Бухгалтерский учет в системе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Бухгалтерский учет в системе



БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В СИСТЕМЕ

АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБРАБОТКИ

ИНФОРМАЦИИ

Тема 9

Технология автоматизации учета

Затрат и выпуска готовой продукции


 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Организация и методика автоматизированного учета затрат и выпуска продукции в программе 1С:Бухгалтерия 8.3.
2. Настройка автоматизированной системы учета затрат и выпуска продукции в программе 1С:Бухгалтерия 8.3.
3. Порядок автоматизированной обработки операций по затратам и готовой продукции на базе программы 1С:Бухгалтерия 8.3.
4. Выходные отчеты по учету затрат и готовой продукции.
5. Автоматизированная обработка данных по затратам на оплату труда.

 

 

Организация и методика автоматизированного учета затрат и выпуска продукции в программе 1С:Бухгалтерия 8.3

 

Учет затрат и готовой продукции – центральный элемент производственного учета на промышленном предприятии. Программа 1С:Бухгалтерия 8.3 позволяет автоматизировать данный участок учетных работ специфичный именно для промышленных организаций. В программе имеются режимы для обработки основных первичных документов производственного учета и учета готовой продукции. Кроме этого, в программе реализовано автоматизированное формирование данных по плановой и фактической себестоимости видов деятельности, а также в целом по доходам, расходам и финансовым результатам коммерческой организации (вне зависимости от отрасли) в соответствии с Инструкцией по бухгалтерскому учету доходов и расходов (утверждена постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102).

 

Возможности программы

По автоматизации учета затрат, выпуска готовой продукции,

Методические особенности программы

По автоматизированному учету затрат, выпуска готовой продукции,

Доходов, расходов и финансовых результатов

♦ По счетам затрат и расходов организуется аналитический учет (рисунок 9.1). При этом используются следующие виды субконто:

- по счетам 20, 23, 29: Подразделения, Номенклатурные группы, Статьи затрат;

- по счетам 25, 26: Подразделения, Статьи затрат;

- по счету 44: Статьи затрат.

Рисунок 9.1 – Настройка счетов учета затрат в плане счетов программы 1С:Бухгалтерия 8.3

♦ Субконто Номенклатурные группы в программе 1С:Бухгалтерия 8.3 играет роль центра учета затрат, а также центра учета расходов и доходов по текущей деятельности (рисунок 9.2).

Прямые затраты

(счет 20, 23, 29)

 

Производственная

себестоимость продукции

 

Общехозяйственные затраты

(счет 26)

   
               
           

База распределения затрат:

Выручка, собранная по 90.1

               

С:Бухгалтерия 8.3

В рамках процедуры Закрытие месяца счет 25 "Общепроизводственные затраты" по умолчанию закрывается на счет 20 "Основное производство", счет 26 "Общехозяйственные затраты" закрывается на счет 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности", если активизирована методика директ-костинг (рисунок 9.4).

Рисунок 9.4 – Параметр, отвечающий за активацию методики директ-костинг

в программе 1С:Бухгалтерия 8.3

При закрытии счета 25 могут применяться различные базы распределения косвенных затрат: объём выпуска (в натуральных единицах), плановая себестоимость выпуска, расходы на оплату труда, материальные затраты, выручка от реализации продукции, прямые затраты, отдельные статьи прямых затрат, или вариант "Не распределяется" (рисунок 9.5).

Рисунок 9.5Базы распределения косвенных затрат в программе 1С:Бухгалтерия

Для корректной работы автоматики в распределении затрат должно неукоснительно соблюдаться правило: "Базы распределения затрат не должны быть равны нулю". То есть, в отчетном периоде обязательно должен иметь место: или выпуск продукции (или незавершённое производство), или реализация продукции, или материальные затраты на производство продукции и т.д.

По счету 26 на предприятиях Республики Беларусь назначается использование методики директ-костинг. При этом общехозяйственные расходы автоматически списываются на счет 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности" (субсчет 90.5.1 "Управленческие расходы") пропорционально суммам выручки по видам продукции (т.е. по номенклатурным группам). Дополнительно настраивать методику распределения и списания общехозяйственных расходов не требуется.

 

♦ Учет затрат на счетах 20, 23, 25, 26, 28, 29 ведется по единой системе статей затрат, для этого используется единый справочник Статьи затрат (рисунок 9.6).

