Дайте характеристику психолого-правовій оцінці мнестичних процесів 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дайте характеристику психолого-правовій оцінці мнестичних процесів



Закономерности памяти и их проявление в профессиональ- ной деятельности юриста. Мнемическая деятельность (от «мнемони- ка» — искусство запоминания) складывается из следующих процессов: запоминание, воспроизведение, забывание.

Запоминание — это процесс памяти, в результате которого проис- ходит закрепление и сохранение в сознании новой информации. Запо- минание начинается с запечатления различных сенсорных признаков, образов, в процессе которого происходит их отбор, кодирование и вклю- чение в систему уже усвоенных знаний.

Объем памяти у людей в зависимости от индивидуальных особен- ностей, возраста различен. Установлено, что в среднем человек запоми- нает 7 (±2) отдельных элементов из десяти. Люди с хорошей памятью удерживают 7—9 элементов, люди с плохой памятью — всего лишь 4— 5 изолированных элементов.Существенное влияние на запоминание оказывает семантическая (смысловая) организация материала, благода- ря которой количество элементов, которые мы запоминаем, может уве- личиваться.В этом проявляется положительная роль вербально-логи- ческой памяти, которая очень тесно связана с мышлением.

Элементарной формой непроизвольного запоминания как одной из разновидностей образной памяти являются последовательные образы. Это те результаты отражения, которые сохраняются в сознании в тече- ние очень короткого времени после того, как раздражитель уже пере- стал действовать на анализатор.Поэтому последовательные образы представляют собой проявление кратковременной памяти в элементарной форме.Чаще всего последовательные образы появляются в резуль- тате воздействия на зрительные, слуховые анализаторы.

Для следственной, судебной практики могут представлять интерес наглядные (эйдетические) образы. Некоторые люди обладают спо- собностью непроизвольно запечатлевать какой-либо объект настолько хорошо, что для них не составляет никакого труда воспроизвести его потом во всех мельчайших подробностях, как будто они его продолжа- ют видеть перед собой. «Отличие эйдетических образов от последова- тельных образов заключается в том, что они сохраняются без всяких изменений четкости, не обнаруживают никаких явлений расплывания и флюктуации, могут произвольно вызываться в любой момент, в том числе и через очень большие промежутки времени, после того, как они были зафиксированы»1. И если такой способностью обладает свидетель, у следователя, незнакомого с. этим явлением, могут возникнуть сомне- ния в отношении правдивости его показаний только на том основании, что они отличаются гораздо большими подробностями, чем показания других лиц.Чаще эйдетические образы возникают в детском и юношес- ком возрасте.

Наконец, запечатление может происходить в виде образов-пред- ставлений. У каждого человека в памяти содержится большое количе- ство самых различных представлений.И когда, например, следователь спрашивает свидетеля, не видел ли он нож у подозреваемого, у допра- шиваемого возникает в сознании определенный образ ножа.Если он действительно видел нож, то возникший образ будет наделен какими-то признаками, отличающими его от всех других предметов (не ножей), либо выделяющими его среди различных ножей.Как считал наш извест- ный ученый А.Р.Лурия, образы-представления состоят из следов раз- личных восприятий (зрительных, осязательных и т.д.).

Множественность признаков образа, усвоенных в ходе повседнев- ной практики, делает представление о нем гораздо богаче, чем просто его внешний вид.Это объясняется тем, что представление несет на себе печать интеллектуальной переработки впечатления о предмете.Возни- кает его обобщенный образ.«В образе-представлении наша память не пассивно сохраняет отпечаток раз воспринятого, но проделывает с ним глубокую работу, объединяя целый ряд впечатлений, анализируя содер- жание предмета, обобщая эти впечатления, объединяя собственный на- глядный опыт со знаниями о предмете»2.

Образ-представление является, по существу, свернутым продуктом нашей перцептивной и мнемической деятельности с вычленением в нем его наиболее обобщенных, существенных признаков.Представление о предмете является результатом глубокой переработки хранящегося в памяти образа.Эта закономерность образной памяти, связанная с про- дуцированием образов-представлений, должна побуждать следователя критически оценивать показания любого свидетеля, какими бы убеди- тельными они ни казались.

