Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1 «Теория государства и права»

Поиск

ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в Российской Федерации правовое образование стало занимать одно из ведущих мест в сфере высшего образования. Это обусловлено тем, что новые явления в социально-политической жизни нашей страны сопровождаются значительным ростом многообразных правовых отношений и их усложнением. Поэтому, современный выпускник высшей школы для того чтобы выдержать конкуренцию на рынке труда, должен обладать необходимым объемом теоретического и практического знания в правовой области.

Данное методическое пособие носит комплексный характер, что позволит обучающимся более эффективно изучать курс «Правоведение». Методическое пособие включает в себя программу курса (тематику лекций и планы семинарских занятий со списком основных понятий по теме и перечнем вопросов для самопроверки), а также методические рекомендации по подготовке к семинарам, список основной и дополнительной литературы, задания к самостоятельным работам для обучающихся очной и заочной формы обучения и методические рекомендации по их выполнению и оформлению, вопросы итогового контроля знаний. В данном пособии представлены глоссарий, а также примерные тесты для оценки знаний.

Данные программа курса, методические указания по изучению дисциплины «Правоведение» предназначены для обучающихся всех специальностей и  направлений подготовки бакалавров очной и заочной форм обучения. Курс рассчитан на изучение основных аспектов права.

 

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИСЦИПЛИНЫ

«Правоведение» - это дисциплина, при изучении которой обучающиеся получают необходимый минимум правовых знаний, побуждающих интерес к праву и привитие элементарных навыков и умений по применению норм права в конкретной ситуации, потому что в современном мире к специалисту с высшим образованием выдвигается в качестве общего и непреложного требования знание норм права, умение неуклонно следовать им в процессе работы и, если потребуется, отстоять свои, основанные на законе, интересы.

Изучение дисциплины предполагает глубокое знание предметов как школьной программы, так и университетского курса по социально-гуманитарным дисциплинам.

Полученные знания будут востребованы в первую очередь при изучении дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла.

 

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целью дисциплины «Правоведение» является формирование правовой культуры и высокой сознательной дисциплины будущих специалистов, а так же изучение основных путей правового регулирования социальных процессов, ролью права в управлении государством, экономикой, в обеспечении правопорядка и организованности, в развитии реформаторских процессов в России.

Законодательство Российской Федерации постоянно совершенствуется и меняется в соответствии с нормами Конституции, поэтому основными задачами предлагаемой дисциплины является:

— ознакомление с важнейшими принципами правового регулирования, определяющими содержание норм российского права;

— рассмотрение общих вопросов теории государства и права;

— разъяснение наиболее важных юридических понятий и терминов;

— характеристика и подробный анализ основных отраслей российского права.

Необходимым условием достижения поставленной цели является работа студента с нормативными источниками — Конституцией РФ, Гражданским кодексом РФ, Трудовым Кодексом РФ, Кодексом об административных правонарушениях и др. Обучающийся должен усвоить содержание ниже приведенных тем, что предполагает изучение учебного и нормативного материала, а также вопросов к предложенным темам.

Обучающийся должен знать:

- основы российской правовой системы и законодательства;

- знать права и свободы человека и гражданина, уметь их реализовывать в различных сферах жизнедеятельности;

- организацию судебных и иных правоохранительных и правоприменительных органов, правовые и нравственно-этические нормы в сфере профессиональной деятельности.

Уметь:

- использовать и составлять правовые документы, относящиеся к будущей профессии;

- принимать необходимые меры по восстановлению нарушенных прав.

Приобрести навыки:

- сравнительного анализа явлений и фактов общественной жизни;

- пользования юридическими источниками (в первую очередь – законодательным материалом, подзаконными документам).

Предметом дисциплины «Правоведение» являются общие вопросы теории государства и права, устройства и функционирования государственного механизма, правового статуса личности в Российской Федерации, содержания прав и свобод человека и гражданина, а также основы отраслей российского права.

