Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
II . Актуализация опорных знаний↑ Стр 1 из 4Следующая ⇒ Содержание книги Поиск на нашем сайте
КАРТА ЗАНЯТИЯ № 21 Учебный предмет: Химия Тема Алкены и алкины Цели занятия: образовательные: формирование представлений о непредельных углеводородах – алкенов и алкинов и их свойствах развивающие: развивать у обучающихся умения сравнивать и анализировать свойства алкенов, алкинов на основе их строения; развивать абстрактное мышление, используя сведения о строении алкенов воспитывающие:продолжить формирование химической картины мира, способствовать осознанию реальности существования атомов и молекул, и материального единства на основе этих представлений (показывая многообразие органических соединений). Норма времени: 2 часа Тип занятия: комбинированный Вид занятия: лекция Форма организации учебной деятельности: групповая План занятия: 1.Гомологи и изомеры алкенов и алкинов. 2.Свойства, получение и применение непредельных углеводородов. Правило Марковникова Оснащение: таблицы, презентация, проектор, экран Литература: Основные источники:
Дополнительные источники: 1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014 2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2014 3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Интернет ресурсы:
Преподаватель: Корниенко Т.В.
Тема: Алкены и алкины
Ход занятия I. Организационный момент. Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии. II. Актуализация опорных знаний Химический диктант по теме «Алканы»(Приложение 1) III. Мотивация и целепологания «Чтобы достичь успеха, недостаточно иметь прочные знания, необходимо их совершенствовать и уметь применять в нестандартных ситуациях» Чтобы узнать тему сегодняшнего урока внимательно послушайте предложенные вам слова и определите, о чём идёт речь: 1) А лжир, Л иван, К ения, Е гипет, Н епал. Какое слово здесь лишнее и почему? (Ответ: слово «АЛКЕН» – по первым буквам названий стран, а лишнее слово «Египет», т.к. оно из шести букв, а все остальные из пяти). 2) А лжир, Л иван, К ения, И ран, Н епал. Какое слово здесь лишнее и почему? (Ответ: слово «АЛКИН» – по первым буквам названий стран, а лишнее слово «Иран», т.к. оно из четырёх букв, а все остальные из пяти). Вывод: тема нашего урока : «Алкены и алкины» IV. Объяснение нового материала Строение алкинов Орбитали атомов углерода, между которыми образована тройная связь (рис. 21), находятся в состоянии sp -гибридизации. Это означает, что в гибридизации участвует одна s- и одна р -орбиталь, а две р -орбитали остаются негибридизованными. Перекрывание гибридных орбиталей приводит к образованию σ -связи, а за счёт негибридизованных р -орбиталей соседних атомов углерода образуются две π -связи. Таким образом, тройная связь состоит из одной σ - и двух тс-связей. Все гибридные орбитали атомов, между которыми образована тройная связь, а также заместители при них (в случае этина — атомы водорода) лежат на одной прямой, а плоскости π -связей перпендикулярны друг другу (см. рис. 6, б). Тройная углерод-углеродная связь, длина которой 0,12 нм, короче двойной. Энергия тройной связи больше, т. е. она является более прочной. Гомологический ряд алкинов Неразветвлённые алкины составляют гомологический ряд этина (ацетилена): С2Н2 — этин, С3Н4 — пропин, С4Н6 — бутин, С5Н8 — пентин, С6Н10 — гексин и т. д.
Номенклатура алкинов Наличие тройной связи в молекулах углеводородов этого класса отражается суффиксом - ин, а её положение в цепи — номером атома углерода. Изомерия алкинов Структурная изомерия 1. Изомерия положения тройной связи (начиная с С4Н6): 2. Изомерия углеродного скелета (начиная с С5Н8): 3. Межклассовая изомерия с алкадиенами начиная с С4Н6: Физические свойства алкенов C2H4 – C4H8 – газы, C5H10 – C16H32 - жидкости, C17H34 – … – твердые вещества. Алкены плохо растворимы в воде. Их температуры плавления и кипения закономерно повышаются при увеличении молекулярной массы соединения.
Физические свойства алкинов Ацетилен – газ легче воздуха, мало растворим в воде, в чистом виде почти без запаха. Изменения физических свойств углеводородов ряда ацетилена (так же как у алканов и алкенов) подчиняются общим закономерностям: при увеличении относительной молекулярной массы повышается температура кипения веществ.
