Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления.



Адвокатура призвана на профессиональной основе обеспечивать защиту прав, свобод и интересов ФЛ и ЮЛ. Это структура гражданского общества, профессиональное объединение адвокатов, созданное на добровольной основе в целях оказания квалифицированной юридической помощи.

Задачи адвокатуры обусловлены положениями Конституции об обеспечении каждому права на квалифицированную юридическую помощь.

Основополагающие принципы организации деятельности адвокатуры – это законность, независимость, самоуправляемость адвокатских образований, корпоративность, принцип равноправия адвокатов.

Принцип законности закреплен, прежде всего, в Конституции РФ, в ст. 15: органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

Применительно к адвокатуре принцип законности выражается в необходимости соблюдения адвокатами законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре, которое включает Закон об адвокатуре, другие ФЗ, НПА Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также законы и иные НПА субъектов РФ.

Принцип законности – общеправовой, универсальный принцип.

Принцип независимости адвокатуры является основополагающим для характеристики правовой природы и статуса адвокатуры. Адвокатура – институт, относительно независимый от государства, защищенный от государственного вмешательства в свою деятельность.

Ее независимость служит гарантией и необходимым условием независимости самих адвокатов при осуществлении ими адвокатской деятельности.

При этом государство обеспечивает ряд организационных аспектов ведения адвокатской деятельности. Например, территориальный орган федерального органа исп. власти в области юстиции ведет реестр адвокатов субъекта РФ; федеральный орган юстиции утверждает форму ордера на исполнение поручения адвокатом, выдаваемого в необходимых случаях соответствующим адвокатским образованием.

Помимо органов исп. власти, на адвокатуру в рамках своей компетенции оказывают воздействие органы законодательной и судебной власти. Первые, в частности, принимают законодательные акты, которые регулируют вопросы организации и деятельности адвокатуры в России, а судебные акты вторых развивают и толкуют положения законодательства.

Принцип самоуправления адвокатуры вытекает из ее негосударственного характера. Государство не может и не должно осуществлять управление этим институтом гражданского общества, вследствие чего адвокатура строится на принципе самоуправления в решении важнейших вопросов внутренней жизни. Органом адвокатского самоуправления в РФ является ФПА. Безусловно, важным элементом корпоративного самоуправления выступают также адвокатские палаты субъектов РФ.

Значение принципа корпоративности определяется тем, что лица, осуществляющие определенный вид деятельности, объединяются в корпорацию, профессиональную организацию. Данная корпорация разрабатывает свои внутренние правила и имеет целью защиту профессиональных интересов входящих в нее членов, повышение престижа профессии, представительство перед иными органами и организациями, в том числе государственными.

В соответствии с принципом равноправия адвокатов все адвокаты равны при осуществлении ими своей профессиональной деятельности.

Равенство адвокатов выражается в том, что:

· при приобретении статуса адвоката все претенденты должны соответствовать одним и тем же требованиям, установленным законодательством об адвокатской деятельности;

· все адвокаты обладают равными правами и обязанностями;

· относительно всех адвокатов действуют равные гарантии независимости, предусмотренные законодательством;

· адвокат вне зависимости от того, в реестр какого субъекта РФ внесены сведения о нем, вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории РФ без какого-либо дополнительного разрешения и независимо от места жительства или места нахождения доверителя.

Разумеется, правила поведения адвоката не ограничиваются следованием лишь указанным принципам. Лояльность к доверителю, соблюдение адвокатской этики, профессионализм и многие другие – важная составляющая характеристики как адвокатуры в целом, так и ее членов.

В целях обеспечения доступности для населения юридической помощи и содействия адвокатской деятельности органы гос. власти обеспечивают гарантии независимости адвокатуры, осуществляют финансирование деятельности адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам РФ бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством РФ, а также при необходимости выделяют адвокатским образованиям служебные помещения и средства связи.

 

31*. История российской адвокатуры.

