Тема 6. Педагогические идеи и деятельность В. А. Сухомлинского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Педагогические идеи и деятельность В. А. Сухомлинского.



Конспект 6.1. По видеофильму

Сухомлинский - педагог от бога. Он жил в период огромных социальных потрясений, массового уничтожения людей, он прошел через войну и личную трагедию. Но сила его духа все преодолела, он не утратил гуманного отношения к людям и стремился разглядеть и воспитать в детях лучшие человеческие качества. Он добился признания и небывалого для педагога почета. Борец за человеческое в человеке, великий педагог директор Павлышской школы, заслуженный учитель, признанный классик педагогики 20 века, знаток детских душ – это всё Василий Александрович Сухомлинский.

 

«Что самое главное было в моей жизни? Без раздумий отвечаю - любовь к детям». Сухомлинский

 

В Украине под Кременчугом в селе 28 сентября 1918 года родился Василий Сухомлинский. Родители из беднейших крестьян. В семье три брата и сестра. А на дворе гражданская война - время огромных лишений и разрухи, когда вражда и ненависть окружали человека со всех сторон.

 

Он заканчивает семилетку, где проявляет себя как один из самых способных учеников, а уже в 15 лет мать проводила своего младшего сына Василия в Кременчуг на подготовительные курсы педагогического института.

 

Особую любовь питал Василий к книгам. Они были дома. В простой крестьянской хате стоял на почетном месте сундучок с книгами, доставшимися от деда со стороны матери.

 

Уже с 17 лет Василий Александрович начал преподавать украинский язык и литературу в двух 7летних школах своего района. Продолжает обучение в полтавском педагогическом институте заочно, где получает

 

квалификацию учителя украинского языка и литературы средней школы.

 

С 1941 года Василий Александрович на фронте. Ему 23 года, он ротный политрук, как раз из тех кто действовал, поднимал роту в бой под лавиной огня. Такие люди как Сухомлинский приняли вызов и война прошла по его судьбе своим безжалостным сапогом. В январе 42 был тяжело ранен осколком снаряда под самое сердце. Чудом выжил, осколок остался в груди на всю жизнь. На фронт его больше не взяли.

 

В тылу у врага осталась беременная жена, она не смогла вовремя эвакуироваться. За участие в партизанском подполье на глазах у молодой матери убили 10-месячного сына. Саму ее фашисты повесили. Так Василий Сухомлинский потерял самых дорогих своему сердцу людей – своего сына ему даже не суждено было увидеть.

 

Как только родные места были освобождены он вернулся на родину и стал заведующим районо. Однако, уже через два года Сухомлинский попросился назад в школу. Просьбу его удовлетворили. Так Василий Александрович вышел на главную дорогу своей жизни. Пост директора Павлышской средней школы дал Сухомлинскому возможность реализовать свое призвание, вернуться к детям и отдать им свое сердце.

 

Когда Сухомлинский стал выстраивать свою школу то прежде всего он насажал много цветов, прежде всего он показал природу, он сделал свою школу радости. Сухомлинский проводил некоторые уроки на улице.

 

В основе его деятельности лежит понимание детей, понимание того что ребенок должен быть в этой природе, он должен ее понимать, ощущать. Она должна войти во внутренний мир.

 

Школа представляла собой неказистое здание, построенное еще до революции стало местом проведения непрерывного эксперимента.

 

Сухомлинский пришел к выводу, что только гуманная педагогика способна воспитать высоконравственного и духовного человека, личность, индивидуальность. Его главным педагогическим принципом было воспитание без наказания. Опыт показывает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность и доброта, ласка, доброжелательность

 

рождаются в труде, заботах, волнениях, красоте окружающего мира.

 

Немалую роль в воспитательном процессе гуманная педагогика Сухомлинского отводит труду. Труд физический и умственный оказывают на ребенка взаимное влияние. Умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость. Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

 

Важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом. Мы живем на земле преобразованной человеческими руками и умом. Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному.

