Особенности нравственного и умственного воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности нравственного и умственного воспитания.



По мнению В.А. Сухомлинского, умственное воспитание – это «приобретение знаний и формирование научного мировоззрения, развитие познавательных и творческих способностей, выработки культуры умственного труда, воспитание интереса и потребности в умственной деятельности, в постоянном обогащении научными знаниями, в применении их на практике». Умственное воспитание осуществляется в период приобретения научных знаний. Если эти знания станут личными убеждениями, духовным богатством человека, которые будут отражаться на его жизни, интересах, то только тогда они станут факторами умственного воспитания.

Обучение - важнейшее средство умственного воспитания. А в процессе его осуществляется главная цель умственного воспитания – умственное развитие. Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста. Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека. Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержанию и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности. При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат. Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка.

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие.

Каждый учитель должен иметь определенные навыки, быть умелым и вдумчивым воспитателем. У такого учителя знания, которые получают ученики, должны быть инструментом, благодаря которому воспитанник осуществляет новые шаги в познании окружающего мира. Это произойдет только тогда, когда накопление и расширение объема знаний учитель будет рассматривать как одно из средств развития познавательных и творческих сил, а не как конечную цель процесса обучения.

В.А. Сухомлинский в Павлышской школе создал систему умственного воспитания, которая была нацелена на развитие у учащихся ценности знаний, на желании их учиться. Он призывал к созданию в школе культа и знаний. «Опытные учителя начальных классов стремятся к тому, чтобы с первых своих шагов к школьной жизни ребенок стал активным участником процесса овладения знаниями, чтобы процесс открытия мира доставлял ребенку глубокое, ни с чем не сравнимое чувство радости, взволнованности, эмоциональной приподнятости». С этой целью в Павлышской школе проходили уроки мысли, творческие задания, привитие любви к чтению, воспитание самодисциплины в умственном труде. Успех воспитания, которое понимается как целенаправленное и социально- полезное влияние на личность, определяется не только тем, насколько удачно оно решает задачи, стоящие перед обществом, но и тем, насколько это воспитание соответствует интересам этой личности.

В.А. Сухомлинский стремился привлечь учеников к умственному труду, вследствие этого, он утверждал, что умственный труд – это усилие мысли. Мышление у учащихся появляется там, где есть потребность ответить на вопрос, стремясь к сочетанию труда души, мышления и рук. «Ребенок должен думать – работая руками, и работать руками – думая». С точки зрения Сухомлинского, дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. В связи с этим он практиковал в своей работе уроки мысли. Это были уроки на природе, где детям можно задавать тысячи вопросов. Урок в природу - путешествие к источнику живой мысли. Пробуждению мысли способствовало желание понять природные явления, наблюдения за ними. Сухомлинский считал, что труд мысли невозможен без детского творчества. Он привлекал школьников к сдаче сказок, произведений, самостоятельного изучения отдельных тем и др.

Большое внимание в своей работе В.А. Сухомлинский отдает мировоззрению. По его мнению, мировоззрение – это субъектное состояние личности, проявляющееся в мыслях, чувствах, деятельности. «В мировоззрении – единство сознания, взглядов, убеждений и деятельности»

Для формирования научного мировоззрения, ученики должны глубоко осмысливать главные, ведущие идеи основ наук, например, материальность и познаваемость мира человеком, познаваемость сущности и причин общественных явлений, классовую, социальную обусловленность взглядов на добро и зло. Исследуя факты, познавая явления окружающей природы, убеждаясь в истинности научных взглядов, ученик пытается самостоятельно что-то доказать, отстоять свою точку зрения. В этом случае, мышление становится процессом самостоятельного формирования научного мировоззрения. Очень важно, чтобы умственный труд затрагивал интересы личности. «Мы придаем исключительное значение исследовательскому характеру умственного труда: наблюдая, думая, изучая, сопоставляя, дети находят истину или же видят, что для открытия истины необходимы новые наблюдения, необходимо чтение». Научить ребенка активно видеть мир, руководствоваться в труде убеждениями – одна из главных предпосылок того, чтобы знания воспитывали.

