Субъекты Российской Федерации, их конституционно-правовой статус. Порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации. Предметы ведения субъектов Российской Федерации. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Субъекты Российской Федерации, их конституционно-правовой статус. Порядок изменения статуса субъектов Российской Федерации. Предметы ведения субъектов Российской Федерации.



Конституция РФ в ст. 65, закрепляя состав Российской Федерации, различает шесть видов ее субъектов: республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа.

Субъекты РФ имеют свою территорию, которая не может быть изменена без их согласия. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их согласия. Правовой статус границ субъекта РФ отличается от статуса государственной границы РФ. Органы государственной власти субъектов РФ распространяют свою власть на всю ее территорию.

Территория субъекта, являясь частью территории Российской Федерации, включает землю, ее недра, леса, воды, растительный и животный мир, другие природные богатства, а также памятники истории и культуры и иные ценности национального достояния,

используемые для обеспечения материальных и духовных потребностей народов субъектов РФ.

Субъекты РФ имеют внутреннюю границу, отделяющую их от других субъектов РФ, а также могут иметь и внешнюю границу, отделяющую их от иностранных государств. Согласно ч. 3 ст. 67 Конституции РФ границы между субъектами РФ могут быть изменены только с их взаимного согласия. Внешняя граница субъекта РФ является вместе с тем государственной границей РФ и определяется международными договорами и соглашениями России с иностранными государствами. Как правило, территории субъектов РФ определялись исторически.

Субъект РФ имеет собственные предметы ведения и полномочия по предметам совместного ведения. В ст. 73 Конституции РФ закреплен принцип полноты власти субъекта Федерации в пределах его прав. Суть этого принципа заключается в том, что вне пределов ведения Российской Федерации и ее полномочий по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ последние обладают всей полнотой государственной власти.

Перечень предметов ведения субъектов РФ и их полномочий по предметам совместного ведения устанавливается в конституциях (уставах) субъектов РФ, а также по отдельным вопросам в федеральном и региональном законодательстве.

Предметы ведения субъекта РФ охватывают те сферы общественных отношений, которые связаны с их внутренними задачами. Реализуемая в этих целях компетенция не может выходить за рамки собственных структур и должна базироваться на внутрирегиональных коммуникациях, на собственных объектах регулирования и внутренних финансовых и материальных ресурсах.

Конституционно-правовой статус субъекта РФ согласно федеральному законодательству может быть изменен двумя способами:

1) путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой;

2) путем объединения (слияния) нескольких субъектов РФ.

Изменение конституционно-правового статуса субъекта Федерации путем преобразования одного вида субъекта РФ в другой означает присвоение субъекту иного вида конституционно-правового статуса субъекта РФ из числа установленных в ч. 1 ст. 5 Конституции РФ, что подтверждается правовыми позициями Конституционного Суда РФ1. Например, область может быть преобразована в край, край — в республику и т. п. Таким образом, изменяется субъектный состав Российской Федерации, конституционный статус субъекта РФ, но при этом его территория остается без изменения.

48. Принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и ее субъектами. Федеративный договор: содержание и значение. Предметы ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

1.Конституция РФ устанавливает четкие перечни полномочий РФ, субъектов РФ и предметы их совместного ведения.

РФ обладает суверенитетом на всей территории РФ и осуществляет полномочия, отнесенные к предметам ее исключительного ведения в силу их особой важности для государства.

Вне пределов ведения РФ и сферы совместного ведения РФ и ее субъектов последние обладают всей полнотой государственной власти, т. е. эти полномочия относятся к исключительной компетенции органов государственной власти субъектов РФ.

Сфера совместного ведения РФ и субъектов РФ – полномочия, в пределах которых вправе действовать и РФ, и ее субъекты. Эти полномочия субъекты правоотношений осуществляют с учетом взаимной выгоды, взаимного согласия и взаимного делегирования полномочий на основании федеративных договоров о разграничении предметов ведения.

Разграничение этих полномочий осуществляется согласно принципам:

1) соответствия законодательств субъектов РФ федеральному;

2) равноправия субъектов РФ в осуществлении их полномочий;

3) независимости органов государственной власти субъектов РФ в осуществлении своих полномочий от федеральных органов власти.

Соответствие законодательства субъектов РФ означает, что все акты, принятые органами государственной власти субъектов РФ в пределах их компетенции, должны соответствовать положениям Конституции РФ, федеральным конституционным и федеральным законам. В случае, если орган государственной власти субъекта РФ принял акт вне пределов своей компетенции, такой акт может быть признан не соответствующим федеральному законодательству судом по заявлению заинтересованного лица в установленном порядке, а значит, такой акт не подлежит применению и ссылки на него недопустимы.

