Перформативные высказывания (performativeutterance) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перформативные высказывания (performativeutterance)



Язык и речевое общение

Речевое общение - это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Под речью, речевой деятельностью или речевым общением понимается как сам процесс говорения, так и результат этой деятельности (речевое произведение). Характеристика речевой деятельности обычно дается как ее противопоставление языку (коду), понимаемому как система объективно существующих социально-закрепленных знаков, а также правил их сочетаемости и употребления. Речевая деятельность и язык образуют феномен человеческого языка.

Если язык - это орудие или средство общения, а речевая деятельность- это производимый этим орудием вид общения. Речевое общения выводит язык в контекст употребления. Язык связан с прагматикой, прагматика- это и язык, и речь. Реч деятельность- бесконечна, система языка конечна. Язык существует как система- глокаякуздра- грамматика абстрактна!!!

Парадигматика- нелинейные отношения. Синтагматика- речь, это линейные отношения, речь субъективна, а язык- достояние общества. Речевая деятельность подчиняется определенным социальным конвенциям, в этом она системна. В этом она имеет сходство с языком.

Для реч деятельности оч важен коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты. Речевые акты - вид речевой деятельности. Лунтев «Все лингвистические единицы являются единицами языка и речи. Одной стороной они обращены к языку, а другой- к речи»

Если человек попадает в чужую среду, в которой существуют свои правила речевого общения, то он начинает обращать внимание на этот процесс. Для вербального общения характерно более или менее степень ритуализованности - то есть соблюдение определенного ритуала в общении. Официальный прием, научн симпозиум, свидание, семейный обед, прием у врача- это все реч общение, которое подчиняется определенным стандартам. Каждый из нас является носителем разной ритуализованности. Для того, чтобы вербальная коммуникация (речевое общение) развертывалось оптимальным образом и достигло цели, она должна регулироваться правилами и принципами, отраженными в теориях. Одной из таких теорий является теория речевых актов.

 

ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ

Речевой акт- акт речевой деятельности, который состоит в произнесении говорящим конкретной единицы в конкретной реч ситуации. Реч акт реализуется в контексте диалога. В наст время объектом исследования в теории реч актов является высказывание в его отношении к цели говорящего, которую он хочет достичь совершением этого речевого акта. Теория речевых актов позволяет ответить на вопрос - с какой целью происходит общение между коммуникантами и как правильно построить высказывание, чтобы достигнуть желаемой цели. Именно цель, в которой реализуется коммуникативное намерение или интенция говорящего, является основой выделения речевого акта.

Свойство реч акта выражать интенцию или цель было названо иллокутивной функцией и (силой). Была разработана Джоном Остином 30 гг 20 века.

Он выделил 2 типа выск

1) констатирующие (сегодня хорошая погода)

2) перформативные (Объявляю вас мужем и женой- совершается какое-то действие).

Реч акты делятся в зависимости от цели. Создал классификацию 5 типов, которая базируется на типе глаголов, но любой акт выделяется по иллокутивной силе и по ее отсутствию. я эт сказала лол тебя было плохо слышно

  1. Вердиктивы - формулирование
  2. Экзерситивы вербальная реализация власти
  3. Комиссивы- принятие говорящим обязательств
  4. Бехабитивы- формулы вежливости
  5. Экспозитивы- аргументация действия (подтверждать, упоминать)

Я считаю тебя лучшим футболистом- вердиктив Я подтверждаю, что...- экспозитив Обещаю сходить- комиссив Поздравляю с победой- бехабетив

Остин обосновал необходимость выделения теории речевых актов:

1. Locution (локуция) - необходимостьсообщатьочем-то: He said to me “Shoot her” meaning by shoot “shoot” and referring by her to her.

2. Illocution - выразитьцель: He urged (advised...) me to shoot her.

3. Perlocution - принять во внимание, что ваш речевой акт к кому-то обращён и оказывает влияние: Hepersuadedmetoshoother.

 

Он считал, что группа речевых актов (их 5) плохо поддается определению. Он также отмечал, что после выделения указанных классов, остаются пограничные случаи (которые можно отнести и к одной и другой группе) или существует пересечение других групп. То есть, классификация Остина была составлена на основе классификации глаголов, которые он назвал перформативными.

