Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Іі. Актуализация опорных знаний

Поиск

КАРТА ЗАНЯТИЯ № 6

Учебный предмет: Биология

Тема Способы размножения

Цели занятия

образовательные: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов.

развивающие: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в группах).

воспитательные: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций

Норма времени: 2 часа

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: лекция

Форма организации учебной деятельности: групповая

План занятия:

1.Онтогенез. Стадии онтогенеза.

2.Прямое и непрямое развитие.

3.Деление клетки.Митоз. Бесполое размножение организмов.

4.Образование половых клеток. Мейоз.

Оснащение: Проектор, экран, презентация, таблицы, литературное сопровождение.

Литература:

Основные источники:

1. Естествознание. Биология: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ Л.А. Паршутина.- М.: Издательский центр "Академия", 2019.-325 с. [Электронный ресурс]

Дополнительные источники:

  1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., 2014

2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно -образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 1117с

3. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

4. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс»,

5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с

6. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с

7. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с

8. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с

9. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002

10. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с

11. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с

12. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с

Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

Интернет-источники:

1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

4. www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии и экологии на сервере Воронежского университета).

5. www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

7. www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологическогоцентра МГУ им. М. В. Ломоносова).

9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).

10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

11. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

Преподаватель Корниенко Т.В.

Тема: Основания и их свойства в свете ТЭД.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии.

МИТОЗ

2.ПРОФАЗА - спирализация хромосом (укорачиваются), ядерная оболочка и ядрышко распадаются, центриоли расходятся к полюсам, и формируется веретено деления.

 

3.МЕТАФАЗА - хромосомы выстраиваются в плоскости экватора клетки; состоят из двух дочерних хроматид, соединённых центромерой.

 

4.АНАФАЗА - центромеры делятся; дочерние хроматиды всех хромосом одновременно отделяются друг от друга и расходятся к противоположным полюсам клетки.

 

5.ТЕЛООФАЗА - формируется оболочка новых ядер; деспирализуются хромосомы и восстанавливается ядрышко; происходит разделение клетки – цитокинез

 

6. Значение митоза

Митоз- это непрямое деление клетки.

"Жизненный цикл клетки".

Цикл жизни клетки - интерфаза и митоз,

А как он протекает?- это главный вопрос.

Об этом не скажешь ведь в двух словах,

Процесс жизни клетки рассмотрим в стихах.

Интерфаза длится дольше, чем само деление,

Очень быстро происходит ДНК удвоение.

Идет биосинтез, активны ферменты.

Клетка растет, образует органоиды и элементы

 

Затем следует митотическое деление,

Фазы его легко запомнить - и в этом нет сомнения.

Внимательно на них ты посмотри.

Каждая фаза как член большой и дружеской семьи.

 

Глава семьи - папа (всем ясно сразу),

И первая фраза митоза - профаза.

Исчезло ядрышко и ядерная оболочка,

 Но на этом рано еще ставить точку.

Хромосомы укорачиваются, утолщаются,

В компактные формы превращаются.

И затем без промедления -

Появляются нити веретена деления.

 

Мама - солнышко наше, тепло, доброта.

Метафаза - вторая фаза митоза всегда.

Дети для мамы равны без дозатора,

Хромосомы лежат в области экватора

 

Дочка - Аня в семье - просто принцесса.

Анафаза - третья фаза процесса.

Убедиться в этом ты можешь сам-

Нити веретена деления оттягивают

хроматиды к различным полюсам.

Сынок в семье Толя - ну, как по заказу

Четвертая фаза митоза - телофаза.

Хромосомы раскручиваются, у них выход один-

Снова превратиться в хроматин.

После деления цитоплазмы и органоидов клетки.

Появляются две прелестные, чудные детки,

Имеют диплоидный набор дочерние клетки

И в точности похожи на материнскую клетку.

Вопрос 4.Образование половых клеток. Мейоз.

В итоге деления путем митоза образуется 2 дочерние клетки с одинаковым количеством хромосом, равным числу хромосом исходной клетки.

Митотическое деление лежит в основе бесполого размножения организмов.

Половое размножение организмов связано с формированием специализированных половых клеток - гамет.

Особый тип деления клетки, в результате которого образуются половые клетки, называются мейозом.

Мейоз (греч. meiosis уменьшение, убывание)

Открыт в 1882г В.Флеммингом у животных, в 1888г Э.Страсбургером у растений.

В отличие от митоза, при котором сохраняется число хромосом, при мейозе число хромосом в дочерних клетках уменьшается вдвое;

Диплоидный набор хромосом становится гаплоидным. Это необходимо для сохранения постоянства числа хромосом при половом размножении.

Например, в каждой клетке человеческого тела диплоидный набор хромосом (2п) составляет 46: 23 от отца и 23 от матери.