 

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Содержание лекционных занятий

 

Тема 3 «Гражданское право»

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.Понятие гражданского права (предмет, метод, источники).

2.Гражданское правоотношение.

3.Объекты гражданских прав.

4. Субъекты гражданских прав.

5. Сделки в гражданском праве.

 

Тема 5 «Трудовое право»

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.Понятие трудового права (предмет, метод, источники, принципы, функции трудового права).

2.Трудовые правоотношения (определение понятия, признаки и стороны трудовых правоотношений).

3.Трудовой договор (понятие, обязанности сторон, содержание трудового договора).

4. Дисциплина труда (определение понятия, трудовой распорядок).

 

Тема 6 «Семейное право»

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1. Семейное право (понятие, предмет, метод, основные принципы).

2.Порядок заключения и прекращения брака.

3.Взаимные права и обязанности супругов (личные и неимущественные правоотношения между супругами).

4.Ответственность по семейному праву (понятие, особенности).

 

Тема 7 «Уголовное право»

Вопросы, рассматриваемые на лекции:

1.Уголовное право (понятие, предмет, метод, задачи и принципы).

2.Понятие преступления (признаки преступления и характеристика элементов состава преступления).

 3.Соучастие в преступлении (понятия и виды соучастников).

 

Содержание практических занятий

 

Практическое занятие 1.

 Тема: «Теория государства и права» (семинар)

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Объект, предмет и задачи теории государства и права.

2. Понятия «государства» и «права».

3. Формы (источники) права.

4. Правомерное поведение и правонарушение.

5. Юридическая ответственность.

 

Основные понятия и определения:

1. Государство - это суверенная, универсальная, политико-территориальная организация власти в обществе, обладающая особым аппаратом управления и принуждения, веления которой обязательны для населения всей страны.

2. Закон – принятый в особом порядке первичный нормативно – правовой акт представительного (законодательного) органа государственной власти (или на референдуме), обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения.

3. Норма права – общеобязательное, формально-определенное правило поведение, установленное или санкционированное государством, являющиеся регулятором общественных отношений путем предоставления субъективных прав и юридических обязанностей их участникам.

4. Общество – обособившаяся от природы часть материального мира, состоящая из индивидов, осознающих необходимость взаимодействия между собой, имеющих постоянные общие потребности и интересы, которые могут быть удовлетворены только их совместными усилиями.

5. Право - система общеобязательных, формально-определенных норм, принципов, установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе, являющихся регулятором общественных отношений и обеспеченных принудительной силой государства.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В чем состоит отличие государства от общества?

2. Какие признаки государства можно выделить как основные?

3. Что понимается под механизмом государства?

4. Какие функции выполняет государство?

5. Какие функции выполняет право?

 

Практическое занятие 2

Практическое занятие 3

Практическое занятие 4

 Тема: «Административное право» (семинар)

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Понятие административного права (предмет, субъекты, источники, принципы).

2. Административно-правовые отношения.

3.Административное правонарушение (определение, состав).

4.Понятие административной ответственности и виды административных наказаний.

 

Основные понятия и определения:

1. Деликтоспособность - способность субъекта нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

2. Объект правоотношения - то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности.

3. Правонарушение — общественно опасное, противоправное, виновное деяние (действие или бездействие) деликтоспособного лица, причиняющие вред личности, обществу и государству и влекущее юридическую ответственность.

4. Правосубъектность - юридическое свойство субъекта права, включающее способность иметь субъективные права и нести юридические обязанности, а так же способность своими действиями их осуществлять.

5. Санкция правовой нормы - часть нормы права, предусматривающая неблагоприятные последствия за неисполнение предписаний, содержащихся в данной норме

 

Вопросы для самоконтроля

1.Чем административная ответственность отличается от иных видов юридической ответственности?

2.В чем различие признаков и юридического состава административного правонарушения?

