Абрамцевско-кудринская резьба. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Абрамцевско-кудринская резьба.



В конце XIX века в Подмосковье, вблизи богородского промысла, возникает другой художественный промысел - абрамцевско-кудринская резьба по дереву.

Возникновение промысла связано с организацией в 1884 г. столярной мастерской в Абрамцеве - одном из живописных, мест Подмосковья. До этого здесь был создан знаменитый «абрамцевский кружок», в котором объединились и плодотворно работали на протяжении ряда лет И. Е. Репин, В. А. Серов, И. И. Левитан и многие другие выдающиеся художники прошлого века.

Возглавила мастерскую художница Е. Д. Поленова. Художники, занятые в мастерской, проявляли большой интерес к русскому народному декоративному искусству, к древнерусской архитектуре. Из поездок по Русскому Северу они привозили образцы народной вышивки, деревянные изделия, украшенные резьбой и росписью, глиняные игрушки. Ими собирались также образцы народного творчества в окрестных подмосковных деревнях. Они и сами пробовали создавать образцы мебели, посуды и утвари в характере крестьянского народного искусства. По рисункам Е. Д. Поленовой резчики - жители окрестных деревень, которые работали в мастерской, стали изготовлять мебель, шкатулки, полки, декоративные ларцы и т. д. В украшении изделий использовалась в основном техника северной трехгранно-выемчатой и плоскорельефной резьбы.. Изделия, выполненные в мастерской, пользовались широкой популярностью из-за модного в конце XIX - начале XX в. стиля «под русскую старину». Изучение народного декоративного искусства в те годы лишь начиналось. Количество памятников в музейных коллекциях было весьма ограниченным и не позволяло почувствовать многогранность народного искусства, понять художественные закономерности его развития. Поэтому при создании собственных образцов художники абрамцевской мастерской допускали неизбежные для своего времени просчеты.

Силуэтные изображения коней, всадников, птиц, а позднее и жанровых сценок оживлялись белильными мазками- «оживками», прорисовывающими детали, делающими изображения объемными. Живописное начало явно торжествует над графикой оживок, локальные цвета росписи при всей декоративности и яркости, как правило, тонко сгармонированы, хорошо подобраны, что свидетельствует о несомненных колористических способностях мастеров.

Ткачество

Ткать в старину умели практически все женщины, т. к. без этих умений семье было бы не прожить. Поэтому и не зря в свадебном обряде обязательно присутствовал элемент передачи «даров» родне будущего мужа, и чаще всего это были холсты, изготовленные самой невестой.

Эпоха индустриализации практически положила конец этому ремеслу. В настоящий момент традиции ткачества поддерживаются многочисленными энтузиастами в центрах ремесел. Сейчас возрос интерес к прошлому, и большой спрос наблюдается в рамках обществ военно-исторической реконструкции. Кроме этого, по этим же технологиям современные мастерицы ткут великолепные половики, на которых есть свой спрос.

Ковроткачество.

Ручное ковроткачество - один из самых распространенных и интересных видов декоративно-прикладного искусства. Как в древности, так и в настоящее время ковры находили и находят широкое применение в быту. Ковры используют для украшения интерьера, выявления и организации внутреннего архитектурного пространства. Рядом с ковром по-особому раскрываются эстетические свойства самых разнообразных вещей. Ковер может усилить или приглушить их декоративные достоинства в ансамбле убранства помещения.

Художественное назначение ковра тесно связано с его утилитарной функцией. Его вешают на стену, им отгораживают часть комнаты, застилают пол, покрывают мебель. Мягкая шерстяная ткань ковра помогает сохранить в доме нужную температуру: зимой - тепло, летом - прохладу. Он заглушает посторонние шумы.

В ковре, как во всяком произведении декоративно-прикладного искусства, отражается духовный мир человека, создавшего его. Орнаментальный строй ковра, его цветовая гамма, композиционные схемы заключают в себе многовековую традицию национальной художественной культуры, выражают дух народа и его представления о прекрасном.