Новый человеческий организм возникает в момент оплодотворения и в зиготе восстанавливается диплоидный набор хромосом: 23+23=46.

Следовательно, при образовании яйцеклеток и сперматозоидов необходим особый тип деления клеток, при котором в дочерних клетках будет гаплоидный набор хромосом.

Такой тип деления, во время которого из одной диплоидной (2п) клетки образуется 4 гаплоидные (In) и получил название мейоза.

Мейоз представляет собой 2 последовательных клеточных деления: мейоз I (первое деление) и мейоз II (второе деление), перед которыми репликация (удвоение ДНК и хромосом) происходит только один раз (только перед мейозом I)

Энергия и вещества, необходимые для обоих делений мейоза, накапливаются во время интерфазы I, при этом интерфаза II практически отсутствует.

Интерфаза перед мейозом I протекает так же, как и при митозе.

Какие основные процессы происходят в интерфазе?

 


В конце интерфазы мейоза I каждая хромосома состоит из двух хроматид. Каждое деление мейоза характеризуется теми же фазами, что и митоз.

Назовите фазы митоза?

• профаза

• метафаза

• анафаза

• телофаза

 

Фазы мейоза:

             

 

Профаза 1 2п 4с (длительная)

· растворение ядерной оболочки

· спирализация хромосом

· расхождение центриолей к разным полюсам

· образование нитей веретена деления

· сближение парных (гомологичных) хромосом или их конъюгация

· обмен участками между гомологичными хромосомами каждой пары -их перекрест = кроссинговер.

Конъюгация - тесное сближение гомологичных хромосом друг с другом, каждая из которых состоит из двух хроматид.

Кроссинговер - перекрест гомологичных хромосом, сопровождающийся обменом соответствующими участками между их хроматидами.

  Подумайте, каково значение кроссинговера?

(Генетическая рекомбинация позволяет создавать новые, ранее не существующие комбинации генов и тем самым обеспечивает повышение выживаемости организмов в процессе эволюции).

Метафаза I 2п 4с

· по экватору клетки располагаются гомологичные хромосомы попарно, напротив друг друга).(при митозе располагаются отдельные хромосомы из двух хроматид).

· к каждой хромосоме присоединяется одна нить веретена деления.

Анафаза I In 2с

• к полюсам клетки отходят целые хромосомы (а при митозе расходятся хроматиды).

У каждого полюса оказывается половина хромосомного набора.

Телофаза I 1n 2c

• образуются 2 гаплоидные клетки, а хромосомы остаются двуххроматидными.

V.Закрепление

Давайте попробуем определить черты сходства и различия митоза и мейоза.

VII. Рефлексия

На выданных листах я прошу оценить ваше отношение к занятию. Начертите, пожалуйста, каждый свои графики «Моё эмоциональное состояние на занятии», «Как я работал в группе», «Содержание урока»  (Приложение №2) и давайте обсудим полученные результаты. (Обсуждение графиков и выставление оценок обучающимся)

Занятие мне хочется закончить словами Б. Шоу: «Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Как вы понимаете эти слова? Вы согласны с этим выражением? Как надо организовать свою деятельность, чтобы достичь успеха?

VIII. Домашнее задание: О.1 читать §12-15, ответить на вопросы.

Приложение 1

 

«Вирусы»

1.Вирусы были открыты:

а) Н.И.Луниным

б) Д.И.Ивановским

в) В.И.Вернадским

г) К.Линнеем

2.Понятие «вирус» означает:

а) редкий

б) злой

в) яд

г) хитрый

3.Вирус состоит из:

а) нуклеиновой кислоты и белка

б) капсида и белка

в) белка

г) клетки

4.Вирусы, поражающие бактерии называются:

а) хищники

б) симбионты

в) бактериофаги

г) нуклеоиды

5.Вирус Вич впервые был выделен в:

а) 1861г

б) 1961г

в) 1839г

г) 1859

6.Генетическим материалом Вич является:

а) РНК

б) ДНК

в) Капсид

г) хроматин

7.Известно, что вирусы поражают клетки крови:

а) тромбоциты

б) эритроциты

в) фагоциты

г) лимфоциты

8.К вирусным заболеаниям не относится:

а) туберкулез

б) корь

в) гепатит

г) грипп

9.Эти живые существа размножаются только в клетках других живых организмов:

а) бациллы

б) бактерии

в) вирусы

г) кокки

10.Вирус оспы поражает определенный вид ткани:

а) мышечную

б) нервную

в) эпителиальную

г) соединительную

Критерии оценки:

 «5» - 9-10
«4» - 7-8

«3» - 5-6
«2» - 4 баллов и меньше

Приложение 2

Постройте 3 графика:

Моё эмоциональное состояние на занятии.

Как я работал в группе.

Содержание урока.