3.Каково содержание и значение протокола об административном правонарушении?

4.Каковы предельные размеры административных штрафов для граждан, должностных лиц и юридических лиц?

5.Какие обстоятельства отягчают административную ответственность?

 

Практическое занятие 5

 Тема: «Трудовое право» (семинар)

Вопросы, выносимые на обсуждение

1.Понятие трудового права (предмет, метод, источники, принципы, функции трудового права).

2.Трудовые правоотношения (определение понятия, признаки и стороны трудовых правоотношений).

3.Трудовой договор (понятие, обязанности сторон, содержание трудового договора).

4. Дисциплина труда (определение понятия, трудовой распорядок).

 

Основные понятия и определения:

1. Трудовое право — самостоятельная отрасль права, регулирующая отношения в сфере наемного труда

2. Трудовой договор — соглашение между работником и работодателем, которое устанавливает их взаимные права и обязанности.

3. Льгота правовая – законодательно установленная форма облегчения правового положения отдельных категорий субъектов, выражающаяся в дополнительном предоставлении особых прав и привилегий либо в освобождении от обременяющих обязанностей.

4. Санкция — элемент правовой нормы, предусматривающий неблагоприятные последствия для лица, нарушившего содержащееся в такой норме правило.

5. Трудовая дисциплина – сознательное, добросовестное выполнение работником своих трудовых обязанностей, добровольное соблюдение установленного порядка, своевременное и точное исполнение приказов и распоряжений администрации по работе.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Какие условия нельзя вносить в трудовой договор?

2.Как оформляется приём работника на работу?

3.С какой целью проводится испытание при приёме на работу?

4.Вправе ли работодатель уволить работника в период временной нетрудоспособности работника?

5.Какие нарушения трудовой дисциплины относятся к категории грубых нарушений?

6.Каковы особенности увольнения несовершеннолетних работников при расторжении трудового договора по инициативе работодателя?

7.Кто пользуется преимущественным правом на оставление на работе при сокращении штатов или численности работников?

 

Практическое занятие 6

 Тема: «Семейное право» (семинар)

Вопросы, выносимые на обсуждение

1. Семейное право (понятие, предмет, метод, основные принципы).

2.Порядок заключения и прекращения брака.

3.Взаимные права и обязанности супругов (личные и неимущественные правоотношения между супругами).

4.Ответственность по семейному праву(понятие, особенности).

 

Основные понятия и определения:

1. Брак — это свободный равноправный союз мужчины и женщины, заключенный с соблюдением порядка и условий, установленных законом, имеющий целью создание семьи и порождающий между супругами взаимные личные и имущественные права и обязанности.

2. Семья — это основанное на браке или кровном родстве объединение людей, связанных общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

3. Моногамия — единобрачие, историческая форма брака и семьи, при которой в брачном союзе находятся два представителя противоположных полов.

4. Алименты – это денежные обязательства между членами одной семьи, которые выплачиваются протяженное время.

5. Усыновление (удочерение) — форма семейного воспитания детей, лишённых родительской опеки, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых (личных и имущественных) отношений, существующих между родителями и детьми.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что по семейному кодексу РФ является препятствием для заключения брака?

2.В каких случаях брак признается недействительным? Каковы последствия признания брака недействительным?

3.Какие права и обязанности приобретают граждане, вступившие в брак?

4.Каково содержание правоотношений между родителями и детьми?

5.В каких случая родителей лишают родительских прав, а в каких – только ограничивают?

6.Кто из членов семьи может быть связан алиментными отношениями?

7.Что является основанием прекращения алиментных отношений?

8.Каковы права и обязанности несовершеннолетних детей?

 

Практическое занятие 7

 Тема: «Уголовное право» (круглый стол)

Вопросы, выносимые на обсуждение

1.Уголовное право (понятие, предмет, метод, задачи и принципы).

2.Понятие преступления (признаки преступления и характеристика элементов состава преступления).