Образы-представления могут возникать не только у свидетеля, но и у следователя, например во время осмотра места происшествия.Иска- женно трансформируясь в результате интеллектуальной переработки следователем, такие представления иной раз могут увести его далеко в сторону от истины.

Определенные искажения при запоминании события преступления может носить эмоциональная память, особенно память, связанная с от- рицательно окрашенными аффективными переживаниями, в результате которых некоторые события могут гиперболизироваться, а иногда, наобо- рот, вообще вытесняться из сознания.Однако эмоциональная память иг- рает не только отрицательную, но и положительную роль, являясь своего рода пусковым механизмом в последующем припоминании событий.

Запоминание всегда связано с действиями человека, его целевой ус- тановкой, которой они сопровождались.Этим во многом объясняется избирательный характер мнемической деятельности.Хорошо запомина- ется то, что включено в целенаправленную деятельность.Опыты отече- ственных психологов П.И.Зинченко, А.А. Смирнова убедительно дока- зали существование этой закономерности памяти: непроизвольно запо- минается лучше то, что имеет прямое отношение к достижению постав- ленной цели, к решению конкретной задачи, что особенно связано с преодолением препятствий на пути к достижению этой цели. Включе- ние новой деятельности также положительно влияет на запоминание.Среди различных действий лучше запоминаются те промежуточные действия, которые находятся в русле целенаправленной, мотивирован- ной деятельности.

Исследования памяти этими учеными подтвердили плодотворность деятельностного подхода, суть которого состоит в том, что психические явления (в данном случае память) необходимо рассматривать под углом зрения структуры, последовательности, предметного содержания дея- тельности.Более того, и сами психические явления, в частности па- мять, также становятся видами деятельности со своими мотивами, со- путствующими им целями.Это дает ключ к пониманию психологии сви- детельских показаний, лежащего в их основе преднамеренного или, что чаще бывает, непреднамеренного запоминания важных для дела обсто- ятельств.Вот почему «некоторые из показаний людей, бывших случай- ными свидетелями происшествия, оказываются так бедны, а иногда и недостаточно достоверны»1.

В ходе исследования памяти было установлено еще одно любопыт- ное явление, имеющее также значение для психологии свидетельских показаний, которое получило название «эффекта Зейгарник» по имени отечественного психолога Б.В.Зейгарник, изучавшей зависимость за- поминания от эмоционально-мотивационной сферы.Общий вывод, к ко- торому она пришла, состоял в том, что незавершенные, прерванные действия запоминаются почти в два раза чаще, чем законченные.Данная закономерность связана с тем, что эмоционально окрашенные впечатле- ния, сопровождающие незавершенные действия, вызывают более стой- кие очаги возбуждения в коре головного мозга.Поэтому, опрашивая свидетеля, который затрудняется что-то вспомнить, следует спросить, чем он занимался в интересующий следователя период, помочь ему вспомнить важные для дела обстоятельства, отталкиваясь от его заня- тий, личных дел.

В тех случаях, когда приходится допрашивать свидетелей о фактах, расположенных в определенном временном ряду, мы можем встретить- ся с так называемым фактором края.Как показали опыты, первые и пос- ледние элементы в ряду удерживаются в памяти лучше, чем элементы, расположенные в середине.Хуже всего запоминаются элементы, не- сколько смещенные от центра к концу ряда.Это связано с тормозящим влиянием, которое оказывают элементы друг на друга.

Тормозящее воздействие предшествующих элементов на последую- щие называется проактивным («вперед действующим») торможением.Тормозящее влияние последующих элементов на предыдущие — ретро- активным («назад действующим») торможением.Под воздействием этих видов торможения средние элементы хуже всего сохраняются в па- мяти.Чтобы их все же восстановить, следует активизировать вербально- логическую память свидетеля, попытаться найти связи между выпавши- ми из памяти элементами и теми из них, которые сохранились в сознании.