Рисунок 9.6Справочник Статьи затрат в программе 1С:Бухгалтерия 8.3

Списание распределённых косвенных затрат со счета 25 на счет 20 производится по соответствующим одноименным статьям затрат. Списание распределённых косвенных затрат со счета 26 на счет 90 производится общими суммами, так как по счету 90 аналитики по статьям затрат нет.

 

♦ Программа 1C:Бухгалтерия 8.3 позволяет настроить методику закрытия счета 25 (базу распределения) отдельно по каждой статье затрат и отдельно по каждому производственному подразделению (если необходимо). Для этого в настроечной таблице Методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов конкретизируются соответствующие реквизиты (рисунок 9.7).

Рисунок 9.7Интерфейс настройки методов закрытия счета 25

Если в настроечной таблице Методы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов графа Статья затрат не заполняется, это означает, что все статьи косвенных затрат распределяются единообразно.

При настройке порядка закрытия статей косвенных затрат должно соблюдаться правило: "Все статьи, все обороты по счетам косвенных затрат должны быть охвачены в настройках".

 

♦ Списание затрат, собираемых на счете 20, на себестоимость выпущенной продукции (счет 43) производится в разрезе элементов справочника Номенклатурные группы, связанного со справочником Номенклатура (где заводится группа" Продукция "), с учетом данных введенных в режиме Инвентаризация НЗП (незавершенное производство). Списание производится в два этапа:

1) В течение месяца, по мере выпуска готовой продукции из производства, списание затрат с кредита счета 20 в дебет счета 43 производится по плановой цене (плановой себестоимости) продукции.

2) В конце месяца, в рамках процедуры Закрытие месяца, производится окончательное регулирование сумм подлежащих фактическому списанию со счета 20 на счет 43 в соответствии с фактической себестоимостью производства, накопленной по дебету счета 20 (за минусом незавершенного производства). При превышении фактической себестоимости над плановыми ценами составляется дополнительная проводка: Дебет 43 / Кредит 20.1. При экономии затрат составляется аналогичная проводка красным сторно (т.е. на отрицательную сумму). 

Тип плановой цены готовой продукции определяется в настройках параметров программы на этапе её настройки (рисунок 9.8). Сами плановые цены устанавливаются по наименованиям готовой продукции (рисунок 9.9) при заполнении справочника Номенклатура (группа   " Продукция ").

Рисунок 9.8Параметр, отвечающий за тип плановой (учетной) цены

На готовую продукцию

Рисунок 9.9Установка плановой цены по виду готовой продукции

♦ В конце месяца отклонения фактической себестоимости готовой продукции от плановой рассчитываются программой автоматически в рамках процедуры Закрытие месяца. При этом составляются корректирующие проводки сначала между счетами 20 и 43, потом — 43 и 90. Положительными суммами в этих проводках отражается перерасход, отрицательными — экономия. Взаимосвязь аналитической информации по счетам 20, 43 и 90 реализована через взаимосвязь справочников: Номенклатурные группы и Номенклатура (Продукция).

♦ В конце отчетного периода (в рамках процедуры Закрытие месяца) составляются бухгалтерские записи, корректирующие обороты по счету 90 (90.4.1 "Себестоимость реализованной продукции, товаров, работ, услуг") таким образом, чтобы по проводкам типа Дебет 90.4.1 / Кредит 43 в сумме была отражена фактическая себестоимость всех видов реализованной продукции.

♦ В конце месяца (в рамках процедуры Закрытие месяца) производится сопоставление доходов (кредит счета 90) и расходов (дебет счета 90) за отчетный период. Определяется прибыль или убыток по текущей деятельности. После чего автоматически формируется проводка по счетам 90.11 "Прибыль (убыток) от текущей деятельности" и 99.1 "Прибыли и убытки". Таким образом, субсчета внутри счета 90 в текущем учете не закрываются.

Субсчета внутри счета 90 закрываются (через субсчет 90.11 "Прибыль (убыток) от текущей деятельности") в конце года в рамках процедуры реформации баланса. Процедура выполняется в декабре через электронный документ Закрытие месяца (декабрьской датой) при условии, что данная функция в конфигурации настроена. В результате ее проведения все сальдо субсчетов финансово-результатных счетов (90 и 91) закрываются внутренними проводками, через субсчета 90.11 и 91.5. Затем сальдо счета 99.1 списывается на счет 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

♦ Закрытие счета 91 "Прочие доходы и расходы" производится по аналогичным алгоритмам, как и счета 90 "Доходы и расходы по текущей деятельности", с использованием режима Закрытие месяца.