Одним из критиков речевого акта был Стросан, который отмечал, что речевой акт могут классифицировать на основе реально существующих актов (какое-то действие под этим понимаем), а не только на основе лингвистических единиц (глаголов). Например, акт знакомства кого-либо с кем-либо осуществляется при помощи фразы - ThisisMrBrown. Для его осуществления должен быть тот, кто представляет и тот, кого представляют. Акт сдачи с плена осуществляется путем произнесения слова «камарад» и поднятия рук при встречи с противником. Для его осуществления должен быть противник, которому надо сдаваться и противник, который принимает это. Такие акты Стросан называл конвенциональными (знать фразу в определённой ситуации) / социальными конвенциями. Не все иллокутивные акты конвенциональные. Он отмечал, что большинство речевых актов не конвенциональные. (Для неконвенционального акта невозможно действовать с установленной предельной структурой и результат непредсказуем) Количество актов и количество иллокутивных актов не поддаётся исчислению.

Теория Серля

Тем не менее была осуществлена попытка классификации этих не конвенциональных актов на основе языковых средств. Социальные конвенции уже во внимание не принимались. Новое развитие речевых актов и автором его является Джон Сёрль.

Вместо общих неопределенных рассуждений о влияниях ситуативных контекстов (Стросана) на передаваемый смысл речевых актов, Сёрль предлагает конкретный список условий общения, который находится в связи с намерением говорящего. Это был первый в теории речевых актов лингвистический способ объяснения механизма передачи намерения говорящего (по теории Остинаиллокутивное намерение) слушающему в процессе коммуникации. Таким образом, Джон Сёрль составил первую универсальную классификацию речевых актов не как классификацию иллокутивных глаголов (перформативных глаголов Остина), которые могут меняться от языка к языку. Классификация Сёрля разработана на основе понятия субъективного значения предложенияи 12 («целый ряд направлений различий») возможных иллокутивных актов. Он пользовался формулой [F (p)] в классификации, где F - показатель иллокутивной силы, а p - показатель пропозиции (это то что фигурирует в ра).

12 направлений различий в теории Сёрля:

1. различие в цели данного акта: иллокутивная цель - это часть иллокутивной силы.

2. различие направлений приспособления между словами и миром («pictureoftheworld»): приспособление - это стремление сделать так, чтобы пропозиция соответствовала миру или чтобы мир соответствовал словам. Примеры: утверждение, описание - слова соответствуют миру; обещание - соответствие мира словам.

3. различие выражения психологических состояний (одно из них условие искренности)

4. различие в силе иллокутивной цели

5. различие в статусе или в положении говорящего и слушающего

6. различие в способе в котором высказывание соотнесено с интересами

7. различие в соотношении с другими дискурсами

8. различие определяется на основе показателя иллокутивной силы

9. различие между речевыми актами, которые осуществляются лингвистическими и нелингвистическими средствами (пример: можно поставить диагноз, не говоря об этом)

10. различие между актами, которые требуют внеязыковых условий и различие между актами, которые не требуют

11. различие между актами в которых иллокутивный глагол употреблен перформативно и в которых он перформативно не употреблен

12. различие в стиле осуществления иллокутивных актов

Сёрль выделяет более важные и менее важные направления (первые три более важные направления речевых актов). Он выделяет такие направления как: 1. иллокутивная цель (является частью иллокутивного намерения)

2. направление приспособления (хотим ли мы отразить мир словами или воздействовать на мир ими) Существует категория модальности (modality): наклонение (mood). Показывает отношение к действительности. 3. условие искренности Его классификация также называется как таксономия.

Теория Серля

1) Репрезентативы (ассертивы) – информативные акты, описывают мир: сообщение, утверждение, констатация, описание, прогнозирование, признание, ответы на вопросы, квалификации, характеристики, объявления, предсказания. Иллокутивная цель – характеристика, описание. Приспособление слов к реальности, Психологическое состояние - убеждение.