Трактовка изобразительных мотивов в русских крестьянских коврах была схематизированной, использовались различные комбинации простейших геометрических фигур. Цветовая гамма этих ковров строилась на сопоставлении ярких тонов. Для окраски пряжи служили растительные красители. Цветов пряжи было немного: красный, синий, зеленый, желтый, черный. Но, используя их сочетания, русские мастерицы добивались большого художественного эффекта - звучности красок, гармонии в рисунках.

Отмена крепостного права в 1861 г. дала России возможность быстро идти по пути капиталистического развития. После реформы помещичьи ковровые заведения лишаются крепостной рабочей силы, и производство ковров в них становится для их владельцев невыгодным. Со второй половины Х1Х в. ковроделие получает особое развитие в домашних условиях, принимая форму кустарного производства ковров на продажу, особенно в южнорусских и западносибирских районах страны. Здесь в селах было достаточно много мастеров-ковроткачей, шерсть была менее дорогой, и ковровая продукция находила сбыт у местного населения. К концу XIX в. изготовлением ковров начинают заниматься не только отдельные семьи, но и целые уезды и села.

К началу XX в. сформировалось два основных района кустарного производства ковров, получившие свое дальнейшее развитие в советское время и являющиеся традиционными центрами русского коврового искусства. Центром безворсового ковроткачества стала Курская губерния и прилегающие к ней местности. Ворсовое ковроделие интенсивно стало развиваться в Западной Сибири и на Урале.

Вышивка

Вышивка - один из распространенных видов народного творчества. Искусство создания на тканях узоров с помощью иглы и нитей известно с давних времен. Русскую женщину эта сложная, но увлекательная работа сопровождала всю жизнь. Начиная еще девочкой готовить себе приданое, она уже с малых лет постигала секреты мастерства. К свадьбе каждая девушка имела будничную и праздничную одежду, необходимое количество столешников (скатертей), подзоров и полотенец, которые служили в быту или являлись украшением дома в праздничные дни, десятки метров холста. Для изготовления одежды мужу и детям. Все предметы, входившие в приданое, были ярки и декоративны, и основную роль в этом чаще всего играла вышивка. Наибольшей яркостью всегда отличалась женская праздничная одежда, особенно у молодых женщин, недавно вышедших замуж. Их рубахи, передники, сарафаны так и полыхали тканым, вышитым и набивным узором.

Кроме того, каждая девушка готовила специальные красочные полотенца, которыми она одаривала на свадьбе почетных гостей. Таких подарочных полотенец к свадьбе у невесты было до 80 - 100 штук.

К началу XX в. искусством вышивки владело подавляющее большинство крестьянских женщин, да и в городе можно было найти много мастериц, которые шили и вышивали для своей семьи все необходимое. Поэтому этот вид народного творчества, кроме золотого шитья, долго оставался в рамках домашнего ремесла. И только со второй половины XIX в. начинают развиваться вышивальные художественные промыслы: мастерицы стали выполнять вышивку на продажу, чаще всего для городского покупателя.

Художественная керамика

Слово «керамика» происходит от греческого «керамос» - глина. Керамика находит применение в электротехнической промышленности, строительстве, химии, медицине, архитектуре и производстве посуды; велика роль керамики в изготовлении художественных изделий.

Керамические изделия не боятся сырости и атмосферных влияний, поэтому история сохранила образцы керамического искусства (иногда в обломках и фрагментах) от древнейших магических глиняных фигурок до исключительных по своим художественным достоинствам изделий из тончайшего фарфора.

Самые древние находки керамических сосудов демонстрируют нам и первые попытки их декорирования: примитивные украшения в виде небольших вдавленных отверстий, рельефных волнистых полос и т. п.

Художественная керамика - это художественные изделия из глин и других минеральных масс, одним из компонентов которых является глина, как монументального, так и прикладного характера. К монументальной керамике относятся архитектурные панно, мозаика, скульптура, садово-парковая керамика. Керамическая посуда, вазы, кашпо, мелкая пластика - произведения декоративно-прикладного искусства.

В настоящее время художественные керамические промыслы Российской Федерации представляют собой довольно обширную отрасль местной промышленности со своей спецификой и художественно-стилевой направленностью. В них, как и в других видах промыслов, можно выделить предприятия, сохраняющие и развивающие художественные традиции данного промысла, сложившиеся в далеком прошлом, и новообразованные предприятия, художественно-стилевая направленность, которых формируется в советское время.

