Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изложение – методика работы над ним. ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Изложение текста представляет собой сочетание двух видов речевой деятельности – восприятие чужого текста и его воспроизведение. Восприятие текста осуществляется с помощью слушания и чтения, в результате чего достигается понимание текста. Понимание связывает в единый процесс мышление и речь. Особенно труден для детей процесс расчленения мысли, оформления её в слова. Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде, именно здесь, во внутренней речи, она “формулируется и формируется” по мнению Л.С.Выгодского. Этой задаче – научить детей членить смысл на предложения и слова и служат изложения текста. Что же представляет собой текст, воспринимаемый детьми на слух или зрительно при подготовке к изложению? Это, как правило, монолог, построенный как свёрнутый диалог, как цепочка вопросов и ответов реального говорящего (пишущего) и мысленно слушающего (читающего), монолог определённого типа, вида и стиля речи. Работая над умением воспринимать текст, учитель одновременно учит детей запоминать текст, сохранять его в памяти. Как показывает практика обучения изложениям, ученик запоминает текст, пользуясь 2 видами памяти: отдельные места – дословно, активизируя оперативную память, основную же часть текста запоминает не в словах, а в переработанном виде – в образах-схемах. Запомнить чужое высказывание легче, если оно подаётся в память блоками (образами-схемами). Именно поэтому необходимо учить детей воспринимать текст, схематически фиксируя его структуру. Так, при восприятии текста – описания необходимо научить детей запоминать слова, обозначающие предмет и его признаки, располагая их в определённой последовательности. Развитию умения воспринимать текст и запоминать его служит смысловой и структурный анализ. Схематически процесс изложения текста можно представить: Воспроизвести текст – значит перевести внутреннюю речь во внешнюю. Работу по формированию умений воспринимать текст следует проводить как на слух, так и зрительно. Воспроизведение текста – это его пересказ. Требования к текстам для изложений Лучшие тексты для изложений отличаются единством и замкнутостью содержания. Текст для пересказа нередко представляет из себя такой отрывок из произведения, в котором есть компоненты известий из текста прежде всего по признаку единства содержания, и рассматривается он уже не как часть литературного произведения, а как самостоятельное повествование, описание или рассуждение, как миниатюрное художественное произведение. Следовательно, требования к тексту для пересказа должны быть строже, чем к компоненту. Прежде всего, должны быть строже требования к единству содержания. Не следует пользоваться текстом, если тема слабо намечена или недостаточно развита. Единству содержания и замкнутости должна соответствовать структура текста. Под структурой текста для изложения следует понимать:
Все изложения можно разделить на следующие виды: по отношению к объёму исходного текста различают подробные и сжатые изложения. Задача подробного изложения – воспроизвести как можно более полно содержание исходного текста. Задача сжатого изложения – передать это содержание кратко, обобщённо. Это требует умения отобрать в исходном тексте основное, существенное. При этом степень сжатия текста может быть различной. В зависимости от конкретной речевой задачи исходный текст может быть сжат наполовину, на три четверти и т.д. Если при подробном изложении сохраняются стилевые особенности исходного текста, то при сжатом изложении это не обязательно. по осложнённости языковым заданием выделяются изложения с лексическим, грамматическим, стилистическим и др. заданиями. Среди этих заданий можно выделить 2 типа: - предлагается изменить форму лица, времени, наклонения, например, передать содержание исходного текста в форме не прошедшего времени, а настоящего; - предлагается употребить в изложении определённые слова, словосочетания, предложения, имеющиеся в исходном тексте. Такие языковые средства отличаются в тексте, выделяются, выписываются и т.д.
по восприятию исходного текста различаются изложения - прочитанного, воспринятого зрительно текста; - услышанного, воспринятого на слух текста; - текста, воспринятого на слух и зрительно. Эти виды изложений учитывают целесообразность развития разных особенностей учащихся к восприятию текста. по степени знакомства с исходным текстом различают изложения незнакомого и знакомого, т.е. воспринятого ранее, известного учащимся текста. по отношению к содержанию исходного текста различаются изложения полные, выборочные, с дополнительным заданием. В полных изложениях содержание исходного текста передаётся полностью. В выборочных изложениях воспроизводится какая-то одна тема из “рассыпанных”, находящихся в разных частях тем (микротем) исходного текста. В изложениях с дополнительным заданием исходных текст перерабатывается так, что в итоге его содержание не совпадает с созданным. Можно выделить 2 группы заданий к таким изложениям: - дописать начало (вступление), конец (заключение), изложить текст от имени другого лица и т.п., ввести в него элементы описания (внешности героев, времени, места действия), диалог, рассуждение по затронутому в тексте вопросу. В этом случае вносятся изменения в исходный текст; - предлагается ответить на вопросы, высказать своё мнение по поводу изложенного в тексте и т.д. В этом случае в исходный текст не вносится никаких изменений – автор создаёт свой текст, как правило после изложения исходного. В методике иногда называют и другие основания для выделения видов изложений. Несомненно, при разработке методики проведения изложения необходимо учитывать указанные характеристики исходных текстов, чтобы подобрать текст, который отвечал бы определённым задачам.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.243.184 (0.006 с.) |