2) Директивы (прескриптивы) - акты побуждения, вопросы, приказы, просьбы, советы, мольбы. Иллокутивная цель- служат для того, чтобы добиться от адресата совершения чего-либо. Приспособление реальности к словам. Психологическое состояние – пожелание, потребности.

3) Комиссивы - Иллокутивная цель - возлагают на говорящего обязательство совершить какое-либо действие или следовать определенной линии поведения. От слова к миру (Приспособление реальности к словам.). Психологическое состояние - намерение. Обещания, обязательства, гарантии, клятвы.

4) Экспрессивы. Выражение определенного псих состояния говорящего, вызванное положением вещей. Психологическое состояние – чувство вины, оправдание, благодарности. Выражают эмоциональное состояние относительно ситуации общения (формулы социального этикета). Не имеют направления приспособления (неинформативные акты речи). Поздравления, благодарности, извинения, приветствия, прощания.

5) Декларативы (вердиктивы). Цель – объявить о положении дел в мире на основе пропозиции. Устанавливают соответствие между содержанием высказывания и реальностью. Направление – двустороннее. Оба направления приспособления не выражают никакого психологического состояния. Назначение на должность, присвоение званий и имен, вынесение приговора, уход в отставку, увольнение

Подводим итоги

Речевые акты имеют определенные языковые средства, принятые в языке для выражения того или иного намерения.

Эти средства называются конвенциональными. (convention, т е приняты по соглашению)

Не конвенциональные – метафоры, неологизмы и т д

У этих трех высказываний одна цель:

Императив - Дай мне книгу (ядерное)

Перформативное высказывание – Я прошу тебя дать мне книгу (ядерное)

Косвенный речевой акт - Не мог ли бы ты дать мне книгу (периферийное) Здесь слишком большая смысловая нагруженность и с точки зрения прагматики такие высказывания не рекомендуется использовать.

Причины, вызывающие КН:

1) причины, которые порождаются устройством языка (омофоны, оглушение)

2) причины, порождаемые различием говорящих в каком-либо отношении (различие обычаев, культур)

3) неудачи, порождаемые прагматическими факторами

Причины, порождаемые устройством языка:

1) многозначность

2) фонетические закономерности

3) омонимия

4) фразеологизмы

5) неоднородность конструкций

6) употребление лексем,находящихся на периферии языка

Примеры- покажите мне это кольцо нет у нас колец а это что? а это перстни

Коммуникативные неудачи являются следствиями различия во взглядах, принципах, этических установок, другими словами в картине мира. Нарушение постулатов или чрезмерное (неоправданное) соблюдение может привести к коммуникативной неудаче.

Причины:

1) двойственность намерения. Например, зачем ты купил это колье? (это можно сказать либо с приятным удивлением, либо с упреком).

2) несоблюдение этикета и вежливости в речевой коммуникации.

КН приводят к когнитивному диссонансу. Теория Хатингера: по его теории конфликт цивилизации является результатом разницы культур, в том числе и разницы лингвокультурологии.

Можно отметить, что в настоящее время английские please и thankyou постепенно утрачивают свое прямое значение и во многих коммуникативных ситуациях являются формальным маркером вежливости, функция которого не благодарность как таковая, а оказание внимания слушающему.


Прагматика дейксиса

Зачёт - Принцип кооперации, вежливости, соблюдение и нарушение правил, теория коммуникативных актов, коммуникативные неудачи

В файлах – Дейксис в английском языке.

Дейксис (греч. «указание») - это использование языковых и других знаков, имеющих интерпретацию только при обращении к физическим координатам коммуникативного акта: его участникам, его месту и времени. Это «указание» как значение или функция языковой единицы, выражаемое лексическими и грамматическими средствами. Дейктические значения и дейктические элементы являются универсальными элементами человеческого языка. (Дейксис – действие и единица. Не может быть вне коммуникативного акта. Главное значение – указание.)

Языковые единицы имеют форму и значение, функцию в предложении, помимо этого некоторые ещё могут быть дейктическими.