Химические свойства алкенов I. Реакции присоединения. 1. гидрирование 1 2 3 CH2=CH – CH3 + H – H à CH3 – CH2 – CH3 пропилен пропан
2. галогенирование 1 2 3 CH2=CH – CH3 + Br – Br à CH2 – CH – CH3 | | Br Br пропилен 1,2-дибромпропан
3. гидрогалогенирование (по правилу Марковникова: при присоединении веществ с полярной ковалентной связью типа HX (где X – это - Hal, - OH и т.д.) к несимметричным непредельным углеводородам по месту разрыва П-связи атом водорода присоединяется к наиболее гидрированному атому углерода, а X – к наименее гидрированному атому углерода) 1 2 3 CH2=CH – CH3 + H – Br à CH3 – CH – CH3 | Br пропилен 2- бромпропан
4. гидратация (по правилу Марковникова) с образованием вторичных спиртов (кроме этилена – у него образуется первичный спирт) 1 2 3 CH2=CH – CH3 + H – OH à CH2 – CH – CH3 | OH пропилен пропанол-2 (вторичный пропанол)
II. Реакции окисления. 1. горение t0 C2H4 + 3 O2 à 2 CO2 + 2 H2O
2. частичное окисление кислородом воздуха с образованием эпоксидов (реакция Прилежаева) t0, Ag 2 CH2=CH2 + O2 ––à2 CH2 – CH2 \ / O Этиленоксид (эпоксиэтан или окись этилена)
3. окисление кислородом окислителя в щелочной среде (реакция Вагнера) из KMnO4 3 CH2=CH2 + [O] + H – OH ––––––––à HO – CH2 – CH2 – OH этиленгликоль (этандиол-1,2)
KOH 3 C-2H2=C-2H2 + 2 KMn+7O4 + 4 H2O ––à 3 C-1H2 – C-1H2 + 2 Mn+4O2 + 2 KOH | | OH OH C2-2 -2ē → C2-1 3 3 C2-2 -6ē → 3 C2-1 6 Mn+7 + 3ē → Mn+4 2 2 Mn+7 + 6ē → 2 Mn+4
Обесцвечивание щелочного раствора KMnO 4 – это качественная реакция на непредельные углеводороды.
4. жесткое окисление кислородом более энергичного окислителя в кислой среде (кислый раствор KMnO4, HNO3, хромовая смесь) при нагревании
СH3 – СH=CH – CH3 + 4 [O] ––à 2 CH3 – COOH бутилен-2 этановая (уксусная) кислота
HCOOH + [O] ––à HOCOOH (H2CO3)
метановая CO2↑ H2O кислота угольная кислота
III. Реакции полимеризации.
t0, kt, P …+ CH2=CH2 + CH2=CH2 + …––––––à …-CH2 – CH2 – CH2 – CH2-… этилен полиэтилен
t0, kt, P
IV. Реакции изомеризации.
550°C CH2=CH2 – CH2 – CH3 ––––à CH3 – CH = CH – CH3 + CH3 – C = CH2 | CH3 бутен-1 бутен-2 метилпропен
Химические свойства алкинов
а) Реакция галогенирования Происходит в две стадии по месту расположения пи- связи (сначала разрушается одна пи-связь, образуется алкен, затем вторая – образуется алкан). 1. Галогенирование (присоединение галогенов): 1 стадия. СН ≡ СН + Br 2 (р-р) → СНВ r = СНВ r; 1,2-дибромэт ен 2 стадия. СНВ r = CHBr + Br 2 (р-р) → СНВ r 2 — CHBr 2 1,1,2,2-тетрабромэт ан Суммарное уравнение: CH ≡ CH + 2 Br ₂ → CHBr ₂ — CHBr ₂ Качественная реакция на пи-связь обесцвечивание бромной воды.
б) Реакция гидрирования Закончить уравнения реакций. 2. Присоединение водорода: СН ≡ СН + Н2 → Y 1 стадия: СН ≡ СН + Н2 → X; 2 стадия: X + H ₂ → Y. в) Реакция гидрогалогенирования – обучающийся у доски Составить уравнение реакции 1 стадии присоединения хлороводорода. 3.присоединение галогеноводорода СН ≡ СН + НС l → СН2= СНС l винилхлорид Продукт первой стадии винилхлорид используется в промышленности для реакций полимеризации получают полимер-поливинилхлорид (ПВХ) имеет важное промышленное значение. г) Реакция гидратации Гидратация 4.Реакция присоединения воды в присутствии солей ртути – реакция Кучерова: СН ≡ СН + НОН → СН3—С = О ацетальдегид І H ! Остальные алкины образуют кетоны
д) Реакции окисления– самостоятельная работа в тетради Окисление 1. Горение (закончить уравнение реакции): С2Н2 + О2 →? Ацетилен горит коптящим пламенем, т.к. соотношение атомов углерода и водорода в соединении одинаково. 2.Обесцвечивание раствора перманганата калия КМnО4 качественная реакция на пи-связь: СН ≡ СН + КМ n О4 → СООН—СООН щавелевая кислота е) Реакции полимеризации Реакции полимеризации 1.Димеризация: СН ≡ СН + СН ≡ СН → СН≡ С—СН=СН2 (CuCl) бутен-1-ин-3 (винилацетилен) 2. Тримеризация: СН ≡ СН + СН ≡ СН + СН ≡ СН → С6Н6 бензол (t=6000С, катализатор уголь активированный Сакт)