 3.Соучастие в преступлении (понятия и виды соучастников).

 

Основные понятия и определения:

1. Алиби – в уголовном процессе – обстоятельство, исключающее пребывание обвиняемого лица на месте преступления в момент его совершения.

2. Вина – психическое отношение лица к совершенному правонарушению и его последствиям.

3. Вменяемость – психическое состояние лица, при котором он способен осознавать значение совершаемых им деяний и руководить ими.

4. Преступление – виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).

5. Наказание – особая мера государственного принуждения, предусмотренная Уголовным кодексом РФ, она применяется по приговору суда к лицу, признанному виновным в совершении преступления, и заключается в ограничении прав и свобод этого лица.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Каковы признаки преступления?

2.В чем заключается общественная опасность преступления?

3.В чем заключается уголовная противоправность преступления?

4.В чем заключается виновность в преступлении?

5.В чем заключается наказуемость как признак преступления?

6.Кто является субъектом преступления?

7.Что представляет собой объект преступления?

8.В чем заключается объективная сторона преступления?

 

Практическое занятие 8

 Тема: «Экологическое право» (дискуссия)

Вопросы, выносимые на обсуждение

1.Экологическое право как отрасль права (понятие, предмет, метод, субъекты экологического права).

2. Экологические правоотношения (понятие, объекты и субъекты экологических правоотношений).

3.Экологические правонарушения (понятие и виды экологических правонарушений).

 

Основные понятия и определения:

1. Заказник — это природный комплекс, предназначенный для сохранения одних видов природных ресурсов при ограниченном использовании других. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

2. Заповедник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс, а охота запрещена; на территории заповедника запрещена любая хозяйственная деятельность человека.

3. Экологическое право — особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

4. Экологический кризис — это устойчивое нарушение равновесия между обществом и природой, проявляющееся в деградации окружающей природной среды.

 

Вопросы для самоконтроля

1.Что является предметом экологического права РФ?

2.Чем отличается заказник от заповедника?

3.Что такое экологическое правонарушение?

 

 

3.3 Методические указания к изучению дисциплины

3.3.1 Методические указания по работе на лекции

 

1. Записать тему, план, рекомендованную литературу.

2. Не старайтесь дословно записать лекцию. В записях нужно отразить основное: самые важные положения, выводы, доказательства лектора, фиксируя главнейшие факты, указывая источники. Обычно лектор помогает студентам записать основные мысли.

3. Сложные, важные, дискуссионные и т.п. мысли в процессе записи лекции рекомендуется отмечать определенными значками на полях или в тексте. Рекомендуется широко использовать общепринятые сокращения, условные обозначения различных терминов, слов, понятий.

4. Необходимо, чтобы внешнее оформление лекции наглядно отражало ее план, логическую структуру, облегчало использование записанного материала в процессе самостоятельной работы. Каждый вопрос, перечисление аргументов, положений, которые раскрывают проблему, выводы, необходимо записывать с нового абзаца, выделяя, подчеркивая их. На каждом листе конспекта рекомендуется оставлять чистые поля, где при необходимости можно дописать дополнительный материал.

5. Конспект лекции необходимо доработать. После лекции надо прочитать записи, продумать логическую структуру, осмыслить основные положения темы, привести в порядок записи.

6. В конце доработки конспект лекции должен быть дополнен словарем основных юридических терминов, при необходимости - хронологической таблицей основных событий, а так же списком дополнительной литературы. Конспекты лекций преподаватель может взять на проверку.

 

3.3.2 Методические указания по подготовке практических занятий

Подготовку к практическим занятиям обучающийся должен начинать с изучения учебной литературы и основных законодательных актов по теме занятия. После этого ему целесообразно подготовить развернутый план ответа по каждому вопросу, обсуждаемому на практическом занятии для мотивированного ответа. Наличие конспектов к практическим занятиям преподаватель проверяет перед каждым занятием.