 

Сухомлинский систематически два раза в неделю в течение 4 лет водил каждую группу своих воспитанников на виноградники, зеленые луга, в поля, на речку, на курган за село. И каждый раз, давая уроки мышления в школе под голубым небом, в школе радости он пытался не только сам говорить, а больше слушать детей. Давал возможность детям среди природы помолчать, посмотреть, почувствовать, осмыслить увиденное и услышанное. Умение дать ребенку подумать - это одно из самых тонких качеств педагога.

 

Большая роль в умственном воспитании предоставлялась сказкам. Сказка это свежий ветер, который развивает огонек детской мысли и речи, писал Сухомлинский.

 

Сухомлинский рассуждал о прекрасном, сочинял сказки, готовил детей к высокому предназначению, он верил в силу добра, любви, уважения и гармонии. Он верил, что человек рождается для самосовершенствования для честного творческого труда эту веру он передавал детям.

 

Практически весь день он проводил в школе, а вечера отдавал книгам. Немецким владел в совершенстве, а также изучил польский, чешский, болгарский, английский, французский, испанский и даже японский.

 

Директор школы никогда не стремился возвыситься над остальными учителями, а с невероятным терпением и тактом поднимал весь коллектив.

 

Он много работал с учителями, чтобы они проникались внутренним миром ребенка. В школе оценка использовалась как вознаграждение за труд

 

как инструмент поощрения и только в старших классах. Учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей. Школа не должна убивать в ребенке его изначальное желание учиться. Никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний, также нужно помогать детям развивать свой талант, способности, личность. Нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту. Необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка.

 

Великий учитель считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в добре, ласке понимании. Это особенно актуально в отношении подростков.

 

Василий Александрович разработал и внедрил идею сближения семьи и школы. Он взялся обучать родителей в своем университете при школе. Они поступали туда за два года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой. Он учил и детей, и учителей, и родителей.

 

О своем опыте Сухомлинский начал писать примерно после 30 лет работы. В центральной печати начали появляться первые статьи, размышления Василия Александровича, о которых он говорил, о гуманизме и стремлении к идеалу. Настаивал на том, что личность ребенка - самая высокая драгоценность. Говорил как проповедник и оказалось многие учителя тосковали именно по таким словам. Страна заговорила о павлышевском самородке, об истинном энтузиасте. А в шестидесятые годы Сухомлинский выступает перед огромной аудиторией уже в роли автора фундаментальных книг о воспитании.

 

Система Сухомлинского противостояла авторитарному воспитанию и критиковалась за абстрактный гуманизм.

 

Но у Василия Александровича нашлось множество защитников. Это и журналисты, и читатели популярного издания и руководители страны. Через несколько месяцев после всей этой истории Василия Сухомлинского награждают высшими государственными наградами. Тогда же в 1968 году его избирают действительным членом академии педагогическ

 

присуждают звание заслуженного учителя школы. Истинного педагога жизнь проверяла на прочность, но все-таки профессиональная судьба нашего героя сложилось наилучшим образом. Педагог не прекращал поиск новых инструментов влияния на духовный мир ребенка. Как воспитатель он был творческий неистощим черпая вдохновение и в народных традициях и в народной украинской педагогике, культуре, с которыми был связан крестьянским детством. Многие его педагогические открытия поразительно точны и актуальны сегодня.

 

Автор 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей оставил нам в наследство свои мысли и идеи, которые как зерна продолжают давать плоды. «Сердце отдаю детям» назвал свою главную книгу Василий Александрович.

 

2 сентября 1970 года в самом начале нового учебного года Василия Александровича не стало. Про него можно сказать словами, которые он очень любил «он умер, не обратив внимание на смерть».

 

«Высокая миссия педагога для меня в том, чтобы быть творцом детского счастья, врачевателем и целителем детских душ, чтобы в сердце человеческом не поселились горе и страдания. Я отдал этому жизнь»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 659; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.01 с.)