Если при анализе свидетельских показаний мы чаще имеем дело с не- произвольной памятью, то в работе самого юриста гораздо больший удельный вес занимает произвольная, долговременная и оперативная па- мять.Характер профессиональной деятельности юриста диктует необхо- димость удержания в памяти продолжительное время (определяемое хотя бы сроками раследования, рассмотрения дела в суде) различных фактов, событий.Поэтому в ряде случаев прокурор, следователь, судья и т.д.должны, пользуясь определенными приемами, повышать качество за- поминания. Перечислим некоторые приемы, улучшающие запоминание, которые могут использоваться в практической деятельности юриста:

• смысловая (семантическая) организация материала с выделени- ем в нем основных опорных пунктов, слов;

• составление плана, в котором раздельно отражаются: исходная информация; что необходимо сделать; вопросы, подлежащие выясне- нию; при запоминании сложного материала смысловая группировка ма- териала проводится по различным основаниям: по интересующим сле- дователя лицам, по расследуемым эпизодам;

• составление вспомогательных схем и таблиц с графическим отра- жением связей между различными элементами схемы, с фиксацией вре- менных и пространственных координат исследуемого события;

• сравнение сходных явлений, фактов, например выявление обще- го и расхождений в показаниях свидетелей, документах и в других ис- точниках доказательств;

• классификация, систематизация материала; неоценимую помощь данный прием может оказать юристу в изучении следственной и судеб- ной практики, текущего законодательства и других нормативных мате- риалов.

Воспроизведение можно охарактеризовать как процесс памяти, в результате которого актуализируется ранее усвоенный материал. В психологии изучены два основных вида воспроизведения: узнавание и собственно воспроизведение (припоминание).

Узнавание — это воспроизведение объекта при повторном его вос- приятии с опорой на запечатленный образ данного объекта. Узнавание может быть непроизвольным (с чем мы сталкиваемся постоянно в нашей житейской практике) и произвольным процессом.Типичным примером узнавания является опознание лиц, предметов свидетелями.Узнать объект — это значит включить его в систему ранее усвоенных знаний, идентифицировать его с помощью имеющегося в нашем созна- нии образа.Существуют разные уровни узнавания.Наиболее элемен- тарный из них — ощущение знакомости, которое возникает при воспри- ятии какого-либо объекта.Однако отождествить его на данном уровне невозможно.

Собственно воспроизведение проводится без вторичного предъяв- ления объекта.Оно также бывает непроизвольным, например в ходе обычной деятельности, которой занят человек, и произвольным, когда свидетелю предлагается рассказать о том, что ему известно по делу.В тех случаях, когда воспроизведение затруднено и требуются усилия в решении непродуктивной задачи, мы говорим о припоминании. Разно- видностью воспроизведения являются воспоминания, связанные с из- влечением из памяти событий, образов прошлого из жизни человека, общества.

В следственной практике в целях активизации памяти свидетелей, потерпевших используются возможности и узнавания, и собственно воспроизведения.Например, свидетелю предлагается, осмотрев предъ- явленные предметы, рассказать, есть ли среди них искомый, по каким признакам он его опознает, при каких обстоятельствах он его ранее видел.Примером комбинированного вида воспроизведения может слу- жить выход обвиняемого на место преступления с одновременным пояс- нением подробностей своего пребывания там.

Особое криминалистическое значение приобретает особенность воспроизведения, получившая в психологии название реминисценции, сущность которой состоит в усилении в памяти новых смысловых свя- зей при отсроченном воспроизведении.Проведенные отечественным психологом Б.П.Красилыциковым исследования выявили реминисцен- цию в 40,5% опытов.Более того, в ряде случаев наблюдалось улучше- ние качества воспроизведения не только во второй, но и в третий раз.Данное явление объясняется процессами торможения в коре головного мозга, которые появляются сразу же после события под влиянием силь- ного раздражителя, каким может быть акт преступного поведения.И лишь после угасания этих процессов заторможенные следы начинают восстанавливаться в сознании.Поэтому повторные допросы свидете- лей, потерпевших с интервалом в несколько дней и более нередко дают положительные результаты.