О профессиональных поверенных «адвокатуры» впервые упоминается в наших законодательных памятниках XV века. Принцип личной явки в суд продолжает ещё долго господствовать. Исключение представляет древний Новгород, где развитая торговая жизнь вынудила законодателя предоставить всякому право иметь поверенного. По псковской судной грамоте, поверенными могут пользоваться только женщины, дети, старики, монахи и глухие. В той же судной грамоте имеется, впрочем, статья, воспрещающая поверенным вести более одного дела в день, откуда можно, по-видимому, заключить, что в действительности деятельность ходатаев едва ли ограничивалась пределами, поставленными ей законом.

Уложение Алексея Михайловича (1649) продолжает стоять на принципе личной явки: разрешается истцу и ответчику в случае болезни «в своё место прислать на срок искать или отвечать кому верит». Тем не менее, нельзя сомневаться в существовании ко времени Уложения значительного класса наёмных поверенных, «стряпчих».

История российской адвокатуры в более или менее чистой форме возникла в Российской империи только к концу XVIII в. Тогда в девяти губерниях, которые входили в Западный край, адвокатура работала при губернских и нижестоящих судах, основываясь на законах Польши и Литвы. Указ, принятый 25 июня 1840 г., повлиял на распространение на данной территории российских гражданских и процессуальных законов. В это же время место адвокатов было отдано общим для всей России поверенным.

Указ Екатерины II «Учреждения и губернии», принятый в 1775 г. повлиял на появление института губернских стряпчих (речь идет о помощниках прокуроров и защитников казенных интересов).

Помимо этого, 14 мая 1832 г. был принят Закон, согласно которому был сформирован институт присяжных стряпчих, который был направлен на структурирование работы судебных представителей в коммерческих судах. Участвовать в судебных спорах по коммерческим делам как поверенная сторона могли исключительно лица, которые были внесены в списки присяжных стряпчих. Для того чтобы попасть в список присяжных стряпчих, необходимо было подать прошение, аттестат, послужной список и другие необходимые документы в коммерческий суд. Основываясь на данных документах, суд принимал решение или допустить просителя участвовать в процессах или отказать, не указывая причин.

Стоит отдельно рассказать о подпольных или уличных адвокатурах, которые содержали многочисленных представителей, которые оказывали консультации прямо в кабаках. Люди, представляющие эту своеобразную профессию, назвались ябедниками, иными словами, лица, которые добиваются неправого решения при помощи применения судебных хитростей. Для государства было важно контролировать деятельность частных стряпчих. Таким образом, Закон от 15 октября 1809 г. установил, что все лица, которые занимаются стряпничеством, должны в обязательном порядке зарегистрироваться в Конторе адресов. Все, кто записались в Книгу адресов, оставляли паспорт или вид на жительство в Конторе адресов и получали билет на жительство, служивший и как вид на жительство и как одобрительное свидетельство. Но стоит отметить, что по такой схеме работал только Санкт-Петербург и Москва. Множество других стряпчих по-прежнему оставались не под контролем государства. Во время Государственного совета в 1861 г. стало очевидно, что России необходима судебная реформа.

Решительный шаг к созданию профессиональной адвокатуры был сделан в 1864 г. Судебными Уставами Александра II. Адвокатура в России учреждалась как независимое сословие присяжных поверенных по образцу французского барро (коллегии). Вступить в сословие можно было при наличии следующих условий: достижение 25-летнего возраста, подданство Российской империи, высшее юридическое образование, работа по юридической специальности либо помощником присяжного поверенного сроком не менее 5 лет, принесение присяги. Присяжные поверенные были приписаны к определенному судебному округу. Советы присяжных поверенных формировали профессиональные стандарты и этические нормы поведения адвокатов, контролировали их соблюдение.

Большевики, пришедшие к власти в результате Октябрьского переворота 1917 года, уничтожили профессиональную адвокатуру, но в 1922 г. с введением НЭПа были вынуждены ее воссоздать в форме коллегий защитников. Организация советской адвокатуры формально во многом совпадала с организацией присяжной адвокатуры, но на деле она находилась под мощным партийно-государственным прессом.

Последним нормативным актом, на основе которого действовала советская адвокатура, было Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. Оно устарело уже к началу 90-х годов, но формально продолжало действовать до принятия в 2002 г. ныне действующего закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 226; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.78.106 (0.009 с.)