Обучающийся может использовать для подготовки к практическим занятиям дополнительные материалы. Обучающиеся должны принимать активное участие в обсуждении темы, они могут выступать с рефератами по обсуждаемым проблемам.

Основными формами работы на практических занятиях являются выступления по вопросам темы и письменные самостоятельные работы по вопросам практического занятия. В отдельных случаях по поручению преподавателя студенты готовят доклады или рефераты.

Обучающемуся следует обратить внимание на то, что законодательство, регулирующее сферу правоотношений, постоянно меняется. Чтобы избежать ошибок в толковании конкретного нормативно-правового акта, рекомендуется использовать информационный банк справочно-правовой системы Консультант Плюс, пополненный на момент обращения. В силу этого нормативно-правовые акты, рекомендованные к темам, указаны в действующей редакции, а источник публикации – первоначальный.

Определения основных понятий, которые перечисленные в конце каждого плана практического занятия, обучающиеся должны самостоятельно выучить наизусть. Определение некоторых понятий по курсу обучающийся записывает на лекции и может воспользоваться глоссарием в данном методическом пособии.

При оценке выступлений учитываются глубина знаний по теме занятия, культура речи, система письменного изложения необходимого материала. Особое внимание уделяется умению самостоятельно мыслить, аргументированному обоснованию выводов, а также умению использовать нормативные акты.

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩИХСЯ

4.1 Задания для самостоятельной работы по курсу для обучающихся очной формы обучения

1. Составьте схему основных признаков государства.

2. Составьте схему «Форма политического режима».

3. Составьте схему «Форма территориального устройства».

4. Составьте схему «Форма правления».

5. Составьте схему «Основные органы государственного управления Камчатского края».

6. На конкретном примере покажите, как возникают правоотношения в сфере гражданского оборота.

7. Дайте анализ пропорциональной избирательной системы России, укажите ее положительные и отрицательные стороны.

8. Составьте регламент внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции России в соответствии с Конституцией России и действующим законодательством.

9. Соотнесите категории «исполнительная власть» и «государственное управление», перечислите источники административного права.

10. На конкретном примере покажите состав административного правонарушения.

11. Приведите примеры на каждое основание возникновения гражданских прав и обязанностей из статьи 8 ГК РФ.

12. Составьте схему «Виды недействительных сделок».

13. Дайте перечень юридических действий, которые вправе совершать несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет в РФ (с указанием условий).

14. Составьте проект доверенности.

15. На конкретном примере из УК РФ покажите состав уголовного преступления.

16. Ознакомьтесь с составами преступлений, предусмотренными статьями 169, 170, 172, 187 УК РФ, и определите характер и степень общественной опасности преступлений.

17. Найдите в Особенной части УК РФ пять составов, где потерпевший от преступления выступает в качестве обязательного признака.

18. Подберите в УК РФ по две статьи Особенной части, предусматривающие в качестве обязательного признака объективной стороны:

- только деяние;

- деяние и общественно опасные последствия.

19. Ознакомьтесь с составами преступлений, предусмотренных статьями 106, 124, 321 УК РФ. Определите признаки субъекта преступления в данных составах.

20. Дайте юридическую характеристику субъектов преступления, предусмотренных гл. 22 УК РФ «Преступления в сфере экономической деятельности».

21. На конкретных примерах покажет связь семейного права с другими отраслями права РФ.

22. Составьте примерный брачный договор.

23. Проанализируйте особенности региональной законодательство РФ в сфере семейного права.

24. Сравните алиментные обязательства членов семьи.

25. Сравните правовые основания и последствия лишения и ограничения родительских прав.

26. В соответствии с законодательством РФ опишите процедуру оформления на работу.

27. Составьте примерный текст срочного трудового договора.

28. Составьте таблицу «Различия трудового договора и гражданско-правового договора».

29. Укажите отличия материальной ответственности работника от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда. Приведите примеры.