 

 

                                           


 

КАРТА ЗАНЯТИЯ № 6

Учебный предмет: Биология

Тема Способы размножения

Цели занятия

образовательные: расширить и систематизировать знания об основных формах и способах размножения организмов.

развивающие: способствовать развитию навыков аргументированного выступления, логического мышления, анализа литературы, сравнения, продолжить развивать кратковременную память и навыки самостоятельной, учебной работы (составление опорных конспектов, таблиц и схем, работа в группах).

воспитательные: формирование умений применять полученные знания на практике (выявлять пути использования знаний о размножении и индивидуальном развитии в народном хозяйстве, здравоохранении), проводить экологическое воспитание путём показа значения размножения организмов для сохранения численности популяций

Норма времени: 2 часа

Тип занятия: комбинированный

Вид занятия: лекция

Форма организации учебной деятельности: групповая

План занятия:

1.Онтогенез. Стадии онтогенеза.

2.Прямое и непрямое развитие.

3.Деление клетки.Митоз. Бесполое размножение организмов.

4.Образование половых клеток. Мейоз.

Оснащение: Проектор, экран, презентация, таблицы, литературное сопровождение.

Литература:

Основные источники:

1. Естествознание. Биология: учеб. для студ. Учреждений сред. Проф. Образования/ Л.А. Паршутина.- М.: Издательский центр "Академия", 2019.-325 с. [Электронный ресурс]

Дополнительные источники:

  1. Сухорукова Л. Н., Кучменко В. С., Иванова Т. В. Биология (базовый уровень). 10—11 класс. — М., 2014

2. Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно -образовательная серия. – М: Лист-Нью, 2004. – 1117с

3. Биология: Справочник школьника и студента/Под ред. З.Брема и И.Мейнке; Пер. с нем. – 3-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2003, с.243-244.

4. Биология в таблицах и схемах. Сост. Онищенко А.В. – Санкт-Петербург, ООО «Виктория-плюс»,

5. Болгова И.В. Сборник задач по общей биологии с решениями для поступающих в вузы. – М: ОО «ОНИКС 21 век», «Мир и образование», 2006. – 134с

6. Борзова ЗВ, Дагаев АМ. Дидактические материалы по биологии: Методическое пособие. (6-11 кл) – М: ТЦ «Сфера», 2005. – 126с

7. Вахненко Д.В. Сборник задач по биологии для абитуриентов, участников олимпиад и школьников. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 128 с

8. Егорова Т.А., Клунова С.М. Основы биотехнологии. – М.: ИЦ «Академия», 2004. – 122с

9. Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: Пособие для учащихся общеобразовательных. Учреждений. – М.: Просвещение, 2002

10. Маркина В.В. Общая биология: учебное пособие/ В.В.Маркина, Т.Ю. Татаренко-Козмина, Т.П. Порадовская. – М.: Дрофа, 2008. – 135с

11. Нечаева Г.А., Федорос Е.И. Экология в экспериментах: 10–11 классы: методическое пособие. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 254с

12. Новоженов Ю.И. Филетическая эволюция человека.– Екатеринбург, 2005. – 112с

Шишкинская Н.А. Генетика и селекция. Теория. Задания. Ответы. – Саратов: Лицей, 2005. – 240 с.

Интернет-источники:

1. www. sbio. info (Вся биология. Современная биология, статьи, новости, библиотека).

2. www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Интернета по биологии).

3. www.5ballov. ru/test (Тест для абитуриентов по всему школьному курсу биологии).

4. www. vspu. ac. ru/deold/bio/bio. htm (Телекоммуникационные викторины по биологии и экологии на сервере Воронежского университета).

5. www. biology. ru (Биология в Открытом колледже. Сайт содержит электронный учебник по биологии, On-line тесты).

6. www. informika. ru (Электронный учебник, большой список интернет-ресурсов).

7. www. nrc. edu. ru (Биологическая картина мира. Раздел компьютерного учебника, разработанного в Московском государственном открытом университете).

8. www. nature. ok. ru (Редкие и исчезающие животные России — проект Экологическогоцентра МГУ им. М. В. Ломоносова).

9. www. kozlenkoa. narod. ru (Для тех, кто учится сам и учит других; очно и дистанционно,биологии, химии, другим предметам).

10. www. schoolcity. by (Биология в вопросах и ответах).

11. www. bril2002. narod. ru (Биология для школьников. Краткая, компактная, но достаточно подробная информация по разделам: «Общая биология», «Ботаника», «Зоология», «Человек»).

Преподаватель Корниенко Т.В.

Тема: Основания и их свойства в свете ТЭД.

 

Ход занятия

I. Организационный момент.

Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии.

ІІ. Актуализация опорных знаний

Тестовая работа по теме   «Вирусы»(Приложение 1)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.70.169 (0.014 с.)