Валяльный промысел

Самые древние предшественники валенок были обнаружены археологами на Алтае в пластах IV века до н.э. Жители азиатских территорий носили валяные коты, чуни, кеньги с суконным голенищем или вообще без голенища. На Руси лишь к XVIII в. ремесленниками Нижегородской и Ярославской губерний были изобретены «пимы», «самовалки», «катанки». В конце XIX - нач. хх века валяная обувь получает все большее распространение и становится основной зимней обувью русских крестьян Европейской России (за исключением Крайнего Севера и юго-востока) и соперничает с меховой обувью русского населения Сибири.

Мастеров по изготовлению валенок (или катанок) называли катали или катальщиками. Первые артели катальщиков - обычно родственников не превышали трех-четырех человек. Обосновавшись в какой-нибудь просторной избе, валяли обувь сначала на хозяйскую семью, затем для других заказчиков. Труд катальщика очень тяжел и вреден, т.к. работать приходилось в парной сырости. Первые валенки изготовляли в два приема: сначала делали низкие валянные коты, а потом к ним пришивали голенища. Вскоре перешли на изготовление валенок целиком, на колодке.

В Елецкий край валяние валенок пришло предположительно около 200 лет назад из Рязанской губернии. Сложность производства (специфика сырья, навыки изготовления, наличие инструментов, помещения и т.п.) ограничивала количество лиц, занимающихся войлочным ремеслом. Будучи кустарным, Елецкий валяльный промысел не имел постоянной производственной базы. В конце XIXB. в г. Ельце было известно около шести относительно крупных шерстоваляльных мастерских. После Октябрьской революции 1917 г. подобные заведения были преобразованы в артели.

В настоящее время в г. Ельце работает ООО «Елецкая сапоговаляльная фабрика», выпускающая от двух до пяти тысяч пар валенок за сезон. Качество Елецких валенок приобретает широкую известность и высоко ценится на рынке. Некоторые экземпляры украшаются вышивкой, тесьмой, бисером. Елецкие мастера изготавливают и миниатюрные сувенирные валенки.

Художественная роспись

Издавна Русь славилась своим фарфором и искусством художественной росписи. Сложились даже разные школы и направления этого этих народных промыслов:

Гжель - это название фарфора с нарядной синей росписью на белом фоне. Название это произошло от названия местности под Москвой. Гончарное ремесло существует здесь с начала XIV века. Гжельская керамика известна и популярна во всем мире.

Жостовская роспись (по названию деревни под Москвой) - декоративная живопись маслом на металлических подносах, покрываемых затем лаком: цветы и фрукты, исполненные яркими красками на черном фоне.

Палехская миниатюра (по названию райцентра в Ивановской области) - так называется живопись на лаковых изделиях из папье-маше. Шкатулки и ларцы с бытовыми фольклорными, литературными, историческими, религиозными сюжетами, выполненными яркими красками по черному фону. Искусство палехской лаковой миниатюры восходит к XV веку. Первоначально художники писали иконы. Старинная технология росписи передается из поколения в поколение.

Хохлома - это ручная роспись по дереву. Этому промыслу более 300 лет. Чашки, солонки, стулья, полки - расписаны диковинными огненно-алыми цветами. Секрет этих изделий в том, что их два-три раза покрывают лаком, а потом закаляют в печи. От этого лак желтеет, и деревянные расписные чашки становятся похожими на драгоценную позолоченную посуду.

Лубок - русские народные картинки, созданные путем оттиска на бумаге с деревянного клише. Продаваемые на ярмарках еще в XVII веке, вплоть до начала XX-го, считались самым массовым видом изобразительного искусства Руси. Тематика народных картинок очень разнообразна: она охватывает темы религиозные и нравоучительные, народного эпоса и сказок, исторические и медицинские, обязательно сопровождаемые назидательным или шутливым текстом, повествующие о нраве и быте того времени, содержащие народную мудрость и юмор.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.20.90 (0.016 с.)