30. В каком порядке и с каким работником можно заключать письменные договоры о полной материальной ответственности? Каким нормативным актом данное положение регулируется?

31. Опишите особенности законов, решений о бюджете Камчатского края.

32. Опишите суть принципа сбалансированности бюджета. Приведите примеры.

33. Составьте схему «Система органов валютного контроля в РФ».

34. Используя тексты Всеобщей декларации прав человека и Конституции Российской Федерации, заполните таблицу, указав конкретные статьи названных документов.

 

Таблица 1 – Права и свободы человека

Группы прав и свобод человека Всеобщая декларации прав человека ООН Конституция Российской Федерации
Гражданские    
Политические    
Экономические    
Культурные    

 

35.  Заполните таблицу.

Таблица 2 - Особенности республиканского правления

Параметры для сравнения Президентская республика Парламентская республика Смешанная республика
Порядок избрания президента      
Порядок образования правительства      
Ответственность правительства      
Право роспуска парламента у президента      
Наличие поста премьер-министра      
Объем полномочий президента      
Примеры современных государств      

 

36. На конкретном примере опишите состав административного правонарушения.

37. Опишите состав преступления Р. Раскольникова из романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.

38. Укажите сходства понятий «правовое государство» и «гражданское общество».

39. Укажите, какие на Ваш взгляд, принципы конституционного строя, зафиксированные в Конституции РФ, реализованы в современном обществе, а какие остаются декларативными.

40. Заполните таблицу.

 

Таблица 3 - Отрасли российского права

Название отрасли Предмет правового регулирования Метод правового регулирования Основные нормативные правовые акты отрасли (с указанием даты принятия и вступления в силу)
Конституционное право      
Административное право      
Финансовое право      
Гражданское право      
Семейное право      
Трудовое право      
Уголовное право      
Экологическое право      

 

Задания по курсу для самопроверки

Задание 1.

Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.

А) Раскройте разницу в составе правонарушения, обусловившую изменение характера правонарушения.

Б) Кто и как будет определять вид ответственности в том и другом случае?

В) Какой вид юридической ответственности возможен в том и другом случае?

 

Задание 2.

Составьте схему прохождения индивидуальной жалобы до того, как она попадет в Европейский суд по правам человека. Чем вы можете объяснить столь длинную дистанцию? Почему гражданин не может непосредственно обратиться в Европейский суд по правам человека?

 

Задание 3.

Заполните таблицу: Стадии уголовного процесса

Название стадии Содержание деятельности Участники
Проверка поступившего сообщения    
Оформление постановления о возбуждении уголовного дела    
Предварительное расследование    
Судебное следствие    

 

Задание 4.

Познакомьтесь с юридическими нормами:

Статья 7.8.

Самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта либо земельного участка водоохранного объекта влечет наложение штрафа на граждан в размере от пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц – от двухсот до трехсот минимальных размеров оплаты труда.

Статья 658.

1. Договор аренды предприятия подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации. 2. Несоблюдение формы договора аренды предприятия влечет его недействительность.

А) Определите источник права, в котором представлены данные юридические нормы.

Б) Назовите критерии, по которым вы определили источник права, содержащий данные юридические нормы.

В) Назовите участников правоотношения в том и другом случае.

 

Задание 5.

Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.

 

Задание 6.

Прочитайте текст и найдите ошибочное утверждение. Сформулируйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему вы считаете, что данное утверждение ошибочно, а ваша формулировка является правильной.

"Юридическая ответственность – это применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за административный проступок. Вместе с тем возмещение убытков по суду за причиненный вред одним гражданином другому видом юридической ответственности не является, поскольку в данном случае речь идет о взаимоотношении частных лиц".

 

Задание 7.

Приведите примеры гражданских, семейных и административных правоотношений. Какие признаки этих видов правоотношений положены в основу приведенных вами примеров? Какие существуют юридические способы разрешения противоречий, возникающих в данных правоотношениях?