 

Рисунок 9.14 – Настройка погашаемой стоимости в

справочнике Назначения использования

Списание инвентаря (спецодежды, спецоснастки) из эксплуатации.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Номенклатура и склад – Списание материалов из эксплуатации – [Создать] – <Заполняется "шапка" документа> – < Заполняется табличная часть документа > – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <Просмотр проводок>.

Документ проводится по дебету счета учета затрат и кредиту счетов учета инвентаря (спецодежды, спецоснастки) в эксплуатации (10.9.2; 10.11.1; 10.11.2), на сумму равную непогашенной стоимости списываемых материальных ценностей. Счет затрат указывается в документе на закладке Списание расходов, или берется из настроек справочника Назначения использования, созданных для списываемого наименования инвентаря (спецодежды, спецоснастки).

 

Помесячное списание износа спецодежды (спецоснастки, временных сооружений), находящихся в эксплуатации, в рамках процедуры «Закрытие месяца», если в настройках установлено погашение их стоимости линейным способом или пропорционально объему выпущенной продукции.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Справочники и настройки учета – Учетная политика – <выбор записи учетной политики> – Закладка " Запасы " – √ Погашать стоимость спецодежды, спецоснастки, временных (нетитульных) сооружений и приспособлений с месяца ввода в эксплуатацию – [Записать и закрыть]. ● Номенклатура и склад – Погашение стоимости спецодежды, спецоснастки и временных сооружений – [Создать] – <установка "Периода" расчета погашаемой стоимости> – [выполнить и закрыть] – [Дт/Кт] – <Просмотр проводок>.

Документ " Погашение стоимости спецодежды, спецоснастки и временных сооружений " проводится по дебету счета учета затрат и кредиту счетов учета спецодежды (спецоснастки, временных сооружений) в эксплуатации (10.9.2; 10.11.1; 10.11.2), на сумму равную месячной доле непогашенной стоимости списываемых материальных ценностей, вычисленной в соответствии с настройками справочника Назначения использования, созданных для списываемого наименования материальной ценности (рисунок 9.15).

Рисунок 9.15 – Настройка алгоритма расчета месячной погашаемой стоимости в справочнике Назначения использования

ЗАТРАТЫ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА*

Начисление зарплаты, налогов и отчислений по зарплате, относимых на затраты.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Сотрудники и зарплата – Начисления зарплаты – [Создать] – Организация–<указание организации-пользователя > – Месяц начисления – <установка периода расчета зарплаты> – [Заполнить] – <просмотр автозаполненного документа по всем закладкам: Начисления, Удержания, Подоходный налог, Взносы, Белгосстрах > – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <Просмотр проводок>.

Документ проводится с формированием проводок по счетам затрат, указанных в настройках программы. Основной справочник настраивающий проводки по зарплате – Способы отражения зарплаты в бухучете.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Сотрудники и зарплата – Способы отражения зарплаты в бухучете – [Создать] – <ввод элемента справочника> – [Записать и закрыть].

При настройке способов в справочнике Способы отражения зарплаты в бухучете в реквизите " Счет " (рисунок 9.16) указывается счет затрат, который потом используется для формирования проводок по документу типа " Начисления зарплаты " по тому или иному виду начисления или удержания.

Рисунок 9.16 – Пример ввода элемента справочника
Способы отражения зарплаты в бух. учете

 

-----------------------------------------------------------------------------

* Более подробно данный материал излагается в пункте 5

данной лекции.

 

ЗАТРАТЫ И РАСХОДЫ ПО ДОЛГОСРОЧНЫМ АКТИВАМ

Амортизация

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Основные средства и НМА – Амортизация ОС – [Создать] – Период – [Выполнить и закрыть]. ● Основные средства и НМА – Амортизация НМА и списание расходов на НИОКТР – [Создать] – Период – [Выполнить и закрыть]. ● Учет, налоги, отчетность – Закрытие месяца – Период – [Выполнить закрытие месяца].

Списание недоамортизированного основного средства в результате ликвидации, безвозмездной передачи.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Основные средства и НМА – Списание ОС – [Создать] – <Заполнение документа> – [Провести и закрыть].

При списании недоамортизированного основного средства формируется проводка по дебету счета, указанного в реквизите " Счет списания " (как правило, 91.4 «Прочие расходы»), и кредиту счета 01.1 «Основные средства организации».  При проведении документа также формируется проводка по доначислению амортизации на день списания основного средства.

 

ЗАТРАТЫ ПО УСЛУГАМ ПОЛУЧЕННЫМ

Приобретение услуги у сторонней организации.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Покупки и продажи – Поступление товаров и услуг – [Создать] – Вид операции – «Покупка, комиссия» – <оформление документа с вводом стоимости приобретаемых услуг на закладке Услуги > – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <проверка проводок>.