Воспроизведение строго индивидуально.Объем, последователь- ность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимае- мым событиям, его интереса, интеллекта, возраста, жизненного опыта, занятий.Однако, несмотря на индивидуальные особенности личности, в каждом случае прослеживаются общие тенденции искажения воспри- нятой реальности.

Английский психолог Ф.Ч.Бартлетт установил закономерности, влияющие на искажение воспринятых образов при передаче перцептив- ной информации людьми друг другу в процессе их общения между собой.Каждый опыт с определенным постоянством подтверждал тен- денцию опускать испытуемыми побочные детали.В процессе добросо- вестного воспроизведения выявлялось большое количество неточнос- тей относительно расположения предметов, происходило их смещение к центру.Наблюдалась большая путаница и забывание качественной характеристики предметов, особенности их цвета, размера и формы.При воспроизведении фраз отмечалось искажение формулировок.Это позволило сделать вывод, что запоминание с воспроизведением являет- ся в большей степени реконструкцией, чем точным повторением1.Дан- ная закономерность воспроизведения является одной из причин появле- ния слухов, формирования ошибочных мнений, добросовестных за- блуждений свидетелей.

Объем, последовательность воспроизведения зависят от отношения субъекта к воспринимаемым событиям, от его интересов, интеллекта, возраста, жизненного опыта.

У некоторых лиц в процессе воспроизведения может проявляться такое качество, как склонность к фантазированию, т.е.стремление со- знательно или бессознательно дополнить запечатленные в памяти обра- зы элементами вымысла.Это явление чаще наблюдается у несовершен- нолетних, особенно у малолетних свидетелей.Отрицательно влияет на процесс воспроизведения внушаемость, подверженность субъекта чу- жому воздействию без достаточно критического отношения к фактам и событиям.

Большое влияние на качество воспроизведения оказывают также и объективные факторы: обстановка, в которой проходит допрос, форму- лировка вопросов следователем и некоторые другие обстоятельства.

Забывание — процесс памяти, обратный запоминанию и сохране- нию. Забывание тем активнее, чем реже усвоенный материал использу- ется человеком в своей деятельности. На забывание действуют и другие факторы: ослабление интереса к усвоенному материалу, перенапряже- ние нервно-психической деятельности, употребление алкоголя, недостаток сна. Также влияет на забывание проактивное и ретроактивное торможение.

В процессе расследования преступлений следователю приходится допрашивать людей с нарушениями памяти (амнезия).Чаще наблюда- ются нарушения памяти на текущие события у людей преклонного воз- раста.Однако это не является абсолютным правилом.Среди них есть люди, ведущие активную, творческую жизнь, которые сохраняют хоро- шую профессиональную память.

Серьезное разрушающее воздействие на память оказывают травмы головного мозга, например при автомобильных авариях.Вследствие этого события, которые предшествовали травме и следовали за ней, в памяти полностью или частично утрачиваются.Обычно травма черепа с потерей сознания вызывает полное забывание того, что ей предшест- вовало (ретроградная амнезия) и тех событий, которые следовали за ней (антероградная амнезия).

В одной из своих работ А.Р. Лурия описывает случай с мотоциклис- том, попавшим в аварию на 78 км дороги. В результате травмы из его па- мяти выпали все воспоминания начиная с 64 км пути. Если учесть, что скорость его движения была 60 км в час, то получается, что травма при- вела к потере следов в памяти, возникших за 10—15 мин до аварии. На этом основании ученый приходит к важному для следственной практики выводу: «человеку нужно 10—15 мин, чтобы следы памяти прочно закре- пились, или, как принято говорить в психологии, «консолидировались»1.

Последующие эксперименты, при проведении которых в качестве раздражителя использовалась резкая световая вспышка, подтвердили эту закономерность, т.е.необходимость определенного времени на за- крепление следов в памяти.Со всей очевидностью проявилось также разрушающее воздействие на процесс запоминания сильных, травмиру- ющих память раздражителей, что, безусловно, надо учитывать при про- ведении допросов потерпевших.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.248.208 (0.019 с.)