Равноправие субъектов РФ перед РФ означает, что все субъекты РФ вправе самостоятельно, независимо от других, осуществлять полномочия в пределах своей компетенции, при этом полномочия по изданию нормативных актов у всех субъектов равные. Ни один субъект РФ независимо от его формы (республика, край, область, автономный округ или область, город федерального значения) не может обладать большим или меньшим объемом полномочий, так

как полномочия субъектов РФ устанавливаются Конституцией РФ для всех субъектов одновременно, а конкретизация федеративными договорами о разграничении предметов ведения касается только предметов совместного ведения.

Органы государственной власти субъектов РФ исполняют свои полномочия, но только в пределах своей компетенции либо по предметам совместного ведения согласно федеративным договорам о разграничении предметов ведения. Никакие органы государственной власти РФ не вправе препятствовать осуществлению полномочий субъектов РФ, принуждать к принятию того или иного закона.

2. ФЕДЕРАТИВНЫЙ ДОГОВОР - один из основных источников конституционного права РФ в области регулирования федеративных отношений. Включает три самостоятельных договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти РФ и соответственно органами власти: а) суверенных республик в составе РФ; б) краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ; в) автономной области, автономных округов в составе РФ.

По своему содержанию Федеративный договор не является ни учредительным договором, ни договором о преобразовании в федерацию государства с иным государственно-территориальным устройством, посĸольĸу ĸ моменту его заĸлючения РФ уже сложилась ĸаĸ суверенное федеративное государство. Вместе с тем федеративные отношения на основе принципа разделения предметов ведения и полномочий между федерацией и ее субъеĸтами стали новым шагом в развитии федерализма в России.

Федеративный договор юридически закреплял реально существовавшие в то время различные типы субъектов РФ - национально-государственные (суверенные республиĸи в составе РФ), административно-территориальные (ĸрая, области, города Мосĸва и Санĸт-Петербург) и национально-территориальные (автономная область и автономные оĸруга) образования.

Что же касается передачи осуществления части полномочий органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации органам исполнительной власти Российской Федерации, то пределы договорного регулирования не установлены федеральным законодательством. Отсюда следует, что региональные органы исполнительной власти вправе передавать федеральным органам исполнительной власти осуществление любого полномочия, отнесенного к их компетенции.

3. Предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ формируют полномочия, закрепленные в качестве таковых в Основном законе.

Согласно положениям статьи 72 Конституции России предмет совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ формируют следующие правомочия:

– обеспечение полного соответствия конституций, уставов, законов и других нормативно-правовых актов республик, краев, областей, автономных округов и автономной области, городов федерального значения Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

– защита прав и свобод человека, а также прав национальных меньшинств;

– обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности;

– разграничение государственной собственности и имущества;

– введение общих принципов организации системы органов государственной и муниципальной власти;

– охрана режима пограничных зон;

– координация внешнеэкономических и международных связей субъектов РФ, выполнение положений международных договоров Российской Федерации;

– координация решения вопросов сферы здравоохранения, защиты семьи, материнства, отцовства, детства;

– гарантии социальной защиты, в том числе социального обеспечения;

– сферы воспитания, культуры, образования, науки, физической культуры и массового спорта;

– вопросы владения, пользования и распоряжения землей и недрами, водными и иными природными ресурсами;

– вопросы природопользования, охраны окружающей среды, экологической безопасности, защиты особо охраняемых природных территорий и культурно-исторических памятников;

– реализация мер по борьбе со стихийными бедствиями, катастрофами, эпидемиями, а также ликвидация их последствий;

– принятие общих принципов системы налогообложения в Российской Федерации;

– административное, административно-процессуальное, жилищное, семейное, трудовое, земельное, лесное и водное законодательство, а также законодательство о недрах и охране окружающей среды;

– кадры правоохранительных и судебных органов;

– адвокатура и нотариат;

– защита традиционной среды обитания и образа жизни малочисленных этнических народностей.

Нормы статьи 72 Конституции о предметах совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ в равной и полной мере распространяются на республики, края и области, автономные округа и автономную область, города федерального значения.

Согласно ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» от 6 октября 1999 года (в ред. от 29 июля 2017 года), полномочия органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения, определяются:

– Конституцией Российской Федерации;

– федеральными законами;

– соответствующими договорами и соглашениями о разграничении полномочий и соглашениями;

– нормативно-правовыми актами Президента и Правительства РФ, издаваемыми в соответствии с Конституцией и федеральными законами;

– законами субъектов РФ.

Вышеуказанные источники, определяя полномочия органов государственной власти субъекта РФ, должны устанавливать:

– права, обязанности и ответственность органов государственной власти субъекта Российской Федерации;

– источники и порядок финансирования реализации соответствующих полномочий.

Не допускается одновременно возлагать одни и те же полномочия на федеральные органы государственной власти и органы местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 577; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.211.87 (0.015 с.)