В.А. Сухомлинский стремился превратить образование в важную жизненную ценность, и эту идею он связывал с отсутствием или наличием у учащихся интереса к учению. По его мнению, учение для учеников должно быть радостным трудом. Радость успеха – это единственный источник жажды к знаниям, а главное средство достижения этого – правильное оценивание учащихся. Оценка должна вознаграждать трудолюбие, а не наказывать за леность. Нельзя допускать, чтобы оценка баловала учеников, чтобы не создалось легкомысленного отношения к учебе. Говоря об отметке как об инструменте наказания, Сухомлинский считал допустимым ее применение только для школьников старших классов, поскольку в начальных классах наказание неудовлетворительной оценкой больно ранит, оскорбляет и унижает достоинство ребенка. Нельзя допускать, чтобы ребенок в самом начале своего пути с «помощью» учителя, поставившего плохую отметку, потерял веру в себя.

Дети приходят в школу самые разные: собранные и несобранные, внимательные и рассеянные, неряшливые и аккуратные. Однако все дети без исключения идут в первый класс с искренним желанием хорошо учиться. Это красивое человеческое желание озаряет весь смысл школьной жизни детей. Оценка у Сухомлинского всегда оптимистична, это вознаграждение за труд, а не наказание за лень.

В.А. Сухомлинский отводил особое внимание начальной школе, именно в ней начинается овладение научными знаниями ребенка. Как раз в эти годы, годы раннего детства, перед учеником впервые раскрываются многие стороны и явления окружающего мира, и от того, какой подход ребенка к этому миру с его тайнами и закономерностями сумел обеспечить учитель, зависит личное отношение ребенка к знаниям. Опытные учителя начальных классов стремятся всегда к тому, чтобы с первых этапов школьной жизни ребенок стал активным ее участником, участником овладения знаниями, и чтобы процесс открытия мира доставлял ребенку глубокое чувство радости. «Чем больше ребенок сделал познавая, чем глубже пережил волнующее чувство радости труда, тем больше ему хочется знать, тем глубже переживается им жажда знаний, пытливость, любознательность»

Интерес к обучению, общее развитие ученика невозможны, если в классе нет интеллектуального фона - постоянного обмена знаниями в классе между учениками. Важным источником интеллектуального фона является развитие увлечений школьников. Каждый ученик должен иметь свой любимый предмет, где он знает больше других.

По мнению В.А. Сухомлинского, нельзя сводить духовный мир ребенка лишь к обучению. Если учителя будут стремиться к тому, чтобы все силы школьника были затрачены на уроки, его жизнь станет невыносимой. Исходя из одной из важных идей, что ребенок не может быть счастливым, если в школе ему плохо, ребенку нужно помогать учиться. Надо дать ему почувствовать себя достаточно способным для овладения школьными предметами. Решать эту проблему В.А. Сухомлинский советует через открытие даже перед самым трудным учеником тех сфер его развития, где он может достичь вершины, быть лучше других. Этому способствует, прежде всего, привлечение детей к участию в различных кружках. Для преодоления слабых сторон (в том числе и неуспеваемости по тому или иному предмету) ребенок черпает моральные силы в своих успехах в других видах деятельности, где она может лучше проявить себя, раскрыть свои духовные силы.

Успех умственного воспитания зависит от методов обучения, от их соответствия умственному развитию учащихся, а это в свою очередь определяет структуру уроков.

Содержание трудового обучения и воспитания.

С первых дней пребывания в школе ребенок должен воспринимать уважительное отношение к труду. “Детство не должно быть постоянным праздником, если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребенка остается недоступным и счастье труда… в труде раскрывается богатство человеческих отношений”.

Детский труд таит в себе огромную силу. Если ребенок вложил определенные усилия в труд для других людей и пережил в связи с этим личную радость, он, не может стать недобрым человеком.

Очень важным моментом в системе трудового воспитания В.А. Сухомлинского является и положение о том, что труд позволяет наиболее полно и ярко раскрыть природные задатки и склонности ребенка. Анализируя готовность ребенка к трудовой жизни, нужно думать не только о том, что он может дать для общества, но и о том, что труд дает лично ему. В каждом ребенке дремлют задатки каких-то способностей. Эти задатки как порох: чтобы зажечь, необходима искра.

Сухомлинский высоко оценивал возможности трудового воспитания в становлении личности школьника, даже в развитии сложной и тонкой сферы чувств и эмоций, сумел добиться впечатляющих результатов. Жизнь Павлышской школы невозможно представить без каждодневной, многоплановой, необходимой и привычной трудовой деятельности детей, в которой достигалось эффективное решение идейных, интеллектуальных, нравственных, эстетических, эмоциональных воспитательных задач прежде всего потому, что труд для воспитанника был личностно значимым делом, одухотворенным нравственностью, красотой, творчеством.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.143.4 (0.011 с.)