 

Задание 8.

Став инвалидом, гражданка Ф. получала очень маленькую пенсию, поскольку в течение 12 лет замужества нигде не работала. Нуждаясь в средствах для существования, гражданка Ф. подала иск в суд на взыскание алиментов с бывшего супруга, который расторгнул брак после того, как она стала инвалидом. Статьи какого кодекса станут основанием для рассмотрения дела в суде? Назовите участников правоотношения при рассмотрении дела в суде. Как суд решит проблему гражданки Ф.? Почему?

 

Задание 9.

В городе Н. произошло дорожно-транспортное происшествие (ДТП), в результате которого столкнулись две автомашины. Каждый из участников доказывал, что он ехал на зеленый свет светофора, тогда как другая сторона нарушила правила дорожного движения, пытаясь проехать перекресток на красный сигнал светофора.

А) Сформулируйте проблему, приведшую к возникновению правоотношения.

Б) Назовите участников данного правоотношения.

В) Как и по нормам какого кодекса будет разрешаться противоречие между участниками данного правоотношения?

Г) Каков будет состав участников при разрешении правоотношения?

Д) Какую ответственность будет нести виновник ДТП?

 

Ответы на задания

Ответ на задание 1

Проехав на красный сигнал светофора, водитель нарушил правила дорожного движения, и будет нести за это административную ответственность. В случае, если водитель при нарушении правил дорожного движения (в т.ч. проезд на красный сигнал светофора), причинит кому-либо тяжкий вред здоровью или смерть, то он будет нести уголовную ответственность.

А) разница в наступивших последствиях, в первом случае вред никому не причинен, либо причинен до средней тяжести вреда здоровью включительно. Т.е. изменился объект правовой охраны (правонарушения), в первом случае это общественные отношения по охране установленных правил дорожного движения, во втором случае это общественные отношения по охране жизни и здоровья.

Б) определять вид ответственности будут органы внутренних дел (в первом случае работники ГИБДД в порядке административного разбирательства, во втором случае следователи ОВД в уголовно-процессуальном порядке);

В) в обоих случаях возможна гражданско-правовая ответственность, так как вред причиненный источником повышенной опасности (автомобилем), должен быть возмещен владельцем источника повышенной опасности.

 

Ответ на задание 2

Районный (городской) суд – Суд субъекта РФ – Верховный суд РФ – Европейский суд по правам человека.

Такой порядок прохождения жалобы обусловлен спецификой работы Европейского суда по правам человека, так его задачей является именно защита прав человека от незаконных притеснений внутригосударственным правом и действиями различных государственных органов, а не рассмотрение дел по существу. Поэтому только после прохождения всех внутригосударственных процедур защиты своего права, гражданин имеет право обратиться в Европейский суд по правам человека, так как вышестоящий суд может отменить или изменить решение нижестоящего суда, чем восстановить нарушенное право.

 

Ответ на задание 3

Название стадии Содержание деятельности Участники
Проверка поступившего сообщения Истребование объяснений, справок, проведение ревизий, исследований Участковый, оперуполномоченный, дознаватель, следователь, помощник прокурора.
Оформление постановления возбуждении уголовного дела Изучение материалов проверки, составление постановления Следователь, дознаватель, прокурор
Предварительное расследование Проведение различных следственных действий и сбор доказательств Дознаватель, следователь, потерпевший, обвиняемый, защитник, свидетели и др.
Судебное следствие Исследование собранных доказательств в суда Суд, прокурор, защитник обвиняемый, потерпевший, свидетели.

 

Ответ на задание 4

А) Статья 7.8 находится в Кодексе об административных правонарушениях РФ, статья 658 в Гражданском кодексе РФ.

Б) Данный вывод сделан по следующим причинам: в ст. 7.8 говорится о правонарушении и предусмотрена незначительная ответственность, <



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.195.30 (0.012 с.)