Функции дейксиса («я» -«здесь» -«сейчас») - указание на 3 основные элемента коммуникации: я (говорящий, слушающий или субъект), здесь (локация), сейчас (хронотип):

1) указание на участников речевого акта – говорящего и адресата (местоимения Ich – Д (дейксис), Du-Д, «я», «мой», «ты», «твой»…):

2) указание на предмет речи (местоимения 3-го лица):

3) указание на степень отдалённости объекта высказывания (указательные местоимения и частицы («этот»-«тот», «вот»-«вон»…); в англ языке this и that очень отличаются, их неправильное использование может привести к коммуникативной неудаче.

4) указание на временную и пространственную локализацию сообщаемого факта (хронотопическийдейксис) (местоименные наречия «здесь», «сейчас»…)

Дейктическое значение в этом случае является словарным значением языковых единиц.

Дейктическую функцию могут выполнять грамматические категории времени, таксиса, лица и постулаты принципа вежливости (указание на пол, возраст, социальный статус участников коммуникации).

Таксис – (от греч ‘построение’, ‘порядок’, ‘расположение’) - языковая категория, которая характеризует временные отношения между действиями, такие как одновременность-неодновременность, прерывание, соотношение главного и сопутствующего действия. Выражается морфологически (перфект всегда выражает предшествие), синтаксически (before) и тд.

Виды дейксиса:

- Дейксис может быть ориентирован на внеязыковую действительность, реализуясь в «вещественном поле указания». В этом случае он соотносится с содержательной структурой предложения.

- Дейксис может быть ориентирован на внутреннюю организацию текста, реализуясь в «контекстуальном поле указания». В этом случае он обеспечивает семантическую связность дискурса (анафорическое отношение).

Дейксис является одним из способов референции и противопоставляется процессу номинации.

Номинация – соотношение слова и денотата. Произносится определенное кол-во звуков, номинирующих предмет, который мы представляем в виде понятия. Употребление слов в качестве замены предметов, действий, ситуаций и тд. Референция – это указание на этот предмет, который выбирается.

Рефереция в прагматике является компонентом модели речевой ситуации, актом референции, при котором говорящий намеренно указывает на объект, соотнося его с ситуацией в соответствии со своей интенцией. Такой вид референции называется «референцией говорящего» и является прагматической категорией, так как она определяется факторами, имеющими прагматическую природу (интенция, ситуация общения).

Традиционная семантическая референция в отличие от “референции говорящего» определяется языковыми конвенциями (артиклями, определениями, придаточными предложениями).

 

 

Язык и речевое общение

Речевое общение - это конкретное говорение, протекающее во времени и облеченное в звуковую или письменную форму. Под речью, речевой деятельностью или речевым общением понимается как сам процесс говорения, так и результат этой деятельности (речевое произведение). Характеристика речевой деятельности обычно дается как ее противопоставление языку (коду), понимаемому как система объективно существующих социально-закрепленных знаков, а также правил их сочетаемости и употребления. Речевая деятельность и язык образуют феномен человеческого языка.

Если язык - это орудие или средство общения, а речевая деятельность- это производимый этим орудием вид общения. Речевое общения выводит язык в контекст употребления. Язык связан с прагматикой, прагматика- это и язык, и речь. Реч деятельность- бесконечна, система языка конечна. Язык существует как система- глокаякуздра- грамматика абстрактна!!!

Парадигматика- нелинейные отношения. Синтагматика- речь, это линейные отношения, речь субъективна, а язык- достояние общества. Речевая деятельность подчиняется определенным социальным конвенциям, в этом она системна. В этом она имеет сходство с языком.

Для реч деятельности оч важен коммуникативный контекст, в котором реализуются речевые акты. Речевые акты - вид речевой деятельности. Лунтев «Все лингвистические единицы являются единицами языка и речи. Одной стороной они обращены к языку, а другой- к речи»

Если человек попадает в чужую среду, в которой существуют свои правила речевого общения, то он начинает обращать внимание на этот процесс. Для вербального общения характерно более или менее степень ритуализованности - то есть соблюдение определенного ритуала в общении. Официальный прием, научн симпозиум, свидание, семейный обед, прием у врача- это все реч общение, которое подчиняется определенным стандартам. Каждый из нас является носителем разной ритуализованности. Для того, чтобы вербальная коммуникация (речевое общение) развертывалось оптимальным образом и достигло цели, она должна регулироваться правилами и принципами, отраженными в теориях. Одной из таких теорий является теория речевых актов.

