Илья Репин «Крестный ход» 4. Берта Моризо «Цветы» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Илья Репин «Крестный ход» 4. Берта Моризо «Цветы»



 

В XX в. все эти задачи исчезают из живописи, классический колорит также исчезает, он заменяется неклассическим, т.е. таким, где законы гармонии не соблюдаются.

Следует заметить, что нарочито-разбеленный или ломаный колорит, так же как и откровенно насыщенный, всегда неклассичны, зачерненный же встречается (и весьма часто) в классической живописи. Художественные полотна Караваджо(XVII в.) не выходят за пределы классической системы цвета, хотя в других отношениях его искусство было но­ваторским по сравнению с искусством Возрождения. У голландских мастеров XVII в. (и великих, и малых) много черноты, но понимание колористики у них, несомненно, классическое. Нужно также заметить, что классический тип колорита появляется иногда в авангардных течениях искусства XX в., например в «аналитическом кубизме» Пикассо и Ж. Брака, в картинах Д.Леже, Дю-шампа, А. Модильяни, Макса Эрнста, Д. Моранди и др.

Классический способ гармонизации цветавстречается в искусстве разных стилевых направлений. Это всегда свидетельствует о более или менее «классическом» способе мышления художника, о его стремлении к ясности и логике, к внутренней связанности элементов картины, к высоким эстетическим качествам живописи. Все это и составляет понятие цветовой культуры, неотделимое от понятия классической гармонизации цвета и классического колорита.

Возможны сочетания различных типов колорита в одном произведении - в классической живописи передние планы решались в насыщенных тонах, а задние в монохромной гамме. Живопись ХХ в.(например, поп-арт) часто использует смешение различных колоритов и цветовую эклектику. В сложных пространственных системах (городская среда, интерьер) также трудно избежать смешения типов колорита. Цветовая эклектика в таких случаях стала привычной и даже желательной.

 

Колорит — это не просто то или иное сочетание красок. Его нельзя получить механически. Колорит — это тесное единство красок, сплавленных между собой так, что они образуют некий космос, общую систему взаимосвязей и взаимозависимостей. Сила, «сплавляющая» цвета всей системы, — это и есть ведущая (основная) идея не только конкретного произведения искусства, но и всей данной культуры в целом. Поэтому можно говорить о колорите целых живописных течений, например венецианской живописи эпохи Возрождения, или голландской живописи XVII в., или народного искусства Украины, Беларуси и т.д. Несмотря на все отличия отдельных произведений и мастеров, в этих пластах искусства ощущается и нечто общее, что можно назвать колоритом.

Анализ определенного, конкретного колорита может рассказать:

1). О стадии культурного развития, которую переживает данный народ. На восходящей ветви развития, в детстве и молодости народа (или класса) предпочитаются чистые и яркие цвета, контрастные сочетания. Когда общество достигает вершин развития культуры и начинается движение по нисходящей ветви, его дух окрашивается в замутненные цвета, обесцвечивается разбелами, усложняется подмесями, угасает в зачернениях.

Так в общих чертах развивались колористика искусства Древнего Египта, античности, древнего Китая. Эта же закономерность прослеживается в истории западноевропейского дворянства (от «варварского» блеска раннего средневековья до нежно-изысканных гамм рококо) или буржуазной европейской культуре XIX в. (на одном полюсе — пламенеющие цвета Великой французской революции, на другом — вянущие гаммы сецессии).

В конце XIX — начале XX в. наступило время революционных преобразований и в жизни, и в искусстве. На смену салонному академизму пришли барбизонцы с их культом природы, затем импрессионисты, постимпрессионисты, орфисты... На их полотнах опять засиял чистый цвет, появились солнце, воздух, ощущение ценности каждого мгновения жизни. Синтетический кубизм, футуризм, экспрессионизм возвращают живописи эффекты больших контрастов и насыщенный колорит. Достаточно назвать для примера Пикассо, Матисса, Гогена, Кирхнера, Вламинка, Дюфи, Шагала, Петрова-Водкина, Малевича, Лентулова, Кончаловского, Фалька, Кустодиева.

2). О состоянии морального духа социальной формации и художника как трансформатора и диклоратора состояния общества.

 

Вопросы для контроля знаний.

1. Дайте определение колорита.

2. Временные, исторические черты колористических тенденций и предпочтений.

3. Основные типы колоритов.

4. Характерные черты колоритов: насыщенный, разбеленный, ломаный, зачерненный, классический.

5. Проведите связи между стадиями развития общественных формаций и колористическими предпочтениями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.67.166 (0.004 с.)