Документ проводится с формированием проводок по счетам затрат, указанных на закладке Услуги в реквизите Счет затрат.

 

ПРОЧИЕ ОПЕРАЦИИ ПО ЗАТРАТАМ И РАСХОДАМ

Оплата затрат из кассы.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Банк и касса – Расходные кассовые ордера – [Создать] – Вид операции – «Прочий расход» – <оформление документа> – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <проверка проводок>.

Документ проводится с формированием проводок по счету затрат, указанному в реквизите Счет дебета.

Оплата затрат с расчетного счета.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Банк и касса – Списание с расчетного счета – [Создать] – Вид операции – «Прочее списание» – <оформление документа> – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <проверка проводок>.

Документ проводится с формированием проводок по счету затрат, указанному в реквизите Счет дебета.

Командировочные расходы.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Банк и касса – Авансовые отчеты – [Создать] – <ввод данных шапки документа и реквизитов подтабличной части> – Табличная часть – Закладка Авансы – < Ввод данных расходного кассового ордера по выдаче денег подотчет (если есть)> – <ввод данных о расходе подотчетных сумм на закладках: Товары, Возвратная тара, Оплата, Прочее > – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <Просмотр проводок>.

Как правило, расход подотчетных сумм по командировке отражается на закладке Прочее, так как тут имеется возможность ввести данные по суточным, а также отразить оплату за проезд и проживание в гостинице с отражением входного НДС. Документ Авансовый отчет, с заполненной закладкой Прочее, проводится с формированием проводок по счетам затрат, указанным в реквизитах типа " Счет затрат (БУ) " на закладке Прочее.

Ввод отдельных операций и проводок по затратам.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Главное – Журнал операций – [Создать] – Выбор типа документа – Операция – <Заполнить "шапку" документа> – < В табличной части ввести проводки по хозяйственной операции > – [Записать и закрыть].

 

ОПЕРАЦИИ ПО ДВИЖЕНИЮ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ

Выпуск готовой продукции из производства.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Производство – Отчеты производства за смену – [Создать] – < Выбор вида операции документа " Продукция, внутренние услуги "> – < Заполнение "шапки" документа > – < Заполнение табличной части документа > – Закладка " Продукция " – < Если необходимо, заполнение закладок: Услуги, Возвратные отходы, Материалы, Дополнительно > – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <Просмотр проводок>.

Документ проводится с формированием проводок по дебету счета 43 «Готовая продукция» и кредиту счета затрат взятого из реквизита Счет затрат. Если в документе заполнены реквизит Спецификация и закладка Материалы, то дополнительно сформируются проводки по списанию материалов на счет затрат.

 

· Отпуск и реализация готовой продукции.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Покупки и продажи – Реализация товаров и услуг – [Создать] – < Выбор вида операции документа " Продажа, комиссия " > – < Заполнение "шапки" документа> – < Переход к заполнению табличной части документа > – Закладка " Товары " – [Добавить] – < Ввод наименования продукции, количества и д.р. реквизитов > – Закладка " Счета расчетов " (62.1) – < Если необходимо, заполнение других закладок > – <Под табличной частью производится генерация данных счет-фактуры по НДС > – [Выписать счет-фактуру] – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <Просмотр проводок>.

Документ проводится в бухгалтерском учете с составлением типовых проводок по реализации продукции через счет 90, дополнительно формируется проводка по начислению НДС (по дебету счета 90.2 и кредиту счета 68.2.1).

Если в ходе оформления документа выписывалась счет-фактура (кнопка [ Выписать сет-фактуру ]), то её можно просмотреть в следующем режиме.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Покупки и продажи – Счета-фактуры выданные.

 

Отпуск и реализация готовой продукции с предварительной выпиской счета.

Этап 1.

Выписка счета покупателю ( не проводится ).

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Покупки и продажи – Счета на оплату покупателям – [Создать] – < Заполняются реквизиты "шапки" документа > – < Заполняется табличная часть документа > – [Провести и закрыть].

Документ оформляется без составления проводок (хотя в интерфейсе имеется кнопка [ Провести ]. С помощью кнопки [ Печать ] изготовляется бумажная копия документа, которая отправляется покупателю, например, для организации предоплаты.

Этап 2.

Оформление документа реализации продукции ( проводится ).