Получение алкенов 1. Крекинг нефтепродуктов C16H34 à C8H18 + C8H16 гексадекан октан октен Обычно образуется смесь различных углеводородов: например, при крекинге бутана конечными продуктами будет – смесь бутенов, пропилена, этилена и метана; при крекинге пропана – смесь пропилена, этилена и метана; при крекинге метилпропана – смесь метилпропилена, пропилена и метана. 2. Дегидрирование предельных углеводородов 550-650oc, Kt 2CH4 –––––––––––à C2H4 + 2H2 Получение алкинов 1. Метановый способ: 2СН4 → С2Н2 + 3Н2 (при t =15000С) 2. Карбидный способ: СаС2 + 2Н2О → С2Н2 + Са(ОН)2
Применение алкенов 1. Применение этилена
2. Применение пропилена
3. Применение изомеров бутилена
Применение алкинов (самостоятельно)! Ацетилен используется для получения самых разнообразных веществ:
Ответы 1в (а, в,г,а,г) 2в (в,б,г,а,б) 2.Неоконченный текст: Вещество с формулой C₂H₂ называется _ _ _ _.Он является первым гомологом класса _ _ _ _ _. По агрегатному состоянию это _ _ _ _ _. С галогенами, водородом, галогеноводородами и водой он вступает в реакции _ _ _ _ _, так как в его молекуле присутствует _ _ _ _ _ связь. При взаимодействии с водой в присутствии солей ртути он образует _ _ _ _ _. При реакции _ _ _ _ из него получается бензол. VII. Рефлексия Обучающиеся высказывают личные впечатления о занятии, об уровне выявленных знаний и умений. VIII. Домашнее задание О1.читать §7.2-7.3,сделать в тетради упр.3,с.149 Д.1 читать §1014,сделать в тетради упр.5,стр.64.
Осуществить превращения: O CaCO ₃ → CaC ₂ → CH ≡ CH → CH ₃ — C H
Приложение 1
КАРТА ЗАНЯТИЯ № 21 Учебный предмет: Химия Тема Алкены и алкины Цели занятия: образовательные: формирование представлений о непредельных углеводородах – алкенов и алкинов и их свойствах развивающие: развивать у обучающихся умения сравнивать и анализировать свойства алкенов, алкинов на основе их строения; развивать абстрактное мышление, используя сведения о строении алкенов воспитывающие:продолжить формирование химической картины мира, способствовать осознанию реальности существования атомов и молекул, и материального единства на основе этих представлений (показывая многообразие органических соединений). Норма времени: 2 часа Тип занятия: комбинированный Вид занятия: лекция Форма организации учебной деятельности: групповая План занятия: 1.Гомологи и изомеры алкенов и алкинов. 2.Свойства, получение и применение непредельных углеводородов. Правило Марковникова Оснащение: таблицы, презентация, проектор, экран Литература: Основные источники:
Дополнительные источники: 1. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 11 класс. – М.: Просвещение, 2014 2. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. 10 класс. – М.: Просвещение, 2014 3. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей технического профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 4. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Остроумова Е. Е. и др. Химия для профессий и специальностей естественно-научного профиля: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 5. Габриелян О. С., Остроумов И. Г. Химия для профессий и специальностей социально-экономического и гуманитарного профилей: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. 6. Габриелян О. С., Остроумов И. Г., Сладков С. А., Дорофеева Н.М. Практикум: учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2014. Интернет ресурсы:
Преподаватель: Корниенко Т.В. Тема: Алкены и алкины
Ход занятия I. Организационный момент. Проверка готовности группы к занятию, проверка присутствующих на занятии. II. Актуализация опорных знаний Химический диктант по теме «Алканы»(Приложение 1) III. Мотивация и целепологания «Чтобы достичь успеха, недостаточно иметь прочные знания, необходимо их совершенствовать и уметь применять в нестандартных ситуациях» Чтобы узнать тему сегодняшнего урока внимательно послушайте предложенные вам слова и определите, о чём идёт речь: 1) А лжир, Л иван, К ения, Е гипет, Н епал. Какое слово здесь лишнее и почему? (Ответ: слово «АЛКЕН» – по первым буквам названий стран, а лишнее слово «Египет», т.к. оно из шести букв, а все остальные из пяти). 2) А лжир, Л иван, К ения, И ран, Н епал. Какое слово здесь лишнее и почему? (Ответ: слово «АЛКИН» – по первым буквам названий стран, а лишнее слово «Иран», т.к. оно из четырёх букв, а все остальные из пяти). Вывод: тема нашего урока : «Алкены и алкины»
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.137.244 (0.009 с.) |