Перспективы развития системы управления качеством дорог. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития системы управления качеством дорог.



Проблематика обеспечения и повышения качества продукции и управления им в дорожном хозяйстве является намного актуальнее, чем в других отраслях народного хозяйства. Дорожная отрасль характеризуется разнообразием и специфичностью выпускаемой продукции, большим различием физических свойств применяемых материалов, непрерывной изменяемостью внешней среды, а также необходимостью удовлетворения повышенных требований заказчика, что обуславливает необходимость широкого использования передовых методов управления и контроля качества дорожной продукции.

В общем случае проблематика качества в дорожном хозяйстве включает следующий комплекс мер:

• обоснованное трассирование и рациональное (с использованием современных программных комплексов) проектирование дорог;

• оптимальное планирование, а также рациональную и эффективную
организацию и производство подготовительных и основных работ на всех
уровнях и стадиях производственного процесса;

•выбор качественных дорожно-строительных материалов для дорожных конструкций и покрытий, а также наиболее подходящих поставщиков;

•выбор комплексов современной и высокоточной дорожно-строительной техники, а также организацию ее эффективной работы, обслуживания и ремонта;

•оптимизацию технологических режимов отдельных процессов и операций;

•повышение профессионального уровня персонала, вовлеченною в
производство дорожных работ.

Опыт показывает, что даже значительное совершенствование только по одному или нескольким из перечисленных направлений может принести
только ограниченный эффект, поэтому необходимо применение системного и комплексного подходов на основе современных принципов и методов
науки о качестве и творческом использовании опыта, накопленного в других странах.

Что касается дорожного хозяйства, как и для многих других областей,
понятие качества может относиться как к производимым работам, дифференцированным по технологическим операциям, так и к их результатам – готовым объектам. При этом следует отметить, что классическими для проработки проблематики качества являются задачи непрерывного производства, когда выдача продукции осуществляется постоянным потоком. Рассмотрим проблему оценки качества не только на стадии готовой продукции, когда объектом является сдаваемая в эксплуатацию дорога, но и на стадии процесса ее строительства. Это вполне соответствует так называемому процессному подходу, которому уделяется значительное внимание в последней версии стандартов ИСО серии 9000.

Применительно к дорожному строительству большую роль в обеспечении и повышении требуемого качества играют особенности, не присущие другим производствам, которые обуславливают специфические трудности организации выполнения работ, а именно:

• большое число разнородных работ, выполняемых в рамках полного
цикла и требующих использования большого количества разнообразных
машин и механизмов, технологических комплексов подготовки материалов
и т.д. В этих условиях для оценки качества отдельных видов работ должны
быть учтены частные показатели, определяемые экспериментально, непосредственно в ходе их выполнения, поскольку реальные последствия нарушений требований могут проявляться только через большие интервалы
времени, после ввода дороги в эксплуатацию;

• большие физические объемы перемещаемых материалов: грунта,
щебня, песка, асфальто- и цементобетонной смеси. В связи с этим, помимо
специализированных дорожных машин, большую роль в производственном процессе играет мощная высокопроизводительная транспортная техника. Для этого необходимо наличие и нахождение в рабочем состоянии
требуемого числа машин в каждой категории, четкая координация работ,
которые должны выполняться в определенной последовательности и часто
с установленными временными интервалами, по графику;

• линейный характер работ, предусматривающий перемещение рабочих мест, дорожных машин и другой техники по трассе строящейся дороги;

• сохранение значительной доли ручных операций, для чего требуются большие коллективы работников разной квалификации;

• изменяемость по трассе характеристик грунтов и параметров трассы
(повороты, уклоны). При выборе направления трассы эти параметры являются переменными, которыми в определенных пределах можно управлять;после проложения направления трассы качество ее выбора определяетсясреднеквадратичными отклонениями отметок грунта по отношению к проектной линии трассы;

• значительные изменения условий работы, обусловленные многими
объективными факторами, основными из которых являются погодные условия, как закономерные, происходящие по временам года в соответствии
со средними закономерностями, так и краткопериодные, которые можно
считать случайными. Поскольку природно-климатические факторы являются объективными, внешними, то качество производственного процесса
следует оценивать не только по отношению к заранее составленной программе (в которой учитываются только закономерные сезонные изменения, поскольку случайные изменения долгосрочно не прогнозируются), а,в первую очередь, по ретроспективно составленной, оптимальной для конкретных условий программе, по зарегистрированным данным относительно происшедших изменений погоды за рассматриваемый период;

• при значительной протяженности участков автомобильных дорог неизбежны изменения характеристик используемых материалов, посколькудля сокращения объемов грузоперевозок приходится переходить на поставку материалов (песка, камня, гравия) из разных карьеров, поставку асфальто- и цементобетонных смесей с разных заводов, специальное строительство которых может быть предусмотрено вдоль трасс через определенные расстояния.

Отмеченные особенности определяют существенную специфику дорожного хозяйства по сравнению с другими отраслями, на которые преимущественно ориентировались создатели современных концепций управления качеством.

В процессе проведенных исследований, на основе общих принциповсовременной науки, ведущими специалистами дорожной отрасли были определены критерии качества работ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог. Так, например, при оценке качества ремонтаасфальтобетонного покрытия следует использовать восемь его основныхпараметров: ширину, поперечный уклон, толщину, коэффициент уплотнения, предел прочности при сжатии, водонасыщение, коэффициент сцепления, ровность.

Обеспечение требуемого высокого уровня качества в отрасли возможно только на основе разработки нового комплекса нормативных документов, в первую очередь, отраслевых стандартов, согласованных и гармонизированных с международными стандартами ИСО серии 9000 последнейверсии, в которых приоритет отдается процессному подходу.

Принятый за основу подход к оценке качества автомобильной дорогина стадии процесса строительства, когда оценку качества продукции выполняют на различных этапах ее производства, имеет несомненное преимущество перед оценкой ее качества только на стадии готовности дороги.Изложенный подход позволяет контролировать качество продукции путемуправляющих и корректирующих воздействий, влияющих на конечный результат, т.е. на качество готовой продукции. При этом, такой принципоценки качества продукции соответствует процессному подходу, как основе международных стандартов ИСО серии 9000, что позволяет при выполнении дорожных работ не только выявлять брак готовой продукции, но ипредотвращать его возникновение в процессе производства.

По мнению ведущих зарубежных ученых-специалистов в области систем управления, качество нельзя обеспечить и получить лишь путем проверки, т.е. с помощью технического контроля. Оно должно быть заложенов продукции, причем с самых начальных этапов ее концептуальной разработки. Управление качеством с основным вниманием на контроль – этоуправление старого стиля.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.34.0 (0.007 с.)