 

ТЕОРИЯ РЕЧЕВЫХ АКТОВ

Речевой акт- акт речевой деятельности, который состоит в произнесении говорящим конкретной единицы в конкретной реч ситуации. Реч акт реализуется в контексте диалога. В наст время объектом исследования в теории реч актов является высказывание в его отношении к цели говорящего, которую он хочет достичь совершением этого речевого акта. Теория речевых актов позволяет ответить на вопрос - с какой целью происходит общение между коммуникантами и как правильно построить высказывание, чтобы достигнуть желаемой цели. Именно цель, в которой реализуется коммуникативное намерение или интенция говорящего, является основой выделения речевого акта.

Свойство реч акта выражать интенцию или цель было названо иллокутивной функцией и (силой). Была разработана Джоном Остином 30 гг 20 века.

Он выделил 2 типа выск

1) констатирующие (сегодня хорошая погода)

2) перформативные (Объявляю вас мужем и женой- совершается какое-то действие).

Реч акты делятся в зависимости от цели. Создал классификацию 5 типов, которая базируется на типе глаголов, но любой акт выделяется по иллокутивной силе и по ее отсутствию. я эт сказала лол тебя было плохо слышно

  1. Вердиктивы - формулирование
  2. Экзерситивы вербальная реализация власти
  3. Комиссивы- принятие говорящим обязательств
  4. Бехабитивы- формулы вежливости
  5. Экспозитивы- аргументация действия (подтверждать, упоминать)

Я считаю тебя лучшим футболистом- вердиктив Я подтверждаю, что...- экспозитив Обещаю сходить- комиссив Поздравляю с победой- бехабетив

Остин обосновал необходимость выделения теории речевых актов:

1. Locution (локуция) - необходимостьсообщатьочем-то: He said to me “Shoot her” meaning by shoot “shoot” and referring by her to her.

2. Illocution - выразитьцель: He urged (advised...) me to shoot her.

3. Perlocution - принять во внимание, что ваш речевой акт к кому-то обращён и оказывает влияние: Hepersuadedmetoshoother.

 

Он считал, что группа речевых актов (их 5) плохо поддается определению. Он также отмечал, что после выделения указанных классов, остаются пограничные случаи (которые можно отнести и к одной и другой группе) или существует пересечение других групп. То есть, классификация Остина была составлена на основе классификации глаголов, которые он назвал перформативными.

Одним из критиков речевого акта был Стросан, который отмечал, что речевой акт могут классифицировать на основе реально существующих актов (какое-то действие под этим понимаем), а не только на основе лингвистических единиц (глаголов). Например, акт знакомства кого-либо с кем-либо осуществляется при помощи фразы - ThisisMrBrown. Для его осуществления должен быть тот, кто представляет и тот, кого представляют. Акт сдачи с плена осуществляется путем произнесения слова «камарад» и поднятия рук при встречи с противником. Для его осуществления должен быть противник, которому надо сдаваться и противник, который принимает это. Такие акты Стросан называл конвенциональными (знать фразу в определённой ситуации) / социальными конвенциями. Не все иллокутивные акты конвенциональные. Он отмечал, что большинство речевых актов не конвенциональные. (Для неконвенционального акта невозможно действовать с установленной предельной структурой и результат непредсказуем) Количество актов и количество иллокутивных актов не поддаётся исчислению.

Теория Серля

Тем не менее была осуществлена попытка классификации этих не конвенциональных актов на основе языковых средств. Социальные конвенции уже во внимание не принимались. Новое развитие речевых актов и автором его является Джон Сёрль.

