространственного положения, пропорций, конструкций, цвета изображаемых объектов. Учитывая, что в 1 – 2 классах рисуют во фронтальном (профильном) положении.

       В 3 классе начинается изучение закономерностей перспективы, конструкции, светотени; дети усваивают навыки изображения объёмных предметов, находящихся не только во фронтальном, но в угловой перспективе – предмет расположен углом к рисующему и имеет точки схода для сокращающихся в перспективе форм.

       С 1 класса дети учатся определять и называть цвета, окрашивающие изображаемые объекты, а во 2 классе дети практически знакомятся с понятиями хроматические (красный, синий и т.д.) и ахроматические (черный, белый, серый), холодные и тёплые цвета, а также цветового тона.

       В 3 классе у учащихся продолжают развивать умение видеть гармоничные цветовые сочетания; используя краски, ребята познают богатство окружающего мира.

Как правило, натурные постановки располагают несколько ниже уровня зрения детей. Рисунок и натура должны быть освещены так, чтобы на них не попадала тень от фигуры рисующего и от каких-либо предметов. Рекомендуется, чтобы источник света находился вверху, несколько впе6реди и слева от рисующего. Обзор натуры во время рисования должен быть хорошим.

3.2. Рисунок с натуры начинается едва заметными линия-ми, «лёгкими» линиями, а затем, когда правильно решена композиция рисунка, намечено общее расположение объектов, найдены их пропорции, постепенно уточняют линии и усиливают тон. Предварительно следует, глядя на чистый лист бумаги, мысленно представить себе общее расположение рисунка, его размеры, представить уже законченную работу. Проследить направление каждой формы, линии предмета в натуре и легко нанести их на бумагу. Постепенно происходит своеобразный отбор проведённых линий. К концу построения рисунка усиливаются и выделяются правильно проведённые линии, а неточные линии в дальнейшем поглощаются тоном. В зависимости от цели и характера выполняемого рисунка применяются различные линии – тонкие, еле видимые, постепенно переходящие в белый тон бумаги, то энергичные, резкие, широкие.

         Для формирования умения свободно работать карандашом следует выполнять ряд графических упражнений.

        Примерные упражнения (в карандаше):

 ─ проведение горизонтальных и вертикальных линий      на одинаковом расстоянии друг от друга;

    ─ начертание нескольких кругов на одинаковом расстоянии друг от друга;

 ─ проведение косых штриховых на равном расстоянии

         друг от друга (слева направо и справа налево);

 ─ выполнение сразу, без предварительного построения линейного абриса различных по форме и величине объектов;

 ─ выполнение по памяти быстрого рисунка с натуры.

  Карандашу подвластно всё – передача едва уловимого контура высоко плывущего в небе облака или гибкие, изящные очертания женской фигуры, а можно нанести густое, чёрное пятно, за которым угадывается тёмный дремучий лес.

После выполнения линейного рисунка (в карандаше) следует приступить к работе с акварелью «по сухому». Первые сведения о цвете и технике, а также первые практические навыки приобретаются во время специальных упражнений с акварелью – заливки прямоугольников цветовым тоном (красным, жёлтым и т.д.), постепенного усиления и ослабления тона.

     Примерные упражнения с акварелью:

1. Нарисовать три прямоугольника размером 10 х 3 см. Развести жидко жёлтого цвета краску на палитре с углублениями. Подождать, когда краска отстоится, затем кистью взять краску сверху (не касаясь концом кисти самой палитры, в которой разведена краска) и покрыть все три прямоугольника слева направо и сверху вниз. После того как краска высохнет, снова покрыть вторым цветовым слоем второй и третий прямоугольники (первый остаётся не тронутым). И после высыхания и этого слоя, последний из прямоугольников покрыть третьим слоем – до полной насыщенности цвета. Аналогичные упражнения выполняются с красной и синей краской.

2. Такие же, как и в первом упражнении, три прямоугольника покрывают не одной, а смесью двух красок. Для этого смешивается красная и жёлтая краски – получается оранжевый цвет светлого тона. Этим тоном покрываются все три прямоугольника. После высыхания повторно наносится цветовой тон на второй и третий прямоугольники. А после высыхания ещё раз – на третий прямоугольник, в нём цветовой тон достигает полной густоты, полного звучания. Аналогичные упражнения – жёлтый с голубым (получается зелёный цвет), и красный, смешанный с синим (получается фиолетовый цвет).

3. Данное упражнение рассчитано на формирование умения передавать равномерный переход цвета от светлого к тёмному, и от тёмного к светлому.

Поверхность первого прямоугольника покрывается едва заметным тоном изумрудной зелени, затем, сгущая её

первоначальный светлый тон постепенным прибавлением краски, раскраска прямоугольника внизу доводится до полной насыщенности цвета. Разновидность этого упражнения является раскраска прямоугольника одной из красок набора от тёмного цвета к светлому и от середины прямоугольника снова – от светлого к тёмному.

   4. Эта серия упражнений заключается в том, что, наложив краску одного цвета, путём прибавления к ней другой краски достигают перехода одного цвета в другой, начиная со светлого и кончая тёмным. Например, начать раскраску жёлтым, постепенно прибавлять к нему красный и закончить раскраску прямоугольника тёмно-красным цветом. Или начать раскраску с жёлтого, затем, постепенно прибавляя к ней синюю, закончить тёмно-синей краской.

   5. Пятое упражнение состоит в нанесении мазков различных направлений и различной протяжённости и в соединении двух (и более) мазков различных цветов. Важно при этом, чтобы мазки не растекались за пределы своих границ. Мазки проводятся различной толщены – необходимо упражняться в умелом владении как (кистью) всей её поверхностью, так и её тонким концом. Указанные упражнения выражают собой приём работы акварелью «по сухому». Этот приём особенно незаменим для начинающего рисовальщика, потому что учит сохранять прозрачность, чистоту и звучание цвета.

         После перечисленных упражнений можно перейти к выполнению первых работ «рисование с натуры».

         Более подробное описание «рисование с натуры» рассмотрим на теме «Рисование с натуры цветов».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.187.233 (0.012 с.)