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Покупки и продажи – Счета на оплату покупателям – <выбор счета по которому необходимо оформить реализацию> – [Создать на основании] – Реализация товаров и услуг – < проверка реквизитов на всех закладках, дозаполнение или корректировка реквизитов> – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <Просмотр проводок>.

Переход к оформлению документа реализации может быть произведено из интерфейса ранее выписанного счета через кнопку [ Создать на основании ], где запускается функция " Реализация товаров и услуг ". При этом большая часть реквизитов в документе " Реализация товаров и услуг " заполнится автоматически. Документ проверяется, недостающие реквизиты дозаполняются, потом он проводится с формированием проводок по реализации готовой продукции.

 

Оформление возврата продукции от покупателя.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Покупки и продажи – Возвраты от покупателей – [Создать] – Закладка " Главная " –  Вид операции – Продажа комиссия – < указание Склада и Контрагента по которым сторнируется отгрузка, указание документа отгрузки > – Закладка " Товары " – [Заполнить] – Заполнить по документу отгрузки – < Проверка, корректировка автозапонения закладки " Товары " > – < Если необходимо, заполнение других закладок: Счета учета расчетов и Дополнительно > – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <Просмотр проводок>.

По документу формируются сторнирующие проводки обнуляющие бухгалтерские записи по реализации готовой продукции, сделанные ранее.

 

● Оформление результатов инвентаризации продукции.

Этап 1.

Ввод данных инвентаризационной описи (не проводится).

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Номенклатура и склад – Инвентаризация товаров на складе – [Создать] – <Заполняется "шапка" документа, где указывается место проведения инвентаризации, т.е. Склад > – < Переход к заполнению табличной части документа > – Закладка " Товары " – [Заполнить] – Заполнить по остаткам на складе – < Откорректировать реквизит "Количество" по фактическим данным инвентаризации > – [Провести и закрыть].

Этап 2.

Оформление излишков и (или) недостач по инвентаризации (проводится).

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Номенклатура и склад – Инвентаризация товаров на складе – < Выбор в журнале "Инвентаризация товаров на складе" базового документа > – [Создать на основании] – Оприходование товаров  – < Оформление документа по излишкам > – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <Просмотр проводок>. ● Номенклатура и склад – Инвентаризация товаров на складе – < Выбор в журнале "Инвентаризация товаров на складе" базового документа > – [Создать на основании]  – Списание товаров – < Оформление документа по недостачам > – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <Просмотр проводок>.

 

Внутреннее перемещение продукции.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Номенклатура и склад – Перемещение товаров – [Создать] – < Выбор вида операции документа " Товары, продукция " > – < Заполняются реквизиты "шапки" документа > – < Заполняется табличная часть документа > – [Провести и закрыть] – [Дт/Кт] – <Просмотр проводок>.

 

Ввод отдельных операций и проводок по движению готовой продукции.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Главное – Журнал операций – [Создать] – Выбор типа документа – Операция – <Заполнить "шапку" документа> – < В табличной части ввести проводки по хозяйственной операции > – [Записать и закрыть].

 

 

ЗАКРЫТИЕ ОТЧЕТНОГО ПЕРИОДА ПО ЗАТРАТАМ,

ДОХОДАМ И РАСХОДАМ

● Отражение сумм незавершенного производства на конец месяца (не проводится).

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Производство – Инвентаризация НЗП – [Создать] – <оформление документа с указанием счета затрат, по которому должна остаться сумма незавершенного производства > – [Провести и закрыть].

Документ регистрирует сумму, которая исключается из алгоритмов списания затрат в процедуре " Закрытие месяца ". Проводки при этом не составляются.

 

Закрытие счетов затрат, расходов и доходов в конце отчетного периода и выведение финансовых результатов.

Меню подсистемы "1С:Предприятие" ● Учет, налоги, отчетность – Закрытие месяца – Период – <установка месяца и года, за которые производится закрытие учетных данных> – Организация – <выбор организации-пользователя> – [Выполнить закрытие месяца] – <формирование документов по закрытию месяца>. ● Учет, налоги, отчетность – Регламентные операции – <выбор и просмотр документов по закрытию месяца> – [Дт/Кт] – <Просмотр проводок>.

Выполнение процедуры Закрытие месяца (см. рисунок 9.3) формирует документы, по которым составляются проводки закрывающие счета затрат и расходов, а также проводки по финансовым результатам (рисунок 9.17).

Рисунок 9.17 – Результат выполнения процедуры Закрытие месяца
в части выведения финансовых результатов деятельности организации

 

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ В СИСТЕМЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.131.72 (0.069 с.)