Вместо общих неопределенных рассуждений о влияниях ситуативных контекстов (Стросана) на передаваемый смысл речевых актов, Сёрль предлагает конкретный список условий общения, который находится в связи с намерением говорящего. Это был первый в теории речевых актов лингвистический способ объяснения механизма передачи намерения говорящего (по теории Остинаиллокутивное намерение) слушающему в процессе коммуникации. Таким образом, Джон Сёрль составил первую универсальную классификацию речевых актов не как классификацию иллокутивных глаголов (перформативных глаголов Остина), которые могут меняться от языка к языку. Классификация Сёрля разработана на основе понятия субъективного значения предложенияи 12 («целый ряд направлений различий») возможных иллокутивных актов. Он пользовался формулой [F (p)] в классификации, где F - показатель иллокутивной силы, а p - показатель пропозиции (это то что фигурирует в ра).

12 направлений различий в теории Сёрля:

1. различие в цели данного акта: иллокутивная цель - это часть иллокутивной силы.

2. различие направлений приспособления между словами и миром («pictureoftheworld»): приспособление - это стремление сделать так, чтобы пропозиция соответствовала миру или чтобы мир соответствовал словам. Примеры: утверждение, описание - слова соответствуют миру; обещание - соответствие мира словам.

3. различие выражения психологических состояний (одно из них условие искренности)

4. различие в силе иллокутивной цели

5. различие в статусе или в положении говорящего и слушающего

6. различие в способе в котором высказывание соотнесено с интересами

7. различие в соотношении с другими дискурсами

8. различие определяется на основе показателя иллокутивной силы

9. различие между речевыми актами, которые осуществляются лингвистическими и нелингвистическими средствами (пример: можно поставить диагноз, не говоря об этом)

10. различие между актами, которые требуют внеязыковых условий и различие между актами, которые не требуют

11. различие между актами в которых иллокутивный глагол употреблен перформативно и в которых он перформативно не употреблен

12. различие в стиле осуществления иллокутивных актов

Сёрль выделяет более важные и менее важные направления (первые три более важные направления речевых актов). Он выделяет такие направления как: 1. иллокутивная цель (является частью иллокутивного намерения)

2. направление приспособления (хотим ли мы отразить мир словами или воздействовать на мир ими) Существует категория модальности (modality): наклонение (mood). Показывает отношение к действительности. 3. условие искренности Его классификация также называется как таксономия.

Теория Серля

1) Репрезентативы (ассертивы) – информативные акты, описывают мир: сообщение, утверждение, констатация, описание, прогнозирование, признание, ответы на вопросы, квалификации, характеристики, объявления, предсказания. Иллокутивная цель – характеристика, описание. Приспособление слов к реальности, Психологическое состояние - убеждение.

2) Директивы (прескриптивы) - акты побуждения, вопросы, приказы, просьбы, советы, мольбы. Иллокутивная цель- служат для того, чтобы добиться от адресата совершения чего-либо. Приспособление реальности к словам. Психологическое состояние – пожелание, потребности.

3) Комиссивы - Иллокутивная цель - возлагают на говорящего обязательство совершить какое-либо действие или следовать определенной линии поведения. От слова к миру (Приспособление реальности к словам.). Психологическое состояние - намерение. Обещания, обязательства, гарантии, клятвы.

4) Экспрессивы. Выражение определенного псих состояния говорящего, вызванное положением вещей. Психологическое состояние – чувство вины, оправдание, благодарности. Выражают эмоциональное состояние относительно ситуации общения (формулы социального этикета). Не имеют направления приспособления (неинформативные акты речи). Поздравления, благодарности, извинения, приветствия, прощания.

5) Декларативы (вердиктивы). Цель – объявить о положении дел в мире на основе пропозиции. Устанавливают соответствие между содержанием высказывания и реальностью. Направление – двустороннее. Оба направления приспособления не выражают никакого психологического состояния. Назначение на должность, присвоение званий и имен, вынесение приговора, уход в отставку, увольнение

Перформативные высказывания (performativeutterance)

Специфика перформативных высказываний:

Теория речевых актов трансформировалась в теорию перформативных высказываний. Перформативные высказывания при своем осуществлении оказываются и являются действиями. I promiseyou – обещание.

Основы для перформативного явления - перформативные глаголы, которые присутствуют имплицитно и эксплицитно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.236.62 (0.081 с.)