I. Постановка учебной задачи, определение способа действия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Постановка учебной задачи, определение способа действия



Беседа

- Сегодня мы посвятим два урока работе над подробным изложением. Вспомним, что значит - написать текст подробно (Ответы учащихся)

- Верно. В подробном изложении необходимо полно передать содержание текста, сохранить авторское изложение событий, фактов, композиционное построение текста. В подробном изложении нужно использовать авторские слова, выражения. Я буду читать два раза текст.

- Скажите, что вы будете делать, когда я буду читать текст первый раз (Необходимо определить тему и основную мысль текста, понять содержание текста.)

 

II. Вступительное слово учителя

Текст изложения представляет собой рассуждения Владимира Яковлевича Лакшина. В.Я. Лакшин – литературный критик, писатель. В тексте он рассуждает на тему «Не близка ли смерть книги», желая привлечь внимание к роли книги в жизни современного человека. Внимательно прослушайте текст.

III. Выразительное чтение текста учителем

Родившаяся полтысячи лет назад книга, предшественником которой был манускрипт, и старше и мудрее молодой музы телевидения.

Считают, что в век ракет и лазера новые средства информации оттеснят книгу, а с нею и интерес к нашим кумирам — классикам. И бытовой рассудок подтверждает: человечество начинает читать меньше, книга не в фаворе, книга не в чести. В нашей стране пока еще голод на книгу, но тенденция насыщения ею рынка неизбежна. И как ни стараются книгоиздатели во всем мире осовременить облик книги, в ней есть оттенок «ретро», сродни веку кринолинов и сюртуков. Не близка ли смерть книги?

Нет, не думаю, чтобы дело обстояло так. Книгу трудно заменить.

У книги, безусловно, есть одна особенность: с ней беседуешь, перечитывая страницы, один на один вступаешь с автором в немой диалог. Почему диалог? Да потому что книга — хорошая, мудрая книга — требует труда мысли, воображения. Настоящая книга — это огромный сгусток энергии. Но высвобождается эта духовная энергия лишь тогда, когда человек обладает достаточным потенциалом культуры, делающим возможным полноценное восприятие текста. Иными словами: творят не только писатели, творит и читатель, для которого за страницами книги созидается живой мир. И, как результат труда над книгой, возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые, будучи добыты некоторым усилием, надолго остаются в памяти, входят, возвышенно выражаясь, в душу.

Нет, не думаю, что книге угрожает смерть! (211 слов)

В. Я. Лакшин

После чтения текст может быть роздан учащимся.

IV. Комплексный анализ текста

Беседа по содержанию текста, определение основной мысли.

- Какие чувства вызвал у вас текст?

- Какие проблемы подняты в тексте? Как вы думаете, почему автор обратился к проблеме роли книги?

- О чем этот текст? (Какова тема текста?) (О том, каково положение книги в современном мире).

- Что такое основная мысль текста? Давайте вместе определим основную мысль нашего текста? Выражена ли она в тексте? (Это ответ на вопрос – Не грозит ли смерть книге? По мнению Лакшина, книге не угрожает смерть, так как в результате труда над книгой возникает чувство наслаждения, восхищения мыслью или красотой, которые, будучи добыты некоторым усилием, надолго остаются в памяти, входят, возвышенно выражаясь, в душу.)

Работа над заголовком текста

- Озаглавлен ли текст?

- Как можно его озаглавить? Что отражает название: тему или основную мысль? (Например, Не близка ли смерть книги? Отражает основную мысль.)

Выявление коммуникативного намерения автора

- Продолжим наши размышления. Как вы думаете, с какой целью автор обращается к нам, к своим собеседникам с проблемой дефицита чтения: сообщить читателям о проблеме, поделиться своими мыслями и чувствами или вызвать отклик, заинтересованность в воображаемом читателе – собеседнике? (Ответы учащихся).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.02 с.)